Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 62.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель деятель- | Познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
Педагогические задачи: |
|
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые | Предметные: познакомятся с сюжетом и содержанием сказки; научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (бытовые, волшебные, о животных), отличать сказки друг от друга; называть с опорой на схему элементы волшебной сказки, героев произведения; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, их внешность, поступки; быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания; Метапредметные : познавательные: выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки; выделяют эпизоды для ролевого чтения, пользуются информацией о правилах выразительного чтения русских народных сказок в ходе работы над чтением по ролям; находят необходимую информацию в книге; ориентируются в учебной и художественной литературе; воспроизводят выводы по сказке, сделанные на предыдущем уроке; регулятивные: стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), распределяют роли для чтения в малой группе, планируют работу в группе, оценивают результаты своей работы; коммуникативные: находят позитивные способы решения возникших вопросов или спорных ситуаций; выслушивают мнение товарищей о качестве исполнения роли тем или иным учащимся, своей роли; осознают диалог как вид речи – умеют понимать вопросы, отвечать на них Личностные: осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе; приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений устного народного творчества, а также собственного сочинения фольклорных произведений; проявляют интерес, отзывчивость к культурному наследию других народов |
Результат педагогической деятельности | Результатом педагогической деятельности будет ученик, который ценит, то, что он самостоятельно может: 1) Определить жанр произведения. 2) Дать характеристику главных героев. 3) Самостоятельно прогнозировать сюжет. |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство, тема «Художники-иллюстраторы русских народных сказок» |
Методы и формы обучения | Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая; |
Образовательные | |
Основные понятия и термины |
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Дата: 17.09.2015год
Образовательное учреждение: МКОУ «Казачелокнянская средняя общеобразовательная школа»
УМК: «Школа России»
ФИО бакалавра-практиканта: Шелехова Татьяна Николаевна
ФИО учителя: Дьяченко Валентина Петровна
Тема урока: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Цель урока: Познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Задачи:
Обучающие:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
- познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий.
Развивающие:
- продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;
- рассматривать сказку как систему отношений;
- формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения;
- использовать картины, воссоздающие воображение детей;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение друг к другу.
Предметные результаты:
Личностные УУД:
осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе; приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений устного народного творчества, а также собственного сочинения фольклорных произведений; проявляют интерес, отзывчивость к культурному наследию других народов.
Регулятивные УУД:
стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), распределяют роли для чтения в малой группе, планируют работу в группе, оценивают результаты своей работы.
Коммуникативные УУД:
находят позитивные способы решения возникших вопросов или спорных ситуаций; выслушивают мнение товарищей о качестве исполнения роли тем или иным учащимся, своей роли; осознают диалог как вид речи – умеют понимать вопросы, отвечать на них.
Познавательные УУД:
выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки; выделяют эпизоды для ролевого чтения, пользуются информацией о правилах выразительного чтения русских народных сказок в ходе работы над чтением по ролям; находят необходимую информацию в книге; ориентируются в учебной и художественной литературе; воспроизводят выводы по сказке, сделанные на предыдущем уроке.
Тип и форма урока: изучение нового материала .
Формы организации познавательной деятельности: групповая, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
1. Учебник, с.22-26 Л.Ф. Климанова, М.В.Горецкий; рабочая тетрадь, с.20.
Демонстрационный материал
- музыкальный фрагмент «Сказки бродят по свету»;
- репродукция В.Васнецова “Аленушка”;
- элементы сказок в кузовке;
- иллюстрации с изображением сказки
Технологическая карта урока
Оценка:
Учитель: _____________/Дьяченко В.П./
Приложение 1.
- Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Их не записывали, а передавали из “уст в уста”.
Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались в комнатах около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы. - Мы с затаённым дыханием слушаем удивительные истории о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках и героях. В сказках люди “летали по воздуху”, “ходили в сапогах – скороходах”, “воскрешали убитых”, “в одну ночь строили дворцы”.
- Сказка – это мечты о будущем, за ними чувствовалась великая сила. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь.
Приложение 2.
Приложение 2.
ТЕСТ
Выбери и подчеркни верный ответ.
1. Почему сестрица и братец остались одни-одинёшеньки?
а) Их прогнали родители;
б) родители умерли;
в) дети потерялись.
2. Куда пошла Алёнушка?
а) На работу;
б) за грибами;
в) играть с подругами;
г) за дровами.
3. Откуда Иванушка хотел попить в третий раз?
а) Из козьего копытца;
б) лошадиного копытца;
в) речки;
г) волшебного колодца.
4. Что случилось с Иванушкой?
а) Попал в жилище ведьмы;
б) стал жеребёночком;
в) стал телёночком;
г) стал козлёночком.
5. Что предложил Алёнушке купец?
а) Спасти Иванушку;
б) убить ведьму;
в) выйти за него замуж.
6. Что сделала с Алёнушкой ведьма?
а) Превратила в лягушку;
б) надела на шею камень и бросила в реку;
в) заперла в подвале.
7. Как ведьма попала в дом к купцу?
а) Околдовала купца;
б) оборотилась мышкой;
в) оборотилась Алёнушкой.
8. Почему ведьма упросила купца зарезать козлёнка?
а) Козлёнок ей не понравился;
б) козлёнок всё знал;
в) козлёнок казался ей очень вкусным.
9. Как купец узнал правду?
а) Его слуга подслушал разговор козлёнка с Алёнушкой;
б) купец подслушал разговор ведьмы;
в) козлёнок всё рассказал купцу.
Ответы: 1б; 2а; 3а; 4г; 5в; 6б; 7в; 8б; 9а.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.
Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....
Урок литературного чтения. Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" 2 класс
Разработка урока литературного чтения "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Русская народная сказка". во 2 классе...
русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....
Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Цель: уметь выявлять закономерности сказочного жанра на примере сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»Задачи:- помочь разобраться в развитии сюжета сказки;- способствовать развитию умения анализ...
Литературное чтение 2 класс Школа России "Добро и зло в русской народной сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка""
Изучая русскую народную сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" перед читателем возникает проблема борьбы добра и зла. Рассматривая черты характера героев и давая оценку их поступкам, учащиеся ра...
Разработка дидактического материла к русской народной сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Групповая работа.
Данная разработка раздаточного дидактического материала направлена на усиление моотивации обучения. Работа в группах с данным материалом позволяет активизировать взаимодействие интеллектуальных и эмоц...