Рабочая программа учебного курса ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа учебного курса
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
4 КЛАСС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАИН – БУЛАКСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КЯХТИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ |
«Рассмотрено» Руководитель МО _______/_ ./ ФИО Протокол №_____от «____»________ 20__ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР __________/_ /. ФИО «_____»____________20 __г. | «Утверждаю» Директор школы __________/ ./ ФИО Приказ № _____ от «_____»____________20 __ г. |
|
Рабочая программа учебного курса
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
4 КЛАСС
Цыбиктаровой Т.Д.
Ара-Алцагат
2018 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение».
Личностные
Учащиеся научатся:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Учащиеся получат возможность научиться:
- познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
- рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
- находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
- создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
- свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
- самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
- владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
- пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
- сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;
- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
- определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
- создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
- участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
- создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
- определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
- оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
- искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
- обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
- находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
- находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
- самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
- использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
- участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
- договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
- интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
- формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной выразительности;
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
- приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
- соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
- работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Содержание учебного предмета
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
Былины. Летописи. Жития (12 ч)
О былинах.«Ильины три поездочки».Летописи.Жития.«И повесил Олег щит свой па вратах Цареграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Житие Сергия Радонежского».
Из русской классической литературы (22 ч)
П.П.Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А.С.Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...»,«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Ке-риб»; А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (12 ч)
Ф.И.Тютчев.«Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет.«Весенний дождь», «Бабочка»;Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н.Плещеев.«Дети и птичка»; И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями...»;Н.А.Некрасов.«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;И.А.Бунин.«Листопад».
Сказки русских писателей (16 ч)
В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»;П.П.Бажов. «Серебряное копытце»;С.Т. Аксаков.«Аленький цветочек»;В.М.Гаршин.«Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе час (9 ч)
Е.Д.Шварц.«Сказка о потерянном времени»; В.Ю.Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;В.В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна далекого детства (8 ч )
Б.С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М.М.Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь (5 ч )
В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С.А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М. Н. Цветаева.«Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы (12 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк.«Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М.Пришвин. «Выскочка»;К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы» Е.И.Чарушин. «Кабан»; В.П.Астафьев.«Стрижонок Скрип»
Поэтическая тетрадь ( 8 ч )
Б.Л.Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д.Б.Кедрин. «Бабье лето»;Н.М.Рубцов.«Сентябрь»;С.А.Есенин.«Лебедушка».
Родина (8 ч)
И.С.Никитин «Русь»; С.Д.Дрожжин.«Родине»;А.В.Жигулин. «О,Родина! В неярком блеске...»;Б.А.Слуцкий.«Лошади в океане».
Страна «Фантазия» (7 ч)
Е.С.Велтистов.«Приключения Электроника».К.Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (17 ч)
Дж.Свифт.«Путешествие Гулливера»;Г.X.Андерсен «Русалочка»;М.Твен «Приключения Тома Сойера»; С.Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете»
Тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во час |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Летописи, былины, жития | 11 |
3 | Чудесный мир классики | 22 |
4 | Поэтическая тетрадь | 12 |
5 | Литературные сказки | 16 |
6 | Делу время – потехе час | 9 |
7 | Страна детства | 8 |
8 | Поэтическая тетрадь | 5 |
9 | Природа и мы | 12 |
10 | Поэтическая тетрадь | 8 |
11 | Родина | 8 |
12 | Страна фантазия | 7 |
13 | Зарубежная литература | 17 |
Итого: | 136 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-915087-1491905858.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Литературное чтение» в 4 классе на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального общего образования по лит...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/21/picture-241717-1495351908.jpg)
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России" 1 класс
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка".Программа "Школа России", 1 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/21/picture-241717-1495351908.jpg)
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 2 класс.
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 2 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/21/picture-241717-1495351908.jpg)
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 3 класс
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-1087161-1547185531.jpg)
Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.
Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-124532-1386416176.jpg)
Рабочая программа учебного курса по литературному чтению 4 класс
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чте...
Рабочая программа учебного курса по литературному чтению "В мире литературы".
Данная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника, формирует читательскую грамотность, мет...