Технологическая карта урока литературного чтения "Ребята и утята" (УМК "Перспектива", 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Кладова Анна Михайловна

Цель урока: формирование у обучающихся знаний и читательской компетенции в процессе изучения произведения М.М. Пришвина «Ребята и утята».

Задачи урока

Дидактические:

1.    Формировать осознанные умения и навыки работы с текстом;

2.    Формировать умения выразительно читать произведения.

Развивающие:

1.    Развивать логическое мышление при составлении плана работы;

2.    Развивать речь учащихся, через обогащения словарного запаса.

Воспитательные:

1.    Проявлять интерес к учебной деятельности;

2.    Воспитывать бережное отношение к нашим братьям меньшим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 13.04.21г.

Школа: МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска»

Класс: 2 «Б»

Урок: 6

Время: 12:35-13:10 Кабинет: 202

Студент: Кладова Анна

Группа: 31

Учитель: Мицкевич А.С.

Руководитель практики: Солопова Т.В.

Тема урока «Ребята и утята»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся знаний и читательской компетенции в процессе изучения произведения М.М. Пришвина «Ребята и утята».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать осознанные умения и навыки работы с текстом;
  2. Формировать умения выразительно читать произведения.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении плана работы;
  2. Развивать речь учащихся, через обогащения словарного запаса.

Воспитательные:

  1. Проявлять интерес к учебной деятельности;
  2. Воспитывать бережное отношение к нашим братьям меньшим;
  3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы.

Оборудование: Учебник  «Литературное чтение»  Л.Ф. Климанова, 2 класс 2 часть (УМК «Перспектива»), учебная презентация, раздаточный материал, «Лист достижений».

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом  уровне

Словесный: беседа, психологический настрой

Наглядный: презентация

Фронтальная

1. Приветствует.

-Здравствуйте ребята, я очень рада всех вас видеть, меня зовут, Анна Михайловна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

2. Проверяет готовность к уроку.

-А начать сегодняшний урок я хочу с высказывания знаменитого русского писателя А.С. Пушкина, прочитайте, пожалуйста, его на слайде:

- Как вы понимаете эту фразу?

-Правильно, если мы с вами будем читать больше книг, то тогда будем обладать достаточным лексический запасом, и мы сможем строить красивые, точные и ясные фразы.

- Пожелайте друг другу успехов.

3. Желает успешной работы.

- Я тоже хочу пожелать вам успешно поработать сегодня на уроке.

1. Приветствуют учителя и настраиваются на работу.

2. Читают высказывание.

 «Чтение- вот лучшее учение!»

3. Высказывают своё мнение.

-Когда человек читает он получает много новых знаний

4. Желают друг другу успехов и настраиваются на работу.

Р: личностное включение в учебную деятельность

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация

Высказывание А.С. Пушкина

Учебная презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Практический: артикуляционная разминка, сообщение учащихся чистично-поисковый, предугадывание

Игровой: «анаграмма»

Наглядный: презентация

Фронтальная

1. Организует работу по актуализации знаний.

2. Проводит речевую разминку.

-Ребята, но перед началом урока, я предлагаю вам провести небольшую речевую разминку.

-Сейчас на экране будут появляться задания, а вы должны будете их выполнить.

-Ребята, скажите, для чего нужно выполнять речевую разминку?

3. Подводит учащихся к теме.

-Ребята, мы с вами немного потренировались и настроились на работу.

-А урок наш я хотела бы начать с песни. Послушайте её.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Кого же мы называем братьями нашими меньшими?

- Как вы думаете, почему животных мы называем братьями? А меньшими?

Человек живёт на удивительной планете и порой не замечает, какой прекрасный мир природы его окружает. А ведь у него есть интересные соседи - мы их называем: братья наши меньшие! Они наши земляки.

4. Знакомит детей с М.М. Пришвиным.

- На уроке мы познакомимся с удивительным писателем, ценителем природы, и прочитаем его рассказ.

1. Выполняют речевую разминку.

-Для совершенствования выразительного чтения и речевого аппарата.

2. Слушают песню.

3. Отвечают на вопросы.

-О братьях наших меньших.

-Животных.

-Нас связывает с ними общее- жизнь. Они очень уязвимы, и мы должны им помогать.

 

П: Выделение известной информации и структурирование знаний;

П: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

П: знать биографию

М. Пришвина

У: выделять произведения

М. Пришвина

Учебная презентация

Песня Е.Н. Птичкина «Не дразните собак!»

Учебная презентация

Сообщение об авторе

5. Организует  преставление сообщения учащихся об авторе.

-А писателя зовут Михаил Михайлович Пришвин. О нём вам расскажет ваши одноклассницы. А все остальные внимательно слушают.

6. Организует повторение изученного.

-Ребята, скажите, пожалуйста, что вы услышали и узнали о М.М. Пришвине?

7. Подводит детей к формулированию названия рассказа.

-Ребята, М.М. Пришвин очень любил писать рассказы о природе и о животных, сегодня мы с вами познакомимся с одним из его рассказов, посвящённый нашим братьям меньшим.

-А для того чтобы узнать, как называется произведение, вам нужно отгадать анаграмму:

АТЯТУ И АТЯБЕР

8. Подводит учащихся к выводу.

-И так, что у вас получилось?

-А как вы отгадали название произведения?

-Правильно, молодцы.

4. Знакомятся с биографией М.М. Пришвиным.

5. Высказывают своё мнение.

6. Отгадывают анаграмму.

-Ребята и утята.

-Прочитали справа налево.

Л: проявление активности в общей работе;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, разъяснение

Исследовательский: создание плана

Наглядный: презентация

Фронтальная

1.Организует поисковую работу учащихся (постановка темы, цели и плана работы)

-Ребята, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

-Какую цель мы можем поставить?

-Ребята, для того чтобы мы с вами достигли поставленной цели, нам с вами необходимо правилось спланировать нашу работу, в этом нам поможет план урока.

-Составьте план урока, пользуясь опорными словами.

2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

1. Узнать…

2. Прочитать…

3. Сделать…

3. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-А перед тем, как перейти к изучению темы, мы с вами создадим собственный «Лист достижений», в котором мы сможем увидеть и проанализировать свою работу. У вас на партах лежат листочки, на которых изображена таблица. После каждого, сделанного упражнения вам необходимо будет поставить тот знак, который соответствует успешности выполненного задания.

Давайте договоримся с критериями:

«3 балла»- справился с заданием;

«2 балла»- на половину справился с заданием;

«1 балл»- не справился с заданием.

В конце урока мы с вами подсчитаем полученный результат и определим, кто же отлично поработал на уроке.

-Вы можете уже оценить речевую разминку.

1.Формулируют тему и цели урока.

-М. М. Пришвин «Ребята и утята»

-Познакомиться с рассказом М.М. Пришвина «Ребята и утята»

2. Составляют план урока.

1. Узнать биографию М.М. Пришвина.

2. Прочитать рассказ «Ребята и утята»

3. Сделать вывод.

3. Знакомятся с «Листом достижений»

4. Оценивают речевую разминку в «Листе достижений»

3. Отмечают свои успехи.

П:самостоятельное формулирование темы и цели урока;

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Л: проявление активности в общей работе;

Р: составлять план и последовательность действий

Р: формулировать и удерживать учебную задачу

Учебная презентация

План урока

«Лист достижения»

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

\

Словесный: беседа, аудиозапись

Наглядный: презентация, рассказ, видео

Практический: языковой анализ

Фронтальная

1. Организует работу по плану.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на все пункты плана и скажите, какой пункт плана мы с вами уже реализовали?

-Правильно, мы с вами можем перейти ко второму пункту плана.

-В тексте вам встретятся незнакомые слова, такие как  уточка чирок-свистунок.

-Ребята, кто-нибудь видел или знает  такой вид уточек?

2. Организует  преставление сообщения учащихся об авторе.

-Сейчас ваша одноклассница расскажет вам об уточке чирок-свистунок.

-Ребята, скажите, пожалуйста, что вы запомнили об уточке чирок-свистунок?

-Хорошо, молодцы.

3. Организует первичное восприятие текста.

-Ребята, откройте свои учебники на странице 94, подготовьте простой карандаш. Сейчас я включу вам аудиозапись рассказа «Ребята и утята», ваша задача внимательно слушать и следить по тексту, когда вы услышите незнакомое вам слово, вы подчёркиваете его простым карандашом. После прослушивания мы с вами обсудим непонятные вам слова.

-Ребята, после прослушивания рассказа, вы должны ответить на вопрос: почему ребята отпустили утят?

-И так, почему же ребята отпустили утят?

-Ребята, скажите, пожалуйста, какие эмоции у вас возникли после прочтения данного рассказа?

4. Проводит словарную работу.

-Ребята, какие слова или словосочетания вам непонятны?

1. Отвечают на вопросы.

-Узнать биографию М.М. Пришвина.

2. Слушают сообщение об уточке чирок-свистунок.

3. Высказывают своё мнение.

4. Знакомятся с рассказом «Ребята и утята»

-Им стало совестно, что заставили переживать утку.

5. Выполняют словарную работу.

П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации

П:структурирование знания;

К:инициативность в общем поиске нового знания;

Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов;

П: описание уточки чирок-свистунок

У: объяснять новые слова в рассказе

Учебная презентация

Сообщение об уточке чирок-свистунок

Учебник стр. 94-96

Аудиозапись

Учебная презентация

-Ребята, сейчас на экране будут представлены слова и словосочетания из рассказа, ваша задача объяснить их. Отвечать будете по поднятой руке.

Холм- небольшой бугорок. Верста- старая русская мера длины равная 1,06 км. Кузница- место, где работает кузнец – кует металл. Паровое поле- поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле. Овсяное поле – поле, засеянное овсом.  Вода спала- меньше стало воды. Места открытые для глаз человека- видно кругом далеко. В обход деревни- обходя стороной, не заходя в деревню. Зашвыряли- закидали.

5. Подводит учащихся к выводу.

-Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужно проводить словарную работу?

6. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-Хорошо, молодцы. Оцените, пожалуйста, в «Листе достижений» словарную работу.

7. Проводит динамическую паузу.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть:

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки  шеи выгибают.  (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

6. Формулируют выводы.

-Для того чтобы мы узнали и запомнили значение слов, которые были неизвестны раннее.

7. Оценивают свою работу.

8. Выполняют динамическую паузу.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;

Учебная презентация

«Лист достижений»

Динамическая пауза

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа, языковой анализ

Частично-поисковый

Наглядный: презентация, учебник

Фронтальная

1. Организует чтение по ролям.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам прочитать рассказ по ролям. Сколько ролей представлено в рассказе? Какие?

-Ребята, я предлагаю за ребят читать всем вместе.

2. Организует анализ чтения.

-Ребята, как вы думаете, все ли чтицы справились со свой ролью?

-Донесли ли чтецы мысли автора? Оцените чтение ребят.

3. Задаёт вопросы по тексту.

-Сейчас я хочу проверить, на сколько хорошо вы усвоили новый рассказ. Для этого вам нужно будет ответить на вопросы:

1) Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Докажите строчками из произведения.
2) Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? 

3) Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. 

4) Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? 

5) Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения. 

6) Кто помешал мальчишкам? 
7) Смогли ли они объяснить свой поступок? 
8) Какое приказание дал им автор?

9) Как бы вы поступили на месте автора? У кого-нибудь была похожая ситуация?

 -Хорошо, ребята. Вы правильно ответили на все вопросы, а, значит, хорошо усвоили новый материал.

4. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-Оцените в «Листе достижений», как вы ответили на все вопросы.  

1. Читают по ролям.

2. Отвечают на вопросы.

-3 роли: автор, М. Пришвин, ребята.

3. Высказывают своё мнение.

4. Отвечают на вопросы по тексту.

-Весной это озеро далеко разливалось…

-Вода спала.

-В местах, открытых для глаз человека…

-Закидали шапками.

-Взволнованно. Все время, пока они ловили...

-Автор.

-Нет.

-Отпустить утят.

Л: понимание и выражение в речи цели задания;

Р: принятие учебной задачи к исполнению;

Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов.

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

У: выразительно читать произведения

З: содержание рассказа

Учебник стр. 94-96

Учебная презентация

«Лист достижений»

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный: беседа

Практический: тест

Наглядный: презентация

Фронтальная, самостоятельная

1. Обеспечивает самостоятельную работу.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно, для этого вам нужно будет решить тест.

-У каждого на парте лежат листочки, на которых написаны цифры от 1 до 5, напротив каждой цифры вам нужно будет поставить букву с правильным вариантом ответа.

Вопросы:

1. Кто написал рассказ «Ребята и утята»?

А) С.В. Михалков

Б) М.М. Пришвин

В) Г.Я. Снегирёв

2. Как звали в рассказе дикую уточку?

А) Кря-Кря

Б) Болотная утка

В) Чирок-свистунок

3.Определите, куда вела утка своих утят?

А) Из леса в озеро

Б) Из болота на речку

В) Из леса в кузницу

4. Определите, что сделали ребята, увидев утят?

А) Кидали в них комьями глины

Б) Погнали на озеро

В) Зашвыряли шапками

5. Определите жанр прочитанного произведения?

А) Сказка о животных

Б) Стихотворение

В) Рассказ о животных

1.Слушают задание.

2. Выполняют тест.

Эталон:

1-Б

2-В

3-А

4-В

5-В

 

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

З: содержание рассказа «Ребята и утята»

У: умению различать рассказ от других литературных жанров

Раздаточный материал

Учебная презентация

2. Обеспечивают проверку задания.

-Ребята, обменяйте, пожалуйста, своими тетрадями с соседом по парте, на экране представлен эталон, проверьте тест.

-На экране представлены критерии оценивая, поставьте внизу на листочке баллы своему соседу.

-Обменяйтесь обратно тетрадями.

3. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-Ребята, оцените, пожалуйста, в «Листе достижений», как вы справились с тестом.

4. Подводит к выводу.

-Ребята, поднимите руку те, у кого ноль или одна ошибка. Какой вывод вы можете сделать?

-Теперь поднимите руку те, у кого две или три ошибки. Какой выводы вы можете сделать?

-А теперь поднимите руку те, у кого четыре и более ошибок. Какой вывод вы можете сделать?

5. Организует работу по плану.

-Ребята, давайте, посмотрим на все пункты плана, какой пункт плана мы с вами реализовали?

-Правильно. Какой пункт плана мы с вами ещё не реализовали?

-Какой вывод мы можем сделать, после прочтения этого рассказа?

3. Обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа.

4. Оценивают свою работу в «Листе достижений»

5. Поднимают руку в соответствии с полученным результатом и делают выводы.

-Мы хорошо усвоили и запомнили рассказ.

-Нам нужно ещё повторить рассказ и биографию автора.

-Нам нужно дома ещё раз прочитать рассказ и биографию автора.

-Прочитать рассказ М.М. Пришвина «Ребята и утята»

-Сделать вывод.

6. Делают выводы о рассказе.

-Нужно уважительно относиться к нашим братьям меньшим.

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Учебная презентация

«Лист достижений»

План урока

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа, формулирование вывода

Наглядный: презентация

Практический: анализ, характеристика героев  

Фронтальная, групповая

1. Проводит работу с изученным материалом.

2. Организует работу в группах.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам составить в группах «Паспорт литературного героя».

-Давайте, вспомним, какие герои встретили в рассказе «Ребята и утята»?

-Ребята, как вы думаете, что должно быть в паспорте героя?

-Хорошо, выполнять задание вы будете в группах по четыре человека, но для начала давайте вспомним правила работы в группах. Главный в группе будет тот, у кого первая буква имени идёт раньше по алфавиту.

-Хорошо, каждой группе я раздала шаблон с паспортом героя, сверху прописан герой, которого вы будете анализировать и заполнять в пропусках. На работу у вас есть три минуты. Можете приступать к выполнению задания.

3. Обеспечивают проверку задания.

-Ребята, время вышло. Сейчас я попрошу ответственных в группе представить полученный результат.

4. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-Ребята, оцените, пожалуйста, в листе достижений, как вы справились с этим заданием.

5. Подводит к выводу.

-Ребята, как вы думаете, для чего нужно делать «Паспорт литературного героя»?

6. Объясняет домашнее задание.

-Ребята, на экране представлено домашнее задание, запишите его в дневники: учебник стр. 94-96- прочитать рассказ. Составить план пересказа и по нему пересказать рассказ.

1. Слушают новое задание.

2. Отвечают на вопросы.

-Автор, ребята и уточка.

3. Высказывают своё мнение.

4. Делятся на четвёрки.

5. Проговаривают правила работы в группах.

6. Знакомятся с заданием.

 

7. Выполняют задание в группах.

 

8. Проверяют свою работу.

6. Оценивают свою работу.

7. Делают выводы.

-Для того, чтобы мы смогли проанализировать характер и поступки героев.

8. Знакомятся и записывают с домашнее задание.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего темпа

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

У: составлять характеристику героев

П: содержание рассказа

Учебная презентация

Раздаточный материал

«Лист достижений»

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа, анализ

Наглядный: презентация, «Лист достижения»

Фронтальная

1.Обеспечивает подведение итогов.

-Ребята, давайте вспомним, какую тему мы сегодня с вами проходили?

-Какую цель мы сегодня ставили?

-Мы достигли поставленной цели?

-Посмотрите, на план, все ли пункты плана мы с вами сегодня реализовали?

2.Организовывает оценивание деятельности учащихся на уроке.

-Сейчас пришло время подсчитать ваши баллы.

Поднимите руку те, у кого от 8 до 10 баллов. Молодцы ребята, значит, вы хорошо усвоили новый материал.

-А теперь поднимите руку те, у кого получилось от 7 до 5 баллов. Вы тоже хорошо усвоили новый материал, но вам нужно немного постараться в следующий раз, чтобы получить максимальное количество баллов.

-Теперь поднимите руку те, у кого получилось 4 и менее баллов. Вам нужно будет дома повторить новый материал и быть чуть повнимательнее следующий раз.

2.Организовывает оценивание эмоционального состояния учащихся на уроке.

-Ребята, поднимите правую руку те, кому понравился урок.

-А теперь поднимите левую руку те, кому было скучно и неинтересно на уроке.

3. Прощается с учащимися.

-Вы все сегодня очень хорошо поработали, спасибо большое всем за вашу активность и трудолюбие.

1.Вспоминают тему  урока.

2.Определяют, достигнут ли план урока.

-М. М. Пришвин «Ребята и утята»

-Познакомиться с рассказом М.М. Пришвина «Ребята и утята»

-Да.

3. Анализируют свою деятельность и эмоциональное состояние.

4. Прощаются с учителем.

Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознании качества и уровня усвоения

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Учебная презентация

«Лист достижений»

Учебная презентация



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 13.04.21г.

Школа: МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска»

Класс: 2 «Б»

Урок: 6

Время: 12:35-13:10 Кабинет: 202

Студент: Кладова Анна

Группа: 31

Учитель: Мицкевич А.С.

Руководитель практики: Солопова Т.В.

Тема урока «Ребята и утята»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся знаний и читательской компетенции в процессе изучения произведения М.М. Пришвина «Ребята и утята».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать осознанные умения и навыки работы с текстом;
  2. Формировать умения выразительно читать произведения.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении плана работы;
  2. Развивать речь учащихся, через обогащения словарного запаса.

Воспитательные:

  1. Проявлять интерес к учебной деятельности;
  2. Воспитывать бережное отношение к нашим братьям меньшим;
  3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы.

Оборудование: Учебник  «Литературное чтение»  Л.Ф. Климанова, 2 класс 2 часть (УМК «Перспектива»), учебная презентация, раздаточный материал, «Лист достижений».

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом  уровне

Словесный: беседа, психологический настрой

Наглядный: презентация

Фронтальная

1. Приветствует.

-Здравствуйте ребята, я очень рада всех вас видеть, меня зовут, Анна Михайловна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

2. Проверяет готовность к уроку.

-А начать сегодняшний урок я хочу с высказывания знаменитого русского писателя А.С. Пушкина, прочитайте, пожалуйста, его на слайде:

- Как вы понимаете эту фразу?

-Правильно, если мы с вами будем читать больше книг, то тогда будем обладать достаточным лексический запасом, и мы сможем строить красивые, точные и ясные фразы.

- Пожелайте друг другу успехов.

3. Желает успешной работы.

- Я тоже хочу пожелать вам успешно поработать сегодня на уроке.

1. Приветствуют учителя и настраиваются на работу.

2. Читают высказывание.

 «Чтение- вот лучшее учение!»

3. Высказывают своё мнение.

-Когда человек читает он получает много новых знаний

4. Желают друг другу успехов и настраиваются на работу.

Р: личностное включение в учебную деятельность

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация

Высказывание А.С. Пушкина

Учебная презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Практический: артикуляционная разминка, сообщение учащихся чистично-поисковый, предугадывание

Игровой: «анаграмма»

Наглядный: презентация

Фронтальная

1. Организует работу по актуализации знаний.

2. Проводит речевую разминку.

-Ребята, но перед началом урока, я предлагаю вам провести небольшую речевую разминку.

-Сейчас на экране будут появляться задания, а вы должны будете их выполнить.

-Ребята, скажите, для чего нужно выполнять речевую разминку?

3. Подводит учащихся к теме.

-Ребята, мы с вами немного потренировались и настроились на работу.

-А урок наш я хотела бы начать с песни. Послушайте её.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Кого же мы называем братьями нашими меньшими?

- Как вы думаете, почему животных мы называем братьями? А меньшими?

Человек живёт на удивительной планете и порой не замечает, какой прекрасный мир природы его окружает. А ведь у него есть интересные соседи - мы их называем: братья наши меньшие! Они наши земляки.

4. Знакомит детей с М.М. Пришвиным.

- На уроке мы познакомимся с удивительным писателем, ценителем природы, и прочитаем его рассказ.

1. Выполняют речевую разминку.

-Для совершенствования выразительного чтения и речевого аппарата.

2. Слушают песню.

3. Отвечают на вопросы.

-О братьях наших меньших.

-Животных.

-Нас связывает с ними общее- жизнь. Они очень уязвимы, и мы должны им помогать.

 

П: Выделение известной информации и структурирование знаний;

П: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

П: знать биографию

М. Пришвина

У: выделять произведения

М. Пришвина

Учебная презентация

Песня Е.Н. Птичкина «Не дразните собак!»

Учебная презентация

Сообщение об авторе

5. Организует  преставление сообщения учащихся об авторе.

-А писателя зовут Михаил Михайлович Пришвин. О нём вам расскажет ваши одноклассницы. А все остальные внимательно слушают.

6. Организует повторение изученного.

-Ребята, скажите, пожалуйста, что вы услышали и узнали о М.М. Пришвине?

7. Подводит детей к формулированию названия рассказа.

-Ребята, М.М. Пришвин очень любил писать рассказы о природе и о животных, сегодня мы с вами познакомимся с одним из его рассказов, посвящённый нашим братьям меньшим.

-А для того чтобы узнать, как называется произведение, вам нужно отгадать анаграмму:

АТЯТУ И АТЯБЕР

8. Подводит учащихся к выводу.

-И так, что у вас получилось?

-А как вы отгадали название произведения?

-Правильно, молодцы.

4. Знакомятся с биографией М.М. Пришвиным.

5. Высказывают своё мнение.

6. Отгадывают анаграмму.

-Ребята и утята.

-Прочитали справа налево.

Л: проявление активности в общей работе;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, разъяснение

Исследовательский: создание плана

Наглядный: презентация

Фронтальная

1.Организует поисковую работу учащихся (постановка темы, цели и плана работы)

-Ребята, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

-Какую цель мы можем поставить?

-Ребята, для того чтобы мы с вами достигли поставленной цели, нам с вами необходимо правилось спланировать нашу работу, в этом нам поможет план урока.

-Составьте план урока, пользуясь опорными словами.

2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

1. Узнать…

2. Прочитать…

3. Сделать…

3. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-А перед тем, как перейти к изучению темы, мы с вами создадим собственный «Лист достижений», в котором мы сможем увидеть и проанализировать свою работу. У вас на партах лежат листочки, на которых изображена таблица. После каждого, сделанного упражнения вам необходимо будет поставить тот знак, который соответствует успешности выполненного задания.

Давайте договоримся с критериями:

«3 балла»- справился с заданием;

«2 балла»- на половину справился с заданием;

«1 балл»- не справился с заданием.

В конце урока мы с вами подсчитаем полученный результат и определим, кто же отлично поработал на уроке.

-Вы можете уже оценить речевую разминку.

1.Формулируют тему и цели урока.

-М. М. Пришвин «Ребята и утята»

-Познакомиться с рассказом М.М. Пришвина «Ребята и утята»

2. Составляют план урока.

1. Узнать биографию М.М. Пришвина.

2. Прочитать рассказ «Ребята и утята»

3. Сделать вывод.

3. Знакомятся с «Листом достижений»

4. Оценивают речевую разминку в «Листе достижений»

3. Отмечают свои успехи.

П:самостоятельное формулирование темы и цели урока;

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Л: проявление активности в общей работе;

Р: составлять план и последовательность действий

Р: формулировать и удерживать учебную задачу

Учебная презентация

План урока

«Лист достижения»

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

\

Словесный: беседа, аудиозапись

Наглядный: презентация, рассказ, видео

Практический: языковой анализ

Фронтальная

1. Организует работу по плану.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на все пункты плана и скажите, какой пункт плана мы с вами уже реализовали?

-Правильно, мы с вами можем перейти ко второму пункту плана.

-В тексте вам встретятся незнакомые слова, такие как  уточка чирок-свистунок.

-Ребята, кто-нибудь видел или знает  такой вид уточек?

2. Организует  преставление сообщения учащихся об авторе.

-Сейчас ваша одноклассница расскажет вам об уточке чирок-свистунок.

-Ребята, скажите, пожалуйста, что вы запомнили об уточке чирок-свистунок?

-Хорошо, молодцы.

3. Организует первичное восприятие текста.

-Ребята, откройте свои учебники на странице 94, подготовьте простой карандаш. Сейчас я включу вам аудиозапись рассказа «Ребята и утята», ваша задача внимательно слушать и следить по тексту, когда вы услышите незнакомое вам слово, вы подчёркиваете его простым карандашом. После прослушивания мы с вами обсудим непонятные вам слова.

-Ребята, после прослушивания рассказа, вы должны ответить на вопрос: почему ребята отпустили утят?

-И так, почему же ребята отпустили утят?

-Ребята, скажите, пожалуйста, какие эмоции у вас возникли после прочтения данного рассказа?

4. Проводит словарную работу.

-Ребята, какие слова или словосочетания вам непонятны?

1. Отвечают на вопросы.

-Узнать биографию М.М. Пришвина.

2. Слушают сообщение об уточке чирок-свистунок.

3. Высказывают своё мнение.

4. Знакомятся с рассказом «Ребята и утята»

-Им стало совестно, что заставили переживать утку.

5. Выполняют словарную работу.

П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации

П:структурирование знания;

К:инициативность в общем поиске нового знания;

Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов;

П: описание уточки чирок-свистунок

У: объяснять новые слова в рассказе

Учебная презентация

Сообщение об уточке чирок-свистунок

Учебник стр. 94-96

Аудиозапись

Учебная презентация

-Ребята, сейчас на экране будут представлены слова и словосочетания из рассказа, ваша задача объяснить их. Отвечать будете по поднятой руке.

Холм- небольшой бугорок. Верста- старая русская мера длины равная 1,06 км. Кузница- место, где работает кузнец – кует металл. Паровое поле- поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле. Овсяное поле – поле, засеянное овсом.  Вода спала- меньше стало воды. Места открытые для глаз человека- видно кругом далеко. В обход деревни- обходя стороной, не заходя в деревню. Зашвыряли- закидали.

5. Подводит учащихся к выводу.

-Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужно проводить словарную работу?

6. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-Хорошо, молодцы. Оцените, пожалуйста, в «Листе достижений» словарную работу.

7. Проводит динамическую паузу.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть:

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки  шеи выгибают.  (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

6. Формулируют выводы.

-Для того чтобы мы узнали и запомнили значение слов, которые были неизвестны раннее.

7. Оценивают свою работу.

8. Выполняют динамическую паузу.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;

Учебная презентация

«Лист достижений»

Динамическая пауза

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа, языковой анализ

Частично-поисковый

Наглядный: презентация, учебник

Фронтальная

1. Организует чтение по ролям.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам прочитать рассказ по ролям. Сколько ролей представлено в рассказе? Какие?

-Ребята, я предлагаю за ребят читать всем вместе.

2. Организует анализ чтения.

-Ребята, как вы думаете, все ли чтицы справились со свой ролью?

-Донесли ли чтецы мысли автора? Оцените чтение ребят.

3. Задаёт вопросы по тексту.

-Сейчас я хочу проверить, на сколько хорошо вы усвоили новый рассказ. Для этого вам нужно будет ответить на вопросы:

1) Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Докажите строчками из произведения.
2) Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? 

3) Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. 

4) Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? 

5) Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения. 

6) Кто помешал мальчишкам? 
7) Смогли ли они объяснить свой поступок? 
8) Какое приказание дал им автор?

9) Как бы вы поступили на месте автора? У кого-нибудь была похожая ситуация?

 -Хорошо, ребята. Вы правильно ответили на все вопросы, а, значит, хорошо усвоили новый материал.

4. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-Оцените в «Листе достижений», как вы ответили на все вопросы.  

1. Читают по ролям.

2. Отвечают на вопросы.

-3 роли: автор, М. Пришвин, ребята.

3. Высказывают своё мнение.

4. Отвечают на вопросы по тексту.

-Весной это озеро далеко разливалось…

-Вода спала.

-В местах, открытых для глаз человека…

-Закидали шапками.

-Взволнованно. Все время, пока они ловили...

-Автор.

-Нет.

-Отпустить утят.

Л: понимание и выражение в речи цели задания;

Р: принятие учебной задачи к исполнению;

Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов.

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

У: выразительно читать произведения

З: содержание рассказа

Учебник стр. 94-96

Учебная презентация

«Лист достижений»

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный: беседа

Практический: тест

Наглядный: презентация

Фронтальная, самостоятельная

1. Обеспечивает самостоятельную работу.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно, для этого вам нужно будет решить тест.

-У каждого на парте лежат листочки, на которых написаны цифры от 1 до 5, напротив каждой цифры вам нужно будет поставить букву с правильным вариантом ответа.

Вопросы:

1. Кто написал рассказ «Ребята и утята»?

А) С.В. Михалков

Б) М.М. Пришвин

В) Г.Я. Снегирёв

2. Как звали в рассказе дикую уточку?

А) Кря-Кря

Б) Болотная утка

В) Чирок-свистунок

3.Определите, куда вела утка своих утят?

А) Из леса в озеро

Б) Из болота на речку

В) Из леса в кузницу

4. Определите, что сделали ребята, увидев утят?

А) Кидали в них комьями глины

Б) Погнали на озеро

В) Зашвыряли шапками

5. Определите жанр прочитанного произведения?

А) Сказка о животных

Б) Стихотворение

В) Рассказ о животных

1.Слушают задание.

2. Выполняют тест.

Эталон:

1-Б

2-В

3-А

4-В

5-В

 

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

З: содержание рассказа «Ребята и утята»

У: умению различать рассказ от других литературных жанров

Раздаточный материал

Учебная презентация

2. Обеспечивают проверку задания.

-Ребята, обменяйте, пожалуйста, своими тетрадями с соседом по парте, на экране представлен эталон, проверьте тест.

-На экране представлены критерии оценивая, поставьте внизу на листочке баллы своему соседу.

-Обменяйтесь обратно тетрадями.

3. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-Ребята, оцените, пожалуйста, в «Листе достижений», как вы справились с тестом.

4. Подводит к выводу.

-Ребята, поднимите руку те, у кого ноль или одна ошибка. Какой вывод вы можете сделать?

-Теперь поднимите руку те, у кого две или три ошибки. Какой выводы вы можете сделать?

-А теперь поднимите руку те, у кого четыре и более ошибок. Какой вывод вы можете сделать?

5. Организует работу по плану.

-Ребята, давайте, посмотрим на все пункты плана, какой пункт плана мы с вами реализовали?

-Правильно. Какой пункт плана мы с вами ещё не реализовали?

-Какой вывод мы можем сделать, после прочтения этого рассказа?

3. Обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа.

4. Оценивают свою работу в «Листе достижений»

5. Поднимают руку в соответствии с полученным результатом и делают выводы.

-Мы хорошо усвоили и запомнили рассказ.

-Нам нужно ещё повторить рассказ и биографию автора.

-Нам нужно дома ещё раз прочитать рассказ и биографию автора.

-Прочитать рассказ М.М. Пришвина «Ребята и утята»

-Сделать вывод.

6. Делают выводы о рассказе.

-Нужно уважительно относиться к нашим братьям меньшим.

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Учебная презентация

«Лист достижений»

План урока

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа, формулирование вывода

Наглядный: презентация

Практический: анализ, характеристика героев  

Фронтальная, групповая

1. Проводит работу с изученным материалом.

2. Организует работу в группах.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам составить в группах «Паспорт литературного героя».

-Давайте, вспомним, какие герои встретили в рассказе «Ребята и утята»?

-Ребята, как вы думаете, что должно быть в паспорте героя?

-Хорошо, выполнять задание вы будете в группах по четыре человека, но для начала давайте вспомним правила работы в группах. Главный в группе будет тот, у кого первая буква имени идёт раньше по алфавиту.

-Хорошо, каждой группе я раздала шаблон с паспортом героя, сверху прописан герой, которого вы будете анализировать и заполнять в пропусках. На работу у вас есть три минуты. Можете приступать к выполнению задания.

3. Обеспечивают проверку задания.

-Ребята, время вышло. Сейчас я попрошу ответственных в группе представить полученный результат.

4. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-Ребята, оцените, пожалуйста, в листе достижений, как вы справились с этим заданием.

5. Подводит к выводу.

-Ребята, как вы думаете, для чего нужно делать «Паспорт литературного героя»?

6. Объясняет домашнее задание.

-Ребята, на экране представлено домашнее задание, запишите его в дневники: учебник стр. 94-96- прочитать рассказ. Составить план пересказа и по нему пересказать рассказ.

1. Слушают новое задание.

2. Отвечают на вопросы.

-Автор, ребята и уточка.

3. Высказывают своё мнение.

4. Делятся на четвёрки.

5. Проговаривают правила работы в группах.

6. Знакомятся с заданием.

 

7. Выполняют задание в группах.

 

8. Проверяют свою работу.

6. Оценивают свою работу.

7. Делают выводы.

-Для того, чтобы мы смогли проанализировать характер и поступки героев.

8. Знакомятся и записывают с домашнее задание.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего темпа

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

У: составлять характеристику героев

П: содержание рассказа

Учебная презентация

Раздаточный материал

«Лист достижений»

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа, анализ

Наглядный: презентация, «Лист достижения»

Фронтальная

1.Обеспечивает подведение итогов.

-Ребята, давайте вспомним, какую тему мы сегодня с вами проходили?

-Какую цель мы сегодня ставили?

-Мы достигли поставленной цели?

-Посмотрите, на план, все ли пункты плана мы с вами сегодня реализовали?

2.Организовывает оценивание деятельности учащихся на уроке.

-Сейчас пришло время подсчитать ваши баллы.

Поднимите руку те, у кого от 8 до 10 баллов. Молодцы ребята, значит, вы хорошо усвоили новый материал.

-А теперь поднимите руку те, у кого получилось от 7 до 5 баллов. Вы тоже хорошо усвоили новый материал, но вам нужно немного постараться в следующий раз, чтобы получить максимальное количество баллов.

-Теперь поднимите руку те, у кого получилось 4 и менее баллов. Вам нужно будет дома повторить новый материал и быть чуть повнимательнее следующий раз.

2.Организовывает оценивание эмоционального состояния учащихся на уроке.

-Ребята, поднимите правую руку те, кому понравился урок.

-А теперь поднимите левую руку те, кому было скучно и неинтересно на уроке.

3. Прощается с учащимися.

-Вы все сегодня очень хорошо поработали, спасибо большое всем за вашу активность и трудолюбие.

1.Вспоминают тему  урока.

2.Определяют, достигнут ли план урока.

-М. М. Пришвин «Ребята и утята»

-Познакомиться с рассказом М.М. Пришвина «Ребята и утята»

-Да.

3. Анализируют свою деятельность и эмоциональное состояние.

4. Прощаются с учителем.

Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознании качества и уровня усвоения

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Учебная презентация

«Лист достижений»

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Принцесса Лгунья" 3 класс УМК "Гармония" ФГОС

Дана разработка урока литературного чтения в соответствии ФГОС...

Звуки [ф], [ф,]. Буква Ф. Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс

Цели:-        образовательная: создать условия для восприятия и осмысления обучающимися нового материала.-        развивающая: сод...