Рабочая программа учебного курса по литературному чтению "В мире литературы".
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)

Данная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника, формирует читательскую грамотность, метапредметные и личностные результаты младших школьников. В содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базового предмета «Литературное чтение». Программа составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_kurs_v_mire_lit_cht_4_kl.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу литературного чтения  «В мире литературы»  4 класс составлен на основе  следующих нормативных документов:

   1.Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ « Закон об образовании в РФ»

 2.  Федерального государственного стандарта начального общего образования Приказ                        Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373 (ред. от 26.11.2010г.,22.09.2011г.,18.12.2012г.    (П. 19.5);

3. Приказа Минобрнауки России  от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС начального  общего образования, утвержденный приказом Миобрнауки РФ от 06.10.2009г. №373.

 4.Учебного плана  МКОУ СОШ №2 г.п. Терек на 2021-2022  учебный год.

5. УМК « Перспектива»  Учебник «Литературное чтение» 4 класс в двух частях,  Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий,  изд-во М.: «Просвещение», 2014.

- на основе авторской программы по учебному предмету литературное чтение Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий .

    Данная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника, формирует читательскую грамотность, метапредметные и личностные результаты младших школьников.

      В содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базового предмета  «Литературное чтение».

   Программа составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

          Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов, что снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

      Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения.

Цели и задачи учебного курса «В мире литературы »

Цель: формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения.

Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

формировать познавательный интерес и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;

совершенствовать навыки чтения учащихся;

обогащать нравственно–эстетический опыт ребенка;

знакомить учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;

формировать первичные представления об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;

вырабатывать привычку к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения;

формировать читательские умения, необходимые для квалифицированной читательской деятельности;

развивать воображение, литературно-творческие способности и речь учащихся;

формировать личность ученика, его нравственное сознание через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление учениками- читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.

Место предмета в базисном учебном плане

Место учебного курса «В мире литературы» в учебном плане 1ч. в неделю,

   всего 34 ч.

        II. Планируемые результаты.

 Ценностные ориентиры содержания учебного курса «В мире литературы»

Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать как более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе. Данная программа адаптирована для класса с разно-уровневым развитием учащихся.

Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного

учебного курса «В мире литературы»

В результате освоения учебного курса «В мире литературы» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные результаты (формирование УУД)

Регулятивные учебные умения:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;

высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;

пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;

вести диалог о прочитанной книге.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Форма контроля уровней достижений учащихся

Способы проверки результатов:

- наблюдение,

- тестирование,

- педагогическая диагностика.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

Проверка техники чтения.

Проверка читательского кругозора.

Анкетирование по выявлению мотивации чтения.

            III.       Содержание учебного курса «В мире литературы»

Целью образования в начальной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностного ориентированного подхода в обучении и воспитании и постепенного перехода к личностно-деятельностному, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни.

    Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека.

   Произведения устного народного творчества способствуют развитию у детей образного мышления, обогащают их речь.

    Читая пословицы и поговорки, дети усваивают мудрость трудового народа, его многовековой опыт.

   Загадки способствуют развитию сообразительности, умению сравнивать, сопоставлять. Большое воспитательное значение имеют сказки. Их образность, эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей

   Одной из основных задач курса:

приобщить детей к общечеловеческим ценностям;

способствовать развитию креативности («творческости») как черты личности.

За основу данной разработки взята программа Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла».

   Цель заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек.  Эта программа приохотит детей к посильным занятиям наукой, к чтению книг, научит ценить и понимать прекрасное.

 Основная задача предлагаемой программы – это воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых.

  Особенно важным становится практическое освоение закона художественной формы как средства выражения мыслей и чувств автора. Это освоение осуществляется путём работы с целостной структурой художественного текста, постепенно усложняющегося. А рабочим материалом служат малые жанры народного творчества: считалка, потешка, скороговорка, загадка, небылица, побасёнка.

   Основная цель предлагаемой программы – воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых.

  Исходным для данной программы можно считать отношение «автор - художественный текст – читатель». Это отношение и осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников, которые работают то в авторской, то в читательской позиции. Для успешной работы в каждой из этих позиций школьнику нужна и литературно-критическая оценка (т.е. работа в позиции «критика»), и владение законом художественной содержательной формы. Этот закон ребёнок осваивает в позиции «теоретика».

  Перед культурным читателем стоят задачи, разрешимые только через специфически «заочный» диалог между автором и читателем. Работы эстетически развитого читателя заключаются не только в чтении и получении удовольствия, но и постоянном «вычитывании», интерпретации толковании текста, составлении своеобразной «читательской партитуры». То есть позиция «непосредственного» читателя сливается с позицией «критика», работа «критика» нередко становится преобладающей хотя бы на время.

   Работая в позиции «автор-художник», ребёнок сам пытается сочинить литературные и художественные произведения. Эта работа в программе – ведущая. Её следует рассматривать как главное условие широкого литературного развития читателя, реализуя принцип «от маленького писателя – к большому читателю». Авторство нужно ребёнку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы и овладения речью, как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека.

Стоит обратить внимание на те новые задачи, которые поставит перед учениками четвёртый год обучения.

   На протяжении всего четвёртого года обучения продолжается начатое ранее движение «сквозь жанры»: дети выводят законы построения протяжной песни, сказки, народной драмы.

   Овладев такими сложными жанрами устного народного творчества, они уже готовы к работе с разными по жанровому составу произведениями авторской литературы; к усвоению сложнейшего понятия родового деления литературы.

  Понятие «род литературы» имеет чрезвычайно важное значение для становления читателя.

   Изучение народных песен, прежде всего протяжных, позволит «открыть» основные черты лирики; на материале народных сказок «открывается» понятие «эпос»; знакомство с народной драмой.   Логическим завершением всей этой работы станут уроки, на которых дети сравнивают три произведения с одной и той же тематикой, но относящиеся к разным родам литературы, работа со словом, с его значением и формой.

        

                           IY.   Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

факт.

1

Вводный урок. Типы текстов.

2

2

Определение типа текста

1

3

Ритмический рисунок в авторской поэзии

1

4

«Что я чувствую и представляю, когда звучит слово…» (обсуждение сочинений)

1

5

Олимпиадные задания по литературному чтению.

2

6

Эпический текст.

1

7

Акцентное вычитывание эпического текста.

1

8

Акцентное вычитывание эпического текста. А.П. Чехов «Ванька»

1

9

Малые жанры народного творчества

1

10

Пословица

1

11

Народная песня

1

12

Структура жанра «протяжная песня»

1

13

Акцентное вычитывание протяжной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

1

14

Детские песни

1

15

Коллективная и индивидуальная творческая работа «Сочините песенки»

1

16

Олимпиадные задания по литературному чтению.

1

17

Народные сказки: волшебные, бытовые, о животных

1

18

Структура жанра «волшебная сказка»

1

19

Олимпиадные задания по литературному чтению.

1

20

Структура жанра «сказка о животных»

1

21

Структура жанра «бытовая сказка»

1

22

Сходство и различие авторской и народной сказки

1

23

Акцентное вычитывание сказки.

1

24

Акцентное вычитывание сказки. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

1

25

Олимпиадные задания по литературному чтению.

1

26

Роды литературы. Эпос. Лирика

1

27

Структура жанра «народная драма»

1

28

Роды литературы. Эпос. Лирика. Драма.

1

29

Олимпиадные задания по литературному чтению.

1

30

Наше творчество. Заключительный урок

2

Итого

33

                                    V. Литература

Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах // Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1998.

Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М.: Просвещение, 2000.

Бравиль В.А. Международные интеллектуальные олимпиады. – М., 1999.

Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей:

Книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

5. Волкова Т.А., Михайлова И.Д. Лицей. Литературный вечер // Литература

в школе, 1998.

6. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические

рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Стефа», 2000.

7. Жулий Т.Б. Методический КВН в системе профессиональной подготовки

учителя-словесника // Русский язык в школе. 2001.

8. Зелинская С.Г., Гализина Т.А. Праздник фразеологизмов, пословиц,

поговорок // Русский язык в школе. 1998.

9. Зепалова Г.С. Уроки литературы и театр. М.: Просвещение, 2001.

10. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М.,

2000.

11. Козак О.Н. Литературные викторины. – СПб.: Союз, 1999.

12. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. //

Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. – М.:

Просвещение, 2001.

13.Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1999.

14.Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Просвещение, 1998.

15.Маранцман В.Г. Школьные факультативы как процесс общения

учеников с искусством. //Поиск новых путей. - М.: Просвещение, 1999.

16.Маранцман В.Г Методика преподавания литературы. – М.:

Просвещение, 2000.

17.Маранцман В.Г. Приёмы изучения литературного произведения в

школе. // Методика преподавания литературы.– М.:

Просвещение,2001.
18.Методика преподавания литературы. В 2ч. - Ч.2.Внеклассная работа по

литературе / Под редакцией О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, - М.:

Просвещение,Владос,2005.
   19.Мирецкая Н.В. Сопряжение: комплексная работа по эстетическому

воспитанию в школе. - М.: Просвещение, 1999.

20.Методика преподавания литературы: Под ред. З.Я. Рез. – М.:

Просвещение, 2001.

21.Никольский В.А. Методика преподавания литературы в школе. – М.,

1998.

22.Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы. – М.: Издательство

АСТ, “Астрель”, “Олимп”. Организация внеклассной работы по

русскому языку: Пособие для учителя. – М.: Гуманитарный изд. центр

ВЛАДОС, 2000.

23.Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.:

Просвещение, 1999.

24.Савенкова Л.Б. Олимпиада как форма проверки знаний // Русский язык

в школе. 2000. - № 6.

25.Топольницкая Л.С. Детское словесное творчество // Русский язык в

школе. 1999. - № 2.

26.Тулаева Е.Б. Славна богатырями земля русская! Сценарий

литературного состязания по былинам // Литература в школе, 1997.

27.Теплов Б.М. Способности и одаренность.— В кн.: Психология. М.,2000.

28. Шарапова О.Ю. Фонетический КВН // Русский язык в школе. 1997.

  29.Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. – М.: Новая школа, 1998.

30.Щуркова Н.С. Собранье пёстрых дел. – М.: Новая школа, 1999.

31.Янченко В.Д. Тематический вечер “Творческий союз А.С. Пушкина и

В.И. Даля” // Русский язык в школе. 2001. - № 6.

32.Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М.: Знание,1998

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа учебного курса "Литература Алтайского края" 3 класс

Курс  "Литература Алтайского края" для младших школьников( 3класс  )направлен на знакомство учащихся с произведениями алтайских писателей и поэтов , раскрывает весь спектр литературы для дет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Литературное чтение» в 4 классе на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального общего образования по лит...

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России" 1 класс

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка".Программа "Школа России", 1 класс....

Рабочая программа учебного курса "Мордовская литература во 2 классе"

Рабочая программа учебного курса "Мордовская литература во 2 классе"...

Рабочая программа учебного курса по литературному чтению 4 класс

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:·        овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чте...

Рабочая программа учебного курса «Родная литература».

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов....

Рабочая программа учебного курса ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС

     Рабочая программа учебного курсаПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4  КЛАСС...