Урок по литературному чтению в 1 классе «Звук и буква Чч»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Морсакова Анастасия Евгеньевна

Тема: Звук  [ч].  Буквы Ч, ч.

Цели: сформировать представление о звуке [ч],  как о мягком непарном согласном, развивать фонематический слух, логическое мышление, воспитывать умение ценить время и рационально его использовать; способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_chch.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению в 1 классе

«Звук и буква Чч»

Тема: Звук  [ч].  Буквы Ч, ч.

Цели: сформировать представление о звуке [ч],  как о мягком непарном согласном, развивать фонематический слух, логическое мышление, воспитывать умение ценить время и рационально его использовать; способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения

I. Организационный момент

               Начинается урок.

                  Рот закрыли на замок,

                  Тихо сели, ноги вместе.

                  Книги, ручки – всё на месте.

                  Руки замерли у всех.

                  Будем думать, будем слушать

                  И учиться лучше всех!

II. Речевая разминка

  1. Артикуляционные упражнения

Подготовить язык для говорения.

  1. Скороговорка

                 До города

                 Дорога в гору,

                 От города с горы.       

III. Повторение пройденного материала     

   1). Чтение текста «Подарки к празднику», с. 126.

          - Кто приготовил подарки для ребят из детского сада?

          - Кто склеил домик?

          - Что сделали Дима и Аня?

          - А что приготовили для детей из детского сада другие ребята?

    2). Работа с лентой букв на стр. 127: гласные, обозначающие твёрдость  согласного звука, гласные, обозначающие мягкость согласного звука.

          - Буквы Я, Е – когда они обозначают два звука?

          - Когда буквы Я, Е указывают на мягкость согласного звука?

          - Какие согласные бывают только звонкими? Как их ещё называют?

            (Сонорные.)

          - Какие согласные буквы обозначают парные глухие и звонкие согласные звуки?

IV. Мобилизующий этап

     На доске с помощью рисунков изображены следующие предметы: черепаха, мячик, летчик, зайчик, мальчик

     - Назовите изображенные на доске предметы и постарайтесь их запомнить. (Дети хором называют предметы. После этого учитель просит детей закрыть глаза и делает перестановку предметов.)

     - Откройте глаза. Скажите, что изменилось? В какой последовательности были изображены предметы первоначально? Какие предметы поменяли свои места? (Дети отвечают.)

V. Актуализация знаний учащихся

           - С помощью чего вы назвали изображенные предметы? (Мы назвали предметы  с помощью слов.)

     - Чем отличается предмет от слова?

     - Найдите лишнее слово. (Слово черепаха, т.к. это слово состоит из четырех слогов, а все остальные – из двух; черепаха, потому что слово оканчивается на гласный звук, а другие слова – на согласный; слово черепаха начинается со звука, который в других словах находится в середине слова.)

VI. Постановка темы и целей урока

      - Произнесите первый звук исключенного слова и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово черепаха начинается со звука  [ч]  . Значит тема урока – «Звук  [ч]  и буква, которая его обозначает».)

      Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Цель формируется с использованием опорных слов: познакомиться…, учиться отличать…,учится читать…) (Цель нашего урока – познакомиться со звуком  [ч]  и буквой, которая его обозначает; учиться  отличать звук  [ч]  и букву от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.)

VII. Работа над новым материалом

          1. Характеристика звука после слого-звукового анализа слова черепаха.

      - Произнесите слово черепаха, выделяя в нём первый звук. 

      - Дайте характеристику этого звука.

      -  Согласный, глухой, всегда мягкий.

          2. Артикуляция

      - Давайте произнесём ещё раз звук [ч] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

      - Можно ли его спеть?

      - Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?

      - Давайте произнесём звук [ч] в слиянии с гласными а,о,у.

      - Что вы заметили? Как произносится новый звук? Сделайте вывод.

(Звук [ч] обозначает мягкий звук.)

      -  А теперь закройте ушки и произнесите ещё раз новый звук. Каким вы слышите этот звук? ( Звук [ч] глухой.)

      - Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, непарный глухой, всегда мягкий звук.)

          3. Определите позицию звука [ч ] в словах:

     чайник, плечо, чемодан, ночь, речка, часы, челка, туча, мяч, кочка, чайка, трубач, матч, печать.

      - Сегодня у нас в гостях черепаха Тортила. (На доске иллюстрация с изображением черепахи Тортилы.) Из какой сказки она к нам пришла? Кто автор этой сказки?

      - Что подарила черепаха Тортила Буратино? (Черепаха подарила ключик.)

      - Где в слове ключик находится звук  [ч]  ?

      - От какого слова образовалось слово ключик? (От слова ключ.)

      - Как называются эти слова? (Родственные).

      - А какой ключ вы представляете, когда произносите это слово? (Гаечный ключ, ключ от замка, скрипичный ключ и т.д.)

(Многозначность слова ключ.)

      - Буратино ключиком открывал потайную дверцу в коморке папы Карло, а мы с вами ключиком откроем сундучок, в котором  находятся задания для сегодняшнего урока. Итак…

 1 задание.

 Послушайте рассказ «На даче». и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком  [ч].

                                                 На даче.

     Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя качалась на качелях или играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку «Курочка Ряба».

      - Где жили летом дети?

      - Как их звали?

      - Что они делали утром?

      - Куда они бежали?

      - Чем Вова ловил рыбу?

      - Что делала Надя?

      - Что читал Вова вечером сестре Наде?

 Физкультминутка

                     Раз, два, три, четыре, пять –

                     Все мы встали поиграть.

                     Ручками похлопаем,

                     Ножками потопаем

                     И попрыгаем скорей,

                     Чтобы стало веселей.

                     Ветер дует сильный, сильный

                     И качается сосна.

                     Нам зарядка помогает

                     Быть здоровыми всегда.

                     А теперь мы ручейками –

                     Друг за другом потекли…

                     Становитесь все опять –

                     Будем в солнышко играть.

                     Мы весёлые лучи,

                     Мы резвы и горячи.

                     А сейчас мы потянулись…

                     И за парты вновь вернулись.

          4. Знакомство с новой буквой.

      - Мы сейчас перелистаем записную книжечку черепахи Тортилы, на каждой странице которой есть какая-либо буква. Как только вы увидите новую букву, сразу хлопайте в ладоши.

      - А кто знает, как называется эта буква? (Это буква «че».)

      - На что похожа буква Ч?

                        Да, вы правильно решили,

                             Ч мы пишем, как четыре.

                             Только с цифрами, друзья,

                             Буквы путать нам нельзя.

      - Посмотрите, где находится буква Ч на ленте букв. Почему она в зелёном квадратике?

          5. Чтение слогов, слов, текста с новой буквой.

 2 задание.

       - Черепаха предложила нам прочитать слоги, добавляя каждый раз по одной букве. (Чтение слогов.)

  ча                 ча                                                   ча

  чо                 чо                                                   чо         

  чу                 чу            к                       у             чу              к

  че                 че                                                   че  

  чи                 чи                                                   чи

 - Хорошо справились с заданием нашей героини.

 - Вы, наверное, заметили, что в сочетаниях ча, чу, написаны совсем не те гласные, которые нам слышатся. Мы уже знаем, что звук [ч] всегда мягкий. В слогах ча, чу  не надо обозначать мягкость предшествующего согласного, а нужно запомнить, что ча принято писать с буквой а, а в слоге чу пишется всегда буква у.

 3 задание .Слоговое лото.

        - Придумайте слова со слогами ча и чу.

                                      шка                                                                             лок            

  ту                               йник                           шеп                                          гун

  ку              ча              бан                             мол                  чу                     жой

  пар                             сы                               ле                                             до

 4 задание.

        - О чем в этом задание пойдет речь, вы определите сами, отгадав загадку.

                           За стеклянной дверцей

                                Бьётся чьё-то сердце:

                                Тик-так, тик-так.

                                Тихо так, тихо так.

                                                               (Часы)            

 А теперь откройте учебники на стр. 128-129.

       - Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли сказать, что рисунок можно разделить на две части? Почему? ( Левая часть отражает старину, а правая современность.)

       - Какие часы вы знаете из тех, что изображены на стр. 128?

       - В старину пользовались солнечными, песочными, водными часами. А в наше время? Давайте узнаем, какие ещё есть часы, прочитав текст на стр. 129.

      -  Какие виды часов вы запомнили?

      - Для чего человеку нужны часы?

      - Можно ли в наше время обойтись без часов?

      - Расскажите, как работали солнечные часы?

      - Почему они оказались не совсем удобными?

      - А теперь ещё раз прочитайте вполголоса текст и поставьте точку под словами, в которых есть буква Ч.

      Назовите эти слова.

      - А на иллюстрации есть слова, в которых находится буква Ч? Назовите.

5 задание.

      Следующее задание, которое вам предлагает черепаха Тортила «Грамматическая арифметика». Мы с вами будем вычитать, и прибавлять, но не цифры, а буквы.

                       Часть-Ь+ушко-О+А= Частушка

                       Чудеса-А+ный= Чудесный

 VIII. Итог урока. Рефлексия.

       - Итак, с каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку. Какой буквой он обозначается?

       - Черепаха Тортила благодарит вас за выполненные задания и хорошую работу на уроке.

(Учитель словесно оценивает деятельность учащихся, благодарит их за хорошую работу, внимательность, наблюдательность.)

       - На изображенной горке укажите место, где вы находитесь.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по литературному чтению "Твердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"

Тема урокаТвердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши. Класс1классПредметЛитературное чтениеПедагогическая цель Создать условия для открытия новых знаний, познакомить учащихся с тверд...

Урок литературного чтения 1 класс Звуки б,бь, буквы б,Б.

Урок литературного чтения в 1классе по Программе "Школа России" Тип урока -знакомство с новыми знаниями.Урок составлен с использованием игровых технологий, индивидуальной и групповой работы, ИКТ. К ур...

Открытый урок по литературному чтению на тему: "Звук ш, буквы Ш,ш"

Знакомство со звуком ш, буквами Ш,ш в игровой форме. Умение работать по учебнику....

Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. " 1 класс

Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый   согласный   звук  [ ц ],  буквы  Ц, ц. "  1 класс ПНШ...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме - Звуки [ х ], [ х’]. Буква Х х

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме - Звуки [ х ], [ х’]. Буква  Х х...