СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья по чтению
Ежедневно человек, и взрослый и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя.
В соответствий с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию. Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.
Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую.
Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения.
Следует заметить, что сегодня в первый класс приходит немало читающих детей, но при этом проявляют равнодушное отношение к книге и неприятие к читательской деятельности.
Каковы причины этого явления?
Во-первых, родители сами мало читают и практически полностью перестают читать со своим ребёнком, когда тот становится школьником.
Во-вторых, придя в школу, дети на всех уроках чаще говорят с учителем, а не с учебной книгой.
В-третьих, технической стороне чтения в методике и практике начального обучения всегда уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия стандарта фактически отсутствовали.
Таким образом ФГОС включает в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря
-в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи
Формирование УУД при работе с текстом осуществляется через формирование у учащихся читательских умений. Учитель формирует следующие читательские умения:
- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст; прогнозировать содержание по заголовку (ПУУД- логические действия);
- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам (ПУУД); (С.Маршак «Пожар», «Звучит»-книга-игра, посвящена звукам и словам с сюжетными картинками).
- формулировать тему небольшого текста (ПУУД);
- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла (ПУУД, ЛУУД);
- пользоваться толковым словарём (ПУУД);
- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова (ПУУД);
- извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию (ПУУД);
- обмениваться полученными сведениями (КУУД);
- логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст (ПУУД, КУУД);
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста (выборочное чтение) (ПУУД, КУУД);
- находить в тексте описание к иллюстрациям (ПУУД);
- сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника (ПУУД);
- составлять план к прочитанному тексту (ПУУД, РУУД);
- самостоятельно выполнять задания на основе текста учебника и дополнительной литературы (ПУУД, РУУД);
- выполнять задания, включающие составление схем, таблиц (ПУУД, РУУД);
- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных (ПУУД, ЛУУД);
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам (ЛУУД);
- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст (ПУУД, ЛУУД);
- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль (ПУУД);
- находить главную мысль, сформулированную в тексте (ПУУД);
- готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета) (ПУУД, РУУД).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников
Цель – формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника....
Смысловое чтение как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Презентация...
«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
В соответствий с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добы...
«Развитие смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников».
Выбор данной темы неслучаен, потому что проблема смыслового чтения сейчас как никогда актуальна. Анализируя метапредметные работы, работы по написанию ВПР, позволило выделить недостатки в ...
Смысловое чтение как средство формирования УУД младшего школьника
Смысловое чтение как средство формирования УУД младшего школьника...
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Материал для учителей начальных классов...
"Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников"
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат м...