Открытый урок литературного чтения по теме: Л. Пантелеев "Честное слово"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Открытый урок литературного чтения по теме: Л. Пантелеев "Честное слово"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок литературного чтения по теме: Л. Пантелеев "Честное слово" | 43.76 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
По теме: « Пантелеев. Честное слово»
Цели деятельности учителя:
- Учить детей анализировать литературное произведение, формировать читательский навык, воспитывать нравственные качества.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Формировать у обучающихся нравственные ценностные качества.
- Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом.
Личностные:
- Принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- Проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- Осознать личностный смысл учения.
Тип урока: Открытие «нового» знания.
Оборудование: УМК "Начальная школа XXI века", учебная презентация, выставка книг, раздаточный материал.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||
1.Мотивация. Самоопределение к деятельности | 2 мин | Слайд 1 - Здравствуйте, ребята! - Садитесь. -Итак, начинаем урок литературного чтения. Ребята, я очень люблю уроки литературного чтения. -А вы любите? -А за что вы любите эти уроки? -Скажите, пожалуйста, чего вы ждёте от сегодняшнего урока? -А что необходимо, чтобы у нас урок получился? -Молодцы! Итак, давайте настроимся на работу, и тогда у нас все получится. | -Да. -За то, что узнаем много нового и интересного, читаем разные произведения, знакомимся с новыми писателями и т.п. - Новые знания, знакомство с новым произведением, новые впечатления и т.п. -Внимательно Вас слушать, отвечать на вопросы, активно работать. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |||||||
2.Актуализация знаний и мотивация | 2 мин | Слайд 2 -Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова. АТОРБОД ЬТСОВИЧВЫЗТО ЬТСОВИЖЛ ЬТСОНТСЕЧ Слайд 3 -Правильно. Попробуйте назвать эти понятия одним словом. - А какое слово лишнее? -Почему вы так решили? Докажите. -Правильно, молодцы! -Объясните, как вы понимаете смысл этих слов: - Доброта - Отзывчивость - Честность
- А вы обладаете такими положительными качествами? - Подберите родственные слова к слову «честность» - Как понимаете слово «честь»? Мне ваши мнения интересны, а теперь давайте прочитаем, как толкуется это слово в словаре Сергея Ивановича Ожегова. Слайд 4 (Читаю) Честь – ∙ достойные уважения и гордости моральные качества человека; ∙ хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя ∙ почёт, уважение Как видите, вы сказали правильно | - Доброта, отзывчивость, лживость, честность. - Это качества. - Лживость. - Потому что, лживость – это отрицательное качество человека; а все остальные – положительные. * Доброта (Доброта – стремление делать добро другим…) * Отзывчивость (Отзывчивость – готовый помочь человек…) * Честность (Честность- человек, который держит слово…) Ответы детей. (честное, честь, честный )
(это доброе имя человека, когда человек даёт слово и держит его, когда у человека незапятнанная репутация, когда он помогает слабым и т.п.)
| Р:Целеполагание К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |||||||
3.Постановка учебной задачи Словесный: слово учителя, беседа Наглядный: показ презентации | 3 мин | Слайд 5 Выставка книг. (К.Г.Паустовский», «Какие бывают дожди», «Кот-ворюга», «Стальное колечко», Л.Пантелеев «Честное слово»). - Посмотрите на выставку книг. С какими произведениями вы познакомились на прошлых уроках? - Назовите автора этих произведений? - А какая из этих книг вам не знакома и вы ее не читали? - Так какая тема сегодняшнего урока? Слайд 6 Слайд 7- Давайте определим, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, какие задачи мы поставим перед собой?
| - «Теплый хлеб», «Какие бывают дожди», «Кот-ворюга», «Стальное колечко» - Константин Георгиевич Паустовский - Л. Пантелеев «Честное слово». - Леонид Пантелеев «Честное слово».
| П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | |||||||
4.Открытие нового знания Словесный: слово учителя, беседа
Наглядный: учебная презентация | 29 мин | - Но сначала давайте узнаем немного об авторе, и познакомят нас с биографией писателя наши ученики-эксперты. (Дети рассказывают информацию о Леониде Пантелееве) Слайд 8-9 - Спасибо, ребята, садитесь. Из информации экспертов вы уже узнали, к какому жанру относится это произведение. -А вы знаете, ребята, что написанию этого рассказа поспособствовали реальные события его детства. Послушайте отрывок из воспоминаний писателя. «Мальчиком я гулял в этом саду и как-то подбежали ко мне мальчики старше меня и предложили играть с ними «в войну». Сказали, что я – часовой, поставили на пост около какой-то сторожки, взяли слово, что я не уйду, а сами ушли и забыли обо мне. А я – часовой, продолжал стоять, потому что дал «честное слово». Стоял и плакал, и мучился, пока перепуганная нянька не разыскала меня и не увела домой». - Вот так и появился этот рассказ. - Давайте откроем учебник на с. 101, я буду читать, а вы внимательно слушать и следить. Слайд 10 (Учитель - отрывок ( До слов «Я подошёл и окликнул его…») - От чьего имени идёт повествование? - Где происходило действие? - Как автор описывает внешний вид мальчика? Чтение по учебнику (стр.102) до слов А игра это или не игра - все равно. Кнопка - А как вы считаете. Какими качествами обладает этот мальчик? Какой он? - Как автор говорит о нём? -А как он говорит о мальчишках? - Почему мальчик плакал? - Почему мальчик не ушёл с поста? - Как к этому отнесся рассказчик- автор? (Чтение до конца) кнопка кнопка - Какая мысль пришла в голову рассказчику? -Каким образом?
- Почему только военный мог снять мальчика с караула? - Как понимаете выражение: «Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту». - Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему? - Как майор оценил поступок мальчика? Какие слова он ему сказал? - Почему майор сказал, что из него выйдет настоящий воин? - Какие чувства и мысли вызвало у вас это произведение? Объясните. - Так, какова главная мысль этого произведения? -Кто найдет строчки, в которых заключена основная мысль произведения? - Умницы! - А теперь немного отдохнем. 7. Физкультминутка Как солдаты на параде мы шагаем ряд за рядом Левой - раз, левой - раз, посмотрите все на нас. Мы захлопали в ладоши, дружно, веселее, Застучали наши ножки громче и быстрее. По коленочкам ударим, тише, тише, тише, Ручки наши поднимаем, выше, выше, выше. Завертелись наши ручки, опустились. Мы на месте покружились и остановились. Мы руками хлоп, хлоп, мы ногами топ, топ. Левой – раз, левой – два, заниматься нам пора. | 1 ученик: Леонид Пантелеев, настоящее имя - Еремеев Алексей Иванович родился 22 августа 1908 года в Санкт – Петербурге в семье военного. Рано полюбил чтение, театр. В 1921 году остался без родителей, воровал, попал в тюрьму, из которой был направлен в школу для беспризорных имени Ф. Достоевского. Во время войны с фашистами писатель едва не умер в блокадном Ленинграде. Его спасли от крайней степени истощения, и он стал работать фронтовым журналистом.
2 ученик: Л. Пантелеев признавался, что если бы не друзья- друзья-люди и друзья-книги, он никогда не смог стать писателем. Для детей и юношества написал рассказы «Пакет», «Ночка», «Честное слово», автобиографическую повесть «Ленька Пантелеев». В своих книгах он пишет для ребят и о ребятах . Пантелеев стремился, чтобы в детской книге был бы юмор, герои с настоящими человеческими качествами”. Многие произведения Л. Пантелеева переведены на иностранные языки. Умер писатель в 1987 г. в Москве. Рассказ От имени писателя, от первого лица. В саду, на Васильевском острове. (небольшой остров посреди реки Невы в Санкт-Петербурге Нос в веснушках, штанишки коротенькие и держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застёгиваются где-то на животе. Смелый, мужественный, стойкий, серьезный, ответственный С любовью, с нежностью, с уважением, с гордостью. Глупые мальчишки. Потому что он устал, уже темнело, он хотел пить и есть. Потому что дал честное слово -(Сначала он хотел засмеяться, а затем задумался над ситуацией.) Ему захотелось помочь мальчику. Он решил освободить мальчика от данного им слова Найти военного, который мог отменить приказ. (Ответы детей) Очень сильно Увидев командира, мальчик как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше. -Молодец, товарищ сержант!- сказал он.- Из тебя выйдет настоящий воин. Тем самым он показал своё уважение к поступку мальчика, к его честному слову. Гордость за поступок мальчика, радость, что писатель и майор ему помогли - Если дал честное слово, так надо сдержать его, чтобы не случилось. Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек. | П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия | |||||||
5. Первичное закрепление во внешней речи | 5 мин | - Для того чтобы проверить как вы слушали, я приготовила задание. Поработаем в парах. Но прежде, чем мы начнем работать, давайте повторим правила работы в парах. Слайд 11 -У вас на партах лежат листы с заданием. - Соедините линиями слова в левом столбике с их лексическим значением в правом столбике. (Слова на карточках на каждой парте) Фронтальная проверка и сравнение с эталоном на экране. Слайд 12 | Ответы учащихся От имени автора, от 1 лица - Помещение для сторожа….. - Военнослужащий, стоящий на посту, на часах ….. - Не находя утешения… - Воинское подразделение, несущее охрану, кого-либо…. - ни с чем Слова для справок: безутешно, часовой, сторожка, Не солоно хлебавши, караул. | Р: обобщение. | |||||||
6.Включение в систему знаний. Творческое задание. | 2 мин- 4 мин | -Ребята, а сейчас у вас будет творческое задание. Вы должны составить синквейны о героях произведения. По желанию (Кто хочет про мальчика, кто хочет про писателя, кто хочет про майора, и кто хочет про мальчишек, которые позвали играть главного героя. -Спасибо, ребята, вы молодцы! -Кто не успел прочитать свои синквейны, вы все в конце урока их сдадите, я их с удовольствием прочитаю и оценю. | В каждом ряду спрашиваешь двоих. | Р: обобщение, контроль; Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения; | |||||||
7.Рефлексия деятельности | 3 мин | - Ребята, давайте подведем итог. Вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока? Слайд 13 -С каким произведением мы познакомились? Кто написал это произведение? Определите жанр - Какова главная мысль этого произведения? Чему нас учит этот рассказ? -Какие качества воспитывает в человеке этот рассказ? -Молодцы! - Ребята, написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь: Слайд 14 В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера, и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком. Слайд 15 - Кому сегодняшний урок понравился, все было понятно, тот поднимает зеленый карандаш, Кто испытывал небольшие трудности- желтый карандаш, а кому сегодня было очень трудно, не интересно – красный карандаш. -Ребята, на следующем уроке мы продолжим работать по этому произведению, будем анализировать героев рассказа, и я уверена, что у вас все получится. Домашнее задание: Слайд 16 Первое задание обязательно для всех. 1. Выразительное чтение понравившегося отрывка и нарисовать иллюстрацию к этому отрывку. 2. Второе задание по желанию. За это задание вы получите дополнительную отметку. -Представьте себе, что вам предложили написать письмо этому мальчику. Чтобы вы ему написали? -А вы в свою очередь, сегодня тоже получите письма от самого автора - Леонида Пантелеева, в котором он обращается к каждому из вас. (Читаю письмо вслух) Слайд 17 «Пишу я всю жизнь для ребят и о ребятах». «Самый милый для меня читатель – это тот, кто только что научился читать. Вот ты прочел ( или прочла) эти слова, и мы с тобой познакомились. Ты где – то очень далеко от меня, но мне кажется, что я слышу твое дыхание, я даже вижу твой палец на этих печатных строчках. Крепко жму твою руку, дорогой друг читатель!» - На уроке музыки вы выучили песню «Ведь ты – человек». И мне, кажется, она подходит к сегодняшнему уроку. Давайте её сейчас споём. « Ведь ты – человек» песня из кинофильма «Приключения Электроника» Куда подует ветер, туда и облака, -Спасибо за урок! | «Честное слово» Леонид Пантелеев. Рассказ Если дал честное слово, так надо сдержать его, чтобы не случилось. Стойкость, мужество, честность, храбрость. | П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. деятельности. К.: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»
Урок литературного чтения в 4 классе при изучении темы " Басни"....
Урок литературного чтения по теме "Каким бывает слово?"
Урок обобщения и систематизации знаний по литературному чтению (учебник Е.И. Матвеевой)...
Открытый урок литературного чтения по теме: «Тихая сказка».
Цели: создать условия для знакомства учащихся с буквой Ш, ш ,для формирования навыка чтения слов, предложений с изученными буквами; способствовать развитию речи, фонематического слуха, т...
Открытый урок литературного чтения на тему. А Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Урок проведен в 3 классе по УМК "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС....
Открытый урок литературного чтения по теме "Путешествие по городу Сказок" (1 класс)
Нестандартные уроки или уроки с применением различных игровых моментов (уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-практикумы, уроки-праздники, интегрированные уроки) способствуют развитию тво...
Открытый урок литературного чтения по теме Е.Шварц "Сказка о потерянном времени"
Урок чтения с использованием технологии исследование на уроке. Когда дети были разбиты на группы и в каждой группе выделелись фокусные дети, которым присвоились определённые роли в группе. Материал ур...
Технологическая карта открытого урока литературного чтения по теме: "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" с использованием театрализации.
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками". УМК "Школа России"Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с...