Технологическая карта урока литературного чтения "сказка о серебряном соколе" (УМК Перспектива, 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности обучающихся с помощью произведения Ю. Коваля «Сказка о серебряном соколе».
Задачи урока
Дидактические:
1. Знать содержание произведения Ю. Коваля «Сказка о серебряном соколе»;
2. Научить отличать сказку от других литературных жанров;
3. Уметь ориентироваться в тексте и находить ответы на поставленные вопросы;
Развивающие:
1. Развивать навыки выразительного чтения на уроках, через работу с текстом произведения;
2. Развивать умение работать с текстом учебника;
3. Способствовать развитию связной речи учащихся, в процессе учебного диалога;
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, активность и культуру поведения на уроке ;
2. Способствовать формированию интереса к уроку литературного чтения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 20.04.2021 Школа: МАОУ СОШ № 104 Класс: 3 «М/Х» Урок: 4 Время: 10.45 – 11.25 Кабинет: 211 | Студент: Малыхина Наталья Сергеевна Группа: № 31 Учитель: Балдина Вера Александровна Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна |
Тема урока: «Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряннм соколе»
Тип урока: открытие «нового» знания
Цель урока: формирование читательской компетентности обучающихся с помощью произведения Ю. Коваля «Сказка о серебрянном соколе».
Задачи урока
Дидактические:
- Знать содержание произведения Ю. Коваля «Сказка о серебрянном соколе»;
- Научить отличать сказку от других литературных жанров;
- Уметь ориентироваться в тексте и находить ответы на поставленные вопросы;
Развивающие:
- Развивать навыки выразительного чтения на уроках, через работу с текстом произведения;
- Развивать умение работать с текстом учебника;
- Способствовать развитию связной речи учащихся, в процессе учебного диалога;
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, активность и культуру поведения на уроке ;
- Способствовать формированию интереса к уроку литературного чтения;
Оборудование: УМК «Перспектива», учебник 3 класс 2 часть, презентация, раздаточный материал, видео-фрагмент.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Словесный: беседа | Проверяет готовность обучающихся к уроку - Проверьте свое рабочее место, готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок Приветствует детей Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. - Я рада всех видеть. Меня зовут Наталья Сергеевна, и сегодня я проведу у Вас урок литературного чтения. - Ребята, посмотрите на слайд. Кто хочет прочитать нам пословицу? - Как вы понимаете эти слова? - Да, вы все правы. Эта пословица обозначает, что человек, который мало читает, становиться беспомощным, как без рук. Ребята, эта пословица будет девизом нашего сегодняшнего урока. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию. - Ребята, у каждого из вас на парте лежит карта успеха. В левом столбике написаны задания, которые мы с вами будем выполнять в течение урока, а справа – столбик для баллов. За каждое правильно выполненное задание, вы должны ставить в карту успеха 1 балл, а в конце мы подведем итог. | Проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя и присаживаются на места - «Счастлив тот, у кого совесть спокойна» | Л: целеполагание; Л: смыслообразование;
М (К): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ТСО, учётная презентация |
Актуализация знаний и мотивация (8 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Наглядный: демонстрация слайдов Словесный: беседа Объяснительно-иллюстративный: показ слайдов Аудио-метод Метод предвосхищения событий
| Проводит речевую разминку. - Мы начнем наш урок с речевой разминки. - Сначала послушайте скороговорку. Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке. - Теперь прочитайте её в пол голоса все вместе. - Еще раз, но теперь быстрее. - И последний раз очень быстро. - Молодцы! Организует повторение ранее изученного материала - Скажите, пожалуйста, с каким автором Вы познакомились на прошлом уроке литературного чтения. Отвечаем по руке. Подводит учащихся к теме урока – Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком мы будем читать на уроке. Он выбрался из скорлупы. Жнут воздух крылья, как серпы. Глаз зоркий. Песня его- клёкот. Летит по небу быстрый… | Отвечают на вопросы учителя - сокол Ответы детей | (М)П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (М) К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | ТСО, учётная презентация |
Постановка учебной задачи (2 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа Наглядный: демонстрация слайдов | Помогает и направляет учащихся в формулировке темы урока - Как вы догадались, что это загадка о соколе? - Подумайте, о ком мы сегодня будем говорить? -Совершенно верно. Давайте предположим тему нашего урока. - Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Юрия Иосифовича Коваля «Сказка о серебрянном соколе» - Какие цели поставим на урок? Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке - Чтобы добиться поставленной цели, нам необходимо составить план урока. На слайде Вы видите слова-подсказки. Познакомиться… Потренироваться… Ответить… | Ответы детей - о соколе - сказка о соколе - Познакомиться с произведением Юрия Иосифовича Коваля «Сказка о серебрянном соколе» 1. Познакомимся с новым произведением 2. Потренируемся в чтении произведения. 3. Ответить на вопросы | (М)К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (М) П: анализ, синтез, обобщение; установление причинно-следственных (М)П: целеполагание | ТСО, учётная презентация |
Открытие «нового» знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный метод | - Ребята, сейчас я вам предлагаю послушать биографию Юрия Иосивича Коваля. Будьте внимательны, после этого я задам вам несколько вопросов. Юрий Иосифович Коваль (1938- 1995) российский беллетрист. Родился в Москве. По окончании Московского государственного педагогического института работал в сельской школе в Татарии. Во время учебы в институте увлекся искусством фрески, мозаики, скульптуры. Занимался, кроме того, рисунком и живописью. В начале 1960 –х. г. Коваль начал публиковать произведения для детей.Наиболее известные: «Приключения Васи Куролесова», «Кепка с карасями», «Пять похищенных монахов», «Полынные сказки». При жизни было опубликовано более 30 его книг, в основном детских. Осуществляет выборочный контроль. - В каком году родился Ю.Коваль? - В каком городе родился писатель? - Какой институт он окончил? - Назовите наиболее известные произведения Ю. Коваля? - Молодцы, ребята. Все верно. Оцените себя в карте успеха. Динамическая пауза | Слушают биографию писателя. - 1938 - Москва Московского государственного педагогического институт - «Приключения Васи Куролесова», «Кепка с карасями» | ||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный: беседа | - Ребята, сейчас откройте учебник на странице 117. Будем читать сказку по цепочке, громко и выразительно. Внимательно следите за текстом, начинаем с первой парты. - Понравилось вам произведение? Поделитесь впечатлениями Организует фронтальную работу над данным произведением совместно с учащимися - Почему солдат согласился послужить нечистому? - Кого увидел солдат в клетках? -Найдите в тексте описание каждого сокола. - Что почувствовал солдат, увидев соколов? Почему? - Почему береза не сразу обратилась к солдату с помощью? - Сразу ли разобрался солдат, что сердце ему приказывает? Что же оно ему приказывало? - Почему же он не отказался от подсказок сердца ни во второй, ни в третий раз? Прочитайте строки, которые доказывают, что ему легче было отказаться. Как это характеризует его? Как был вознагражден солдат за свою доброту и смелость? - Почему солдат решил сразиться с нечистым? Что подсказало ему сердце? - Какие чудесные превращения встретились в сказке? - Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете содержание сказки. Оцените себя в карте успеха. | Читают сказку. - нечистый предложил хорошее жалованье - трех соколов - ему стало их жалко - потому что у нее не бвло денег, чтобы ему заплатить - нет - береза превратилась в девушку, соколы – в ее братьев | ||
Самостоятельная работа | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический | Организует закрепление знаний учащихся - Сейчас вы поработаете самостоятельно. На страницах 118 и 123 изображены иллюстрации. Внимательно рассмотрите их (1 вариант – стр.118, второй – стр. 123) и ответьте на вопросы: 1. Кто на ней изображен? 2. Какой момент изображен художником? 3. Какие краски и тона преобладают в картине? Почему? 4. Кто главный герой картины? Какие чувства испытывает он? Как это изобразил художник? - На выполнение задания 4 минуты, приступаем к работе. Организует самооценивание. - Заканчиваем работу, проверяем. - Поставьте 1 балл в карте успеха, если справились с заданием. Поднимите руку, кто поставил себе 1 балл? | Выполняют самостоятельную работу. | ||
Включение в систему знаний, повторение (20 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа Метод организации взаимодействия: работа в парах/группах Парная форма работы | Проводит работу с изученным материалом - Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Но для начала давайте вспомним правила работы в парах. - Ребята, познакомьтесь с планом:
- Как вы думаете, все ли здесь правильно? Может быть что-то стоит изменить? - Ваша задача восстановить план сказки, на работу у вас 2 минуты, приступаем к работе. Осуществляет выборочный контроль. - Заканчиваем работу, проверяем по эталону на слайде. - Поднимите руку, кто выполнил все правильно? У кого была одна ошибка? - Молодцы, ребята. Поставьте один балл, если успешно справились заданием. | Работают в парах, отвечают на вопросы. | (М) К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (М) П: установление причинно-следственных связей | ТСО, учётная презентация |
Рефлексия деятельности (6 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа | Организует содержательную оценку деятельности - Какова была тема нашего урока? - Какую мы ставили перед собой цель? Кто считает, что мы достигли поставленной цели, поднимите руку. - Что нового вы узнали? Организует эмоциональную оценку деятельности - Сейчас я предлагаю вам посчтать баллы в карте успеха. У кого 3 или 4 балла? Это значит, что Вы активно работали на уроке. 1-2 балла – на следующем уроке нужно работать более активно и постараться еще больше. -За что Вы можете себя похвалить? - Спасибо вам за это урок, мне было очень приятно с вами работать. До новых встреч! | Отвечают на поставленные вопросы Оценивают деятельность на уроке и прощаются | (М) П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Л: самооценка Л: понимание причин успеха\неуспеха в учебной деятельности | ТСО, учётная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока литературного чтения В. Осеева "Волшебное слово" 3 класс УМК «Гармония»
Урок литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Волшебное слово"...
Технологическая карта урока литературного чтения С. Михалков «Сила воли» 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: С. И. Михалков «Сила воли» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Михалкова; воспитывать положительные качеств...
Технологическая карта урока литературного чтения «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»Цели урока: - Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказывать, создавать творческие работы.Пр...
Технологическая карта урока литературного чтения «В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следу...
Технологическая карта урока литературного чтения "Ребята и утята" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся знаний и читательской компетенции в процессе изучения произведения М.М. Пришвина «Ребята и утята».Задачи урокаДидактические:1. Форм...
Технологическая карта урока литературного чтения. "Братья Маугли. Редьярд Киплинг". (3 класс), УМК "Перспектива"
Тип урока: рефлексия Цель урока: формирование читательской компетентности обучающихся с помощью произведения Редьярда Киплинга «Братья Маугли».Задачи урока Дидактические:Знать с...
Технологическая карта урока литературного чтения "И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек"" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с биографией Ивана Сергеевича Соколова-Микитова и с его сказкой «Л...