Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Слета Галина Дмитриевна

Конспект урока и призентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alenkiy_tsvetochek.doc52 КБ
Office presentation icon c._aksakov.ppt1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". 

Цель: формирование нравственных убеждений через оценку героев и сопереживание им.

Задачи:

  1. учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения;
  2. развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение;
  3. через анализ художественного произведения воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие к окружающим.

Примечание: урок обобщения после самостоятельного чтения

ХОД УРОКА

I. Введение в тему. Эмоциональный настрой.

Звучит музыка. На фоне музыки ученик читает зачин сказки.  

"В некиим царстве, некиим государстве жил- был богатый купец. именитый человек..."

 - Так начинается замечательная сказка Сергея Тимофеевича Аксакова. Произнесём хором название сказки.                  ("Аленький цветочек")

- Что слышится в названии?  (Нежность, красота.) (Слайд 2)

- Для кого он написал сказку? ( Своей единственной внучке Оленьке он  посвятил эту сказку.)

II. Постановка темы и цели урока

   - Прочитав сказку, мы задумываемся о том, что хотел сказать автор. Какую мудрость передает Аксаков своей внучке и нам, читателям? Выясним это на сегодняшнем уроке. (Слайд 2, +)

III. Работа над языком сказки

-  От кого в детстве писатель слышал такую сказку? (ключницы Пелагеи).-  Как это выражается это в языке сказки? (Язык сказки народный, просторечный, так говорили сказители сказок.)

 Текст наполнен старинными словами и выражениями. Проверим, насколько внимательны вы были при прочтении сказки.

1. Лексическая работа  (Шкатулка)

- Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие.

\Ученики по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют лексическое значение\

Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой

Яства сахарные – еда, кушанья

Челядь дворовая – слуги, дворовые

Если середович – будь мне дядюшка – мужчина средних лет

Опочивать легла – спать легла

Паче зеницы ока – сохранять, беречь, больше, чем глаза.

2. Определение типа сказки

-Как называются сказки, которые обработаны или пересказаны автором и в которых он выражает свое отношение к героям и событиям?(Литературные сказки.)

А к какой группе сказок относится сказка "Аленький цветочек"?  Объясните почему.

(Это волшебная сказка. В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, наблюдаем троекратность событий.)

3. Определение языкового сходства с русскими народными волшебными сказками.

 Читая волшебные сказки, мы встречаем выражения, которые есть во многих народных сказках. Встретились они и в сказке Аксакова. Назовите их. (Слайд 3)

 "За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство".

"Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперед – дорога торная".

"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".

"Долго ли, мало ли времени".

 "Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать".

 "Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить".

4. Проверка домашнего задания

- Сказку сказывает ключница Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы нашли в сказке пословицы?

   "Богатство – дело наживное".        Слайд 4

 "Двух смертей не бывать, а одной не миновать".

 "От страха зуб на зуб не попадал".

Вывод: многие выражения и пословицы указывают на близость аксаковской сказки к русским народным сказкам.

V. Физкультурная минутка (Слайд  5)

Наши алые цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет,

Птички весело летают,

Нежно бабочки порхают.

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки-

Видно, отдохнуть пора…

 А у нас урок, друзья!

VI. Характеристика героев

- Назовем главных героев. ( Три сестры; купец; зверь лесной, чудо морское)

- Дадим им характеристику.

1. Купец. (Слайд  6)

- Прочитаем отрывок из сказки вслух. / Ученик читает с листа/

“Лучше мне с дочерьми повидатися, дать им своё родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к лесному зверю, чуду морскому”. 

- О каких качествах купца можно судить из этого отрывка?

(Купец – человек слова и верующий, он думает лишь о спасении души.)

2. Сопоставление иллюстраций. Зверь лесной, чудо морское. (Слайд  7)

–Перед вами три изображения этого персонажа (художники Н. Куприянов, Б. Диодоров,  И. Цыганков). Кому из художников удалось точнее передать облик аксаковского героя? Почему?

-Найдите в тексте описание зверя лесного. Посмотрим, подтверждает или опровергает отрывок из текста ваше мнение.

- Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда морского, что мы невольно представляем безобразное существо. Вызывает ли у вас этот герой  чувство отвращения? (Нет) 

Почему? А какие чувства он вызывает? Почему?  (При своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)

Вывод: В жизни внешне непривлекательный человек может обладать редкой душевной красотой

3.Три сестры(Слайд 8) 

Элементы драматизации.

 \Четверо учеников распределяют роли главных героев. «Купец» вручает гостинцы: старшей сестре – корону, средней – зеркальце\

- Предлагаю обыграть такой момент: вносит купец аленький цветочек. Увидела старшая сестра и говорит: «Вот ты какой, цветочек аленький!» (тоже повторяют средняя и меньшая дочь нужной интонацией)

- Дает ли Аксаков описание характера сестер? (Нет) Как же мы можем судить об их душевных качествах? (По поступкам) 

-Подберем прилагательные, характеризующими старшую сестру. Мысли подтвердите словами текста.

 Старшая – горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской Она неблагодарная. Не пошла выручать отца Недобрая, завистливая 

Средняя – самолюбивая. Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась (зачитывает текст).)

 - А младшая дочь?   Какая она?                       Добрая, ласковая, приветливая .

В каком поступке это проявилось?

-  А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?  Почему?

 VII. Пересказ отрывка сказки

- Какой момент сказки самый волнующий?  Когда происходит превращение чудища в доброго молодца.

-Давайте расскажем, как это произошло. (Пересказ в лицах  близко к тексту -  индивидуальное домашнее задание.)

– Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского?  (Любовь девушки.)

-  За что же полюбила девушка чудище? (За его душу, доброту)

– О чем главном рассказал С.Т.Аксаков в этой сказке?

Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.

VIII. Итог урока.

- Какая из пословиц, записанных на доске, отражает мудрость  этой сказки, ее идею,  и могла бы послужить эпиграфом нашего урока?

Любовь не знает мести, а дружба лести.

Любовь все побеждает.

                                        Слайд 9

-  Какую народную мудрость передает нам, читателям, Сергей Тимофеевич Аксаков?

Вывод: В человеке главное -  его душа,  а любовь способна победить зло.

IX . Рефлексия.

- Какие задания показались вам интересными?

- Ребята, с каким чувством вы заканчиваете урок? Поделитесь. (Свободные высказывания)

- Если урок для вас был интересен и полезен, то поставьте в вазу распустившийся аленький цветочек, если вам кажется, что урок недостаточно интересен, то поставьте в вазу бутон аленького цветочка.

X. Домашнее задание.

-  Ребята, получите домашнее задание по выбору: составить кроссворд,  придумать  вопросы для викторины, сочинить сказку с названием  «Любовь все побеждает»

XI. Заключительные слова учителя

- Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она  не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народная мудрость сказки С.Аксакова «Аленький цветочек»

Слайд 2

Сергей Тимофеевич Аксаков 1791-1859 Какая народная мудрость скрыта в сказке «Аленький цветочек»?

Слайд 3

За тридевять земель , в тридевятое царство, в тридесятое государство Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево– нельзя идти Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается Долго ли, ни в сказке сказать, ни пером описать мало ли времени Красоты невиданной и неслыханной, что Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить

Слайд 4

"Богатство – дело наживное". "Двух смертей не бывать, а одной не миновать". "От страха зуб на зуб не попадал".

Слайд 5

Физкультминутка Наши алые цветочки Распускают лепесточки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Птички весело летают, Нежно бабочки порхают. Наши алые цветочки Закрывают лепесточки. Видно, отдохнуть пора… А у нас урок, друзья!

Слайд 6

Купец

Слайд 7

Зверь лесной, чудо морское Николай Куприянов Борис Диодоров Иван Цыганков Кто из художников- иллюстраторов, на твой взгляд, наиболее точно изобразил героя?

Слайд 8

Три сестры

Слайд 9

Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь всё побеждает. «Выбери пословицу, отражающую идею сказки Аленький цветочек»

Слайд 10

Д.з. по выбору. 1. Составить кроссворд. 2. Придумать вопросы для викторины. 3. Сочинить сказку с названием «Любовь все побеждает»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Светлое Христово Воскресение. Час народной мудрости

В данном классном часе рассказывается как на Руси встречали Светлый праздник. В ходе мероприятия дети играют в старые народные игры....

Урок литературного чтения "Народная мудрость сказки С.Аксакова "Аленький цветочек" (с презентацией)

Урок по теме "Народная мудрость сказки С Аксакова "Аленький цветочек"  был проведен как обощающий после самостоятельного чтения "Наедине с книгой" из раздела "Реальный и волшебный миры в авторско...

Народное творчество и народная мудрость

Классный час в 4 классе.Тема: «Народное творчество и народная мудрость»....

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек".

Урок литературного цтения в 4 классе С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"....

Урок литературного чтения Народная мудрость сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Основная цель: создать условия для пробуждения в детях чувства справедливости, сострадания, добра; учить сопереживанию....