Духовно-нравственное воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения.
статья по чтению
Основной задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) школе является не только формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, но и воспитание нравственных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_nravstvennoe_vospitanie.docx | 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения.
Решетникова И.М.
ГБОУ «СКОШИ №2»
г Улан-Удэ, Республика Бурятия
На сегодняшний день российское общество находится в моральном смятении, и мы наблюдаем дисгармонию социальных отношений и ценностных приоритетов. В такой ситуации важнейшей задачей учителя является нахождение побудительной основы восстановления нравственных сил общества и приложения усилий к этически выверенным ориентирам воспитания растущего поколения. Что в данном случае может сделать коррекционная школа и преподаватель?
Я убеждена, что грамотно построенный урок чтения способствует духовно-нравственному развитию личности ребенка. Чувство красоты природы, окружающих людей, эмоциональный фон урока возбуждает непосредственный интерес у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, обостряет любознательность, развивает мышление, учит доброте, гуманизму по отношению к окружающему миру.
Основной задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) школе является не только формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, но и воспитание нравственных качеств.
Для учащихся младших классов СКОУ характерна бессистемность, фрагментарность знаний; неумение выделить существенные признаки в изучаемом материале, что отличает их от учащихся общеобразовательных учреждений. Принимая во внимание узость восприятия, несформированность представлений, слабость анализирующей деятельности учеников, один и тот же предмет, объект или явление следует изучать с разных сторон, постепенно знакомя детей с различными его признаками.
Поэтому учебная программа в коррекционной школе построена по принципу концентричности. Концентрический способ характеризуется тем, что один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами усложнения или упрощения, без нарушения внутренней связи между элементами содержания изучаемого материала. Это не просто повторение пройденного материала, а всё более глубокое проникновение в сущность рассматриваемых явлений.
Воспитанию нравственных качеств личности у детей с интеллектуальной недостаточностью способствует содержание учебной программы по чтению. Тематика произведений на уроках чтения в СКОУ подобрана с учётом развития познавательных интересов детей, с целью воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяются представления детей об окружающей действительности, обогащаются их наблюдения. Дети из каждого произведения узнают что-то новое об изучаемом предмете или явлении.
Как сделать так, чтобы учащиеся, с отклонениями в интеллектуальном развитии, всем сердцем полюбили чтение? Как научить их думать, рассуждать? Как повести ребёнка 7-10 лет в мир сопереживания героя? Ведь только то оставляет след в душе маленького человека, что прошло через его чувства. Вступая в диалог с писателем, одобряя его или споря с ним, маленький читатель незаметно для себя формирует свой взгляд на мир. Взгляд на действительность, на человека, свою жизненную позицию.
Развитию воображения, эстетического вкуса у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, активизации художественного творчества способствует использование на уроках чтения метода творческого чтения. Метод творческого чтения я осуществляю по средством таких приемов, как выразительное чтение учителя, комментированное чтение, беседа, направленная на выяснение впечатлений от прочитанного произведения.
Воспитание в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без индивидуального подхода к каждому учащемуся. Поэтому я привлекаю к работе родителей. В работе с детьми и их родителями я используются такие формы работы как: экскурсии, выставки детской литературы, семейные конкурсы знатоков природы и любителей чтения, викторины на различные темы и т.д.
По словам К. Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве», поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, через чувства, а также формирование навыков терпения и трудолюбия, что немаловажно для адаптации детей с отклонениями в развитии в обществе.
Литература
1. Беликова Е.В.,Битаева О. И., Елисеева Л.В. «Теория и методика воспитания» [Текст]: - М.: Эксмо, 2018. – 160 с.
2. Основы олигофренопедагогики [Текст]: учебное пособие для студ. сред. учеб. заведений /ред. В.М.Мозгового/- М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание доброты у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения"
Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностю на уроках чтения...
Проектная деятельность в воспитании национального самосознания и духовно- нравственного становления личности учащихся.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...
Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...
Конспект урока "Дикие животные. Заяц" для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Цели урока:Образовательные: - расширять и уточнять знания детей о диких животных на основе изучения зайца;Коррекционно – развивающие: - обогащать словарь и речь учащихся сравнениями;- корр...
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся во взаимодействии общеобразовательной организации и семьи.
Важнейшим принципом школьного образования сегодня является признание определяющего значения духовных ценностей и необходимость воспитания духовных начал в человеке. Любой школьный предмет или внекласс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся 1 класса»
Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи...
Формирование духовно- нравственных качеств личности учащихся на уроках литературного чтения
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с...