Внеклассное чтение
рабочая программа по чтению (1 класс)

Ошорова Кира Анатольевна

Внеклассное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rod.sobr_.atesst2018_1.docx44.59 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ « Средняя общеобразовательная школа№ 44»

670000, ул. Новая 44, г. Улан-Удэ, 333-244,  333-544

«Рассмотрено»

На заседании МО учителей

начальных классов

___________________________

  Протокол № __ от

«___»  ___________2018 г

         «Согласовано»

Заместитель директора по НМР

_______________________

«_____»   _________2018 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 44.

_____________________

 Приказ №  ____ от

«_____» _________2018 г.

Рабочая программа

              По предмету:  внеклассное чтение

             Уровень изучения:  базовый  /1 час  в неделю/.

             Класс:  1 «б»

             Учитель:  Цыбикжапова Кира Анатольевна

                                                                      г. Улан-Удэ

2017-2018учебный

Пояснительная записка

Актуальность и необходимость программы. Содержание, задачи, формы работы  в программе выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение»  и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы,   развитию нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

   Новизна программы «Удивительный мир книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к русскому народному фольклору, а именно к сказкам, пословицам, загадкам и т.д. и к тем  произведениям, которые входят в сокровищницу  детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.  

Программа построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.  Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.  Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок (в данной программе элементы фольклора)  игровых моментов обуславливается тем что для младших школьников характерна быстрая утомляемость .

Цель программыорганизация самостоятельного чтения младших школьников как дома, так и на занятиях .

Задачи:

-совершенствование навыка чтения учащихся;

-самостоятельное чтение книг;

-развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

-знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;

-формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;

-формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;

-формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;

-выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.

-развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся

Способы и средства достижения целей.

В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы работы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности.

Для достижения поставленных целей, для решения задач используются в программе различные формы и методы  и приёмы работы:

-современные инновационные технологии  

-экскурсии

-диспуты  

-литературно-музыкальные композиции

-викторины

-читательские дневники

-выступления учащихся

-конкурс рисунков, чтецов

Требования ФГОС  по  формированию универсальных учебных действий по работе с книгой

                       Библиографическая культура является важной составляющей литературного развития согласно требованиям ФГОС . В примерной основной образовательной программе в разделе «Литературное чтение» перечислены планируемые результаты обучения базового и повышенного уровней, в которые включены умения работать с книгой: «2.3.2. Круг детского чтения.»

Выпускник научится:

ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);

 осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;

использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;

работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках

Выпускник получит возможность научиться:

ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

писать отзыв о прочитанной книге;

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Реализация данной программы не предполагает прохождения обучающимися промежуточной и итоговой аттестаций.Отслеживание результатов планируется осуществлять путём проведения тестов,выполнением проверочных работ.

-осознанно,  правильно, выразительно читать;

-извлекать  из  текстов  интересную  и  полезную  информацию;

- самостоятельно выбирать   книги для чтения;

-работать  с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

-высказывать  оценочные суждения  о прочитанном произведении;

-самостоятельно  выбирать  книги  для  чтения.

Календарно-тематическое планирование

тема

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты  ( УУД)

Содержание программы

Виды занятий

предметные

метапредметные

личностные

1

Самые интересные книги, прочитанные летом.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

На основе названия текста определять его содержание.

Читать текст самостоятельно.

Сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием.

Назвать героев произведения

Получат представление о библиотеке, научатся рассказывать о своей домашней библиотеке.

Учащиеся научатся различать виды устного народного творчества

Учащиеся научатся характеризовать героев сказки; определять последовательность событий

Учащиеся научатся читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев произведения с точки зрения общечеловеческих норм.

Планировать работу с произведением.

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;

- осуществлять поиск необходимой информации;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-

устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений, доказательств; воспринимать на слух художественные произведения разных жанров;

-

участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

осуществлять поиск необходимой информации;

- строить понятные для партнёра высказывания;

 осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев произведения с точки зрения общечеловеческих норм

восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

Первые книжки. История появления книги. Рассматривание, чтение книжек - малышек,   раскрашивание рисунков в книжках - раскрасках

Беседа. Экскурсия в библиотеку.

2

Русские народные сказки

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке.

Соотносить книги и рисунки, книги и текст

Жанровое разнообразие сказок:волшебные, бытовые,оживотных.Чтение сказок, иллюстрация сказки..

Выставка книг. Чтение сказок по ролям.Литературная игра.

3

Сказки А. С. Пушкина

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Рассматривать портрет А.С. Пушкина.

Рассматривать выставку книг — сказок А.С. Пушкина; выбиратьиз представленных на выставке книгах знакомые.

Определить название сказки на основе иллюстрации.

Читать самостоятельно отрывок из сказки.

Определить, из какой книги прочитанный отрывок.

Выбрать, какую книгу со сказками читать и почему читать именно эту книгу

Знакомство с творчеством А.С.Пушкина-сказочника,егобиографией, понятием  «авторская» (литературная)сказка.Прослушивание увертюры М.Глинки «Руслан и Людмила»

Беседа Творческая мастерская.Литературная игра.

4

Сказки русских писателей

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Рассматривать выставку книг ,выбирать из представленных на выставке книг  знакомые.

Знакомство с литерат-и сказками классической рус.лит-ы IX-XX в.в., творчетвомрусских писателей-сказочников.Работа с пословицами.

Ознакомление с учебным материалом.Викторина.

5

Рассказы, сказки, басни Л. Н. Толстого, Д. К. Ушинского

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

 Воспринимать на слух художественное произведение

пересказывать текст подробно, выборочно;

-характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое

Знакомство  с учебными книгами для детей,созданнымиК.Д.Ушинским и Л.Н.Толстым. Выставка книг.Чтение книг.

Ознакомление с учебным материалом.Викторина.

6

Стихи русских поэтов об осени

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.  Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки

Сравнивать стихотворения разныхЧитать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

поэтов на одну и ту же тему

Знакомство со стхами об осени Ф.Тютчева,А.Майкова, А.Толстого, С.Есенина и др. рус.поэтами.Конкурс чтецов.

Ознакомление с учебным материалом.Играбрейн-ринг. Творческая мастерская.Выставка рисунков.

7

Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.  

. Воспринимать на слух художественное произведение

Читать произведение с выражением.

Сравнивать художественный и научно-популярный текст.

Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах.

Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.  

Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

Знакомство с природоведческими рассказами и сказками, творчеством писателей- анималистов.Выставка книг.

Ознакомление с учебным материалом.Игра «Тир»,кроссворд «Сказки леса»

8

«Все наоборот» Веселые стихи Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова и других поэтов.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.

Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.

Определять настроение автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Придумывать свои заголовки.

Находить слова, которые отражают характер героя.

Передавать при чтении настроение стихотворения.

Читать по ролям, отражая характер героя произведения.

Знакомство с творчеством поэтов-обериутов.Прослушивание аудиозаписей с записью стихов поэтов.

Ознакомление с учебным материалом.

Литературная игра .

9

Стихи о детях и для детей С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова

Знакомство с творчеством детских поэтов.Отличие сатирического произведения от юмористического.Чтение стихов наизусть.

Ознакомление с учебным материалом.Викторина.

10

Сказки и стихи К. Чуковского

Знакомство с краткой биографией и творчеством К.И.Чуковского.Выразительное чтение стихов.

11

Рассказы и сказки Н. Носова

Знакомство с творчеством Н.Носова,особенностями его рассказов и сказок.Выставкакниг,работа с пословицами,просмотр мультфильма.

Ознакомление с учебным материалом.Разгадывание кроссворда.

12

Стихи русских поэтов о зиме

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

Сравнивать стихотворения разных поэтов

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

поэтов на одну и ту же тему

Знакомство с русской классической поэзией о зиме.Чтениестихотворений.Работа над эпитетами,сравнениями,олицетварениями в стихах.Прослушивание аудиозаписи «Детский альбом Чайковского.Времена года».

Ознакомление с учебным материалом.Литературный ринг.

13

Современные детские журналы

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой;

создавать собственный журнал устно, описывать его оформление;

-придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним;

-рисовать иллюстрации

Знакомство с историей появления детских журналов в России,с современными детскими журналами,ихструктурой.Выставка журналов.

Беседа.Презентация журналов детьми.

14

«Что? Где? Когда?» энциклопедии и справочники

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой

Знакомстово с различными видами энциклопед-х знаний.Практическая работа по поиску информации.

Ознакомление с учебным материалом.

15

Комиксы

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

сравнивать ритмический рисунок  и юмористические тексты  на одну и ту же тему

 наблюдать за жизнью слов в тексте

Знакомство с современным графически –повествовательным жанром –комиксы.Составление комиксов.

Беседа .Викторина.Творческая мастерская (работа по группам).

16

Все-все-все Алана Милна

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

Читать рассказы, стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.

Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.

Определять настроение автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Придумыватьсвои заголовки.

Находить слова, которые отражают характер героя.

Передавать при чтении настроение стихотворения.

Читать по ролям, отражая характер героя произведения.

Знакомство с творчеством и биографией А.Милна.Выставкакниг.Просмотр фрагмента мультфильма  «Винни –Пух»

Ознакомление с учебным материалом.Просмотр фрагмента мультф.Литературная игра.

17

Творчество Э. Успенского

Знакомство с творч.Э.Успенского,особенностями его сказок,литературными персонажами.

Ознакомление с учебным материалом.Литературная игра.

18

Творчество Г. Остера

Знакомство с творч.Г.Остера.Выставкакниг.Проспотрфрагм.  мульт.по его сказкам.

Ознакомление с учебным материалом.Разгадывание кроссворда.

19

Рассказы В. Драгунского

Знакомство с творчеством и биографией.Выставка книг.

Ознакомление с учебным материалом

20

Сказки разных народов

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран;

сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия;

-объяснять значение незнакомых слов;

-определять героев произведений;

Знкомство с народными сказками разных стран, их особенностями,с бытом и традициями разных народов.Выставка книг.

Ознакомление с учебным материалом

21

Зарубежный фольклор

Знакомство с малыми жанрами зарубежного фольклора.Сходные черты в произв-х зарубежного и русского фольклоров.Прослушивание аудиозаписей.

Ознакомление с учебным материалом.

22

Богатырские сказки

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.  

. Воспринимать на слух художественное произведение

Читать произведение с выражением.

Сравнивать художественный и научно-популярный текст

Читать , отражая характер героя произведения

Находить слова, которые отражают характер героя

Знакомство с жанром «былина»,история возникновения былин и богатырских сказок.

Ознакомление с учебным материалом.КВН.

23

Проект «Твои защитники.»

Знакомство с событиями ВОВ,знакомстово с произведениями о войне.Оформление стенгазеты.

Проектная деятельность.

24

Стихи о весне

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Сравнивать стихотворения разных Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

поэтов на одну и ту же тему

Знакомстово со стихотвор-и русских поэтов о весне.Сравнение и олицетворение в стихах.Прослушивание аудиозаписи Вивальди «Времена года.Весна».

Ознакомление с учебным материалом.Творческаямастерская:иллюстрирование образов весны и зимы.

25

Мама- главное слово

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.  

. Воспринимать на слух художественное произведение

Читать произведение с выражением.

Читать , отражая характер героя произведения

Находить слова, которые отражают характер героя

Знакомство со стихами и рассказами о маме.Выставка книг

Творческая мастерская.Выставка рисунков.

26

Литературные сказки зарубежных писателей. Сказки Ш. Перро

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителяинсценироватьлитературныесказкизарубежныхписателей;

-находитькнигизарубежныхсказочниковвшкольнойидомашнейбиблиотеках;  

-пересказыватьподробносказку ,называтьволшебныесобытияипредметывсказке;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности

Знакомство с биографией и творчеством Ш.Перро.Выставкакниг.Инсценирование фрагмента сказки.

Инсценирование фрагмента сказки.

27

Сказки Г. Х. Андерсена

Знакомство с биографией и творчеством Г.Х.Андерсена.Выставка книг.

Ознакомление с учебным материалом.Литературная игра.

28

Сказки братьев Гримм

Знакомство с биографией и творчеством братьев Гримм.Выставкакниг.Просмотр фрагмента м.ф. «По следам бременских музыкантов»

Ознакомление с учебным материалом.Отгадывание кроссворда.

29

Забавные сказки Р. Киплинга

Знакомство с биографией и творчеством братьев Р.Киплингакниг.Просмотр фрагмента м.ф. «Кошка,которая гуляет сама по себе»

Ознакомление с учебным материалом

30

Д. Родари «Приключения Чипполино.»

Знакомство с биографией и творчеством Д.Родари.Выставкакниг.Просмотр фрагмента м.ф. «Приключения Чипполино»

Ознакомление с учебным материалом.

31

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Знакомство с биографией и творчеством А.Линдгрен.Выставкакниг.Просмотр фрагмента м.ф. «Карлсон,который живёт на крыше»

32

Обобщающий урок по литературным сказкам.

Закрепление знаний о прочитанных лит-х сказках,сказочных героях, писателях-скахочниках.

Игра «Умники и умницы»

3334

Проектная деятельность «Книжка –ширма»

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

Находить слова, которые отражают характер героя

Изготовление книжки-малышки.

Проектная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"

Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема «Друзья-товарищи» С.Я. Маршак. Внеклассное чтение.

Цель:познакомить с произведением о дружбе.Задачи: Осмысление проблемы дружбы: кого можно назвать другом? Раскрыть содержание понятия: «настоящий друг».Закрепление представлений школьников о...

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Конспект открытого внеклассного чтения по "Литературному чтению" в 3 Г классе на тему "Мама и мы", на основе рассказа А.Платонова "Ещё мама".

Расширение читательского кругозора и создание условий для формирования привычки и способности учащихся к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг. Необычное проведение урока (урок-конфе...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....