Технологическая карта урока литературного чтения. "Братья Маугли. Редьярд Киплинг". (3 класс), УМК "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тип урока: рефлексия

 

Цель урока: формирование читательской компетентности обучающихся с помощью произведения Редьярда Киплинга «Братья Маугли».

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Знать содержание произведения Редьярда Киплинга «Братья Маугли»;
  2. Уметь отличать рассказ  от других литературных жанров;
  3. Уметь ориентироваться в тексте и находить ответы на поставленные вопросы;

Развивающие:

  1. Развивать навыки выразительного чтения на уроках;
  2. Развивать умение работать с текстом учебника;
  3. Способствовать развитию связной речи учащихся

 

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность и культуру поведения на уроке ;
  2. Способствовать формированию интереса к уроку литературного чтения;

 

Оборудование: УМК «Перспектива», учебник 3 класс 2 часть, презентация, раздаточный материал, видео-фрагменты и аудио-сопровождение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 13.04.2021

Школа: МАОУ СОШ № 104

Класс: 3 «М/Х»

Урок: 4

Время: 10.40 – 11.20           Кабинет: 211

Студент: Золотова Ирина Александровна

Группа: № 31

Учитель: Балдина Вера Александровна

Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока:  «Братья Маугли. Редьярд Киплинг»

Тип урока: рефлексия

Цель урока: формирование читательской компетентности обучающихся с помощью произведения Редьярда Киплинга «Братья Маугли».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Знать содержание произведения Редьярда Киплинга «Братья Маугли»;
  2. Уметь отличать рассказ  от других литературных жанров;
  3. Уметь ориентироваться в тексте и находить ответы на поставленные вопросы;

Развивающие:

  1. Развивать навыки выразительного чтения на уроках;
  2. Развивать умение работать с текстом учебника; 
  3. Способствовать развитию связной речи учащихся

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность и культуру поведения на уроке ;
  2. Способствовать формированию интереса к уроку литературного чтения;

Оборудование: УМК «Перспектива», учебник 3 класс 2 часть, презентация, раздаточный материал, видео-фрагменты и аудио-сопровождение.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(4 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку

- Проверьте свое рабочее место, готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок Приветствует детей

 Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

- Я рада всех видеть. Меня зовут Ирина Александровна, и сегодня я проведу у Вас урок литературного чтения.

-Ну а начать наш урок я хочу с высказывания Анри Бергсона. Прочитайте пожалуйста высказывание, которое находится на слайде.

 «Всякая поэзия есть выражение душевного состояния».  (А. Бергсон)

-Как понимаете данное высказывание?

- Ребята, а Вы знаете, кто такой Анри Бергсон?

- Это французский философ.

Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют учителя и присаживаются на места

Высказывают свои предположения

Л: целеполагание;

Л: смыслообразование;

 

М (К): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

ТСО, учётная презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(8  мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Наглядный: демонстрация слайдов

Словесный: беседа

Объяснительно-иллюстративный: показ слайдов 

Аудио-метод

Метод предвосхищения событий

   

Организует повторение ранее изученного

- Скажите, пожалуйста, с каким автором Вы познакомились на прошлом уроке литературного чтения. Отвечаем по руке.

- Все верно, я предлагаю повторить все то, что вы знаете о данном авторе.

Ну а сделаем мы это с помощью викторины. Кто быстрее поднимет руку-тот и отвечает. За каждый правильный вариант ответа Вы будете получать настоящий листочек из джунглей. В конце урока мы сосчитаем количество листочков и узнаем, кто работал активнее остальных.

1. В каком году родился Р.Киплинг?

2. В каком городе родился автор?

3. Как называется произведение, в котором человеческий детёныш жил в волчьей стае?

- Молодцы! 

Подводит учащихся к теме урока

- Ребята, послушайте аудио-фрагмент.

(аудио-материал)

-Скажите что напоминает Вам данная аудио-запись?

- А вы знакомы с данным произведением?

- Хорошо, ребята, а все ли Вы прошли по данному произведению?

Отвечают на вопросы учителя

- Редьярд Киплинг

1.  30 декабря 1865 г

2. Мумбаи, Индия

3.  «Братья Маугли»

- эпизод из произведения «Братья Маугли»

-да

- нет

(М)П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

(М) К:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

ТСО, учётная презентация

Постановка учебной задачи

(2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный:беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

Помогает и направляет учащихся в формулировке темы урока

-Итак ребята, скажите, познакомимся ли мы с каким-то новым произведением?

-Совершенно верно. Давайте предположим тему нашего урока.

- Сформулируйте тему урока.

- Чтобы добиться поставленной цели, нам необходимо составить план урока. На слайде Вы видите слова-подсказки.

Вспомнить…

Ответить…

Закрепить…

Отвечают на вопросы учителя

-нет

«Братья Маугли» Редьярд Киплинг

- продолжить работу над произведением Р.Киплинга «Братья Маугли»

1) Вспомнить героев произведения, их черты

2) Ответить на вопросы по произведению

3) Обобщить знания по данному произведению

(М)К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(М) П: анализ, синтез, обобщение; установление причинно-следственных

(М)П: целеполагание

ТСО, учётная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(20 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Метод организации взаимодействия: работа в парах/группах

Групповая форма работы

Видео-метод

Организует фронтальную работу над данным произведением совместно с учащимися

Мы погрузимся в атмосферу настоящих джунглей!

- Ну а начнем мы с героев произведения.

- На слайде представлены герои произведения  и их характерные черты, но кажется они перепутались… Предлагаю восстановить правильные соответствия.

- Но сначала ответьте на вопрос: с кем мы знакомимся в самом начале произведения. Для этого откройте учебник на странице 96 и прочитайте первый абзац.

- Скажите, есть ли тут лишние герои. Не относящиеся к данному произведению?

Отец Волк и мать Волчица (Добрые, мудрые, заботливые родители Маугли. Именно они спасли его от смерти, когда он был малышом: не отдали на растерзание тигру Шер Хану.)

Маугли, человеческий детёныш (В начале повествования ему около года-двух. Родители, спасаясь от тигра, оставили ребёнка в джунглях, посчитав погибшим. Благодаря решению волков и их заботе, он выжил, обрёл семью, научился жить в дикой природе.)

Акела (Вожак волчьей стаи, старый волк. За время его правления, никто не остался голодным или раненым, волки не попадали в ловушки, капканы, не погибали. Он справедлив, добр, великодушен.)

Балу (Старый медведь, живущий в джунглях, воспитывает и обучает волчат. Неуклюж, ленив, строг, умён.)

- Скажите, каким Вам представился Акела? Откройте страницу 104 и прочитайте описание. Как Вы относитесь к данному персонажу?

Багира (Умная, хитрая, добрая, справедливая, расчётливая пантера. Родилась и росла в неволе, однажды инстинкт взял верх, и она вырвалась на свободу)

Шер-Хан (Тигр, хромой на одну ногу. Нарушает законы джунглей, стремится к власти. Труслив, хитёр)

Каа (Горный удав, самый старый и мудрый представитель джунглей. )

- Молодцы. Скажите, какой пункт плана мы уже выполнили?

Организует работу в парах

- Сейчас вы поработаете в парах. Но для начала, давайте вспомним правила работы в парах.

- Я буду включать видео-фрагмент из мультфильма, а ваша задача- найти эпизод в учебнике и прочитать его. Та пара, которая найдет эпизод быстрее- получат листочки.

(видео-материал)

- Молодцы

Организует зрительную и пальчиковую гимнастику на уроке

- Итак, ребята. Вы много читали и работали, поэтому предлагаю нашим глазкам немного отдохнуть.

- Быстро-быстро поморгайте. А теперь сделаем «восьмёрку» глазами. А теперь разогрейте свои ладошки и приложите их к глазам. Теперь потрясем руками. Сейчас встанет первый ряд, теперь второй, третий. Попрыгаем. Сядут девочки, затем ,еще тише, мальчики.

Организует работу по вопросам

- Откройте учебник на странице 108 и ответьте на вопрос 2.

- Скажите, а кто из персонажей Вам понравился больше всего и почему?

-Скажите, какой пункт плана мы выполнили?

-Откройте дневники и запишите домашнее задание. Пересказа эпизода, который наиболее понравился.

Организует работу в группах

-А теперь предлагаю поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

 У нас будет 4 группы.

1 группа- помощники Маугли. Вспомните Законы и Джунглей и составьте памятку.

2 группа- помощники тигра Шер-Хана. Ваша задача- восстановить правильную последовательность эпизода произведения.

3 группа- помощники волка Акелы. Ваша задача-придумать новую концовку произведения.

4 группа- помощники медведя Балу. Вам я даю карточки с некоторыми героями. Вы должны будете показать их без использования слов другим ребятам, на время.

Даю всем 2 минуты. Время пошло.

- Ну а теперь представьте то, что вы сделали.

-Палец  вверх – справились

Вниз – не справились.

- Ребята, предлагаю составить нашу книгу Джунглей. Я заранее подготовила обложку. В нашей книге есть и законы джунглей, и эпиход произведения, герои произведения а также концовка, которые придумали Вы сами.

-Какой пункт плана мы с Вами выполнили?

- Ребята, скажите, а для чего данное произведение поместили в наш учебник?

- Какова же главная мысль произведения?

- Как думаете, а возможна ли такая ситуация в настоящее время? Приведите пример.

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают предположения

-С отцом Волком и матерью Волчицей

- 1) вспомнить героев произведения и их черты

Вспоминают правила работы в парах

Работают в парах

Отвечают на вопросы по учебнику

2) Ответить на вопросы по данному произведению

Работают в группах.

3) закрепили знания по произведению

Отвечают на поставленные вопросы

(М) К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(М) П: установление причинно-следственных связей

ТСО, учётная презентация

Рефлексия деятельности

(6 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Организует содержательную оценку деятельности

-Давайте вспомним тему и цель урока.

-Все ли пункты плана мы выполнили?

Организует эмоциональную оценку деятельности

-Посчитайте количество листочков. У кого получилось больше 5? Это значит, что Вы активно работали на уроке. У кого больше?

-За что Вы можете себя похвалить?

-Вы большие молодцы! Спасибо за урок.

Отвечают на поставленные вопросы

«Братья Маугли» Редьярд Киплинг

- продолжить работу над произведением Р.Киплинга «Братья Маугли»

1) Вспомнить героев произведения, их черты

2) Ответить на вопросы по произведению

3) Обобщить знания по данному произведению

Оценивают деятельность на уроке и прощаются

(М) П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка

Л: понимание причин успеха\неуспеха в учебной деятельности

ТСО, учётная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературного чтения В. Осеева "Волшебное слово" 3 класс УМК «Гармония»

Урок литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Волшебное слово"...

Технологическая карта урока литературного чтения С. Михалков «Сила воли» 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: С. И. Михалков «Сила воли» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Михалкова; воспитывать положительные качеств...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следу...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.Дуров «Наша Жучка» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.Дуров «Наша Жучка»Цели урока: - Воспитание нравственных качеств учащихся, любви к живому пробуждение сострадания и милосердия к братьям нашим меньш...

Технологическая карта урока литературного чтения «С. А.Есенин «Черемуха» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С. А.Есенин «Черемуха»Цели урока: - Учить детей представлять в своём воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;Предметные:учить ...