Тема: Л.Пантелеев «Честное слово»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
познакомить с творчеством Л. Пантелеева; продолжить работу по совершенствованию сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом; анализировать поступки героев и оценивать свои; работать над развитием речи, мышления; развивать умение с помощью интонации передавать состояние героев; формировать представление о честности, отзывчивости, развивать умение отличать хорошее от плохого;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов: Русакова Елена Семеновна
Тема: Л.Пантелеев «Честное слово»
Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль.
Задачи урока: познакомить с творчеством Л. Пантелеева; продолжить работу по совершенствованию сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом; анализировать поступки героев и оценивать свои; работать над развитием речи, мышления; развивать умение с помощью интонации передавать состояние героев; формировать представление о честности, отзывчивости, развивать умение отличать хорошее от плохого;
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс часть 2 , интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку, мультипликационный фильм "Честное слово".
Планируемые результаты:
- Личностные
Понимание ответственности к окружающим людям, ориентация в нравственном смысле и содержании поступков, воспитание этических чувств, совести, стыда. Формирование уважительного отношения к людям. Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении..
- Метапредметные
Регулятивные – умение работать по плану, выделять главное, планировать свою деятельность.
Познавательные – находить разные виды информации, пользоваться разными видами чтения, использовать информацию словаря, осуществлять анализ произведения, устанавливать причинноследственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные – высказываться, обосновывая свою точку зрения, уметь принимать мнение других, приходить к общему решению в ходе обсуждения.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу». | Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада встрече с вами, надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками. Мы с вами прочитаем интересный рассказ и освоим новое понятие. Но для начала давайте поиграем в игру. Я прошу всех встать. Запоминаем слова и повторяем движения: В нашем классе все друзья: Я, ты, он, она. Улыбнитесь тем, кто слева, Улыбнитесь тем, кто справа. Вместе мы одна семья. (Далее действия третьей и четвертой строки заменяются словами: подмигните, пожми руку, помашите и т. д.) Рефлексия. - Кому понравилась игра? Почему? Думаю, что настроение у вас улучшилось и от этого вам и работать будет легче. А в конце урока, когда мы как следует поработаем, посмотрим мультипликационный фильм. | Повторяют движения (Высказывания детей) | Регулятивные: самоконтроль; Личностные: самоопределение. |
2. Актуализация знаний | - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? - Что хотел сказать поэт этим стихотворением? - Как вы думаете, почему на нас не нападают враги? -А откуда берутся храбрые воины-защитники? - Какими качествами должны обладать военные? - Назовите качества, которые презирались в древней Руси? Подберите антонимы к этим словам. Если трусость и предательство презирались, то храбрость и честность восхвалялись. | С.Я.Маршак «Урок родного языка» Нам не нужна война У нас сильная армия, хорошие военные Из народа Они должны быть храбрыми, сильными и честными. Трусость и предательство. трусость – храбрость, предательство - честность | Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в заданном темпе, Коммуникативные: пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; Познавательные: владеть основами смыслового восприятия художественного текста, выделять существенную информацию, строить рассуждения. |
3. Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?») проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. | - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать? - Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Леонида Пантелеева «Честное слово». (слайд 1, 2) Объясните смысл слова «честь» (слайд 3) Вот как толкует Ожегов слово честь:
- Как выдумаете, о чём пойдёт речь в этом произведении? -Хорошо, а какую задачу мы поставим на урок? Определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке? (слайд4) Определить… Учиться… Развивать… | - Наверное, о храбрости и честности Работа в группах (Высказывания детей) -Главную мысль произведения, его жанр. - Выразительно и грамотно читать. - Речь. | Регулятивные: целеполагание; прогнозирование содержания произведения по его названию; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: обсуждение проекта её решения. | - Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль, надо хорошо знать содержание. Мы должны ответить на главный вопрос – для чего Л.Пантелеев написал это произведение? - Итак, учебная задача ясна. Что мы знаем о писателе? Перед вами небольшие отрывки из биографии писателя. Поработайте с ними. (слайд 5) - Прочитав текст о писателе, можем ли мы определить жанр этого произведения? Определите его. | Леонид Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев. Родился в 1908 году в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 году попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами рассказы Пантелеева заслужили свою популярность. Умер писатель в 1987 г. в Москве. -Это рассказ. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. |
Физкультминутка | Под музыку | ||
5. Первичное восприятие текста. Цель: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль. | Откройте учебник «Литературное чтение» с. 101. Прочитайте имя автора и название произведения. В рассказе вам встретятся непонятные слова, давайте объясним их значение: (слайд 6)
- Начинаем читать. (Читают по цепочке) (До слов «Вдруг я остановился…») (слайд7) - От чьего имени ведётся повествование? - Где происходили действия? ( До слов «Я подошёл и окликнул его…») - Что узнали о мальчике? (До слов «Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь…») - Почему мальчик плакал? - В какую ситуацию он попал? - Как к этому отнесся рассказчик? (слайд 8) (До слов «Не успели мы втроём выйти из сада…») - Какая мысль пришла в голову рассказчику? - Почему только военный мог снять мальчика с караула? - Как понимаете выражение: «Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту». - Как вы думаете, почему майор согласился помочь? - Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему? - Что значит «весело и с облегчением засмеялся»? (Чтение до конца) - Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин? | Объясняют значения слов. Учащиеся следят по учебнику. (Высказывания детей) -Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией. | Личностные: смыслообразование через прослеживание судьбы героя, оценка жизненных ситуаций и поступков героев рассказа с точки зрения общечеловеческих норм. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; правильное чтение вслух и про себя текста учебника, участие в диалоге на уроке, умение слушать других. Познавательные: знакомство с простейшими приёмами анализа текста. |
6.Первичное закрепление. Цель: при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст. | - Что вам понравилось в этом рассказе? - Какие мысли и чувства вызвало у вас поведение мальчика? - Как мальчик понимал, что такое «честное слово»? - Как рассказчик отнесся к «честному слову» мальчика? - Как майор отнесся к «честному слову» мальчика? Почему? - В каких строчках заключается основная мысль произведения? - Давали ли вы когда-нибудь «честное слово»? - А как его выполняли? - Тяжело ли держать «честное слово»? - Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали? Могли вы поступить также? - Что он почувствовал, когда на улице стемнело? - Почему же он не ушёл? - Как ты думаешь, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика? - Как можно назвать их отношение к мальчику? Подтверди ответ, обращаясь к тексту. - Заслуживает ли мальчик такое серьёзное отношение? (слайд 9) - Охарактеризуйте мальчика. Какой он? Каким вы его представляете? Докажите строчками из текста. - Как вы думаете этот мальчик может стать героем? - Что думает о будущем мальчика рассказчик? Найдите отрывок из рассказа. - Почему автор готов ручаться, что мальчик вырастет «настоящим человеком»?
ОБОРДАТ ВИЧОТЫЗТЬОВС ВЖИЛСТЬО НССЕТЬЧТО - Назовите эти понятия одним словом. - Назовите «лишнее» слово.) Почему вы так решили? Есть положительные качества у человека, они украшают его. Все хотят походить на героев. Есть отрицательные черты. Какие? Они позорят любого человека. - А вы давали когда-нибудь «честное» слово? А как его выполняли?
- Что вы видите? Давайте попробуем их восстановить. Как аукнется а давши - держись Не давши слова –крепись хозяин Не по виду суди так и откликнется Будь своему слову а по делам | (Высказывания детей) - Смелый - стойкий - серьёзный - мужественный - ответственный - честный - (Стр.110) А когда он вырастет… Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек. Работа в группах ДОБРОТА ОТЗЫВЧИВОСТЬ ЛЖИВОСТЬ ЧЕСТНОСТЬ - Качества человека. - Лживость. (Дети предлагают свои варианты) (Предательство, лживость, воровство и т. д.) Работа на интерактивной доске | Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, слушать и принимать точку зрения других, отстаивать свою точку зрения, критично относится к своему мнению, соблюдать правила речевого этикета. Регулятивные: анализ, мотивы поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе текста. |
7. Обобщение. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже сделал в жизни. | -А сейчас мы с вами просмотрим фильм, снятый по данному произведению. После просмотра ответим на вопросы.(слайд 11) - Так, какова главная мысль этого произведения? - Для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ? - Зачем нужно изучать это произведение? - Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь: - В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком. | - Если дал честное слово, так надо сдержать его, чтобы не случилось. - Чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, честными. - Этот рассказ помогает воспитывать в себе стойкость и мужество, честность и деликатность. Мы обогатились духовно. | Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей; этические чувства - совесть, честность - как регуляторы морального поведения. Познавательные: моделировать поведение людей в определенных ситуациях. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
8.Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности и всего класса. | - Как вы думаете, было ли произведение поучительным? Чему оно вас научило? - Какой вывод вы сделали для себя? - В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком. - Давайте вернёмся к учебной задаче. Всё сумели? Всё смогли? - Оцените свою работу на уроке. -Покажите смайлики: (слайд 12) - Кому всё понятно и вы были уверены, то покажите смайлик «всё хорошо», - Если вы затруднялись при выполнении заданий, то покажите смайлик «нужно поработать», - Кому на уроке было очень трудно, покажите смайлик «требуется помощь» | Мы сегодня все читали. Мы сегодня молодцы! | Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
9.Домашнее задание. Цель: учиться читать выразительно, читать по ролям диалоги. | - Выберите себе домашнее задание: 1. Пересказ от лица главного героя (лист розового цвета) 2. Выразительное чтение понравившегося отрывка (лист голубого цвета) 3.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку (лист жёлтого цвета) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л. Пантелеев "Честное слово"
Урок литературного чтения с применением технологии деятельностного метода....
Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Начальная школа XXI века" Тема: "Как рождается герой" Л. Пантелеев "Честное слово".
Конспект урока, презентация, самоанализ, аудио....
Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»
Конспект урока по литературному чтению (3 класс)Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»...
Самоанализ урока литературного чтения в 3 классе по теме Л. Пантелеев «Честное слово».
В материале представлен самоонализ урока литературного чтения по этапам с УУД....
Открытый урок на тему: "Тема и главная мысль текста. Характеристика героя. Леонид Пантелеев «Честное слово»."
Открытый урок по литературному чтению. Дата: 20.04.2018 г.Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 84» Чувилова Татьяна Анатольевна.УМК «Перспективная начальная школа»....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе. Тема урока: Л.Пантелеев «Честное слово». Школа 21 век.
Предмет: литературное чтениеТема урока: Л.Пантелеев «Честное слово»Место урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Произведения Л.Пантелеева».Цель урока: Формировани...
Открытый урок литературного чтения по теме: Л. Пантелеев "Честное слово"
Открытый урок литературного чтения по теме: Л. Пантелеев "Честное слово"...