Народные сказки о мудрости. Киргизская народная сказка «Мудрая девушка»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

 Конспект урока по литературному чтению. Методические приемы:

  • эссе;
  • чтение с остановками
  • синквейн
  • двойной дневник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pishchukliter._chten.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Пищук Е.Н., учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

Учебник и учебные пособия: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева  литературное чтение «Маленькая дверь в большой мир» (часть 2), методическое  пособие  для учителя  Литературное чтение. 2 класс. Поурочные планы.

Тема: Народные сказки о мудрости. Киргизская народная сказка «Мудрая девушка»

Задачи:

  1. познакомить с особенностями содержания киргизской сказки, её языком;
  2. работать над обогащением словарного запаса;
  3. воспитывать доброе, уважительное отношение к людям;
  4. совершенствовать навык чтения.

Методические приемы:

  • эссе;
  • чтение с остановками
  • синквейн
  • двойной дневник

Ход урока.

Вызов

Проверка домашнего задания (домашнее задание выполняли по выбору: 1группа – составляли синквейн,  2 группа  – эссе)

- Ребята, мы с вами работаем над сказками народов мира и убеждаемся в крылатом выражении «Что за прелесть эти сказки». Каждая сказка по-своему хороша и каждая сказка чему-нибудь нас учит.

   1 группа зачитывает  синквейны на тему «Сказка»

- Над какой сказкой мы закончили работать на прошлом уроке?   Какой же мудростью богата эта сказка? Чему она нас учит?

 2 группа зачитывает эссе по прочитанной сказке «Мудрый старик»

Вывод: эта сказка учит нас уважительному отношению к старым людям, благодарности за то, что старики делятся жизненным опытом с молодыми.

- Совсем недавно я услышала притчу, которую хочу вам рассказать:

Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил: «Какие люди живут в этом городе?» Старик ответил ему вопросом: «А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?» – «Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда». - «Здесь ты встретишь точно таких же», ответил ему старик. Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: « Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?» Старик ответил тем же: «А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?» – «О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться». – «Ты найдешь таких же и здесь», - ответил старик. Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком: «Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос?»
«Сын мой, - говорит старик, - каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях, откуда он пришел, здесь и тем более не найдет ничего. Напротив  же, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдет верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы находим в них».

- Можно этого старика назвать мудрым? В чем его мудрость? Как поняли притчу?

Как  считаете, мудрыми могут быть только пожилые люди, или мудрость не зависит от возраста?  Вам приходилось поступать мудро в какой-то жизненной ситуации?

(Рассуждения детей)

Осмысление

-Сегодня мы знакомимся еще с одной сказкой о мудрости

Работа по иллюстрации стр.12.

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию. Кого вы видите там? - Как одеты молодые люди?

  - Какие у них головные уборы?

 - Какие особенности лица вы заметили?

  - Что вы видите на заднем плане?

    - Давайте прочитаем заглавие сказки.

 - Как вы думаете, о ком будет эта сказка?

  - Эта сказка какого народа?

1. Чтение I-й части с остановками. (Приложение)

Вопросы после чтения:

– Что вы узнали о Сарыбае?

– Каким он был человеком? (Умным, мудрым, дальновидным)

– Подтвердите словами из текста.

– Прочитайте его слова, которые справедливы и до сих пор? ( “… Живые быстро забывают слова умерших.”)

– Как вы их понимаете? (Люди умирают, мудрые слова, которые они когда-то говорили, забываются, но эти слова забывать нельзя.)

– Прав ли был Сарыбай, говоря их? (Да)

– Почему? (Народ не хотел выбирать ханом пастуха.)

– Кто же настоял на том, чтобы ханом стал пастух? (Аксакалы.)

– Почему люди прислушались к словам аксакалов? (Киргизы уважительно относятся к старейшим – аксакалам.)

– Что вы узнали о жизни киргизов из сказки?   - Вспомни название сказки. А узнали ли вы что-нибудь о девушке?

  - Давайте читать дальше.

2. Чтение II-й части с остановками.

Вопросы после чтения II-й части :

– Почему Болотбек женился на Даанышман?

– Какое качество жены он ценил особенно?

– Почему?

– Почему он не выбрал девушку из богатой семьи, ведь у нее есть и деньги, и богатые родственники?

3. Чтение III-й части с остановками.

Рефлексия

– Постарайтесь найти ответы на вопросы, записанные на доске:

На доске:

– Что означает имя Даанышман?

– Как правили хан с женой своим ханством?

– Как  Даанышман помогла мужу понять несправедливость его упреков?

-  Какой мудростью богата эта сказка?

Домашнее задание: Перечитать сказку, заполняя двойной дневник.

Приложение

Мудрая девушка.

Киргизская сказка

        І часть

В старые, давние времена жил хан, по имени Сарыбай.
Однажды он собрал свой народ и говорит:
- Вот уже сорок лет я ваш хан, я много повидал за это время, я выпил и съел столько, сколько мне было предназначено. Теперь мне только осталось умереть, но нет у меня детей и некому передать ханство. Изберите же сами себе нового хана.
И отвечает Сарыбаю его народ:
- Ты сам назначь нам нового хана!
- Нет, - говорит хан, - ведь живые быстро забывают слова умерших. Умру я, а со мной вместе умрут и мои слова.
(Как понимаете это выражение?)
Но народ снова стал просить его:
- Мы чтим тебя и твои слова, назначай нового хана, и мы послушаемся тебя!
Тогда Сарыбай сказал:
- Есть у меня верный друг - белый сокол. После моей смерти он три дня не будет ни двигаться, ни есть, ни пить. На четвёртый день вы подойдите к нему, покормите его, напоите его и выпустите на волю.
Следите за ним и смотрите, где он будет кружиться. Тот, на чью голову опустится белый сокол, и станет вашим ханом.
Прошло немало дней, и хан Сарыбай умер. И верный его друг - белый сокол - три дня не двигался, не ел и не пил. На четвёртый день его накормили, напоили и выпустили на волю. Высоко в воздух поднялся сокол, покружился над собравшимся народом и опустился на голову молодого пастуха Болотбека. Зашумел народ тут.
(Почему? Чем были недовольны?) Одни кричали:
- Уж очень молод Болотбек - может ли он править ханством?
- Не станем выбирать ханом пастуха! - кричали другие. Тогда выступили вперед аксакалы и обратились к народу:
- Мы обещали Сарыбаю выбрать ханом того, на чью голову опустится белый, сокол. Он опустился на голову пастуха. И пусть этот молодой пастух станет теперь нашим ханом!
И вот стал Болотбек ханом. Был он умным и справедливым, много помогал бедным - раздавал им скот и выдавал одежду из ханской кладовой.
Скоро народ заметил, что каждый раз, когда хан Болотбек выходил из кладовой, глаза его были заплаканы: Стали люди опрашивать у него о причине его печали и слёз. И молодой хан отвечал им:
(Как думаете, почему плакал Болотбек?)
- В кладовой лежит мой старый рваный халат. И он напоминает мне о том, что среди моего народа есть ещё много бедняков. От этого мне становится тяжело, и я плачу!
С тех пор еще больше полюбили подданные своего хана.

ІІ часть


Долго правил хан  Болотбек, правил мудро и справедливо. Но одно печалило народ - не берёт хан себе жены, не нравятся ему дочери баев и ханов. И вот однажды пришли к нему аксакалы и стали просить его жениться.
- Вспомни Сарыбая, - сказали они ему. - Он умер, не оставив после себя наследников, так будет и с тобой.
Долго уговаривали его аксакалы, и хан наконец согласился.
- Хорошо, - сказал он. - Созовите ко мне всех знатных девушек нашего ханства, я загадаю им три загадки, и та, которая отгадает их, станет моей женой.
И вот во дворце Болотбека собрались все знатные девушки ханства. Выходит к ним хан Болотбек и загадывает им три загадки:
Какое расстояние между востоком и западом?
Какое расстояние между небом и землёй?
Какое расстояние между правдой и ложью?
Для ответа хан дал три дня сроку и приказал девушкам каждое утро и вечер приходить во дворец и рассказывать, что они надумают за это время.

(Попробуйте отгадать загадки. Читаем дальше и проверим правильность наших предположений).
Прошло два дня, но еще ни одна из девушек не разгадала загадок хана. На третий день по дороге во дворец они встретили бедную девушку по имени Даанышман, которая собирала хворост.
- Сестрицы, - обратилась к ним Даанышман, вот уже третий день ходите вы во дворец. Скажите мне, зачем?
- Не твоё дело, - грубо отвечали ей знатные девушки, - Собирай свой хворост!
Но среди девушек нашлась одна подобрее и рассказала ей всё, Даанышман тогда стала упрашивать и её взять во дворец. Девушки смеялись над её бедной одеждой и не хотели брать, но после долгих просьб они наконец согласились. Пришли девушки во дворец, и хан Болотбек спрашивает их:
- Ну, кто из вас отгадал мои загадки?
Никто из девушек не откликнулся. Тогда выступила вперёд Даанышман и сказала:
- Хан, я отгадала твои загадки. Между востоком и западом всего-навсего один день пути, потому что утром солнце начинает свой путь на востоке, а вечером оно заканчивает его на западе. Невелико расстояние между небом и землёй - его нетрудно охватить взором: поднимешь глаза - увидишь небо, опустишь глаза - увидишь землю. Третью загадку отгадать тоже нетрудно: расстояние между правдой и ложью всего лишь в четыре пальца, это расстояние между глазом и ухом, потому что ухо часто слышит ложь, но глаз всегда видит только правду.
(Предположения подтвердились?)
- Правильно, - воскликнул хан, - ты одна разгадала загадки, ты самая умная девушка в моей стране, и я женюсь на тебе!
И Болотбек велел сзывать народ на свадьбу.
Так бедная девушка стала ханской женой. Жили они дружно и счастливо, всегда помнили о бедняках и заботились о них. Даанышман помогала хану своими умными советами и наставлениями. Ведь недаром ее звали Даанышман, что значит мудрая. Хан всегда слушал свою жену, но взял с неё слово, что никого, кроме него, она не будет учить уму.

ІІІ часть
Однажды сильно провинился перед ханом Болотбеком один джигит. И он должен был умереть. И пришёл тогда джигит к ханше и стал просить её, чтобы она научила его, как избежать неминуемой смерти
. ( Как думаете поможет ему Даанышман?)
Жаль стало ханше джигита, и она нарушила слово, данное мужу, научила джигита, как отвечать перед Болотбеком.
- Только смотри, не говори хану, что это я тебя научила! - приказала она.
Но хан Болотбек сразу понял, что сам джигит не мог умно придумать, и стал его выспрашивать:
- Скажи, кто тебя научил так отвечать? Если не скажешь, нолю казнить тебя!
Испугался джигит и сознался, что это Даанышман его научила. Разгневался хан.

 (Как поступит Болотбек?)

Пришёл он к жене и говорит ей:
- Ты не сдержала своего обещания, значит, ты не можешь быть мне верной женой! До сих пор жили мы с тобой дружно, но теперь оставь мой дворец и мой город - уезжай! Можешь взять с собой то, что ты больше всего любишь.
- Хорошо, - ответила Даанышман. - Я согласна, только исполни мою просьбу - в последний раз поешь со мной вместе!
Согласился хан Болотбек.
(Как думаете, что возьмет с собой Даанышман?)
Ханша приготовила еду, принесла вина и стала угощать мужа. Когда хан опьянел и уснул, Даанышман приказала запрячь в арбу лучших лошадей. Она уложила в арбу спящего хана и повезла его.
Скоро приехали они в другое ханство. Хан Болотбек проснулся, посмотрел вокруг и увидал, что находится в каком-то незнакомом городе, а рядом с ним сидит его жена Даанышман. Испугался хан Болотбек и спрашивает её:
- Что ты хочешь со мной делать?
- Хан мой, - отвечает ему жена, - ты сказал мне: «Оставь мой дворец и мой город - уезжай! Можешь взять с собой то, что ты больше всего любишь». Я оставила твой дворец, оставила твой город, но взяла с собой тебя, потому что люблю больше всего на свете!
(Подтвердились  наши предположения?)
Понял хан Болотбек, что был несправедлив, стыдно ему стало перед своей женой-умницей, он вернулся с ней в свой дворец, и зажили они, как прежде, счастливо и дружно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка»)"

Урок литературного чтения во 2-м классе для обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100". Используется технология формирования типа правильной читательской деятельности. На уроке школьник усваи...

Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "

Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования  «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче...

«Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».

Конспект урока по литературному чтению «Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Зан...

Конспект урока литературного чтения на тему: Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?

В данном конспекте осуществляется использование технологии продуктивного чтения...