Народные сказки о мудрости. Киргизская народная сказка «Мудрая девушка»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению. Методические приемы:
- эссе;
- чтение с остановками
- синквейн
- двойной дневник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pishchukliter._chten.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пищук Е.Н., учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Учебник и учебные пособия: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева литературное чтение «Маленькая дверь в большой мир» (часть 2), методическое пособие для учителя Литературное чтение. 2 класс. Поурочные планы.
Тема: Народные сказки о мудрости. Киргизская народная сказка «Мудрая девушка»
Задачи:
- познакомить с особенностями содержания киргизской сказки, её языком;
- работать над обогащением словарного запаса;
- воспитывать доброе, уважительное отношение к людям;
- совершенствовать навык чтения.
Методические приемы:
- эссе;
- чтение с остановками
- синквейн
- двойной дневник
Ход урока.
Вызов
Проверка домашнего задания (домашнее задание выполняли по выбору: 1группа – составляли синквейн, 2 группа – эссе)
- Ребята, мы с вами работаем над сказками народов мира и убеждаемся в крылатом выражении «Что за прелесть эти сказки». Каждая сказка по-своему хороша и каждая сказка чему-нибудь нас учит.
1 группа зачитывает синквейны на тему «Сказка»
- Над какой сказкой мы закончили работать на прошлом уроке? Какой же мудростью богата эта сказка? Чему она нас учит?
2 группа зачитывает эссе по прочитанной сказке «Мудрый старик»
Вывод: эта сказка учит нас уважительному отношению к старым людям, благодарности за то, что старики делятся жизненным опытом с молодыми.
- Совсем недавно я услышала притчу, которую хочу вам рассказать:
Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил: «Какие люди живут в этом городе?» Старик ответил ему вопросом: «А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?» – «Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда». - «Здесь ты встретишь точно таких же», ответил ему старик. Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: « Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?» Старик ответил тем же: «А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?» – «О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться». – «Ты найдешь таких же и здесь», - ответил старик. Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком: «Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос?»
«Сын мой, - говорит старик, - каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях, откуда он пришел, здесь и тем более не найдет ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдет верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы находим в них».
- Можно этого старика назвать мудрым? В чем его мудрость? Как поняли притчу?
Как считаете, мудрыми могут быть только пожилые люди, или мудрость не зависит от возраста? Вам приходилось поступать мудро в какой-то жизненной ситуации?
(Рассуждения детей)
Осмысление
-Сегодня мы знакомимся еще с одной сказкой о мудрости
Работа по иллюстрации стр.12.
- Ребята, посмотрите на иллюстрацию. Кого вы видите там? - Как одеты молодые люди?
- Какие у них головные уборы?
- Какие особенности лица вы заметили?
- Что вы видите на заднем плане?
- Давайте прочитаем заглавие сказки.
- Как вы думаете, о ком будет эта сказка?
- Эта сказка какого народа?
1. Чтение I-й части с остановками. (Приложение)
Вопросы после чтения:
– Что вы узнали о Сарыбае?
– Каким он был человеком? (Умным, мудрым, дальновидным)
– Подтвердите словами из текста.
– Прочитайте его слова, которые справедливы и до сих пор? ( “… Живые быстро забывают слова умерших.”)
– Как вы их понимаете? (Люди умирают, мудрые слова, которые они когда-то говорили, забываются, но эти слова забывать нельзя.)
– Прав ли был Сарыбай, говоря их? (Да)
– Почему? (Народ не хотел выбирать ханом пастуха.)
– Кто же настоял на том, чтобы ханом стал пастух? (Аксакалы.)
– Почему люди прислушались к словам аксакалов? (Киргизы уважительно относятся к старейшим – аксакалам.)
– Что вы узнали о жизни киргизов из сказки? - Вспомни название сказки. А узнали ли вы что-нибудь о девушке?
- Давайте читать дальше.
2. Чтение II-й части с остановками.
Вопросы после чтения II-й части :
– Почему Болотбек женился на Даанышман?
– Какое качество жены он ценил особенно?
– Почему?
– Почему он не выбрал девушку из богатой семьи, ведь у нее есть и деньги, и богатые родственники?
3. Чтение III-й части с остановками.
Рефлексия
– Постарайтесь найти ответы на вопросы, записанные на доске:
На доске:
– Что означает имя Даанышман?
– Как правили хан с женой своим ханством?
– Как Даанышман помогла мужу понять несправедливость его упреков?
- Какой мудростью богата эта сказка?
Домашнее задание: Перечитать сказку, заполняя двойной дневник.
Приложение
Мудрая девушка.
Киргизская сказка
І часть
В старые, давние времена жил хан, по имени Сарыбай. ІІ часть
(Попробуйте отгадать загадки. Читаем дальше и проверим правильность наших предположений). ІІІ часть (Как поступит Болотбек?) Пришёл он к жене и говорит ей: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка»)"
Урок литературного чтения во 2-м классе для обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100". Используется технология формирования типа правильной читательской деятельности. На уроке школьник усваи...
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной (на примере сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца»)
С презентацией...
Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "
Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче...
«Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».
Конспект урока по литературному чтению «Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Зан...
Конспект урока литературного чтения на тему: Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?
В данном конспекте осуществляется использование технологии продуктивного чтения...
Методическая разработка урока литературного чтения на тему: "Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?"
Методическая разработка урока литературного чтения...
«Сказка – выражение народной мудрости, через сказку в наставничество на основе сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Через сказку в наставничество...