конспект урока по литературному чтению 1 класс программа Перспектива
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Ольга Валерьевна Рябушкина

урок чтения в 1 классе . С. Михалков " Как бы жили мы без книг"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения в 1 классе.

 

Тема: «Как бы жили мы без книг?»

Цели и задачи:

- Формирование позитивного отношения к чтению, к книге; освоение способов выбора книг; совершенствование навыков чтения, умения отбирать нужную информацию; формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.

-Учить внимательно рассматривать иллюстрации в учебнике и получать необходимую информацию о библиотеке и работе в ней с книгой.

Ход урока.

Орг. момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Речевая разминка. Слайд 2

Прочитайте скороговорку: Сорок сорок

                                               Для своих сорочат

                                               Сорок сорочек

                                               Не ссорясь строчат

Сначала медленно, быстрее и громче, играя голосом: 1 строчку – громко, 2 – тихо и т.

Введение. Слайд 3

- Сегодня мы с нашими друзьями Аней и Ваней продолжим изучение раздела «Книги — мои друзья».

Поэтому и разговор у нас пойдет о чем, ребята? (О книгах)

               Сколько звезд на небесах.

               Сколько цвету в лесах,

               Сколько капель в реке,-

               Столько книг на земле!

               Есть - с ладошку они.

               Есть – большие тома,

               Проживают они

               Вместе с нами в домах. (Показать книги)

Проблемная ситуация.  Слайд 4,5

- Но вот однажды с нашими героями произошла такая история. 

Однажды Таня и Ваня возвращались из школы домой. Вдруг подул ветер, налетели тучи, засверкали молнии, началась гроза. Ветер подхватил портфели ребят и унёс в неизвестную сторону. Дети расстроились. Что же делать? Как выучить уроки? Ребята обратились за помощью к своим друзьям. Но и у друзей случилась та же беда. Решили пойти в библиотеку, но и там не оказалось ни одной книги. Что же произошло? Это злой волшебник НЕЧИТАЙ решил уничтожить все книги на свете. Этому волшебнику очень не нравилось, что люди так много знают. Он считал, что виноваты в этом книги.

 

- Как вы думаете, ребята, прав ли волшебник? Нужны ли нам книги?

- Для чего человек придумал книгу?

Как хорошо уметь читать!                     (Читают подготовленные ученики)
Взять книгу в руки и узнать,
Что в мире было до меня
И для чего родился я.
К каким галактикам слетать,
Что посмотреть, кем быть, кем стать
Мне книга может рассказать,
Ведь только ей дано все знать.

- Как в старину передавались знания?

- Как в наше время люди общаются друг с другом, сообщают что-то важное и интересное? Расскажите.

Основная часть.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Как бы жили мы без книг». с. 13 учебника

- Какой вопрос задает поэт своим читателям? Как бы вы сами на него ответили?

Выставка книг С. Михалкова. Слайд 6

- Знаете ли вы книги, которые написал С. Михалков? О чем эти книги? (Чтение и рассматривание книг.)

- Героев каких книг С. Михалкова вы знаете?

Физминутка.

Работа по учебнику с.13

Анализ стихотворения С. Михалкова «Как бы жили мы без книг».

Iчасть

 1-2 строка.

- Какую картину мы наблюдаем? Какие слова помогают увидеть эту картину? - Какие необычные слова вы прочитали? Подберите слова, близкие по значению к слову «миг» (быстро, коротко, мало).

 3-4 строки.

- Изменилось ли в вашей представленной картине что-нибудь?

- Что объединяет эти строфы? (Та же удивительная картина отсутствия в мире книг).

 5-8 строки.

- Изменилось ли что-нибудь? Какую картину вы увидели? Какие слова помогают увидеть эту картину? (…волшебные добрые сказки и веселые повести).

- Какой необычный знак препинания вы заметили? (?...- Многоточие означает длительную паузу. Все замерло. Все уснуло. Весь мир прекрасного, мир знаний отсутствует)

- Каково, по вашему мнению, настроение этих строчек стихотворения? Радостное или печальное7

II часть

- Что изменилось в этих строчках?

- Можно ли сказать, что в этих строках появился автор стихотворения? О чем он нам сообщает?

- Каково, по вашему мнению, настроение этого четверостишья?

- Радостное или печальное? Найдите в тексте слова, которые передают радость.

Выразительное чтение отрывка из стихотворения

С. Михалкова (отработка вопросительной интонации).

- Почему во все времена люди так ценили книги?

- Русская народная пословица говорит: «Кто много читает, тот много знает». (Книги рассказывают нам о многом.

Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь.)

Мы бережно должны относиться к книге. Слайд 8,9.

__________________________________________________________________________

 Письмо от книги.

«Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ни пером, ни карандашом – это так не красиво. Если вы не закончили читать, то вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что такая погода для меня вредна. Помогите мне остаться чистой, а я помогу вам быть счастливыми и радостными».

- Лицо школьника – это его книги. И в этом вы сейчас убедитесь.

  Две книжки


Однажды встретились две книжки.
Разговорились меж собой.
«Ну, как твои делишки?» - одна спросила у другой.


«Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложки вырвал с мясом,
Да что обложки… Оборвал листы.
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.


Боюсь, листы пойдут на змей, тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?»
«Твои мне не знакомы муки. Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки, сел ученик читать меня.


А посмотри-ка на мои листочки: на них
Чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу – о них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу не как-нибудь, а на отлично».


     В басне этой нет загадки, расскажут напрямик
     И книжки и тетрадки, какой ты ученик.


- Вот видите, ребята, каким разным может быть отношение к книгам.

- Достаточно ли только бережно хранить книгу или нужны, ещё какие-либо правила при обращении с книгой?

Вырабатываются правила вежливого читателя.

 Правило-совет для читателя

1.       Старайся читать вслух, не торопись, глубже вникай в смысл прочитанного.

2.       Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.

3.       Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила.

4.       Умей беречь книгу!

- Расскажите, кого можно назвать хорошим читателем. Какими качествами он должен обладать? Будет ли «разговаривать» книга без своего читателя?

__________________________________________________________________________

Как вы думаете, а где хранятся книги?

Загадка. Слайд 8,9.

Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем:

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Вместились сказки старины:

И черномор

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай! (Библиотека)

Слайд 10.

- Известно ли вам значение слова «библиотека»?

Библиотека – это учреждение, собирающее и хранящее книги.

- Кто помогает в поиске книги в библиотеке? (Библиотекарь)

- Основателем первой библиотеки был Ярослав Мудрый.

Работа по учебнику с.15-17.  Слайд 12-15

- Рассмотрите внимательно иллюстрации. Где находятся ребята?

Чтение диалога Ани и Вани.

- Что поможет ребятам правильно выбрать книгу? (каталог-перечень книг, составленный в алфавитном порядке)

- Как стоят книги в библиотеке? Какие ориентиры существуют для выбора книг? (Алфавитный указатель, систематический каталог.)

- Объясните, для чего нужны каталоги книг?  

Заключение.

 Обмен мнениями по вопросам:

- Может ли компьютер заменить книгу? А кино, телевидение? Объясните почему.

- Родилось ли у вас желание всегда обращаться к книге, уметь хорошо читать и понимать написанное?

 Новых книг живые строки

Открывают путь широкий.

Жить без книг мы не могли бы,

Дорог нам их вечный свет.

Книгам добрым интересным

Мы всем классом шлем привет!

                                    С. Михалков «Как бы жили мы без книг?..»

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..

Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!

Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.

Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!

Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.

Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.

И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!

Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!

И особенно российской -
Начиная с Букваря!


Как хорошо уметь читать!
Взять книгу в руки и узнать,
Что в мире было до меня
И для чего родился я.
К каким галактикам слетать,
Что посмотреть, кем быть, кем стать
Мне книга может рассказать,
Ведь только ей дано все знать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по программе Л. В. Занкова 2 классШуточный рассказ: серьезная проблема »

Цель урока: Посмотреть, как Д.Родари, автор рассказа « Сакала-пакала» затрагивает в шуточной форме серьезную проблему взаимоотношений взрослых и детей, детей и родителей....

Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа" по теме "Андрей Усачёв. Обои"

Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа" во 2 классе по теме "Андрей Учачёв. Обои" соответствует требованиям ФГОС и содержит описание групповой работы, интер...

Конспект урока математики во 2 классе (Программа " Перспектива")

Закрепление  материала по теме " Табличное умножение и деление на 4, названия компонентов действия деления и умножения. Формирование навыка решения задач на деление с использовнием интнракти...

Конспект урока русского языка 1 класс программа Перспектива.

Конспект урока русского языка 1 класс программа Перспектива. Расшитое полотенце. Элементы печатных букв Щ, Ы, Ъ, Ь....

Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспектива" "Слон и Моська. И.А.Крылов"

Открытый конспект урока в 3 классе по программе "Перспектива" "Слон и Моська. И.А.Крылов"...