Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Цель: уметь выявлять закономерности сказочного жанра на примере сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Задачи:
- помочь разобраться в развитии сюжета сказки;
- способствовать развитию умения анализировать произведение, распознавать черты фольклорной волшебной сказки;
- содействовать развитию умения участвовать в обсуждении произведений искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_sestritsa_alyonushka_2014.doc | 75 КБ |
sayt_sestritsa_alyonushka_i_bratets_ivanushka.pptx | 792 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности
русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– интерес к содержанию художественного произведения;
– эмоциональное отношение к поступкам героев;
– чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
– понимание значения чтения для себя и в жизни близких;
– умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературного произведения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
– выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;
– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– на первоначальном уровне анализировать доступный художественный текст.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– реализовывать потребность в общении со сверстниками;
– адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
– участвовать в выразительном чтении по ролям;
– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
– читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);
– эмоционально воспринимать произведение;
– выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;
– соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
– отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;
– оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
Ход урока.
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
Учитель (У.) – Вспомните, какие особенности волшебной сказки вы знаете.
Дети (Д.) Ответы детей.
У. - А вот какие законы волшебной сказки записала я. Презентация.
- зачин;
- повторы слов и ситуаций;
- уход из дома;
- испытание;
- превращения;
- магические числа;
- особая народная лексика;
- счастливая концовка.
III. Подведение к теме урока. Постановка цели и задач урока.
У. – Давайте понаблюдаем, как работают законы волшебной сказки на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
IV. Усвоение знаний.
1. Выборочное чтение.
У. - Прочитайте зачин сказки, концовку.
У. - Найдите в тексте повторы слов.
Д. Шли – шли, подумала – подумала, жить – поживать, одни – одинёшеньки.
У. – Какие обстоятельства жизни заставили героев сказки отправиться в дальнюю дорогу.
Д. - Пошла Алёнушка на работу, т. к. они осиротели.
У. – Какие испытания им предстояло пройти?
Д. - Испытания жаждой, которого Иванушка не выдержал; Иванушка превратился в козлёночка, не послушав старшую сестру; гибель Алёнушки; ведьма хочет зарезать козлёночка.
У. – Найдите в тексте повторы ситуаций или магические числа.
Д. – Трижды Иванушка просил разрешить ему напиться, три раза просил сестрицу выплыть на бережок, три раза перекинулся через голову, чтобы обернуться мальчиком.
У. – Докажите, что сказка волшебная.
Д. - Иванушка превратился в козлёночка, а потом снова в человека; Алёнушка, утонув, осталась живой; ведьма оборачивается Алёнушкой.
2. Проверка понимания сказки.
У. - Почему автор учебника сравнивает сказку с печальной песней?
Д. - Песня козлёночка.
У. – Как узнаём, что сказка народная?
Д. - Особенная лексика: простые слова, напевность.
У. – Подумайте, что помогло героям выдержать все испытания?
Д. - Они не оставили друг друга в беде, любили друг друга.
V. Физминутка.
VI. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
1. Работа по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».
У. – Какой момент в сказке вдохновил художника на написание картины?
Д. - «Залилась Алёнушка слезами, села под стожок – плачет».
У. – Почему Васнецов изобразил Алёнушку у воды?
Д. – Именно с водой связаны самые грустные события сказки.
- Иванушка обернулся козлёночком, потому что хотел пить и не мог дождаться колодца.
- В воду бросила ведьма Алёнушку.
- С водой связан поэтический диалог Иванушки – козлёночка и лежащей на дне реки Алёнушки.
У. – Что такое вода в этой сказке?
- Это волшебный мир, связанный с опасностью, это волшебный предмет, т. к. вода из копытца определённого животного способна превратить человека в это животное и ключевая вода оживляет Алёнушку.
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
У. - Что роднит картину и сказку?
Д. - Грустное настроение и лирическая тональность.
У. – Как называлась тема урока? В жизни нам пригодятся знания по данной теме?
Д. – Да. Чтобы лучше понимать прочитанное; дорожить дружбой, близкими людьми.
У. – Довольны ли вы собою?
У. – Поблагодарим друг друга за сотрудничество. Спасибо за урок, ребята.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О собенности волшебной сказки: - зачин; - повторы слов и ситуаций; - уход из дома; - испытание; - превращения (волшебные предметы, волшебные помощники); - магические числа; - особая народная лексика; - счастливая концовка.
Что помогло героям выдержать все испытания?
В.М. Васнецов « Алёнушка »
Литература 1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) по системе Л.В. Занкова . М.: Просвещение, 2012. 2. Свиридова В.Ю. Литературное чтение, учебник для 2 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2013. Интернет – ресурсы https://yandex.ru/images/search
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.
Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....
Урок литературного чтения. Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" 2 класс
Разработка урока литературного чтения "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Русская народная сказка". во 2 классе...
русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....
Литературное чтение 2 класс Школа России "Добро и зло в русской народной сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка""
Изучая русскую народную сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" перед читателем возникает проблема борьбы добра и зла. Рассматривая черты характера героев и давая оценку их поступкам, учащиеся ра...
Разработка дидактического материла к русской народной сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Групповая работа.
Данная разработка раздаточного дидактического материала направлена на усиление моотивации обучения. Работа в группах с данным материалом позволяет активизировать взаимодействие интеллектуальных и эмоц...
Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Учащиеся познакомятся с русской народной сказкой...