"Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников"
статья по чтению (2 класс)
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников.
Дети нашего времени значительно изменились. Они обладают системно-смысловым типом сознания. У детей преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности. Это вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальном этапе обучения чтению. В последние время дети выбирают альтернативные способы получения информации, а не чтение. Экранная зависимость приводит к неспособности школьников концентрироваться на каком-либо занятии. Таким учащимся необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана. Им трудно воспринимать слышимое и читать, понимая отдельные слова и предложения. Такие школьники часто не могут связывать словосочетания, в результате не понимают текста в целом. Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и является универсальным учебным действием.
В этой связи особую актуальность приобретает развитие универсальных учебных действий младших школьников посредством смыслового чтения.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения.
Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех УУД:
личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
· регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
познавательные УУД – владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать; выдвижение гипотез и их обоснование;
Согласно требованиям ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством учителя школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:
– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;
– поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;
– изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.
В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого результата становления разных видов чтения на всех без исключения уроках используются следующие приёмы и способы работы:
- анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в само инструкцию, в алгоритм действий;
- выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст;
- вычитывание и обобщение информации из таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.
В своей практике я часто использую такие вопросы:
- Понравилось ли вам произведение?
- Что особенно понравилось?
- Когда было страшно?
- Что вызвало ваш смех?
- Когда героя было жалко?
- А было ли вам стыдно за героя? И т.п.
С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения?
В своей практике я сталкиваюсь со следующими проблемами:
- многие ученики имеют низкую скорость чтения и тратят много времени на подготовку домашних заданий;
- очень часто дети не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и из-за неправильного интонирования;
- дети не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном;
- затрудняются кратко пересказать содержание;
- при выполнении самостоятельной работы, тестов ученики допускают ошибки, так как не понимают формулировку задания;
- для чтения дети выбирают сказки, детективы, комиксы, избегают обращения к текстам познавательного характера.
Для преодоления этих проблем я использую различные приемы обучения детей смысловому чтению. Например, послетекстовый прием «Ромашка вопросов».
«Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума») – систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования.
Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов: 1.Простые вопросы; 2. Уточняющие вопросы; 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы; 4. Творческие вопросы; 5. Оценочные вопросы; 6. Практические вопросы.
Используя этот прием, я увидела, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры). Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки».
Я думаю, каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть замечен и отмечен учителем. Воспитание у ребенка интереса к чтению книг требует от родителей и педагогов немалого труда, терпения, жизненного опыта и знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/11/picture-454174-1402469959.jpg)
Групповая работа на уроке чтения как средство формирования УУД младших школьников
Методические разработки для организации групповой работы на уроках чтения во 2 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/21/picture-80293-1519194372.jpg)
Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников
Цель – формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-353186-1395678995.jpg)
«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
В соответствий с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/18/picture-1305887-1610956008.jpg)
Смысловое чтение как средство формирования УУД младшего школьника
Смысловое чтение как средство формирования УУД младшего школьника...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/05/picture-1425509-1664978860.jpg)
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Ежедневно человек, и взрослый и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с п...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/05/picture-1425509-1664978860.jpg)
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Самостоятельного обязательного предмета «Финансовая грамотность» в учебном плане школы не предусмотрено, хотя сегодня уже никто не спорит о том, что формирование финансовой грамотности осо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/03/picture-701770-1446576592.jpg)
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД младших школьников
. Цель и задачи технологии продуктивного чтенияЦель технологии: формирование читательской компетенции школьника.В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у ко...
- Мне нравится (1)