М.М.Зощенко "Ёлка". Урок литературного чтения в технологии РКМЧП.
презентация к уроку по чтению (4 класс)

Назарова Елена Юрьевна

УМК:  «Школа России», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.

Тип урока: Урок в технологии РКМЧП

Класс: 4

Тема: М.М.Зощенко «Ёлка»

Цель урока: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) обучающихся 4 класса в предметной области «Литературное чтение» по теме «М.М.Зощенко «Ёлка»; формирование грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя через включение обучающихся в технологию РКМЧП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Общеобразовательная организация: МАОУ «СОШ № 37»

Педагог: Назарова Елена Юрьевна, учитель начальных классов

УМК:  «Школа России», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.

Тип урока: Урок в технологии РКМЧП

Класс: 4

Тема: М.М.Зощенко «Ёлка»

Цель урока (для учителя): формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) обучающихся 4 класса в предметной области «Литературное чтение» по теме «М.М.Зощенко «Ёлка»; формирование грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя через включение обучающихся в технологию РКМЧП.

Учебные задачи, направленные на достижение:

Личностных результатов обучения:

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
  • формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения содержания произведения.

Метапредметных результатов обучения:

  • Познавательных:
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
  • формирование способности решать проблемы поискового характера;
  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения
  • Регулятивных:
  • формирование умения выделять и формулировать познавательную цель и ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
  • Коммуникативных:
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с нормами общения;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её, задавать вопросы и отвечать на них;
  • формирование умения работать в группе в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции в совместной деятельности.

Предметных результатов обучения:

  • знакомство учащихся с произведением М.М.Зощенко «Ёлка»;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие способностей к овладению учебными стратегиями «Кроссенс», «Ёлка предсказаний», «Ромашка (снежинка) Блума», «Кластер», «Радуга настроения»;
  • совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное;
  • формирование умения составлять характеристику героя, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения.
  • совершенствование  навыков сознательного, выразительного безошибочного чтения.

Цель урока (для детей): познакомиться с рассказом М.М.Зощенко «Ёлка»

Учебные задачи (детские):

  • формирование умения давать оценку поступкам героев;
  • формирование умения определять в тексте тему и главную мысль;
  • расширение словарного запаса;
  • формирование умения выражать собственное мнение к событиям, поступкам, героям;
  • формирование умения уважительно относиться к чужому мнению при работе в группе.

Оборудование урока

  1.  Учебник «Литературное чтение. 2 часть», 4 класс. Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.
  2. Мультимедийный проектор и презентация «М.М.Зощенко «Ёлка».
  3. Раздаточный материал (инструкция «Вопросы для «снежинки Блума»), карточки для кластера (герои рассказа и их характеристики),  «дерево предсказаний» (заготовка нарисованной ёлки на большом листе и шишек), оценочный материал (ёлочные игрушки, листы самооценки), «радуга настроения».

Содержание взаимодействия педагога и обучающихся

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Организационно-мотивационный

Эмоциональный настрой на урок

  Настраивает детей на работу, на позитивный лад.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Кто с работой дружен,

Нам сегодня нужен? ( нужен)

Кто с учёбой дружен,

Нам сегодня нужен? (нужен)

С  чтением кто дружен,

Нам сегодня нужен? (нужен)

Таким ребятам хвала и честь!

Такие ребята в классе есть? (есть)

Сегодня мы будем работать под девизом «Мало уметь читать, надо уметь думать!»

  • Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Р: - нацеливание на успешную деятельность

Л: - выражение положительного отношения к процессу познания

К: - формирование умения слушать и слышать

  1. Актуализация полученных знаний и имеющегося опыта
  • Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
  • Формулирует задание. Организует коллективную проверку.

Ребята, посмотрите на слайд и скажите, как связаны следующие изображения.

Чей портрет вы видите на последнем изображении? Что вы знаете об этом писателе?

  • Определяют на портрете писателя М.М.Зощенко
  • Вспоминают, что знают о нём.

К: - формирование умения слушать и слышать, грамотно строить свои высказывания

Л: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей

Р: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

  1. Целеполагание, постановка задач
  • Выдвигает проблему.
  • Побуждает к высказыванию своего мнения.
  • Контролирует выполнение работы.

Как с Новым годом связан портрет писателя? Как вы думаете, какое изображение будет в середине квадрата?

Сформулируйте цель нашего урока.

Какие задачи будут стоять перед нами?

 Поработайте в группах. Соедините начало предложения с его концовкой.

  • Работают в группе.
  • Отчитываются о выполнении, проверяют с экраном.

Р: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

П: - формулирование проблемы;

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений и постановка задач

К: -взаимодействие в группе, готовность слушать собеседника

Л: - совместное обсуждение задания

4. Изучение нового материала и первичное закрепление

  • Выдвигает проблему.
  • Побуждает к высказыванию своего мнения.
  • Контролирует выполнение работы.
  • Организует беседу по уточнению первого впечатления от прочитанного текста

а) Стратегия  «Ёлка предсказаний».

Как вы думаете, кто будут главными героями произведения? Почему вы так решили? Можно ли предсказать, каким  по настроению будет этот рассказ – серьёзным, смешным, грустным?

б) Стратегия «Чтение с остановками» + стратегия  «Радуга настроения». 

в) Словарно-лексическая работа

  • Золотушный ребёнок
  • Длинновязая
  • Пастилка
  • Не буду церемониться
  • С вами водиться, что в крапиву садиться.
  • Работает с «Радугой настроения»

Что вызвало интерес? Почему было смешно? За кого вы тревожились? Что вызвало у вас возмущение? Почему в конце стало грустно?

Почему был испорчен праздник?

  •  Обращается к «Ёлке предсказаний»

Какой по настроению рассказ мы прочитали?

  • Работают в группе.
  • Отчитываются (формулируют результат своей работы), фиксируя его на «ёлке предсказаний».
  • Читают с остановками рассказ, делают по сигналу учителя остановку (чтецы).
  • Следят за чтением по учебнику
  • После совместного обсуждения раскрашивают «Радугу настроения», объясняют свой выбор (художники)
  • Объясняют значения новых слов и фраз (лингвисты)
  • Слушают учителя.
  • Делятся своими впечатлениями.
  • Отвечают на поставленные вопросы.

Л: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

- выражение своего эмоционального отношения к содержанию  прочитанного.

П: - поиск и выделение информации;

 - анализ, синтез;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- выбор оснований и критериев для сравнения,

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство.

К: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи;

- готовность слушать собеседника, вести диалог.

Р: - оценка результатов работы,

- осознание качества и уровня усвоения

5. Промежуточный контроль и оценка деятельности обучающихся

Физминутка – игра «Внимательный читатель»

- Сколько было главных героев? Сколько лет было Миньке, когда случилась эта история? Сколько пастилок съела Лёля? Сколько раз Минька откусывал яблоко? Сколько хлопушек взяла Лёля?

  • Формулирует задание (разноуровневое)
  • Побуждает к высказыванию своего мнения.
  • Контролирует выполнение работы.
  • Организует беседу по проделанной работе

а) Стратегия «Снежинка Блума»

Кому сложно составить вопрос, можно воспользоваться инструкцией.

 

б) Стратегия «Кластер».

Давайте вспомним одну из задач урока: будем учиться давать оценку поступкам героев. А кто же наши герои?

Используя текст, дайте характеристику двум главным героям рассказа.

Ребята, а что вы думаете о поведении героев? Почему они так поступили?

  • Двигаются под музыку
  • Слушают вопрос, отвечают
  • Объединяются по 2, 3, 5 человек в зависимости от вопроса по тексту

  • Работают в группе.
  • Составляют вопросы, записывают их на лучиках снежинки (литературоведы)
  • Отчитываются (задают составленные вопросы другим группам)
  • Отвечают на вопросы групп

  • Ищут информацию о главных героях в тексте
  • Заполняют «Кластер»
  • Дают характеристику героям (исследователи)

Л: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

П: - поиск и выделение нужной информации;

 - анализ, синтез;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- выбор оснований и критериев для сравнения,

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство.

К: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи;

-готовность слушать собеседника, вести диалог.

Р: - оценка результатов работы

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено

 - осознание качества и уровня усвоения

6. Обобщение и систематизация

  • Формулирует задание.
  • Подводит обучающихся к выводу.

Какие слова в рассказе отражают главную мысль произведения? Какой урок вынес из этой истории автор? Прочитайте.

Только ли от взрослых зависит тепло и уют в доме?

Посмотрите на наш квадрат, который вы видели в начале урока. Что изменилось? (Изображение в середине квадрата поменялось.) Что оно обозначает? (счастливую семью). Чему же учит этот рассказ?

Вывод: Семья – это самое главное, что есть у нас. Надо беречь  своих родных, никогда не поступать так, чтобы родителям было стыдно за  поступки детей.

У М.М. Зощенко есть такие слова: «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился»

  • Ищут в тексте  слова, отражающие главную мысль
  • Сравнивают свои предположения с выводами по итогам урока.
  • Отвечают на поставленные вопросы

П: - поиск и выделение нужной информации;

- анализ и синтез;

- структурирование знаний;

- построение речевого высказывания

Р: - обобщение полученной информации

Л: - овладение нравственно-этическими ценностями на основе совместного обсуждения главной мысли произведения;

К: - изложение своей точки зрения и её аргументация

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания

  • Предлагает на выбор задания разного уровня.
  • Приготовить пересказ от лица мамы или папы.
  • Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
  • Проинсценировать понравившийся отрывок* (для сильных детей).
  •  Выразительно прочитать по ролям

Выбирают задание по желанию.

8. Рефлексия

  • Предлагает оценить свою работу в листах самооценки.
  • Предлагает оценить урок в эмоциональном плане.
  • Оцените свою работу на уроке (лист самооценки)
  • Давайте нарядим нашу ёлочку шарами. Если вы довольны своей работой, повесьте на ёлочку золотые шары, если были затруднения – синие шары, если вы не довольны своей работой – красные шары.

Вы действительно сегодня активно поработали. Спасибо всем за урок!

  • Оценивают свою работу в листах самооценки.
  • Помещают шары соответствующего цвета на ёлку.

Р: - саморегуляция.

Л: - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Р  – регулятивные УУД

Л  – личностные УУД

К  – коммуникативные УУД

П  – познавательные УУД

        

Личностные:

  • будут развиваться мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • будет формироваться уважительное отношение к иному мнению, к иной точки зрения;
  • будет формироваться система нравственно-этических ценностей.

Метапредметные:

  • дети научаться принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности на уроке;
  • у учащихся продолжит формироваться умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать); умение слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания; начальные формы рефлексии; умение задавать вопросы и отвечать на них;
  • дети овладеют учебными стратегиями «Кроссенс», «Ёлка предсказаний», «Радуга настроения», «Кластер».

Предметные:

  • учащиеся овладеют умением анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное;
  • научатся составлять характеристику героя, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения;
  • у учащихся будут совершенствоваться навыки сознательного, выразительного, безошибочного чтения;
  • дети овладеют учебными стратегиями «Кроссенс», «Ёлка предсказаний», «Радуга настроения», «Кластер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок литературного чтения и технологии.

Комбинированный урок по литературному чтению и технологии    1 класс.Программа «Перспектива».«В. Осеева «Синие листья». Аппликация «Дерево дружбы» и  «Созвездия друзей».Учите...

Урок литературного чтения в технологии проблемно-модульного обучения в 1 классе

Технология проблемно-модульного обученияАвтором технологии проблемно-модульного обучения является М.А.Чошанов. По его мнению, перестройка процесса обучения на проблемно-модульной основе позволяет:&mid...

Интегрированный урок литературного чтения и технологии в 1 классе "Апрель, апрель, на дворе звенит капель!"

Данный материал поможет учителю провести удивительно интересные уроки для обучающихся начальной школы.Дети с интересом изучают произведения о весне, читают, отвечают на вопросы и делают коллаж на тему...

Презентация педагогического опыта. Доклад "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения посредством технологии развития критического мышления" и конспект урока

В работе расрыт смысл понятия "Критическое мышление", что способствует его развитию, этапы реализации технологии развития критического мышления. На примере урока продемонстрированы различные...