русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
план-конспект урока по чтению на тему

Багрянцева Анжелика Ивановна

русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sestritsa_alenushka_i_bratets_ivanushka.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Задачи:

 Образовательные:

1. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.

2. Учить находить нужный отрывок в тексте по вопросу.

3. Формировать навыки беглого, осознанного чтения.

   Развивающие:

1. Развивать речь учащихся.

2.Развивать мышление, воображение.

   Воспитывающие:

1. воспитывать любовь к устному народному творчеству;

2. прививать любовь к живописи.

Оборудование: карточки с отрывками из русских народных сказок.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

   

- Какие виды устного народного творчества мы назвали? (Загадки, былины, потешки и т.д.)

- Какие виды сказок вы знаете? (дети называют вид сказки и приводят пример)

- Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны отрывки из русских народных сказок, а вы должны правильно назвать сказку.

Карточка №1.

    Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

    - Доченька, - говорила мать, - мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

    Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. (Гуси-лебеди).

Карточка №2.

    Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко. (Петушок и бобовое зёрнышко).

Карточка №3.

    Испугались они, вёдра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.

    Бабка охает:

    - Ох! Медведище меня чуть не задавил!

    Внучка плачет:

    - Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

    Курочка на печке кудахчет:

    - Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

    А мышка из-под печи пищит:

    - Котище-то какой усатый! Вот я страху натерпелась! (У страха глаза велики).

Карточка №4.

    Варил, варил солдат, помешивал, потом попробовал. Глядит старуха, оторваться не может.

    - Ох, и каша хороша! – хвалит солдат. – Как бы сюда да чуточку масла – было бы и вовсе объедение.

    Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.

    - Бери ложку, хозяюшка. Стал кашу есть да похваливать. (Каша из топора).

Карточка №5.

    - Какое там, - отвечал Мороз-Красный нос. – Не я с ним, а он со мной справился. Хотел я его ещё по дороге заморозить, а он лошадь жалеет, бегом за санями бежит. Как его на бегу заморозить? Ну, думаю, доберёмся до места – тут я тебя и прихвачу! А как добрались до места, ещё хуже стало. Он дерево рубит, топором машет – только щепки в меня летят. А ему всё жарче да жарче от работы становится, будто меня и на свете нет. Скинул шапку да рукавицы и на снег бросил. (Два Мороза).

Карточка №6.

    - Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче звери друг друга не трогают.

    - Вот это хорошо, - сказал тетерев. – А то вот собаки бегут. Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего. (Лиса и тетерев).

Карточка №7.

    На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

    - Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

    Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и этак, и лизнёт его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин. (Лиса и журавль).

3. Постановка цели урока.

- Молодцы, я убедилась, что сказки вы знаете хорошо. А сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой. Откройте учебники на странице 28 . Как называется сказка?

4. Изучение нового материала.

1) Первичное чтение. Учитель читает сказку, дети следят по учебнику.

2) Первичная проверка понимания.

- Вам понравилась сказка?

3) Вторичное чтение. Дети читают цепочкой по 2 предложения.

4) Анализ произведения.

- Как случилось, что Иванушка стал козлёночком?

- Что ему говорила сестра?

- Что предложил Алёнушке купец?

- Согласилась ли Алёнушка выйти за него замуж?

- Что произошло, пока купца не было дома? Найдите отрывок в сказке.

- Прочитайте, что злая ведьма хотела сделать с козлёночком.

- Удалось ли осуществить задуманное? Кто ей помешал?

- Стал ли козлёнок снова мальчиком? Как?

- Как поступили с ведьмой?

5. Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли, (руки на пояс)

За природой наблюдали. (повороты головы влево, вправо)

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели. (поднялись на носочки)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети. (присели)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

6. Закрепление нового материала.

1) Беседа по картине и иллюстрации.

- Мы с вами прочитали сказку и узнали из неё, что произошло с Алёнушкой. Но в сказке нет описания, какая она.

- А какой она вам представляется?

- Когда и в какой момент вы особенно переживали за Алёнушку?

- А как вы представляете облик Алёнушки в момент, когда с ней случилась беда?

- Художник В.М.Васнецов поможет нам сегодня увидеть Алёнушку. (показывает картину)

- Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление от представления художника?

- Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Почему?

- Правильно, это не иллюстрация, это картина, на которой В.М.Васнецов показывает нам как бы обобщённый образ русской девушки, выражает своё отношение к ней.

- Посмотрите, какое настроение у Алёнушки?

- Как вы думаете, почему она грустит?

- А при помощи каких средств художник показал, что девочка сирота?

- Как отразил он своё отношение к ней?

- Художник хотел донести до нас образ простой, но милой крестьянской девушки. Картина нас трогает и волнует, заставляя переживать вместе с героиней.

- Рассмотрите иллюстрацию. Её нарисовал И.Я.Билибин. Он – художник-график, известный главным образом своими иллюстрациями к русским народным сказкам, былинам и сказкам А.С.Пушкина.

- Какой эпизод изобразил иллюстратор?

- Чем отличается изображение Алёнушки на картине Васнецова от иллюстрации Билибина?

2) Выборочное чтение.

- Найдите в тексте и прочитайте, как Алёнушка уговаривала братца не пить из лужи.

- Как ведьма утопила Алёнушку?

- Как козлёнок звал сестру?

- Что отвечала ему сестра?

- Прочитайте отрывок, в котором ведьма просит купца избавиться от козлёнка.

- Прочитайте, как спасли Алёнушку.

7. Итог урока.

- С какой сказкой познакомились на уроке?

- К какому виду сказок относится эта сказка?

- Чему учит нас эта сказка?

8. Домашнее задание.

Выразительное чтение сказки.

Конспект урока по литературному чтению на тему:

русская народная сказка "сестрица Аленушка и братец Иванушка"

        Выполнила студентка

        психолого-педагогического

        факультета

        5 курса 2 группы

        Багрянцева Анжелика

                         2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Урок литературного чтения. Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" 2 класс

Разработка  урока литературного чтения "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Русская народная сказка". во 2 классе...

Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цель: уметь выявлять закономерности сказочного жанра на примере сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»Задачи:- помочь разобраться в развитии сюжета сказки;- способствовать развитию умения анализ...

Литературное чтение 2 класс Школа России "Добро и зло в русской народной сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка""

Изучая русскую народную сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" перед читателем возникает проблема борьбы добра и зла. Рассматривая черты характера героев и давая оценку их поступкам, учащиеся ра...

Разработка дидактического материла к русской народной сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Групповая работа.

Данная разработка раздаточного дидактического материала направлена на усиление моотивации обучения. Работа в группах с данным материалом позволяет активизировать взаимодействие интеллектуальных и эмоц...

Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Учащиеся познакомятся с русской народной сказкой...