СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья по чтению

Бондарь Светлана Викторовна

      Ежедневно человек, и взрослый и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя.

        В соответствий с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию. Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.

Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую.

Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения.

Следует заметить, что сегодня в первый класс приходит немало читающих детей, но при этом проявляют равнодушное отношение к книге и неприятие к читательской деятельности.

 Каковы причины этого явления?

Во-первых, родители сами мало читают и практически полностью перестают читать со своим ребёнком, когда тот становится школьником.

Во-вторых, придя в школу, дети на всех уроках чаще говорят с учителем, а не с учебной книгой.

В-третьих, технической стороне чтения в методике и практике начального обучения всегда уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия стандарта фактически отсутствовали.

Таким образом ФГОС включает в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

       В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

       Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

 

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря

коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи

 

 

Формирование УУД при работе с текстом осуществляется через формирование у учащихся читательских умений.  Учитель формирует следующие читательские умения:

- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст; прогнозировать содержание по заголовку (ПУУД- логические действия);

- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам (ПУУД); (С.Маршак «Пожар», «Звучит»-книга-игра, посвящена звукам и словам с сюжетными картинками).

- формулировать тему небольшого текста (ПУУД);

- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла (ПУУД, ЛУУД);

- пользоваться толковым словарём (ПУУД);

- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова (ПУУД);

- извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию (ПУУД);

- обмениваться полученными сведениями (КУУД);

- логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст (ПУУД, КУУД);

- отвечать на вопросы по содержанию словами текста (выборочное чтение) (ПУУД, КУУД);

- находить в тексте описание к иллюстрациям (ПУУД);

- сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника (ПУУД);

- составлять план к прочитанному тексту (ПУУД, РУУД);

- самостоятельно выполнять задания на основе текста учебника и дополнительной литературы (ПУУД, РУУД);

- выполнять задания, включающие составление схем, таблиц (ПУУД, РУУД);

- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных (ПУУД, ЛУУД);

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам (ЛУУД);

- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст (ПУУД, ЛУУД);

- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль (ПУУД);

- находить главную мысль, сформулированную в тексте (ПУУД);

- готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета) (ПУУД, РУУД).

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников

Цель – формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника....

«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

В соответствий с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добы...

«Развитие смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников».

Выбор данной темы  неслучаен, потому что проблема смыслового чтения сейчас как никогда актуальна. Анализируя метапредметные работы, работы по написанию ВПР, позволило выделить недостатки  в ...

Смысловое чтение как средство формирования УУД младшего школьника

Смысловое чтение как средство формирования УУД  младшего школьника...

"Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников"

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат м...