Урок литературного чтения Народная мудрость сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Основная цель: создать условия для пробуждения в детях чувства справедливости, сострадания, добра; учить сопереживанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_narodnaya_mudrost_skazki_s._t._aksakova_alenkiy_tsvetochek.docx | 49.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Народная мудрость сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»
Тип урока: урок обобщения, проблемное обучение | ||
Педагогические задачи: создать условия для пробуждения в детях чувства справедливости, сострадания, добра; учить сопереживанию; способствовать развитию мышления, речи; воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы. | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков, находить в тексте художественные средства выразительности | Метапредметные: Познавательные: определять основную идею произведения (эпического и лирического), выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы | Личностные:осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников |
Оборудование. Учебник «Родная речь» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова); портрет писателя С. Т. Аксакова; мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец, аленький цветочек, шкатулка, Толковый словарь. |
Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
- Здравствуйте!
Я настрой себе нашел,
Чтобы быть везучим.
У меня все хорошо,
А будет еще лучше!
Повторю сто раз его –
Разойдутся тучи.
У меня все хорошо,
А будет еще лучше!
- Урок начнем с улыбки! Подарите друг другу и мне улыбки. Улыбка так украшает нашу жизнь. (слайд № 1-улыбка.
2. Актуализация знаний.
Речевая разминка.
Та-та-та-всем нужна доброта.
Ты-ты-ты- не жалейте доброты.
Ту-ту-ту –всем желаем доброту.
Самоопределение к деятельности.
-Как вы думаете, почему именно этот текст я использовала на уроке?
-Потому что сегодня будем говорить о доброте.
-Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке?
-Кто автор этой сказки? Сергей Тимофеевич Аксаков.
-Когда он родился? (20 сентября 1791 года)
-В чём отличие русской народной от литературной сказки? Литературная сказка очень близка народной сказке, однако отличие заключается в том, что у нее есть автор.
А какие бывают сказки? (о животных, волшебные, социально-бытовые, фольклорные, литературные авторские)
Сказка «Аленький цветочек» к какому виду сказки относится? (Волшебная, литературная сказка)
- Назовите фамилии писателей- сказочников и их произведения, которые мы читали?
( А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне», П.П. Ершов « Конек-горбунок», П.П.Бажов «Серебряное копытце», В.М.Гаршин «Жаба и роза»).
Проверка домашнего задания.
1 группа. Айза, Айрат, Чингис, Субедей. «Чему учит сказка «Аленький цветочек»
Сказка эта учит всегда держать данное слово, учит не обращать внимания на внешний вид и верить своему сердцу. Учит тому, что даже в самом страшном теле может жить прекрасная и добрая душа. Учить тому, что зависть - это плохо, а отзывчивость - хорошо. Учит тому, что всегда следует верить в лучшее
2 группа. Ильяз, Найыр, Айчек. «Главная мысль и тема сказки»
Верность и доброта являются самыми дорогими вещами в мире.
3 группа. Диана, Самир, Сайын-Б.,Настя. «Признаки волшебной сказки в сказке «Аленький цветочек».
- Волшебный помощник - перстень для перемещений
- Заколдованный королевич - чудище
- Сказочный замок, невидимые слуги
- Победа добра над злом
4 группа. Отзыв на сказку «Аленький цветочек»
Сказка "Аленький цветочек" мне очень понравилась. Это необычайно красивая и трогательная история о том, как красавица полюбила чудище и тем самым расколдовала его. Мне очень понравился образ младшей дочери, которая была и верная и добрая, и готова на все ради любимых. Она не желала золота и драгоценностей, но хотела чтобы те, кто ей дорог были счастливы
5 группа. Дамба, Сайлаша, Начын, Очур. «Пословицы к сказке «Аленький цветочек»
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу
Добрый конец всему делу венец.
6 группа. Иллюстрации и рисунки к сказке «Аленький цветочек»
Определение темы и цели урока.
-Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку.
Не ищи красоты, а ищи доброты.
-В чём смысл этой пословицы?
Лучше общаться с добрыми людьми, независимо от их внешности-она обманчива!!!
-Вы, наверно, догадались, о чем сегодня будем говорить. (о доброте, о том что красота не самое главное в человеке, а главное -доброе сердце)
-К какой сказке можно отнести эту пословицу? (К сказке Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек»)
-Определите цель урока. (Работать над содержанием сказки. Определить отрицательные и положительные герои. Определить добрые и злые герои).
Сегодня на уроке должны решить проблему: «Какие уроки доброты и мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”
Проблемное изучение новой темы.
3. А вы знаете, как появилась на свет сказка «Аленький цветочек»?
Ключница Пелагея - прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку "Аленький цветочек". Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть Потом он написал эту сказку своей внучке Оле, когда той исполнилось 6 лет.
Б. - Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки.
Вопросы:
- Сколько дочерей было у купца? У купца было три дочери
- Куда собирался уезжать купец? Собирается богатый купец по делам торговым в тридевятое царство, в тридесятое государство.
- Какие гостинцы просили привезти его дочери? Старшая - «золотой венец из камениев самоцветных», средняя - «тувалет из хрусталю восточного», младшая - «аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете».)
- Где увидел отец цветок? В саду на пригорочке зеленом.
- Как купец понял, что это именно тот цветок? Купец сразу понял, что лучше этого цветка не найти на всем белом свете. Именно об этом чуде просила его дочь.
- Что случилось, когда он сорвал цветок? Сорвал купец цветочек, в тот же миг блеснула молния, ударил гром, и появился перед купцом зверь не зверь, человек не человек, чудище страшное и мохнатое.
- Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»? (При помощи перстня: «кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где пожелает.)
- Довелось ли купецкой дочери повидаться с отцом и сёстрами? Да, довелось.
- Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок? (Старшие сестры перевели стрелки часов на час назад; а зверь лесной бездыханный лежал на пригорке, обхватив аленький цветочек лапами.)
- Чем закончилась сказка? Чудище- лесной зверь стал опять человеком и купец дал благословение младшей, любимой дочери и принцу-королевичу.
- Что победило заклятие злой волшебницы? Добро и любовь
Вывод. Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.
Работа в парах.
- -Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
- Нашел купец подарки для старших сестер.
- Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
- Жил купец и было у него три дочери.
- Младшая дочь у зверя лесного.
- Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
- Купец встретился со зверем лесным.
- Превращение зверя в принца.
- Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо
3.Нашел купец подарки для старших сестер.
2.Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
1.Жил купец и было у него три дочери.
6. Младшая дочь у зверя лесного.
7. Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
4. Купец встретился со зверем лесным.
8. Превращение зверя в принца.
5. Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо
Вывод.
Проверка по образцу.
- Поднимите руку, кто выполнил так, как я?
- Молодцы.
Физминутка.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Работа в группах.
- Давайте вернемся к нашему вопросу (теме). Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группе. Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.
Повторим правила работы в группе! (слайд № 5)
- Распределите роли в группе.
- Внимательно прочитайте задание.
- При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.
- Не перебивай говорящего.
- Дайте характеристику героям сказки.
Первая группа. Младшая сестра. Младшая сестра – добрая, отзывчивая, преданная, смелая девушка, щедрая душой… Дайте примеры , где проявляются эти качества у младшей сестры.
Вторая группа. Купец. Купец-добрый, отзывчивый, любит своих дочерей. Дайте примеры , где проявляются эти качества у купца.
Третья группа. Лесной зверь. Чудище – ласковый, добрый, щедрый, любящий,… Дайте примеры , где проявляются эти качества у лесного зверя.
Четвертая группа. Сёстры- девушки завистливы, они хотят навредить третьей сестре.
Дайте примеры , где проявляются эти качества у старших сестёр
Пятая группа. Злая ведьма- наложила проклятие на юношу за то, что отверг ее любовь
Шестая группа. Разделите всех персонажей на две группы. Добрые - младшая сестра, лесной зверь, купец. Злые -старшие сёстры, злая ведьма. Докажите.
Вывод. Какие герои вам больше нравится? Чем? А какие не нравится? Почему. Доброта победила зло. Оценка.
Игра- задание: «Оживи картинку», учитель показывает иллюстрации, дети должны соответствующий отрывок сказки зачитать.
Следующее задание: «Оживи картинку», учитель показывает иллюстрации, дети должны соответствующий отрывок сказки зачитать.
«В некотором царстве…» (с 193
«..а привези ты мне венец из каменьев…» (с 194)
« …а привези ты мне тувалет ..» (с 194)
«…а привези ты мне аленький цветочек…» (с 195)
«стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец..» (с 197)
«И вдруг видит он, на пригорочке зелёном цветёт цветок цвета алого…» (с 198)
(дети могут зачитать несколько вариантов с 198 или с199
«Вынимает он перстень зверя лесного…» (с 203)
«Ты одна полюбила меня...» (с 213)
Вывод.
Какие уроки доброты и мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”
Честность
Самопожертвование
Доброта
Любовь
Какова главная мысль сказки? Учит ценить в человеке самые важные человеческие качества - любовь, доброту, заботу. Верность и доброта являются самыми дорогими вещами в мире.
Вернемся к девизу нашего урока. Не ищи красоты, а ищи доброты.
К кому из персонажей можно отнести эту пословицу? (К лесному зверю. Внешне он безобразный, страшный, а в душе он добрый)
Вывод. Но ведь в жизни тоже случается такое, когда за непривлекательной внешностью скрывается прекрасная душа. Увидеть, понять это может далеко не каждый. В основном люди привыкли полагаться на первое чисто внешнее впечатление, забывая, что, возможно, за привлекательной внешностью может не оказаться ничего: ни души, ни чувств. Сказка учит ценить в человеке самые важные человеческие качества - любовь, доброту, заботу.
Итог урока. Рефлексия.
- Проблему мы решили, и урок подходит к концу. Прочитайте слова на листочках и сделайте вывод. Какие слова много раз повторяются. Любовь, доброта. Вот чему учит нас сказка Аксакова.
Подведем итог нашего урока. На столах лежат алые лепестки. Напишите на лепестке от цветочка: чему научила вас сказка. Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.(Звучит песня «Аленький цветочек»)
Сказка учит ценить в человеке самые важные человеческие качества - любовь, доброту, заботу. Сказка называет человека красивым только тогда, когда он красив душой. Сказка учит ценить самих людей, понимать разницу между добром и злом, правдой и ложью. Она учит нас жить. Учит нас быть добрым, отзывчивым, честным, любить близким.
Сказка «Аленький цветочек» живет очень много лет-160 лет. Она не стареет, потому что люди всегда будут верить в ...(добро, любовь). Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек.
Давайте растить свой «аленький цветочек». - Как? (Попробуем, даже когда нам не хочется, помочь кому-то. Иногда ведь достаточно только одного взгляда, улыбки, чтобы кому-то стало веселее, легче. Делать Добро другим людям: маме, сестрёнке, товарищам, незнакомым. Пусть будет кому-то теплее от нашей доброты).
Ты лети , наш цветок!
Через запад на восток.
Ты по всей Земле лети,
Семена добра дари!
Домашнее задание.
Разноуровневые задания: 1 уровень: Предлагаю и вам поучаствовать в создании сказки - придумайте начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась на королевича. Напишите небольшое сочинение на тему: "Почему появилось на свет чудище?"
2 уровень: Найдите в сказке пословицы и выпишите их.
3 уровень: иллюстрации к понравившемуся эпизоду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Народная мудрость сказки С.Аксакова "Аленький цветочек" (с презентацией)
Урок по теме "Народная мудрость сказки С Аксакова "Аленький цветочек" был проведен как обощающий после самостоятельного чтения "Наедине с книгой" из раздела "Реальный и волшебный миры в авторско...
Урок литературного чтения в 4 классе «Любовь к ближнему в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
На уроке составляется цитатный план. Дети дают характеристику героям, оценку их поступкам....
Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек".
Конспект урока и призентация к уроку...
урок литературного чтения в 4 классе С.Т. Аксаков "Аленький цветочек"
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по "Школе России"...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе с применением элементов критического мышления....
Открытый урок литературного чтения"Сказка С.Т.Аксакова "Аленький цветочек"
Урок разработан для 4 класса .Программа "Школа России".Урок был разработан и проведен в рамках районного семинара "Роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»"
Технологическая карта урока по литературному чтению "Герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»"...