Тема: Л.Пантелеев «Честное слово»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

познакомить с творчеством Л. Пантелеева; продолжить работу по совершенствованию сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом; анализировать поступки героев и оценивать свои; работать над развитием речи, мышления; развивать умение с помощью интонации передавать состояние героев; формировать представление о честности, отзывчивости, развивать умение отличать хорошее от плохого;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов: Русакова Елена Семеновна

Тема: Л.Пантелеев «Честное слово»

Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль.

Задачи урока: познакомить с творчеством Л. Пантелеева; продолжить работу по совершенствованию сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом; анализировать поступки героев и оценивать свои; работать над развитием речи, мышления; развивать умение с помощью интонации передавать состояние героев; формировать представление о честности, отзывчивости, развивать умение отличать хорошее от плохого;

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс часть 2 , интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку, мультипликационный фильм "Честное слово".

Планируемые результаты:

  1. Личностные

Понимание ответственности к окружающим людям, ориентация в нравственном смысле и содержании поступков, воспитание этических чувств, совести, стыда. Формирование уважительного отношения к людям. Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении..

  1. Метапредметные

Регулятивные – умение работать по плану, выделять главное, планировать свою деятельность.

Познавательные – находить разные виды информации, пользоваться разными видами чтения, использовать информацию словаря, осуществлять анализ произведения, устанавливать причинноследственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные – высказываться, обосновывая свою точку зрения, уметь принимать мнение других, приходить к общему решению в ходе обсуждения.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные

учебные действия

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу».

 Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада встрече с вами, надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками. Мы с вами прочитаем интересный рассказ и освоим новое понятие.

        Но для начала давайте поиграем в игру. Я прошу всех встать. Запоминаем слова и повторяем движения:

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа.

Вместе мы одна семья.

(Далее действия третьей и четвертой строки заменяются словами: подмигните, пожми руку, помашите и т. д.)

Рефлексия.

- Кому понравилась игра? Почему?

        Думаю, что настроение у вас улучшилось и от этого вам и работать будет легче. А в конце урока, когда мы как следует поработаем, посмотрим мультипликационный фильм.

Повторяют движения

(Высказывания детей)

Регулятивные: самоконтроль;

Личностные: самоопределение.

2. Актуализация знаний

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Что хотел сказать поэт этим стихотворением?  

- Как вы думаете, почему на нас не нападают враги?

-А откуда берутся храбрые воины-защитники?  

- Какими качествами должны обладать военные?  

- Назовите качества, которые презирались в древней Руси?  

Подберите антонимы к этим словам.

Если трусость и предательство презирались, то храбрость и честность восхвалялись.

  С.Я.Маршак «Урок родного языка»

Нам не нужна война

У нас сильная армия, хорошие военные

Из народа

Они должны быть храбрыми, сильными и честными.

Трусость и предательство.

трусость – храбрость, предательство - честность

Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение  работать в заданном темпе,

Коммуникативные: пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; Познавательные:  владеть основами смыслового восприятия художественного текста, выделять существенную информацию, строить рассуждения.

3. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?») проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Леонида Пантелеева «Честное слово». (слайд 1, 2)

Объясните смысл слова «честь» (слайд 3)

Вот как толкует Ожегов слово честь:

  • достойные уважения и гордости моральные качества человека;
  • хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;
  • почет, уважение.

- Как выдумаете, о чём пойдёт речь в этом произведении?

-Хорошо, а какую задачу мы поставим на урок? Определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке? (слайд4)

Определить…

Учиться…

Развивать…

- Наверное, о храбрости и честности

Работа в группах (Высказывания детей)

-Главную мысль произведения, его жанр.

- Выразительно и грамотно читать.

- Речь.

Регулятивные: целеполагание;

прогнозирование содержания произведения по его названию;

 Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные:

самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: обсуждение проекта её решения.

- Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль, надо хорошо знать содержание.

Мы должны ответить на главный вопрос – для чего Л.Пантелеев написал это произведение?

-  Итак, учебная задача ясна. Что мы знаем о писателе?

 Перед вами небольшие отрывки из биографии писателя. Поработайте с ними.

(слайд  5)

- Прочитав текст о писателе, можем ли мы определить жанр этого произведения?  Определите его.

   Леонид Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев. Родился в 1908 году в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 году попал в школу имени Достоевского для беспризорных.  Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами рассказы Пантелеева заслужили свою популярность.

Умер писатель в 1987 г. в  Москве.

-Это рассказ.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Физкультминутка

Под музыку

5. Первичное восприятие текста.

Цель: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль.

Откройте учебник «Литературное чтение» с. 101. Прочитайте имя автора и название произведения.

В рассказе вам встретятся непонятные слова, давайте объясним их значение: (слайд 6)

  • сторожка – помещение для сторожа;
  • безутешно – не находя утешения;
  • часовой – военнослужащий, стоящий на посту;
  • караул – воинское подразделение, несущее охрану кого или чего-либо.

 - Начинаем читать.

   (Читают по цепочке)

(До слов «Вдруг я остановился…») (слайд7)

- От чьего имени ведётся  повествование?

- Где происходили действия?

( До слов «Я подошёл и окликнул его…»)

- Что узнали о мальчике?

(До слов «Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь…»)

- Почему мальчик плакал?

- В какую ситуацию он попал?

- Как к этому отнесся рассказчик? (слайд 8)

(До слов «Не успели мы втроём выйти из сада…»)

- Какая мысль пришла в голову рассказчику?

- Почему только военный мог снять мальчика с караула?

- Как понимаете выражение: «Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту».

- Как вы думаете, почему майор согласился помочь?

- Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?

- Что значит «весело и с облегчением засмеялся»?

(Чтение до конца)

- Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?

Объясняют значения слов.

Учащиеся следят по учебнику.

(Высказывания детей)

-Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией.

Личностные: смыслообразование через прослеживание судьбы героя,  оценка жизненных ситуаций и поступков героев рассказа с точки зрения общечеловеческих норм.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

правильное чтение вслух и про себя текста учебника, участие в диалоге на уроке, умение слушать  других.

Познавательные: знакомство с простейшими приёмами анализа текста.

6.Первичное закрепление.

Цель: при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст.

- Что вам понравилось в этом рассказе?

- Какие мысли и чувства вызвало у вас поведение мальчика?

- Как мальчик понимал, что такое «честное слово»?

- Как рассказчик отнесся к «честному слову» мальчика?

- Как майор отнесся к «честному слову» мальчика? Почему?

- В каких строчках заключается основная мысль произведения?

- Давали ли вы когда-нибудь «честное слово»?

- А как его выполняли?

- Тяжело ли держать «честное слово»?

- Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали? Могли вы поступить также?

-  Что он почувствовал, когда на улице стемнело?

- Почему же он не ушёл?

- Как ты думаешь, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика? 

- Как можно назвать их отношение к мальчику? Подтверди ответ, обращаясь к тексту.

- Заслуживает ли мальчик такое серьёзное отношение? (слайд 9)

- Охарактеризуйте мальчика. Какой  он? Каким вы его представляете? Докажите строчками из текста.  

- Как вы думаете этот мальчик может стать героем?

- Что думает о будущем мальчика рассказчик? Найдите отрывок из рассказа.

- Почему автор готов ручаться, что мальчик вырастет «настоящим человеком»?

  • Если вы внимательно слушали и читали, то легко сможете расшифровать эти слова. (слайд 10)

ОБОРДАТ                  

ВИЧОТЫЗТЬОВС        

ВЖИЛСТЬО          

НССЕТЬЧТО          

- Назовите эти понятия одним словом.

- Назовите «лишнее» слово.)

Почему вы так решили?

Есть положительные качества у человека, они украшают его. Все хотят походить на героев. Есть отрицательные черты. Какие? Они позорят любого человека.

- А вы давали когда-нибудь «честное» слово? А как его выполняли?

  • Работа с пословицами.

- Что вы видите?  

Давайте попробуем их восстановить.

Как аукнется                     а давши - держись

Не давши слова –крепись  

                                               хозяин

Не по виду суди              так и откликнется

Будь своему слову                  а по делам

(Высказывания детей)

- Смелый

- стойкий

- серьёзный

- мужественный

- ответственный

- честный

- (Стр.110) А когда он вырастет… Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

Работа в группах

ДОБРОТА

ОТЗЫВЧИВОСТЬ

ЛЖИВОСТЬ

ЧЕСТНОСТЬ

- Качества человека.

- Лживость.

(Дети предлагают свои варианты)

(Предательство, лживость, воровство и т. д.)

Работа на интерактивной доске

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, слушать  и принимать точку зрения других, отстаивать свою точку зрения, критично относится к своему мнению, соблюдать правила речевого этикета.

Регулятивные: анализ, мотивы поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе текста.

7. Обобщение.

 Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже сделал в жизни.

-А сейчас мы с вами просмотрим фильм, снятый по данному произведению. После просмотра ответим на вопросы.(слайд 11)

- Так, какова главная мысль этого произведения?

-  Для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ?

- Зачем нужно изучать это произведение?

- Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:

-  В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.

- Если дал честное слово, так надо сдержать его, чтобы не случилось.

- Чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, честными.

- Этот рассказ помогает воспитывать в себе стойкость и мужество, честность и деликатность. Мы обогатились духовно.

Личностные:

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей; этические чувства - совесть, честность - как регуляторы морального поведения.  Познавательные: моделировать поведение людей в определенных ситуациях.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

8.Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности и всего класса.

  - Как вы думаете, было ли произведение поучительным? 

 Чему оно вас научило? 

    - Какой вывод вы сделали для себя?   

- В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.

 -  Давайте вернёмся к учебной задаче.  

  Всё сумели?  Всё смогли?       

  - Оцените свою работу на уроке.

-Покажите смайлики: (слайд 12)

- Кому всё понятно и вы были уверены, то покажите смайлик «всё хорошо»,

- Если вы затруднялись при выполнении заданий, то покажите смайлик «нужно поработать»,

- Кому на уроке было очень трудно, покажите смайлик «требуется помощь»   

  Мы сегодня все читали.  

 Мы сегодня  молодцы!

Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

9.Домашнее задание.

Цель: учиться читать выразительно, читать по ролям диалоги.

- Выберите себе домашнее задание:

1. Пересказ от лица главного героя (лист розового цвета)

2. Выразительное чтение понравившегося отрывка (лист голубого цвета)

3.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку (лист жёлтого цвета)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л. Пантелеев "Честное слово"

Урок литературного чтения с применением технологии деятельностного метода....

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»

Конспект урока по литературному чтению (3 класс)Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»...

Самоанализ урока литературного чтения в 3 классе по теме Л. Пантелеев «Честное слово».

В материале представлен самоонализ урока литературного чтения по этапам с УУД....

Открытый урок на тему: "Тема и главная мысль текста. Характеристика героя. Леонид Пантелеев «Честное слово»."

Открытый урок по литературному чтению. Дата:  20.04.2018 г.Учитель начальных классов  МОУ «СОШ № 84» Чувилова Татьяна Анатольевна.УМК «Перспективная начальная школа»....

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе. Тема урока: Л.Пантелеев «Честное слово». Школа 21 век.

Предмет: литературное чтениеТема урока: Л.Пантелеев «Честное слово»Место урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Произведения Л.Пантелеева».Цель урока:  Формировани...

Открытый урок литературного чтения по теме: Л. Пантелеев "Честное слово"

Открытый урок литературного чтения по теме: Л. Пантелеев "Честное слово"...