Литературное чтение
рабочая программа по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273- 73 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от07.05.2013 № 99-ФЗ);
- Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240 –V Об образовании в Республике Бурятия (принят Народным Хуралом РБ от 05.12. 2013) (ред. 07.07.2015);
- Федеральный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) (в ред. От 31.12.2015 № 1576);
- Примерной программы начального общего образования по Литературному чтению
- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №44
- И ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Ефросинина, Л. А. Программа «Литературное чтение» 1-4 класс/ Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана-Граф, 2011;
- Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2-х ч.- – М.: Вентана-Граф, 2013;
- Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013;
- Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2014.
В авторскую программу изменения не внесены.
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Ценностные ориентиры содержания
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
- дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфические особенности курса литературного чтения во 2 классе:
- сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
- работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;
- одновременная работа над языком произведения и речью детей;
- сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
- формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
- освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем. Развитие читателя предполагает:
- овладение основными видами устной и письменной литературной речи
- способностью воспринимать текст произведения,
- слушать и слышать художественное слово
- читать вслух и молча
- понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла воссоздавать в своем воображении прочитанное
- уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
Место литературного чтения в учебном плане
На изучение литературного чтения во 2 классе отводиться по 4 часа в неделю. Всего – 136 часов в год.
Основное содержание курса
Тема 1: «О нашей Родине» -5ч.
Савинов Ф «Родина», И.Никитин «Русь», Романовский С. «Русь», «Слово о Русской земле», Прокофьев С. «Родина»
Тема 2: «Народная мудрость»- 6ч.
РНП «Я с горы на гору шла», народные загадки, былина «Как Илья из Мурома богатырем стал», «Три поездки Илии Муромца», шутки, считалки, потешки.
Тема 3: «О детях и для детей» -13ч.
А.Барто «Катя», С.Баруздин «Стихи о человеке и его словах», «Как Алеше учиться надоело», Е.Пермяк «Смородинка», Н.Носов «Заплатка», Г.Сапгир «Рабочие руки», И.Крылов «Лебедь, щука и рак», М.Зощенко «Самое главное», В .Сутеев «Кто лучше», А.Митта «Шар в окошке», Л.Пантелеев «Две лягушки», В.Беспальков «Совушка», В Сутеев «Снежный зайчик»,
Тема 4: «Мир сказок» - 6ч.
РНС «У страха глаза велики», Братья Гримм «Маленькие человечки», «Семеро храбрецов», Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Тема 5: «Уж небо осенью дышало…» - 6ч.
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Э.Шим «Бедка и Ворон», Н. Сладков «Эхо», Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки», Э.Шим «Храбрый опенок», К.Бальмонт «Осень»
Тема 6: «Снежок порхает, кружится…» - 17 ч.
З.Александрова «Зима», С.Иванов «Каким бывает снег», И.Соколов-Микитов «Зима», Э.Шим «Всем вам крышка», РНС «Дети Деда Мороза», .М. Пришвин «Деревья в снегу», И.Суриков «Детство»,В.Даль «Девочка-снегурочка», РНС «Снегурочка», Н.Некрасов «Саша», Г. Скребицкий «Как белочка зимует», И.Соколов- Микитов «Узоры на снегу», В.Одоевский «Мороз Иванович», «царство мороза Ивановича»
Тема 7: «Здравствуй, праздник новогодний!»- 7ч.
С.Михалков «В снегу стояла елочка», Андерсен «Ель», А.Гайдар «Ёлка в тайге», С.Маршак «Декабрь», С.Городецкий «Новогодние приметы»
Тема 8: «О братьях наших меньших»- 12 ч.
Народная песня «Буренушка», К.Ушинский «Кот Васька», М.Пришвин «Старый гриб», П.Комаров «Олененок», В.Бианки «Ёж- спаситель», М.Дудин «Тары бары», К.Ушинский «Плутишка кот», РНС «Журавль и цапля», «Зимовье зверей», Д. Мамин-сибиряк «Сказка про воробья Воробьевича», РНС «Белые перышки»
Тема 9: «Лис Миккель и другие» - 10 ч.
Украинская народная сказка «Колосок», Английская народная сказка « Как Джек ходил счастья искать», норвежская народная сказка « Лис Миккель и медведь Бамсе», Б.Гримм «Бременские музыканты», английская народная сказка «Сказка про трех поросят»
Тема 10: «Семья и я» - 15 ч.
Л.Толстой «Лучше всех», народная песня «Колыбельная», С.Аксаков «Моя сестра», А.Майков «Колыбельная песня», Л.Толстой «Отец и сыновья», А.Плещеев «Дедушка», Ю.Коринец «Март», татарская народная сказка «Три сестры», С. Михалков «А что у вас?», В.Солоухин «Деревья», С.Михалков «Быль для детей», С.Баруздин «Салют»
Тема 11: «Весна, весна красная»- 27ч.
Народная песня «Весна, весна красная!», А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие»,А.Чехов «Весной», Г.Скребицкий «Весна –художник», Н.Сладков «Снег и ветер», Маршак «Весенняя песенка», Е.Баратынский «Весна, весна!», Ф. Тютчев «Зима недаром злиться», Куприн «Скворцы», Н.Сладков «Апрельские шутки», А. Барто «Апрель». Г.Скребицкий «Жаворонок», Заклички-веснянки, В.Жуковский «Жаворонок», О.Высотская «Одуванчик», Н.Сладков «Весенний гам», М.Пришвин «Ребята и утята», Б.Заходер «Птичья школа», М.Горький «Воробьишко», К.Ушинский «Утренние лучи», А.Барто «Весна, весна на улице»
Тема 12: Там чудеса…»- 12 ч.
РНС «Чудо-чудное, диво-дивное» , «Хаврошечка», А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», индийская народная сказка «Золотая рыба», Ш. Перро «Кот в сапогах», Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде», Кэрролл «Алиса в стране чудес».
Национально-региональный компонент реализуется через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Часы национально-регионального компонента включены в содержание занятий по предмету (10% от 136 часов 14 ч)
Особенности организации учебного процесса по предмету
Во 2 классе используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.
Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.
Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Круг чтения
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
Раздел 2
Планируемые результаты
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты должны отражать:
Ученик продолжит:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Ученик продолжит:
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формировать умение понимать причины успеха \неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациинеуспеха;
- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видио-, и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного материала;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
По разделу «Виды речевой и читательской деятельности»
результаты | |
Личностные и метапредметные: У ученика будут сформированы:
Ученик получит возможность:
| Предметные: Ученик научиться:
Ученик получит возможность научиться:
|
По разделу «Литературоведческая пропедевтика»
результаты | |
Личностные и метапредметные У ученика будут сформированы:
Ученик получит возможность:
| Предметные: Ученик научиться:
Ученик получит возможность научиться:
|
По разделу «Творческая деятельность»
результаты | |
Личностные и метапредметные: У ученика будут сформированы:
Ученик получит возможность:
| Предметные: Ученик научиться:
Ученик получит возможность научиться:
|
По разделу «Чтение: работа с информацией»
результаты | |
Личностные и метапредметные: У ученика будут сформированы:
Ученик получит возможность:
| Предметные: Ученик научиться:
Ученик получит возможность научиться:
|
Календарно- тематическое планирование
№ | Учебная тема | Сроки | Основные виды деятельности | ||||
Тема 1 «О нашей Родине»- 5ч | |||||||
1/1 | Ф.Савинов «Родина» | 1 неделя сентября | Знакомство с учебником, с условными обозначениями; слушание стихотворения; беседа после чтения. Рассматривание иллюстраций в учебнике. Знакомство с рабочей тетрадью. Составление партитуры выразительного чтения. | ||||
1/2 | И.Никитин «Русь» | 1 неделя сентября | Слушание стихотворения; беседа после чтения; работа с текстом. Работа с книгами (произведения о Родине) и моделирование к стихам. | ||||
1/3 | С.Романовский «Русь» | 1 неделя сентября | Работа с рассказом С.Романовского; беседа об авторе и его отношении к Родине. Упражнения в выразительном чтении; работа в р/т | ||||
1/4 | С.Романовский «Слово о русской земле» | 1 неделя сентября | Слушание рассказа; беседа(выявление первичного восприятия). Работа с текстом; работа в р/т. Работа с книгами произведений о Родине. | ||||
1/5 НРК | С. Прокофьев «Родина» Стихи писателей республики о Бурятии | 2 неделя сентября | Представление результатов домашней творческой самостоятельной работы. Самостоятельное чтение стихотворения С.Прокофьева; работа над выразительным чтением; самопроверка по образцу; работа в р/т | ||||
Тема 2 «Народная мудрость»-6ч | |||||||
2/6 НРК | Русская народная песня «Я с горы на гору шла». Дополнительное чтение: народная хороводная песня « Я посею, я посею» Песни народов Бурятии | 2 неделя сентября | Слушание русской народной песни; работа с тестом; работа с иллюстрацией. Работа со схемой «Фольклор»; беседа; выполнение заданий. Работа в р/т; работа с загадками. | ||||
2/7 | Загадки народные | 2 неделя сентября | Поиск ключевых слов для отгадки загадки. Иллюстраций; слушание. Составление своих загадок. Обмен мнениями; формулирование выводов. | ||||
2/8 | Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал» | 2 неделя сентября | Беседа о фольклоре; слушание былинного сказа; беседа (первичное восприятие) по содержанию; работа с текстом; работа с иллюстрацией. Работа с учебником. Работа в Р/Т. | ||||
2/9 НРК | Былина «Три поездки Ильи Муромца» Бурятские легенды и былины | 3 неделя сентября | Обмен мнениями; формулирование выводов. Чтение былины хорошо читающими детьми; анализ былины; работа с текстом; составление плана былины; работа с иллюстрацией. | ||||
2/10 | Шутки, считалки, потешки. Дополнительное чтение: заклички, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки. | 3 неделя сентября | Работа с учебником. Самостоятельная работа в Р/Т. Обмен мнениями; формулирование выводов; сравнение различных жанров фольклора. | ||||
2/11 | Обобщение по теме. Контрольная работа | 3 неделя сентября | Беседа по вопросам; проверка Д/З; работа по учебнику. Выполнение заданий в Р/Т.Проверка выполнения заданий | ||||
Тема 3 «О детях и для детей» 13 ч | |||||||
3./12 | А.Барто «Катя». Дополнительное чтение: Б. Заходер «Перемена» | 3 неделя сентября | Слушание стихотворения; беседа по содержанию; работа с учебником. Рассматривание содержания иллюстраций; работа в Р/т. Знакомство с новым разделом; обмен мнениями; формулирование выводов. | ||||
3/13 | С.Баруздин «Стихи о человеке и его словах». Дополнительное чтение: А.Рубинов «Ступенька» | 4 неделя сентября | Проверка Д/з; работа с учебником; беседа о словах; работа с рассказом; упражнение в сравнении произведений. Самостоятельное чтение стихотворения; работа в Р/Т. | ||||
3/14 НРК | С.Баруздин «Как Алеше надоело учиться». Бурятские писатели детям | 4 неделя сентября | Проверка Д/З; работа с рассказом. Работа в Р/Т. Обмен мнениями; формулирование выводов. | ||||
3/15 | Е.Пермяк «Смородинка». Дополнительное чтение: С.Михалков «Прогулка» | 4 неделя сентября | Проверка Д/З; работа с учебником; работа с произведением Е.Пермяка; обсуждение образа героини рассказа. Обучение | ||||
3/16 | Н.Носов «Заплатка», « На горке». П.Пронько «Мальчик Помогай» | 4 неделя сентября | Слушание рассказа Носова «Заплатка»; беседа по содержанию; описание содержания иллюстраций; соотнесение иллюстраций и строк из произведения, работа с произведением. Упражнение в чтении диалогов. Работа в Р/Т, | ||||
3/17 | Г.Сапгир «Рабочие руки». Дополнительное чтение: «Айога» | 1 неделя октября | Слушание стихотворения Г.Сапгира. Работа в Р/Т, Обмен мнениями; формулирование выводов. | ||||
3/18 | И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука». Л.Толстой «Страшный зверь» | 1 неделя октября | Проверка Д/З; работа с басней, её структурой и формой; выразительное чтение; рассматривание иллюстраций; сравнение басен И.Крылова и Л.Толстого. | ||||
3/19 | М.Зощенко «Самое главное». Дополнительное чтение: Я.Аким «Жадина» | 1 неделя октября | Проверка Д/З; слушание рассказа; анализ произведения; обучение пересказу по картинному плану; упражнение в просмотровом чтении; работа с учебником. Работа в Р/Т. Обмен мнениями; формулирование выводов. | ||||
3/20 | В.Сутеев «Кто лучше?» Дополнительное чтение: В.Осеева «Волшебная иголочка» | 1 неделя октября | Слушание сказки Сутеева; беседа по содержанию; описание содержания иллюстраций; работа с учебником; чтение «про себя» сказки; обучение чтению по ролям. Работа в Р/Т. Обмен мнениями; формулирование выводов. | ||||
3/21 | А.Митта «Шар в окошке»Е.пермяк «Две пословицы». Дополнительное чтение: В.Берестов «Прощание с другом» | 2 неделя октября | Слушание рассказов; беседа по содержанию; описание содержательной стороны иллюстраций; составление схематического плана рассказа. Работа в Р/Т, Моделирование обложки книги; рассказывание произведений по плану. | ||||
3/22 | Л.Пантелеев «Две лягушки». Дополнительное чтение: В.Катаев «Цветик-семицветик» | 2 неделя октября | Проверка Д/З; работа с учебником; работа со сказкой Л.Пантелеева; обсуждение образов героев; сравнение жанров (сказка, рассказ, басня). Работа в Р/Т, | ||||
3/23 | В.Беспальков «Совушка» | 2 неделя октября | Проверка Д/З; слушание произведения; беседа; работа с произведением; повторное чтение по частям; работа с учебником; работа с рубрикой «Книжная полка»; ролевое чтение; работа в Р/Т. | ||||
3/24 | В.Сутеев «Снежный зайчик» | 2 неделя октября | Проверка Д/З; слушание произведения; беседа; работа с произведением; повторное чтение по частям; работа с учебником; работа с рубрикой «Книжная полка». Работа в Р/Т; рассматривание иллюстраций. | ||||
Тема 4 . Мир сказок – 6ч. | |||||||
4/25 НРК | Русская народная сказка «У страха глаза велики». Сказки писателей Бурятии | 3 неделя октября | Слушание русской народной сказки; беседа по содержанию почитанного произведения; описание содержательной стороны иллюстраций. Моделирование обложки книги. | ||||
4/26 | Дополнительное чтение: русская народная сказка «Царевна –лягушка» | 3 неделя октября | Работа с текстом сказки: выделение созвучий и повторов. Наблюдение за изменением темпа чтения; упражнения в правильном и выразительном чтении. Работа в Р/Т. | ||||
4/27 | Братья Гримм «Маленькие человечки». Дополнительное чтение: Братья Гримм «Три брата» | 3 неделя октября |
Проверка Д/З; слушание сказки; работа с учебником; работа с текстом сказки; сравнение сказок, их моделей; чтение статьи в рубрике «Обрати внимание». Работа в Р/Т, | ||||
4/28 | Х.Андерсен «пятеро из одного стручка». Дополнительное чтение: Х-К.Андерсен «Принцесса на горошине» | 3 неделя октября | Слушание сказки; беседа по содержанию прочитанного произведения. Рассказ о горошине; работа в Р/Т; проверка Д/З; самостоятельное чтение сказки; работа с учебником. Обсуждение вопросов по сказке. | ||||
4/29 | Братья Гримм «Семеро храбрецов», Дополнительное чтение: Б.Заходер «Серая звездочка» | 4 неделя октября | Слушание произведения Б.Заходера; беседа по содержанию прочитанного; работа со сказкой «Семеро храбрецов»; работа с учебником; беседа; работа с рубрикой «Книжная полка». Работа в Р/Т. | ||||
4/30 | Обобщение по теме. Проверь себя | 4 неделя октября | Проверка Д/З; работа по рубрике учебника «проверь себя». Самостоятельное выполнение заданий в Р/Т с опорой на учебник; проверка и оценка работы по критериям. | ||||
Тема 5 «Уж небо осенью дышало» - 6ч. | |||||||
5/31 | А.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г.Скребицкий «Осень». Дополнительное чтение: М.Пришвин «Осеннее утро» | 4 неделя октября | Проверка Д/З; знакомство с новой темой: чтение вводной статьи; слушание стихотворения; работа с текстом произведения. Сравнение произведений М.Пришвина «Осеннее утро» и А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»; работа в Р/Т. | ||||
5/32 НРК | Э.Шим «Белка и ворон»., Е.Трутнева «Осень» Стихи писателей Бурятии об осени | 4 неделя октября | Проверка Д/З; самостоятельное чтение сказки; выразительное чтение диалога; рисование модели обложки; работа со стихотворением; упражнение в чтении вслух и про себя; работа с учебником. Работа в Р/Т. | ||||
5/33 | Н.Сладков «Эхо». Дополнительное чтение:А.Твардовский «Начало осени». | 1 неделя ноября | Проверка Д/З; самостоятельное чтение рассказа; беседа по содержанию; выразительное чтение стихотворения; сравнение произведений разных жанров – сказки и рассказа; работа с учебником; работа в Р/Т. | ||||
5/34 | Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки». Загадки. М Пришвин «Недосмотренные грибы» | 1 неделя ноября | Проверка Д/З; самостоятельное чтение стихотворения; работа с учебником; чтение рассказа М.Пришвина; обучение персказу. Чтения стихотворения Н.Рубцова; работа в Р/Т. | ||||
5/35 | Э.Шим «Храбрый опёнок», К.Бальмонт «Осень». Дополнительное чтение: А.Майков «Осень» | 1 неделя ноября | Проверка Д/З; работа со сказкой Э.Шима; слушание стихотворения А.Майкова «Осень»; работа с учебником. Проверка самостоятельной работы6 беседа о произведении. Работа в Р/Т. | ||||
5/36 | Обобщение по теме. Рубрики «Книжная полка», Проверь себя. | 2 неделя ноября | Проверка Д/З; работа с учебником; работа с рубриками «Проверь себя» и «Книжная полка»; чтение произведения по выбору. Самостоятельное выполнение контрольной работы в Р/Т. | ||||
Тема 6 «Снежок порхает, кружиться» 17 ч | |||||||
6/37 | З.Александрова «Зима». Дополнительное чтение:, Ушинский «Проказы старухи-зимы» | 3 неделя ноября | Проверка Д/З; знакомство с темой произведений раздела; чтение стихотворения; работа с учебником; введение понятия «сравнение»; обучение работе с рубрикой «подсказка». Моделирование обложки книги. | ||||
6/38 | С.Иванов «Каким бывает снег». Дополнительное чтение: С.Есенин «Пороша» | 3 неделя ноября | Проверка Д/З; самостоятельное чтение рассказа; составление плана; работа с учебником; обучение подробному пересказу и плану. Работа в Р/Т. | ||||
6/39 НРК | И.Соколов-Микитов «Зима в лесу». Писатели Бурятии о красоте нашего края. | 3 неделя ноября | Проверка Д/З; самостоятельное чтение рассказа; деление текста на части; подробный пересказ; работа с учебником. Работа в Р/Т. | ||||
6/40 | Э.Шим «Всем вам крышка», К.Ушинский «Мороз не страшен» | 3 неделя ноября | Проверка Д/З; слушание сказки; комментирование заглавия; обсуждение образа Морозко, реальных и сказочных событий; самостоятельное чтение рассказа; проверка самостоятельной работы; работа с иллюстрацией к тексту; работа с учебником. Моделирование обложки книги; пересказ произведения по плану. Работа в Р/Т. | ||||
6/41 | Русская народная сказка «Дети Деда Мороза», Дополнительное чтение: «Бабушка Метелица» | 4 неделя ноября | Проверка Д/З; самостоятельное чтение сказки; упражнение в правильном и выразительном чтении; работа с учебником; обучение пересказу по плану. Сравнение народных сказок. Чтение сказки «Бабушка Метелица»; работа в Р/Т. | ||||
6/42 | М.Пришвин «Деревья в лесу», Дополнительное чтение: Е.Пермяк «четыре брата» | 4 неделя ноября | Творческая работа: рисование картины «Зима в лесу»; выставка творческих работ; работа с учебником; работа с рассказом; работа в Р/Т. | ||||
6/43 | И.Суриков «Детство» | 4 неделя ноября | Проверка Д/З; чтение учителем отрывка из стихотворения И.Сурикова; беседа об отношении к природе; работа со стихотворением; работа с учебником; рассматривание иллюстраций; работа в Р/Т. | ||||
6/44 | В.Даль «Девочка Снегурочка» | 4 неделя ноября | Слушание сказки; беседа по содержанию; описание содержательной стороны иллюстраций; составление схематического поана сказки; выделение зачина, повторов, концовки, песенок. Работа с учебником: упражнение в выразительном чтении песенки стариков. Работа в р/Т. | ||||
6/45 | В.Даль «Девочка Снегурочка» | 1 неделя декабря | Проверка Д/З; работа со сказкой; работа с учебником; чтение сказки по частям; составление плана; сравнение разных сказок о снегурочке. Моделирование обложки книги, краткий пересказ произведений по плану. Рассматривание содержания иллюстраций. | ||||
6/46 | Русская народная сказка «Снегурочка» | 1 неделя декабря | Проверка Д/З; работа с учебником; работа со сказкой; чтение сказки по частям, составление плана. Чтение текста по ролям. Работа в Р/Т. | ||||
6/47 | В.Даль «Девочка Снегурочка». Дополнительное чтение: японская народная сказка «Журавлиные перья» | 1 неделя декабря | Работа в Р/Т. Проверка Д/З; работа со сказкой «Снегурочка»; работа с учебником; чтение японской народной сказки. | ||||
6/48 | Н.Некрасов «Саша». Дополнительное чтение: В.Одоевский «В гостях у дедушки мороза» | 1 неделя декабря | Проверка Д/З; выразительное чтение отрывка из поэмы; работа с учебником; работа с иллюстрацией; чтение произведения В.Одоевского. Сравнение произведений поэта. Работа в Р/Т. | ||||
6/49 | Г.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует?» | 2 неделя декабря | Проверка Д/З; чтение рассказа; работа с учебником; сравнение произведений о природе. Работа в Р/Т. | ||||
6/50 | И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу». И.беляков «О чём ты думаешь, снегирь?». | 2 неделя декабря | Проверка Д\З; комментирование заглавия; самостоятельное чтение рассказа; подготовка подробного пересказа; работа с учебником. Работа в Р/Т; чтение загадки; объяснение отгадки. Составление рассказа по иллюстрациям к рассказу И.Соколова- Микитова. | ||||
6/51 | В.Одоевский «Мороз Иванович» | 2 неделя декабря | Проверка Д/З; слушание сказки; упражнения в правильном чтении; выделение сравнений; обучение выразительному чтению. Работа в Р/Т. | ||||
6/52 | «Царство Мороза Ивановича» | 2 неделя декабря | Проверка Д/З; работа с учебником; обсуждение сказки; творческая работа: изготовление коллективной картины (аппликации) «Царство Мороза Ивановича» | ||||
6/53 НРК | Чтение стихов писателей Бурятии наизусть | 3 неделя декабря | Проведение итоговой проверки уровня начитанности и умения работать с детскими книгами. | ||||
Тема 7 «Здравствуй праздник Новогодний» - 7 ч | |||||||
7/54 | C.Михалков «В снегу стояла ёлочка» | 3 неделя декабря | Проверка Д/З; чтение стихотворения; беседа об отношении к природе; работа со стихотворением; работа с учебником; рассматривание иллюстраций; рассказ учителя об авторе стихотворения. Работа в Р/Т. | ||||
7/55 | Х-К. Андерсен «Ель» Книги Х-К. Андесена. | 3 неделя декабря | Рассматривание книг Х-К.Андерсена разных лет издания; слушание сказки; самостоятельная работа с выбранной книгой; | ||||
7/56 | А.Гайдар «Ёлка в тайге» | 3 неделя декабря | Проверка Д/З; слушание рассказа; беседа по содержанию; работа с учебником; работа с текстом( деление текста на части, составление плана); пересказ по плану. Самостоятельное чтение рассказа; работа в Р/Т. | ||||
7/57 | С.Маршак «Декабрь» | 3 неделя декабря | Проверка Д/З; чтение стихотворения (про себя); беседа после чтения; работа с учебником; работа с текстом произведения; рисование обложки к стихотворению; работа в Р/Т; соотнесение иллюстраций и текста. | ||||
7/58 | С.Городецкий «Новогодние приметы» | 4 неделя декабря | Определение жанра произведения; беседа по содержанию; самостоятельное чтение произведения; работа в Р/Т. | ||||
7/59 | Обобщение по теме. Проверь себя. | 4 неделя декабря | Проверка Д/З; работа с учебником; работа с рубриками «Проверь себя» и «Книжная полка». Самостоятельное выполнение контрольной работы в Р/Т. | ||||
7/60 | Книги о Новом годе для детей | 4 неделя декабря | Конкурс чтецов и рассказчиков; конкурс знатоков загадок о зиме; викторина «По страницам нашего учебника». Инсценировка отдельных произведений по теме. Чтение стихов, инсценировка сценок. | ||||
Тема 8 «О братьях наших меньших» - 12 ч | |||||||
8/61 НРК | Народная песня «Бурёнушка». В.Жуковский «Птичка». Дополнительное чтение: К. Коровин «баран, Заяц и ёж» Фольклор писателей Бурятии. | 4 неделя декабря | Знакомство со 2 частью учебника и Р/Т 2 часть; обсуждение вводной статьи к разделу; слушание русской народной песни; беседа; работа с учебником; самостоятельная работа со стихотворением «Птичка2; работа в Р/Т | ||||
8/62 | К.Ушинский «Кот Васька». Произведения фольклора (считалки, загадки) Е.Благинина «Голоса леса». Дополнительное чтение: М.Пришвин « Как поссорились кошка с собакой» | 5 неделя декабря | Проверка д/З; упражнение в выразительном чтении рассказа по абзацам; работа с иллюстрацией к тексту; работа с учебником; обмен мнениями; самостоятельная работа по рассказу К.Ушинского «Кот Васька»; работа в Р/Т. | ||||
8/63 | М.Пришвин «Старый гриб». Дополнительное чтение: Н.Рубцов «Про зайца» | 5 неделя декабря | Проверка д/з; работа с учебником; самостоятельная работа по рассказу М.Пришвина «Старый гриб»; работа в Р/Т. | ||||
8/64 | П.Комаров «Олененок». К Ушинский «Лиса Патрикеевна». Дополнительное чтение: Е.Чарушин «Перепёлка» | 5 неделя декабря | Проверка Д/З; работа с учебником; выразительное чтение стихотворения П.Комарова «Оленёнок»; обзор книг (русские народные сказки, загадки, поговорки) о лисе; обмен мнениями и суждениями о прочитанных произведениях; работа в Р/Т. | ||||
8/65 | В. Бианки «Ёж-спаситель». Скороговорки.. Дополнительное чтение:М.Пришвин «Журка» | 2 неделя января | Проверка Д/З; работа с учебником; чтение по частям, выборочное чтение; пересказ по картинному плану; чтение и заучивание скороговорок; самостоятельная работа по рассказу В.Бианки «Ёж-спаситель»; работа в Р/Т. | ||||
8/66 | М.Дудин «Тары- бары». Дополнительное чтение: В.Бианки «Хвосты» | 2 неделя января | Проверка Д/З; работа с учебником; упражнение в выразительном чтении стихотворения; беседа о прочитанном произведении конкурс скороговорщиков.; работа в Р/Т, | ||||
8/67 | К.Ушинский «Плутишка Кот». Дополнительное чтение: К.Паустовский «Барсучий нос». | 3 неделя января | Проверка д/з; слушание сказки К.Ушинского; комментирование заглавия; беседа по выявлению первичного восприятия; работа с учебником; составление плана, персказ по плану; работа в Р/Т. | ||||
8/68 | Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение: африк. Сказка «О том как лиса обманула гиену» | 3 неделя января | Проверка д/з; чтение сказки, беседа по выявлению первичного восприятия; работа с учебником; работа с иллюстрацией к тексту; чтение по ролям. Самостоятельное чтение сказки «Журавль и цапля»; работа в Р/Т. | ||||
8/69 | Русская народная сказка «Зимовье зверей». Дополнительное чтение: ненецкая сказка «Белый медведь и бурый медведь» | 3 неделя января | Слушание сказки «Зимовьё зверей»; комментирование заглавия; работа с текстом и иллюстрацией; работа с учебником; работа в Р/Т. | ||||
8/70 | Д.Мамин- Сибиряк «Сказка про воробья Воробеича» Дополнительное чтение: Р.Киплинг « Откуда у кита такая глотка» | 3 неделя января | Проверка д/з; работа с учебником; работа со сказкой; упражнение в выразительном чтении по тексту; выявление реального и вымышленного в произведении; сравнение литературных сказок. Работа в р/Т. | ||||
8/71 | Русская народная сказка «Белые перышки». | 4 неделя января | Проверка д/з; чтение русской сказки «Белые пёрышки»; работа с учебником»;сравнение народных сказок; беседа о прочитанном; работа в Р/Т. | ||||
8/72 НРК | Рассказы бурятских писателей о животных | 4 неделя января | Работа по рубрике «Книжная полка»; беседа; составление плана; пересказ по плану; оформление обложки к любимой книге о животных. | ||||
Тема 9 «Лис Миккель и другие» (зарубежные сказки)- 10 ч | |||||||
9/73 | Украинская народная сказка «Колосок». Дополнительное чтение: «франц сказка «Волк, улитка и осы» | 4 неделя января | Проверка д/з; слушание сказки; работа с учебником; работа с текстом сказки; упражнение в выразительном чтении по ролям; работа со схемой; работа в р/т. | ||||
9/74 | Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать» | 4 неделя января | Проверка д/з;работа с текстом и иллюстрацией; упражнение в выразительном чтении 1 части; сравнение английской сказки с русской народной сказкой «Зимовьё зверей»; работа в р/т. | ||||
9/75 | Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе». Дополнительное чтение: «Как кролик взял койота на испуг» | 1 неделя февраля | Проверка д/з; работа с учебником; составление характеристик основных героев сказки; выявление реального и вымышленного в произведении; сравнение норвежской сказки со сказками других народов; работа в р/т. | ||||
9/76 | Братья Гримм «Бременские музыканты» | 1 неделя февраля | Проверка д/з; слушание сказки; беседа по выявлению первичного восприятия; сравнение сказок разных народов; работа с учебником; самостоятельная работа по чтению текста и делению его на части; работа в Р/Т; беседа о прочитанном произведении. | ||||
9/77 | Братья Гримм «Бременские музыканты | 1 неделя февраля | Проверка д/з; слушание сказки; беседа по выявлению первичного восприятия; сравнение сказок разных народов; работа с учебником; чтение текста, деление его на части; составление плана; беседа о прочитанном; работа в р/т | ||||
9/78 | Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» | 1 неделя февраля | Проверка д/з; работа со схемой; повторение видов сказок); слушание сказки; работа с учебником; работа в Р/Т; | ||||
9/79 | Зарубежные сказки | 2 неделя февраля | Проверка д/з; работа с заданиями рубрики «Проверь себя», самостоятельная работа в р/т. | ||||
9/80 | Дорогами сказок. Рубрика «Книжная полка» | 2 неделя февраля | Работа по рубрике «Книжная полка», викторина по сказкам; беседа о прочитанных произведениях; чтение сказки, презентация выбранной книги со сказками зарубежных писателей | ||||
9/81 НРК | Инсценирование бурятских сказок | 2 неделя февраля | Классификация изученных произведений по жанру; составление общего списка под руководством учителя; презентация своей любимой книги. | ||||
Тема 10 «Семья и я» - 15ч | |||||||
10/82 | Л. Толстой «Лучше всех» | 2 неделя февраля | Проверка д/з; знакомство с новой темой4 работа с учебником; упражнение в выразительном чтении были. Обмен мнениями и суждениями о прочитанных произведениях. | ||||
10/83 | Пословицы. Народная песня | 3 неделя февраля | Проверка д/з; работа с учебником; сравнение народных и авторских колыбельных песен; работа в Р/Т. | ||||
10/84 | М.Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный». Е Пермяк «Случай с кошельком» | 2 неделя февраля | Работа с учебником; обучение подробному по рассказу; работа по рассказу «Случай с кошельком»; работа в Р/Т. | ||||
10/85 | С.Аксаков «Моя сестра». В.Осеева «Сыновья» Пословицы | 3 неделя февраля | Проверка д/з; беседа о прочитанном произведении; заполнение схемы; работа с учебником; работа с колыбельными песнями; пересказ по плану | ||||
10/86 | А.Майков «Колыбельная песня» | 3 неделя февраля | Проверка д/з; беседа по прочитанным произведениям о семье; заполнение схемы; работа с учебником; работа в Р/Т | ||||
10/87 | Л.Толстой «Отец и сыновья». Дополнительное чтение:И.Панькин «Легенда о матерях» | 3 неделя февраля | Проверка д/з; самостоятельное чтение рассказа; определение главной мысли рассказа; работа с учебником; беседа по выявлению первичного восприятия; работа в р/т. | ||||
10/88 | А.Плещеев «Дедушка». Л.Воронкова «Катин подарок» | 3 неделя февраля | Проверка д/з; слушание стихотворения; определение главной мысли; работа с учебником; самостоятельное чтение стихотворения; беседа по выявлению первичного восприятия; самостоятельное чтение рассказа «Катин подарок»; подробный пересказ; работа в р/т. | ||||
10/89 | Ю.Коринец «Март». А.Плещеев «Песня матери» | 4 неделя февраля | Проверка д/з; беседа о мамах; работа с учебником; работа со стихотворением; работа в р/т | ||||
10/90 | А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие» | 4 неделя февраля | Проверка д/з; работа с учебником; работа со стихотворением; беседа о прочитанном; работа в р/т. | ||||
10/91 | Татарская народная сказка «Три сестры». Дополнительное чтение: рус нар сказка «Белая уточка» | 4 неделя февраля | Проверка д/з; чтение вслух сказки; составление характеристик основных героев сказки; работа с учебником; составление плана-схемы сказки; работа по рубрике учебника «Книжная полка»; работа в р/т | ||||
10/92 | С.Михалков «А что у вас?» | 1 неделя марта | Проверка д/з; чтение стихотворения учителем; беседа о традициях и обычаях в семье, стране; работа с учебником; обмен мнениями и суждениями о прочитанном; работа в р/т. | ||||
10/93 | В.Солоухин «Деревья». Дополнительное чтение: Б.Заходер «Сморчки» | 1 неделя марта | Проверка д/з4 чтение стихотворения; беседа о прочитанном; работа с учебником; работа в р/т. | ||||
10/94 | С.Михалков «Быль для детей» | 1 неделя марта | Проверка д/з; беседа о дне победы; слушание произведения; работа с учебником; работа с иллюстрациями; самостоятельное чтение; работа в р/т; | ||||
10/95 | С.Баруздин «Салют» | 1 неделя марта | Проверка д/з; беседа о дне победы; слушание произведения; работа с учебником; работа с иллюстрациями; самостоятельное чтение; работа в р/т. | ||||
10/96 НРК | Эвенкийские сказки | 2 неделя марта | Слушание и чтение сказок; беседа о прочитанном; составление плана сказки; словесное рисование | ||||
Тема 11 «Весна, весна красна…»-27 ч | |||||||
11/97 | Народная песня «Весна, весна, красная!» | 2 неделя марта | Знакомство с новым разделом; введение понятия песня-закличка; работа с учебником; самостоятельное чтение рассказа; составление плана, подробный пересказ; работа в р/т. | ||||
11/98 | А.Ахматова «Перед весной такие дни бывают» | 2 неделя марта | Проверка д/з; слушание стихотворения; комментирование заглавия; работа с учебником; сравнение произведений разных жанров о весне; обмен мнениями о прочитанном; работа в р/т. | ||||
11/99 | А.Чехов «Весной». А Пушкин «Гонимы вешними лучами» | 2 неделя марта | Проверка д/з; слушание произведения; комментирование заглавия; работа с учебником; сравнение произведений разных жанров о весне; работа в р/т | ||||
11/100 | Г.Скребицкий «Весна-художник» | 3 неделя марта | Проверка д/з; слушание произведения; комментирование заглавия; работа с учебником; сравнение произведений разных жанров о весне; обмен мнениями и суждениями о прочитанном; работа в р/т. | ||||
11/101 | Н.Сладков «Снег и Ветер». Дополнительное чтение: Н.Сладков «Проталина» | 3 неделя марта | Проверка д/з; повторение изученного; самостоятельнее чтение сказки; работа с учебником; выразительнее чтение по ролям; работа в р/т. | ||||
11/102 | С.Маршак «Весенняя песенка». Э.Шим «Чем пахнет весна» | 3 неделя марта | Проверка д/з; слушание стихотворения; беседа по выявлению первичного восприятия; работа с учебником; упражнение в чтении; сравнение произведений о природе; обмен мнениями и суждениями о прочитанном; работа в р/т. | ||||
11/103 | Е.Барытынский «Весна, весна!». Дополнительное чтение: В.Маяковский «Тучкины штучки» | 3 неделя марта | Проверка д/з; слушание стихотворения; беседа по выявлению первичного восприятия; работа с учебником; упражнение в чтении; сравнение произведений о природе; работа в р/т. | ||||
11/104 | Ф.Тютчев «Зима недаром злиться». Дополнительное чтение: М.Пришвин «Лесная капель» | 4 неделя марта | Проверка д/з; работа с выставкой книг о весне, сравнение оформления; слушание стихов; обсуждение услышанного; обмен мнениями и суждениями о прочитанных произведениях; самостоятельная работа с выбранной книгой. | ||||
11/105 | А.Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец-молодец» | 4 неделя марта | Проверка д/з; слушание стихотворения; беседа по выявлению первичного восприятия; работа с учебником; упражнение в чтении; работа в р/т; сравнение произведений о природе. | ||||
11/106 | Н.Сладков «Апрельские штучки». А.Барто «Апрель». Дополнительное чтение: Н. Сладков «Весенний разговор» | 4 неделя марта | Проверка д/з; сообщение о скворце; слушание произведения; беседа по выявлению первичного восприятия; работа с учебником; работа в парах по сказке – диалогу; сравнение произведений А.Куприна и Н.Сладкова; обмен мнениями и суждениями о прочитанных произведениях; работа в р/т. | ||||
11/107 | Г.Скребицкий «Жаворонок». Дополнительное чтение: П.Воронько «Журавли» | 1 неделя апреля | Проверка д/з; самостоятельное чтение рассказа; беседа по выявлению первичного восприятия; работа с учебником; обмен мнениями и суждениями о прочитанном произведении; сравнение произведений о птицах; работа в р/т. | ||||
11/108 | Заклички- веснянки | 2 неделя апреля | Проверка д/з; выразительное чтение песенок-закличек; работа с учебником; сравнение произведений фольклора; работа в р/т. | ||||
11/109 | Заклички, загадки | 2 неделя апреля | Проверка д/з; слушание произведения; беседа по выявлению первичного восприятия; работа с учебником; чтение стихотворения; сравнение произведений разных авторов; работа в р/т. | ||||
11/110 | В.Жуковский «Жаворонок». Дополнительное чтение: В.Бианки «Что увидел Жаворонок, когда вернулся на родину» | 2 неделя апреля | Проверка д/з; слушание произведения; беседа по выявлению первичного восприятия; работа с учебником; тренировочные упражнения в чтении стихотворения; сравнение произведений разных авторов; работа в р/т. | ||||
11/111 | О.Высотская «Одуванчик». М.Пришвин «Золотой луг» | 2 неделя апреля | Проверка д/з; слушание произведения; беседа по выявлению первичного восприятия; работа с учебником; тренировочные упражнения в чтении стихотворения; сравнение произведений о весенней природе; беседа по содержанию; работа в р/т. | ||||
11/112 | П.Дудочкин «Почему хорошо на свете?». Дополнительное чтение: Э.Шим «Муравейник» | 3 неделя апреля | Проверка д/з; самостоятельное чтение рассказа; беседа по выявлению первичного восприятия; комментирование заглавия; работа с учебником. | ||||
11/113 | Н.Сладков «Весенний гам». А.Барто «Воробей» | 3 неделя апреля | Проверка д/з; самостоятельное чтение стихотворения; беседа по выявлению первичного восприятия; комментирование заглавия; сравнение произведений разных авторов; тренировочные упражнения в чтении стихотворения; обмен мнениями и суждениями о прочитанном произведении; работа в р/т. | ||||
11/114 | М.Пришвин «Ребята и утята» | 3 неделя апреля | Проверка д/з; самостоятельное чтение рассказа; беседа по выявлению первичного восприятия; работа с учебником; работа в р/т. | ||||
11/115 | Б.Заходер «Птичья школа» | 3 неделя апреля | Проверка д/з; слушание произведения; беседа по выявлению первичного восприятия; работа с учебником; Самостоятельная работа в р/т. | ||||
11/116 | Дополнительное чтение: М.Горький «Воробьишко | 4 неделя апреля | Проверка д/з; слушание произведения; беседа по выявлению первичного восприятия; работа с учебником; самостоятельная работа в р/т. | ||||
11/117 | К.Ушинский «Утренние лучи» | 4 неделя апреля | Проверка д/з; слушание произведения; беседа по выявлению первичного восприятия; работа с учебником; беседа о прочитанном; самостоятельная работа в р/т. | ||||
11/118 | А.Барто «Весна, весна на улице» | 4 неделя апреля | Проверка д/з; повторение произведений А.Барто; работа со схемой; слушание произведения; беседа по выявлению первичного восприятия; работа с учебником; работа в р/т. | ||||
11/119 | Дополнительное чтение: Р.Сеф «Чудо» | 4 неделя апреля | Проверка д/з; чтение тестк; ответы на вопросы по содержанию; работа с учебником; работа в р/т. | ||||
11/120 НРК | Писатели Бурятии о весне | 5 неделя апреля | Работа с книгами: название книги, фамилия автора, заголовок, характеристика прочитанных книг. Группирование по темам, жанрам. Чтение отдельных отрывков. | ||||
11/121 | Книги о родной природе | 5 неделя апреля | Работа с книгами: название книги, фамилия автора, заголовок, характеристика прочитанных книг. Группирование по темам, жанрам. Чтение отдельных отрывков. Ответы на вопросы. | ||||
11/122 | Обобщение по теме | 5 неделя апреля | Самостоятельное выполнение заданий в р/т. | ||||
Тема 12 «Там чудеса»- 12 ч | |||||||
12/123 | Русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное» | 5 неделя апреля | Проверка д/з; знакомство с новым разделом; выявление признаков волшебной сказки; работа с учебником; пересказ по плану; работа с р/т. | ||||
12/124 НРК | Книги с волшебными сказками писателей Бурятии | 1 неделя мая | Слушание сказок; беседа по содержанию; составление плана; словесное рисование. | ||||
12/125 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | 1 неделя мая | Проверка д/з; чтение сказки вслух; беседа по выявлению первичного восприятия; работа с учебником; работа с иллюстрациями, соотнесение их с текстом. | ||||
12/126 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 неделя мая | Проверка д/з; работа с учебником; работа в р/т. | ||||
12/127 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 2 неделя мая | Проверка д/з; работа с учебником; чтение сказки; ответы на вопросы по тексту; составление картинного плана сказки; | ||||
12/128 | Дополнительное чтение: Индийская народная сказка «Золотая рыбка» | 2 неделя мая | Проверка д/з; слушание сказки; чтение сказки вслух; беседа по выявлению первичного восприятия; работа с учебником; работа с иллюстрациями, соотнесение их с текстом; работа в р/т. | ||||
12/129 | Ш.Перро «Кот в сапогах» | 2 неделя мая | Проверка д/з; чтение сказки вслух; беседа по выявлению первичного восприятия; работа с учебником; работа с иллюстрациями, соотнесение их с текстом; составление словесных портретов кота и его хозяина; работа в р/т. | ||||
12/130 | Ш.Перро «Кот в сапогах» | 3 неделя мая | Чтение сказки; работа с текстом учебника; составление плана сказки; пересказ по плану. | ||||
12/131 | Дополнительное чтение: А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде» | 3 неделя мая | Проверка д/з; чтение сказки вслух; беседа по выявлению первичного восприятия; работа с учебником; работа с иллюстрациями, соотнесение их с текстом; составление словесных портретов; работа в р/т. | ||||
12/132 | Обобщение по теме. Проверь себя | 3 неделя мая | Выполнение заданий в р/т «Проверь себя». | ||||
12/133 | А.Кэрролл «Алиса в стране чудес» | 4 неделя мая | Проверка д/з; работа с учебником; работа в р/т | ||||
12/134 | А.Кэрролл «Алиса в стране чудес» | 4 неделя мая | Чтение сказки; просмотр мультфильма; ответы на вопросы; выполнение заданий в р/т |
Литература основная:
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие. 2 – е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2014
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. – М.: Вентане – Граф, 2014.
Литература дополнительная:
- Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся./ Авт. – сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Олимпиадные задания.2 -4 класс: Математика /Авт. – сост. Г.В. Раицкая. 3 – е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2010.
3. Интегрированные уроки в 1-4 классах. Вып. 2/ сост. Н.Ю. Кадашникова. Волгоград: Учитель, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....