Литературное чтение
рабочая программа по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Холмска
муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по воспитательной работе ____________/Гудков С.А. _______ 2 сентября 2021г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 9 г. Холмска: ____________ / О.И. Миляева _____2_сентября 2021 г приказ № |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Чтение. Работа с текстом»
для обучающихся 3 В класса
Срок реализации 2021-2022 год
Классный руководитель: Бевз Е.Ф.
2021-2022 год
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Работа с текстом» разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Программа учебного курса разработана к учебно-методическому комплекту О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом». Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности. Создать для ребѐнка условия, способствующие открытию целостной картины мира благодаря детской книге, развивать мотивы отношения к чтению позволяет курс «Работа с текстом». Программа учебного курса позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта обучающегося. Содержание занятий создаѐт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности.
Обучить детей технике чтения нелегко, но ещѐ труднее научить понимать и анализировать прочитанное. Помочь преодолеть эти трудности призван используемый на занятиях учебно-методический комплект «Работа с текстом», О.Н. Крыловой (пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту для начальной школы).
Цель программы «Работа с текстом»: создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению.
Основные задачи:
- Расширить читательский кругозор;
- Способствовать пониманию социальной значимости чтения в обществе;
- Укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности;
- Учить работать с текстом литературного произведения;
- Способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Выпускник научится:
- Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- Определять тему и главную мысль текста;
- Делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два – три существенных признака;
- Понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- Понимать информацию, представленну. Разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
- Использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- Работать с несколькими источниками информации;
- Сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Выпускник научится:
- Пересказывать текст подробно и сжато, устно и пьсьменно;
- Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
- Делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
- Составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации.
Выпускник научится:
- Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- Сопоставлять различные точки зрения;
- Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Содержание учебного курса
Аудирование
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объѐму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание еѐ особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания произведения по его названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имѐн героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство простейшими приѐмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объѐма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учѐтом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учѐтом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Календарно - тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Работа с текстом «Синица» по Г. Скребицкому. | 1 |
2 | Работа с научным текстом «Летняя тундра». | 1 |
3 | Работа с научным текстом «Фламинго» по Э. Бауэру. | 1 |
4 | Работа с научным текстом «Грызуны» по материалам энциклопедии «Хочу всё знать». | 1 |
5 | Работа с научным текстом «Бактерии» по материалам энциклопедии «Хочу всё знать». | 1 |
6 | Работа с научным текстом «Жизнь деревьев» по Г. Ханнелору. | 1 |
7 | Работа с художественным текстом С. Михалкова «Ответ». | 1 |
8 | Работа с научным текстом «Божья коровка» по материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой». | 1 |
9 | Работа с научным текстом «Воздух» по материалам энциклопедии «Хочу всё знать». | 1 |
10 | Работа с художественным текстом А. Старостина «На Ямале». | 1 |
11 | Работа с научным текстом «Змеи» по материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой». | 1 |
12 | Работа с художественным текстом Э. Шима «Живые цветы». | 1 |
13 | Работа с научным текстом «Цирк» по материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой». | 1 |
14 | Работа с художественным текстом Л. Киселёвой «И так бывает». | 1 |
15 | Работа с научным текстом по материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой». | 1 |
16-17 | Работа с художественным текстом А. Тихонова «Скоро зима». | 2 |
18-19 | Работа с художественным текстом И. Соколова-Микитова «В сосновых борах». | 2 |
20 | Работа с научным текстом по материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой». | 1 |
21-22 | Работа с художественным текстом Л. Киселёвой «Башмачки». | 2 |
23 | Работа с научным текстом «Собаки» по Э. Бауэру | 1 |
24 | Работа с художественным текстом С. Михалкова «Осёл и бобр». | 1 |
25 | Работа с художественным текстом «Оленёнок» по записям В. Васильева. | 1 |
26-27 | Работа с художественным текстом В. Осеевой «На катке». | 2 |
28 | Работа с научным текстом «Растения» по материалам энциклопедии «Хочу все знать». | 1 |
29-30 | Работа с художественным текстом «Калина» по И. Соколову-Микитову. | 2 |
31-33 | Работа с научным текстом по материалам энциклопедии «Тайны окружающего мира» З. А. Клепининой. | 3 |
34 | Работа с научным текстом о животных по А. Клыкову. | 1 |
Список используемой литературы:
- Чтение. Работа с текстом. 1 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2017
- Чтение. Работа с текстом. 2 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2017
- Чтение. Работа с текстом. 3 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2017
- Чтение. Работа с текстом. 4 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....