Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Капина Надежда Владимировна

Цель: уметь выявлять закономерности сказочного жанра на примере сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Задачи:

- помочь разобраться в развитии сюжета сказки;

- способствовать развитию умения анализировать произведение, распознавать черты фольклорной волшебной сказки;

- содействовать развитию умения участвовать в обсуждении произведений искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности

русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– интерес к содержанию художественного произведения;

– эмоциональное отношение к поступкам героев;

– чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;

– понимание значения чтения для себя и в жизни близких;

– умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературного произведения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

– выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;

– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– на первоначальном уровне анализировать доступный художественный текст.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: 

– реализовывать потребность в общении со сверстниками;

– адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

– участвовать в выразительном чтении по ролям;

– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

– читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);

– эмоционально воспринимать произведение;

– выделять главную мысль прочитанного произведения;  отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

– соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;

– отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;

– оценивать литературного героя произведения по его поступкам.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

 

  1. Актуализация знаний.

Учитель (У.) – Вспомните, какие особенности волшебной сказки вы знаете. 

Дети (Д.) Ответы детей.

У. - А вот какие законы волшебной сказки записала я. Презентация.

- зачин;

- повторы слов и ситуаций;

- уход из дома;

- испытание;

- превращения;

- магические числа;

- особая народная лексика;

- счастливая концовка.

III. Подведение к теме урока. Постановка цели и задач урока.

У. – Давайте понаблюдаем, как работают законы волшебной сказки на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

IV. Усвоение знаний.

1. Выборочное чтение.

У. - Прочитайте зачин сказки, концовку.

У. - Найдите в тексте повторы слов.

Д.  Шли – шли, подумала – подумала, жить – поживать, одни – одинёшеньки.

У. – Какие обстоятельства жизни заставили героев сказки отправиться в дальнюю дорогу.

Д.  - Пошла Алёнушка на работу, т. к. они осиротели.

У. – Какие испытания им предстояло пройти?

Д. - Испытания жаждой, которого Иванушка не выдержал; Иванушка превратился в козлёночка, не послушав старшую сестру; гибель Алёнушки; ведьма хочет зарезать козлёночка.

У. – Найдите в тексте повторы ситуаций или магические числа.

Д. – Трижды Иванушка просил разрешить ему напиться, три раза просил сестрицу выплыть на бережок, три раза перекинулся через голову, чтобы обернуться мальчиком.

У. – Докажите, что сказка волшебная.

Д. - Иванушка превратился в козлёночка, а потом снова в человека; Алёнушка, утонув, осталась живой; ведьма оборачивается Алёнушкой.

2.  Проверка понимания сказки.

 У. - Почему автор учебника сравнивает сказку с печальной песней?

Д. - Песня козлёночка.

У. – Как узнаём, что сказка народная?

Д. - Особенная лексика: простые слова, напевность.

У. – Подумайте, что помогло героям выдержать все испытания?

Д. - Они не оставили друг друга в беде, любили друг друга.

V. Физминутка.

VI. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

1. Работа по картине В.М. Васнецова  «Алёнушка».

У. – Какой момент в сказке вдохновил художника на написание картины?

Д. - «Залилась Алёнушка слезами, села под стожок – плачет».

У. – Почему Васнецов изобразил Алёнушку у воды?

Д. – Именно с водой связаны самые грустные события сказки.

- Иванушка обернулся козлёночком, потому что хотел пить и не мог дождаться колодца.

- В воду бросила ведьма Алёнушку.

- С водой связан поэтический диалог Иванушки – козлёночка и лежащей на дне реки Алёнушки.

У. – Что такое вода в этой сказке?

- Это волшебный мир, связанный с опасностью, это волшебный предмет, т. к. вода из копытца определённого животного способна превратить человека в это животное и ключевая вода оживляет Алёнушку.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

У. - Что роднит картину и сказку?

Д. - Грустное настроение и лирическая тональность.

У. – Как называлась тема урока? В жизни нам пригодятся знания по данной теме?

Д. – Да. Чтобы лучше понимать прочитанное; дорожить дружбой, близкими людьми.

У. – Довольны ли вы собою? 

У. – Поблагодарим друг друга за сотрудничество. Спасибо  за  урок, ребята.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Капина Надежда Владимировна учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 4» ЕМР РТ

Слайд 2

О собенности волшебной сказки: - зачин; - повторы слов и ситуаций; - уход из дома; - испытание; - превращения (волшебные предметы, волшебные помощники); - магические числа; - особая народная лексика; - счастливая концовка.

Слайд 3

Что помогло героям выдержать все испытания?

Слайд 4

В.М. Васнецов « Алёнушка »

Слайд 5

Литература 1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) по системе Л.В. Занкова . М.: Просвещение, 2012. 2. Свиридова В.Ю. Литературное чтение, учебник для 2 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2013. Интернет – ресурсы https://yandex.ru/images/search


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Урок литературного чтения. Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" 2 класс

Разработка  урока литературного чтения "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Русская народная сказка". во 2 классе...

русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....

Литературное чтение 2 класс Школа России "Добро и зло в русской народной сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка""

Изучая русскую народную сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" перед читателем возникает проблема борьбы добра и зла. Рассматривая черты характера героев и давая оценку их поступкам, учащиеся ра...

Разработка дидактического материла к русской народной сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Групповая работа.

Данная разработка раздаточного дидактического материала направлена на усиление моотивации обучения. Работа в группах с данным материалом позволяет активизировать взаимодействие интеллектуальных и эмоц...

Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Учащиеся познакомятся с русской народной сказкой...