Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Дудник Екатерина Александровна

Цели деятельности учителя:  формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества.

 

Планируемые результаты:

        Предметные:

  • знать: различие между сказками русского народного творчества и авторскими сказками, содержание произведения;
  • уметь: слушать и читать произведения устного народного творчества, объяснять смысл названия произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

        Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

 

Тип урока: «открытие нового знания»

 

Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений.  В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2012. – 80 с., презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_russkaya_narodnaya_skazka_petuh_i_sobaka.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели деятельности учителя:  формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества.

Планируемые результаты:

        Предметные:

  • знать: различие между сказками русского народного творчества и авторскими сказками, содержание произведения;
  • уметь: слушать и читать произведения устного народного творчества, объяснять смысл названия произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

        Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: «открытие нового знания»

Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений.  В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2012. – 80 с., презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1-2 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи!

- И я желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Л: самоопределение к деятельности

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация

Словесный:

учебный диалог

4-5 мин

- Ребята, давайте вспомним, как называются сказки, которые сочиняют писатели?

- Какие вы знаете авторские сказки?

- Кто герои «сказки о рыбаке и рыбке»?

- Чему учит эта сказка?

- А кто герои сказки «Теремок»?

- Чему учит эта сказка?

- Верно, сказка учит дружить, уважать друг друга.

- А кто же написал народные сказки?

- А есть ли у них автор?

- Правильно, ребята. У народных сказок нет автора. Их сочиняли простые люди и рассказывали их друг другу, своим детям и внукам. Поэтому и получила сказка название от слова «сказывать», т.е. рассказывать. 

- Авторские сказки.

- «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Теремок» Е.А. Чарушин.

- Герои этой сказки: старик, старуха и золотая рыбка.

- «Сказка о рыбаке и рыбке» учит не быть жадными, знать во всём меру

- Мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.

- Народные сказки написал народ.

- Нет.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П:  анализ

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: аргументирование своего мнения

III. Постановка учебной задачи

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

4-5 мин

- Сегодня мы будем читать сказку о животных: А о каких вы узнаете, отгадав загадки.

1)Не ездок, а со шпорами.

Ни сторож, а все будит.

2)Гладишь – ласкается,

Дразнишь  - кусается. 

- Как вы думаете, героями, какого произведения они могут быть?

- Значит, мы сегодня знакомимся с еще одной русской народной сказкой. Как вы думаете, как она будет называться? Какая тема сегодняшнего урока?

Тема урока: «Петух и собака»

- Какие цели вы поставите перед собой?

Цели: 1) познакомиться с произведением; 2) выделить главную мысль произведения.

  1. Петух.
  2. Собака.

- Сказки.

Формулируют тему и цели урока.

П: подведение под понятие

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

7-8 мин

- Откройте учебник по закладке. Страница 54.

Словарная работа.

- В тексте есть сложные слова для прочтения, давайте их проговорим:

Жи-во-тин-ки – животинки

Про-да-дим – продадим

За-ня-лась – занялась

Раз-ли-ва-ет-ся – разливается

По-ла-ко-мить-ся – полакомиться

На-ду-ма-ла – надумала

При-ва-ли-ло – привалило

Бро-си-лась – бросилась

За-но-че-ва-ли - заночевали

- Давайте послушаем сказку и постараемся определить главную мысль в сказке.

(Чтение сказки учителем)

ФИЗМИНУТКА

 Открывают учебник на стр.54.

Читают сложные слова для прочтения.

Отвечают на вопросы.

Слушают чтение сказки.

П: поиск и выделение необходимой информации

К: учет разных мнений

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: осознание познавательной задачи

П: извлекать необходимую информацию из текстов

К: аргументировать свое мнение

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с учебником, анализ сказки.

4-5 мин

- Почему Петух  ушел от старика со старухой?

- Кто помог уйти со двора в лес?

- Как Петух навлек на себя опасность?

- Чем Лиса хотела заманить к себе Петушка?

- Найдите в тексте и прочитайте, почему Петух испугался и к кому он обратился за помощью?

- Прочитайте, как Лиса расхваливала Петуха.

- Чему обрадовалась Лиса?

- Прочитайте пословицы. Подумайте, кому из героев сказки они подходят?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей (к Петуху).

Не рой другому яму, сам в нее упадешь (к Лисе).

- Объясните их смысл.

- Потому что жизнь была плоха и петуха хотели заколоть.

- Собака.

- Он начал петь с утра, его услышала лиса и пришла.

- Она хотела заманить его зернами.

Отвечают на вопросы учителя.

Объясняют смысл пословиц.

Р: выполнение пробного учебного действия

К: согласованно выполнять совместную деятельность.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: учебный диалог

4-5 мин

- Перед прочтением сказки, я вам давала задание, определить, какая главная мысль произведения?

- В парах друг другу расскажите главную мысль.

- Теперь расскажите мне, какая главная мысль храниться в произведении?

В парах работают над главной мыслью произведения.

Р: выполнение пробного учебного действия

К: согласованно выполнять совместную деятельность. 

VII. Включение в систему знаний

Практический: чтение по цепочке.

7-8 мин

- Прочитаем сказку по цепочке (если будет время)

- Мы на примере сказок  рассмотрели, как нужно дружить. А так как в сказке герои – животные наделены человеческими чертами характера и я думаю, что вы ,ребята, тоже умеете дружить и будете помогать друг другу в трудную минуту.

Читают сказку по цепочке.

К: согласованно выполнять совместную деятельность.

VIII. Рефлексия по продукту деятельности

Словесный: учебный диалог

2-3 мин

-С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Поучительное ли данное произведение? Почему?

- Справились ли мы с поставленной целью урока?

-Кто доволен своей работой?

-Кто считает, что может работать лучше?

- У вас на столах лежат солнышки – весёлое и грустное – Выберите такое солнышко, которое соответствует вашему настроению после нашего урока. Вывесим их на доску. Может быть и весна к нам быстрее придёт и солнышко засияет ярче на небе.

Отвечают на вопросы и анализируют работу на уроке.

Оценивают свое настроение солнышками.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка

Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В.В. Бианки "Мышонок Пик". 3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В.В. Бианки "Мышонок Пик". 3 класс, УМК "Школа России", ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Рукавичка» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: ознакомление с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствование навыка чтения.   Планируемые результаты:...

Урок литературного чтения по теме: Русская народная сказка"Зимовье зверей" 2 класс.

Презентация содержит материал для знакомства со сказкой и проведения анализа произведения....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»" - 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Гуси-Лебеди»; умения анализировать текст пр...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Н.Н Носов «Телефон» для 3 класса УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Н.Н Носов «Телефон» для 3 класса УМК "Школа России"...