Литературное чтение
рабочая программа по чтению

Галина Гомбоевна Жамбалова

Литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lit_cht_2_klass.docx39.23 КБ
Файл rp_liter_chten_3_kl.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению  составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- авторской программы  Климанова Л.Ф., В,Г,Горецкий, Бойкина М.В.;

-  учебного плана МАОУ «СОШ №44».

Программа адресована учащимся 2 класса МАОУ «СОШ №44».

Данная рабочая программа рассчитана на 4 учебных часа в неделю, что составляет   136 часов в год.

                                                                        УМК:

1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др. Литературное чтение. 2 класс. Учебник в 2-х частях. Москва, «Просвещение», 2017 г.

2. С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению.  2 класс.  (в помощь школьному учителю.). Москва, ВАКО, 2018 г.

                                   Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

Ученик научится:

  •  воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  •  осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  •  понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  •  делить текст на части, озаглавливать части;
  •  выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  •  подробно и выборочно пересказывать текст;
  •  составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  •  размышлять о характере и поступках героя;
  •  относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
  •  находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  •  относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  •  соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
  • видеть и понимать, из каких, составляющих складывается образ героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания, интерьера в тексте;
  • практически отличать по ведущим признакам эпическое, лирическое и драматическое произведения;
  • относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть, повесть-сказка, фантастическая повесть;
  • самостоятельно находить ключевые слова.

                                         Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

По окончании 2 класса ученик научится:

  • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
  • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
  • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
  • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

     По окончании 2 класса ученик получит возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с ней; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.); определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);  фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.  

Познавательные УУД.

По окончании 2 класса ученик научится:

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
  • отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов; сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;

сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова; проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
  • определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
  • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную
  • информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

  По окончании 2 класса ученик получит возможность научиться:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
  •  анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений,
  • выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Коммуникативные УУД

По окончании 2 класса ученик научится:

  • вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
  • создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
  • оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

  • не конфликтовать, использовать вежливые слова;
  • в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
  • оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения; принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары),
  • участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания

(упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

  • оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
  • готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

   По окончании 2 класса ученик получит возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • понимать цель своего высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
  • готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

                                              Личностные результаты

По окончании 2 класса у ученика будут сформированы: 

  • умения, позволяющие на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
  • ценностные отношения к произведениям русских писателей-классиков, известных во

всем мире.

По окончании 2 класса ученик получит возможность сформировать:

  • понимание, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
  • уважительное отношение к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине; умения составлять рассказы о них;
  • умения, позволяющие самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

 

                                                Содержание учебного предмета

   В связи с  окончанием учебного года в 1 классе 15 мая 2020 г, программа по литературному чтению    была пройдена не до конца. Поэтому раздел «О братьях наших меньших» 9 ч  включили на начало учебного года 2 класса 2020уч г.(Приложение 1)

«О братьях наших меньших» (9 ч)

 Вводный урок по курсу литературного чтения.  Самое великое чудо на свете (2 ч)

 Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника.

Словарь. Знакомство с названием раздела. Выставка книг по теме. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг.

Устное народное творчество (15 ч) 

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики»,  «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»). 

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника»,

А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро». 

Русские писатели (10 ч) 

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек». 

О братьях наших меньших (13 ч)

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята»,  Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок». 

Из детских журналов (5 ч)

Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; Д. Хармс. «Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень- очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров «Чудаки»; А. Введенский. «Ученый Петя». 

Люблю природу русскую. Зима (10 ч)

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин.  «Поет зима аукает...», «Береза». 

Писатели детям (17 ч) 

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В.  Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»). 

Я и мои друзья (10 ч)

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков.  «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».

Люблю природу русскую. Весна (10 ч)

Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок «На лугу»; С. Маршак «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин «Матери»; А. Плещеев «В бурю»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

И в шутку и всерьез (13 ч)

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова «Плим», «В чудной стране», Г. Остер «Будем знакомы».

Литература зарубежных стран (14 ч) 

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафин и паук»). Обобщение пройденного материала (2 ч).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование тем

   Дата

 пл

факт

О братьях наших меньших (9ч) 1 класс

1

С.Маршак «Хороший день»

2

М.Пляцковский «Сердитый дог Бульдог»,Ю.Энтин «Про дружбу»

3

Из старинных книг Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»

4

С.Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак»

5

В Осеева «Собака яростно лаяла»

6

М.Пляцковский «Цап Царапыч»

7

В.Берестов «Лягушата»

8

Д.Хармс «Храбрый ёж»

9

Повторение и обобщение.

«Самое великое чудо на свете» (2ч) 2 класс

10

Знакомство с произведениями раздела. «Самое великое чудо на свете»

11

Старинные и современные книги.

«Устное народное творчество.»  (15ч)

12

«Устное народное творчество.

13

В мире книг.

14

Малые фольклорные жанры. Пословицы, поговорки.

15

Русские народные песни.

16

Потешки,прибаутки.

17

Считалки,небылицы.

18

Загадки.

19

Народные сказки. Ю.Коваль "Сказки"

20

«Петушок и бобовое зёрнышко».

21

«У страха глаза велики».

22

 «Лиса и тетерев».

23

«Каша из топора».

24

«Лиса и журавль».

25

 «Гуси-лебеди».

26

Разноцветные страницы.

«Люблю природу русскую. Осень» (8ч)

27

«Люблю природу русскую. Осень»

28

 Стихи  Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»

29

К. Бальмонта «Поспевает брусника…». Стихи А. Плещеева

30

 А. Фет «Ласточки пропали»

31

«Осенние листья»  А. Толстой, С.Есенин, В Брюсов, И Такмакова.

32

 «Хитрые грибы», «Грибы» В.Берестов.

33

 М. Пришвин «Осеннее утро», «Поговорим о самом главном».

34

Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую. Осень».

 «Русские писатели»(10ч)

35

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый».

36

 А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

37

 А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

38

 А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

39

И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука».

40

 И. А. Крылов  «Стрекоза и Муравей».

41

  Л. Н. Толстой  «Котенок»

42

 Л. Н. Толстой «Филипок».

43

Л. Н. Толстой «Филипок»

44

Проверим себя. Обобщение.

О братьях наших меньших.(13ч)

45

О братьях наших меньших.

46

 И. Пивоварова«Жила-была собака…»

47

В. Берестов «Кошкин щенок».

48

 М. Пришвин.  «Ребята и утята».

49

М. Пришвин «Ребята и утята».

50

 Е. Чарушин «Страшный рассказ».

51

 Б. Житков «Храбрый утёнок».

52

 Б. Житков «Храбрый утёнок».

53

 «Музыкант». В. Бианки.

54

 «Музыкант». В. Бианки.

55

В. Бианки «Сова»

56

В. Бианки «Сова»

57

Урок-обобщение по теме «О братьях наших меньших».

Люблю природу русскую. Зима.(10ч)

58

Люблю природу русскую. Зима.

59

Стихи  И. Бунина, К. Бальмонта.

60

 Я. Аким «Первый снег».Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…».

61

Природа в стихах. С. Есенин «Поёт зима аукает…»,«Берёза».

62

Стихи А.С.Пушкина

63

Сказка "Два Мороза"

64

Сказка "Два Мороза"

65

 С. Михалков «Новогодняя быль».

66

 С. Михалков «Новогодняя быль».

67

Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую. Зима».

Писатели - детям.(17ч)

68

Писатели – детям.

69

К. И. Чуковский «Путаница».

70

  К. И. Чуковский  «Радость».

71

К. И. Чуковский «Федорино горе».

72

 К. И. Чуковский «Федорино горе».

73

 С. Я. Маршак «Кот и лодыри».

74

 С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

75

 С. В. Михалков «Мой щенок».

76

 А. Л. Барто «Веревочка»,

77

 А. Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу»

78

 А. Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа».

79

 Н. Н. Носов. «Затейники».

80

Н.Н.Носов «Затейники»

81

 Н. Н. Носов «Живая  шляпа».

82

 Н. Н. Носов «Живая  шляпа».

83

 Н. Н. Носов «На горке».

84

 Н. Н. Носов «На горке».

85

Урок – обобщение по теме «Писатели – детям».

Из детских журналов.(5ч)

86

Из детских журналов.

87

 Д. Хармс «Что это было?»Н. Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог».

88

 Ю. Владимирова «Чудаки».

89

 А. Введенский «Учёный Петя», "Лошадка"

90

Урок-обобщение по теме «Из детских журналов».

Я и мои друзья. (10ч)

91

Я и мои друзья.

92

Стихи о дружбе и обидах

93

 Н. Булгакова «Анна, не грусти!».

94

 Ю. Ермолаев «Два пирожных».

95

 В. Осеева«Волшебное слово».

96

 В. Осеевой «Волшебное слово».

97

 В. Осеева «Хорошее».

98

 В. Осеевой «Почему?».

99

 В. Осеева «Почему?».

100

Урок-обобщение по теме «Я и мои друзья».

Люблю природу русскую. Весна.(10ч)

101

Люблю природу русскую. Весна.

102

 Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

103

 А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка».

104

А. Блок «На лугу».

105

 С. Маршака «Снег уж теперь не тот».

106

 И. Бунин  «Матери».

107

А. Плещеев «В бурю».

108

 Е. Благинина « Посидим в тишине».

109

Э. Мошковская  "Я маму мою обидел"

110

Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна».

«И в шутку и всерьёз». (13ч)

111

«И в шутку и всерьёз».

112

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?».

113

 Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха».

114

 Э. Успенский «Чебурашка».

115

 Э. Успенский «Чебурашка».

116

 Э. Успенский «Если был бы я девчонкой».

117

Стихи  Э. Успенского

118

Юмористические стихотворения. В. Берестова

119

 И. Токмакова «В чудной стране».

120

 Г. Остер «Будем знакомы».

121

В. Драгунский «Тайное становится явным».

122

В. Драгунский «Тайное становится явным».

123

Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз».

Литература зарубежных стран.(14ч)

124

Литература зарубежных стран.

125

Американские и английские народные песенки и загадки.

126

 Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк». Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети».

127

 Шарль Перро «Кот в сапогах».

128

Ш. Перро «Кот в сапогах».

129

 Ш. Перро «Красная Шапочка».

130

 Ш. Перро «Красная Шапочка».

131

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

132

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

133

Эни Хогарт «Мафин и паук».

134

 Эни Хогарт «Мафин и паук».

135

Обобщение по теме «Литература зарубежных стран».

136

Повторение

Итого: 136

                                                                                             



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 44»

«Согласовано»

Руководитель МО

 __________Жамбалова Г.Г.

Протокол № ___ от

«____»____________2021г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по НМР МАОУ «СОШ  №44 »

__________Попова И.И.

«____»____________2021г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ  №44»

Шалданова Д.Ц.____________

Приказ № __ от

«___»____2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

              Предмет: литературное чтение

                                                                   Класс: 3

            2021-2022 учебный год

                                                                                 

                                                                                                   ФИО:Жамбалова Г.Г.

                                                                                                   

                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                     

          Принят на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2021 г.

                                                                           Улан-Удэ

2021

                                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению для 3-го класса составлена на основе  Программы: Литературное чтение. 1-4 классы /сост. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова  М. В., изд. М.: « Просвещение», 2011г.; ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России» Согласно учебному плану МАОУ СШ № 44 и на его изучение в 3  классе отводится 136 часов, из расчета 4 часа в неделю.

Результаты освоения учащимися курса «Литературное чтение»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания   о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,  делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; -понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;

находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;  делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.

пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте,  понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.

участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей  прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.

домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.

выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).

находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).

готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

сочинять свои произведения  малых жанров устного народного творчества  в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

писать  небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.

пересказывать содержание произведения  выборочно и сжато.

сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;  соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица; -составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).

подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,  высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.

находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Учащиеся получат возможность научиться:

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал  и знаковой системы («+» и «-», «?»).  Фиксировать причины неудач в устной форме в  группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.

Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.

Осознавать сущность и   значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова  и др.) как часть русской национальной культуры.

Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Строить связное высказывание из  7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.

Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.

Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.

Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы,  модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Личностные

Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.

Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои  альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.

Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.

Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)

Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.

Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного  чтения.

Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.

Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.

Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.

Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.

Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования

Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.

Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.

Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.

Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).

Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).

Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

Строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.

Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.

Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач.

Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах  эффективность такой модели поведения.

Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя.

Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.

Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.

                          Содержание учебного предмета

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч.)

Самое великое чудо на свете (4ч.) Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество(14ч.)Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1 (11ч.)

Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И.З.Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (24ч.)

А.С.Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; И.А.Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М.Ю.Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л.Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2 (6ч.)

Н.А.Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; К.Д. Бальмонт. «Золотое слово»; И.А.Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки (8 ч.)

Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца— Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В.М.Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы (10ч.)

М.Горький. «Случай с Евсейкой»; К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей»; А.И.Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь 1(6ч.)

С.Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А.А.Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С.А.Есенин. «Черемуха».

Люби живое(16 ч.)

М.М.Пришвин. «Моя Родина»; И.С.Соколов-Микитов. «Листопадничек»; В.И.Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В.Бианки. «Мышонок Пик»; Б.С.Житков. «Про обезьянку»; В.П.Астафьев. «Капалуха»; В.Ю.Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч.)

С.Я.Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С.В.Михалков. «Если...»; Е.А.Благинина. «Кукушка», «Котёнок».

Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12 ч.)

Б.В.Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А.П.Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М.Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н.Н.Носов. «Федина задача», «Телефон»; В.Ю.Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов (8 ч.)

Ю.И.Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б.Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р.Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература (8 ч.)

«Храбрый Персей» Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок»

                                 Календарно – тематическое планирование

                             Тема   урока

Дата

план

факт

1.

Знакомство с учебником по литературному чтению.

2

Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете»

3

Рукописные книги Древней Руси

4.

Первопечатник Иван Федоров

5.

Урок - путешествие в прошлое.

6.

Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество»

7.

Русские народные песни

8.

Докучные сказки

9.

Сочинение докучных сказок

10.

Произведения прикладного искусства

11.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец»

12.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец»

13.

Русская народная сказка « Иван - царевич и серый волк»

14.

Русская народная сказка « Иван - царевич и серый волк»

15.

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

16.

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

17.

Художники –иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин

18.

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

19.

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

20.

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь»

21.

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.

22.

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

23.

Ф.И. Тютчев «Листья»

24.

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка ...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»

25.

И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно», «Утро»

26.

И.С. Никитин «Встреча зимы»

27.

И.З. Суриков «Детство»

28.

И.З. Суриков «Зима»

29.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

30.

Урок-викторина «Поэтический сундучок»

31.

Знакомство с названием раздела «Великие русские писатели»

32.

Сообщения «Что я узнал о жизни А. С. Пушкина»

33.

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дыша-ло…»,«За весной красой природы», «В тот год осенняя погода…»

34.

 А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро».

35.

А.С. Пушкин  «Зимний вечер»

36.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

37.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

38.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

39.

Басни И. А. Крылова. Мораль басен

40.

И.А. Крылов «Мартышка и очки»

41.

И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

42.

И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

43.

Инсценирование басни

44.

М.Ю. Лермонтов Статья         В. Воскобойникова

45.

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

46.

М.Ю. Лермонтов «Утес»

47.

М.Ю. Лермонтов  «Осень»

48.

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

49.

Л.Н.Толстой «Акула»

50.

Л.Н.Толстой «Прыжок»

51.

Л.Н.Толстой «Лев и собачка» (быль)

52.

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» «Куда девается вода из моря?»

53.

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»

54.

Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели»

55.

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь»

Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует      над бором…»

56.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

57.

К. Бальмонт «Золотое слово»

58.

И. Бунин «Детство»

59.

И. Бунин «Полевые цветы»,  «Густой зелёный ельник у дороги…»

60.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

61.

Знакомство с названием раздела «Литера-турные сказки»

62.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

63.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

64.

В. М. Гаршин «Лягушка-путешествен-ница»

65.

В. М. Гаршин «Лягушка-путешествен-ница»

66.

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

67.

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

68.

Обобщение по разделу «Литературные сказки».

69.

Знакомство с названием раздела «Были-небылицы»

70.

М. Горький «Случай с Евсейкой»

71.

М. Горький «Случай с Евсейкой»

72.

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

73.

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

74.

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

75.

А. Куприн «Слон»

76.

А. Куприн «Слон»

77.

А. Куприн «Слон»

78.

Обобщение по разделу «Были-небылицы» КВН

79.

Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь»

С.Чёрный  Стихи о животных

80.

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон»

81.

А. Блок. Картины зимних  забав.«Ветхая избушка»

82.

А. Блок «Сны», «Ворона»

83.

С. Есенин «Черёмуха»

84.

Обобщение по разделу  раздела «Поэтическая тетрадь»

Урок –викторина.

85.

Знакомство с названием раздела «Люби живое»

86.

М. Пришвин «Моя Родина» (Из воспоминаний)

87.

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

88.

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

89.

В. Белов «Малька провинилась

90.

В. Белов «Ещё про Мальку»

91.

В. Бианки «Мышонок Пик»

92.

В. Бианки «Мышонок Пик»

93.

В. Бианки «Мышонок Пик»

94.

Б. С. Житков «Про обезьянку»

95.

Б. С. Житков «Про обезьянку»

96.

Б. С. Житков «Про обезьянку»

97.

В.П. Астафьев «Капалуха»

98.

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

99.

Урок–конференция «Земля – наш дом родной»

100.

Обобщение по разделу. «Люби живое»

101.

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь»

102.

С.Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…»

103

А.Л. Барто «Разлука».

104.

А.Л. Барто «В театре»

105.

С.В. Михалков «Если»

106.

Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок»

107.

Проект: «Праздник поэзии».

108

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»  

109.

Знакомство с названием раздела «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

110.

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке  наберёшь кузовок»

111.

А.П. Платонов «Цветок на земле»

112.

А.П. Платонов «Цветок на земле»

113.

А.П. Платонов «Еще мама»

114.

А.П. Платонов «Еще мама»

115.

М.М. Зощенко «Золотые слова»

116.

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

117.

Н.Н. Носов «Федина задача»

118.

Н.Н. Носов «Телефон»

119.

В.Ю.Драгунский «Друг детства»

120.

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» 

121.

Знакомство с названием раздела  «По страницам детских журналов».

122.

По страницам детских журналов

123.

Ю.И. Ермолаев «Проговорился»

124.

Ю.И. Ермолаев «Воспитатели»

125.

Г.Б. Остер «Вредные советы»

126.

Г. Б. Остер «Как получаются легенды»

127.

Р.Сеф «Весёлые стихи»

128.

Обобщение по разделу: «По страницам детских

журналов»

129.

Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература»

130.

Мифы Древней Греции «Храбрый Персей»Древнегреческий миф

131.

«Храбрый Персей»Древнегреческий миф

132.

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

133.

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

134.

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

135.

Обобщение по разделу: «Зарубежная литература»

136.

Игра-конкурс «Зарубежные заморочки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...