Технологическая карта урока по литературному чтению. 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
В данной работе дана технологическая карта урока по литературному чтению, УМК Учебно-методический комплекс «Планета знаний». Тема урока «Жизнь и творчество К.Г. Паустовского. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». В уроке представлены: подготовка к восприятию, первичное чтение, работа над смысловым чтением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение. Подготовка к восприятию. Первичное чтение. Работа над смысловым чтением.
Технологическая карта
УМК Учебно-методический комплекс «Планета знаний»
Предмет Литературное чтение класс 4
Учитель Лобанчук Вера Николаевна
Школа МОУ «Лазурненская средняя общеобразовательная школа»
Тема урока | Жизнь и творчество К.Г. Паустовского. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (2 ч.) | Тип урока открытия новых знаний | ||||
Целевые установки урока (для учителя) | Образовательные: Воспитательные: | |||||
Планируемые результаты (для ученика) | Предметные | Личностные (личностные УУД) | Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД) | |||
Предметные: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности; эстетически воспринимать произведения литературы; делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план отдельной части текста, пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение). | Личностные: понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений; понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений; находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении; осознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.). | Р.: читать в соответствии с целью чтения; осмыслять коллективно составленный план, предлагать свой индивидуальный план; П.: находить необходимую информацию в тексте литературного произведения; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; находить в литературных текстах сравнения и олицетворения; К.: проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям; умение слушать и понимать других | ||||
Материально-техническое обеспечение урока Для учителя: Учебник Э.Э. Кац «Литературное чтение» 4 класс часть 3, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация Для учащихся: Учебник Э.Э. Кац «Литературное чтение» 4 класс, рабочая тетрадь № 2 Э.Э. Кац «Литературное чтение» 4 класс | ||||||
Учебно-методическая литература | ЦОР | |||||
Ход урока Этапы урока
Домашнее задание | ||||||
Этап урока Организационный момент | ||||||
Содержание . | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||
1.Организационный момент. Психологический настрой на урок Речевая разминка | Учитель на фоне музыки Э.Грига читает стихотворение Э. Мошковской: Плакали ночью Жёлтые клёны Вспомнили клёны, Как были зелены... С жёлтой берёзы Тоже капало. Значит, берёза Тоже плакала. Приходилось ли вам видеть плачущие деревья? Отчего, по-вашему, они плакали? Бывает ли у вас такое настроение, когда хочется плакать? О чём вы плачете? Как быть, если кто-то плачет? Утешить плачущего спешит тот, кто добр сердцем. Я так хочу, чтобы ваши глаза светились счастьем, чтобы из них не выкатилось ни одной слезинки. А наше бережное отношение друг к другу, тёплые и нежные взгляды помогут нам в хорошем настроении провести этот урок Речевая разминка Итак, начнем наш урок с чистоговорки.
| Готовность к уроку, положительное отношение к происходящему | Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности К.: умение слушать и понимать других | |||
Диагностика достижения планируемых результатов: настроить учащихся на позитивное настроение | ||||||
Этап урока Подготовка к восприятию | ||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||
Актуализация знаний | ||||||
Групповая работа по карточкам (у одарённых детей текст больше по объёму, у детей с ОВЗ – текст меньше) | Организует и настраивает детей на совместную работу Обобщение – О чём писал Паустовский? | Дети работают по карточкам в группах. Читают отрывки и определяют автора Каждая группа получает по карточке с отрывками из изученных произведений Паустовского 1 карточка – отрывок из рассказа “Заячьи лапы” | Л: осуществление актуализации личного знаний Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения К: определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре); К.: умение слушать и понимать других | |||
Диагностика достижения планируемых результатов: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель | ||||||
Прогнозирование | ||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||
Беседа, просмотр слайда с изображением писателей | Организует работу по прогнозированию Как вы думаете, с произведением какого автора мы будем сегодня знакомиться? О чём пишет Паустовский в тех произведениях, отрывки которых вы только что читали? Посмотрите на экран и назовите К.Г.Паустовского Какие этапы работы с произведением вы можете предложить? | Ученики называют, с произведением какого автора будут знакомиться на уроке, о чём пишет автор. Прогнозируют работу на предстоящем уроке | К.:: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; К.: умение слушать и понимать других | |||
Диагностика достижения планируемых результатов: умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем | ||||||
Словарная работа | ||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||
1.Работа над лексическим значением слов с использованием слайдов презентации: дровосек, аккорды, кованые, портьеры, ботфорты, парча, шёлк, бархат, фетр, шпоры, шпага, кафельная печка симфоническая музыка, благоухание, 2. Подбор прилагательных к словам: Музыка-тихая, Мысль – неожиданная Поступок – важный 3.Знакомство с именами собственными: Берген, Э.Григ (слайд презентации) | Организует работу над лексическим значением слов, подбор прилагательных к словам, знакомство с именами собственными – Берген – город в Норвегии, Э. Григ – норвежский композитор | Объясняют значение знакомых им слов, узнают значение новых для них слов | К.: проявлять активность и стремление высказываться; умение слушать и понимать других | |||
Диагностика достижения планируемых результатов: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель; способность к установлению аналогий, отнесению к известным понятиям | ||||||
Этап урока Музыкальная физкультминутка
| ||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||
Физкульминутка Солнышко красно, Гори – гори ясно! В небо пташкой залети, Нашу землю освети, Чтоб садам и огородам Зеленеть, цвети, расти! Солнышко красно, Гори – гори ясно! В небе рыбкой поплыви, Нашу землю оживи, Всех на свете ребятишек Обогрей, оздорови! Потянулись к солнышку, набрались у него сил… и начали учиться. | Организует работу по проведению физкультминутки | Выполняют движения под музыку | Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности К.: умение слушать и понимать других | |||
Диагностика достижения планируемых результатов: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель; положительное отношение к школе и учебной деятельности | ||||||
Этап урока Мотивация | ||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||
Рассказ учителя, создание настроя на восприятие материала (с одновременным показом слайда с изображением писателя и композитора) | Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий наиболее интересных знаменитых людей, описать некоторые случаи из их жизни. Сегодня мы прочитаем рассказ "Корзина с еловыми шишками", повествующий об одном из таких знаменитых людей. Но это еще и один из самых поэтичных рассказов Паустовского. | Слушают объяснение учителя | Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности Р: волевая саморегуляция К.: умение слушать и понимать других | |||
Диагностика достижения планируемых результатов: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем | ||||||
Этап урока Первичное чтение | ||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||
Чтение текста учителем совместно с подготовленными учащимися (одарённые дети) | Читает текст по частям совместно с подготовленными учащимися 1 часть, 1 – 5 абзацы – читает учитель 1 часть, чтение по ролям – подготовленные учащиеся 2 и 3 части – читает учитель (со слов 2 части «Он писал и видел… - чтение под музыку Э. Грига) | Слушают Читают по ролям (подготовленные учащиеся) | П.: понимать смысл услышанного; читать в соответствии с целью чтения; Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу К.: умение слушать и понимать других | |||
Диагностика достижения планируемых результатов: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель; умение контролировать свои действия | ||||||
Этап урока Работа над смысловым чтением | ||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||
Проверка первичного восприятия | ||||||
Беседа Какие чувства вы испытывали при прослушивании текста? Какие картины представили себе, слушая это произведение? Какой фрагмент рассказа произвёл на вас наиболее сильное впечатление? | Организует беседу по вопросам с привлечением одарённых детей (Какие бы вы хотели задать одноклассникам сразу после прослушивания текста?) | Слушают вопросы учителя и отвечают | П.: находить необходимую информацию в тексте литературного произведения; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; находить в литературных текстах сравнения и олицетворения; К.: проявлять активность и стремление высказываться Л.: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции | |||
Диагностика достижения планируемых результатов: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель; умение контролировать свои действия; проявлять инициативу и самостоятельность в обучении | ||||||
Этап урока Физкультминутка | ||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||
Физкульминутка Мозговая гимнастика: «Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд) «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. | Организует работу по проведению физкультминутки | Выполняют движения под руководством учителя | Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности К.: умение слушать и понимать других | |||
Диагностика достижения планируемых результатов: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель; положительное отношение к школе и учебной деятельности | ||||||
Повторное чтение и работа по содержанию текста | ||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||
Чтение текста с заданием (работа в парах) Одарённые дети – готовят пересказ описания осени в этой части текста Дети с ОВЗ – выразительное чтение отрывка с описанием осени Беседа: Как в рассказе писатель подметил любовь композитора к природе? Какие приёмы использовал К. Паустовский для описания осеннего леса? Какие слова писатель использует для написания портрета девочки? Чем привлекла к себе внимание Грига Дагни? Давайте заглянем в дом Дагни и узнаем, что особенно здесь дорого девочке? Во время прогулки Григ - известный всему миру композитор, обласканный вниманием публики, знаменитый человек - с удовольствием беседует с дочкой лесника. - Какие черты характера Грига раскрываются? Почему композитор решил сделать девочке подарок? Почему в рассказе Григ с такой любовью и вниманием относится к девочке? | Организует работу по чтению текста (у одарённых детей – пересказа) с заданием Задание – отметить сравнения и олицетворения. Организует беседу. Сообщает дополнительные сведения о писателе: Дочь композитора прожила один год. Она была белокурая и зеленоглазая, как Дагни из рассказа Паустовского. Больше детей у Григов не было. Всю жизнь вспоминал композитор эту утрату… Любовь к дочке, он перенес на своих друзей-ребятишек. Из воспоминаний о композиторе нам известно, что он, будучи уже взрослым человеком, душой был близок детям. Как и дети, он любил сказки и легенды о таинственных лесных духах, о гномах, троллях, эльфах и часто рассказывал их своим маленьким друзьям-ребятишкам. | Читают текст (стр.5 – 6), отмечают используемые автором приёмы Отвечают на поставленные вопросы | П.: находить необходимую информацию в тексте литературного произведения; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; находить в литературных текстах сравнения и олицетворения; К.: проявлять активность и стремление высказываться; умение слушать и понимать других Р.: читать в соответствии с целью чтения; Л.: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции | |||
Диагностика достижения планируемых результатов: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем | ||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||
Чтение текста по ролям Дети с ОВЗ – следят за чтением Подбор заголовка к 1 части рассказа с записью в тетрадь | Организует работу по чтению текста по ролям, подбора заголовка к 1 части рассказа | Читают текст (стр.6 – 8), дети с ОВЗ следят за чтением; подбирают заголовок к 1 части рассказа, записывают в тетрадь | П.: находить необходимую информацию в тексте литературного произведения; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; находить в литературных текстах сравнения и олицетворения; К.: проявлять активность и стремление высказываться; умение слушать и понимать других Р.: читать в соответствии с целью чтения; осмыслять коллективно составленный план, предлагать свой индивидуальный план; Л.: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции | |||
Диагностика достижения планируемых результатов: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем | ||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||
Чтение 2 части текста, составление плана с записью в тетрадь Беседа: Найдите и прочитайте описание дома и рабочего кабинета композитора. Обратите внимание на сравнения, которые использует Паустовский. О чем писал в своей музыке Григ? Кого видел Григ, когда писал музыку? Кто и как слушал музыку Грига? | Организует работу по чтению текста по ролям | Одарённые дети – самостоятельно, работая в парах – читают 2 часть и составляют план этой части с записью в тетрадь Читают текст под руководством учителя, составляя план этой части с записью в тетрадь Дети с ОВЗ – следят за чтением | П.: находить необходимую информацию в тексте литературного произведения; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; находить в литературных текстах сравнения и олицетворения; К.: проявлять активность и стремление высказываться; умение слушать и понимать других Р.: читать в соответствии с целью чтения; осмыслять коллективно составленный план, предлагать свой индивидуальный план; Л.: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции | |||
Диагностика достижения планируемых результатов: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем | ||||||
Этап урока Итог урока | ||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||
Фронтальный опрос С каким произведением мы познакомились, кто его автор? Что особенно заинтересовала вас во время урока? Понравилось ли произведение? О чем оно заставляет задуматься? Самооценка Оцените свою работу на уроке: «+» - доволен своей работой «+, -» - нужно постараться «-» - не всё получилось на уроке, так как хотелось бы | Организует подведение итога урока | Осмысливают впечатления от урока, делятся своими впечатлениями, высказывают свою точку зрения | Р.: осуществлять самооценку, осознавать свои достижения и неудачи; П: строить рассуждения; строить речевое высказывание в устной форме; умение слушать и понимать других | |||
Диагностика достижения планируемых результатов: умение контролировать и оценивать свои действия | ||||||
Этап урока Рефлексия | ||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||
Продолжите высказывания: Сегодня на уроке я удивился…. Сегодня на уроке я восхитился… Сегодня на уроке я почувствовал… | Организует этап урока | Осмысливают впечатления от урока, делятся своими впечатлениями, высказывают свою точку зрения | Планируемые результаты (формируемые УУД) П: строить рассуждения; строить речевое высказывание в устной форме К.: умение слушать и понимать других | |||
Диагностика достижения планируемых результатов: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель; умение оценивать своё отношение к происходящему | ||||||
Этап урока Домашнее задание | ||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||
1 группа – учащиеся с ОВЗ - выразительное чтение диалога Дагни с Григом; 2 группа – пересказ понравившегося отрывка; 3 группа – одарённые дети – подготовить рассказ о К.Паустовском или Э.Григе (на выбор) | Объяснение домашнего задания | Слушают задание, записывают в дневнике | К.: умение слушать и понимать других | |||
Диагностика достижения планируемых результатов: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс
Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."
Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...
технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «А.С. Пушкин» Класс: 3 УМК «Школа России». Литературное чтение Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий .
Технодогическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "А.С.Пушкин"...
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....