Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Пономаренко Наталья Викторовна

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Образовательно-воспитательный процесс заключается в создании образа путем питания души красотой. В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса мы пришли к решению строить урочную, внеклассную и  внеурочную работу как знакомство учащихся с традициями русской народной культуры, культуры народов, проживающих в России, укрепление солидарности и терпимости в отношениях между отдельными людьми, между этническими, социальными, религиозными группами, а также нациями; знакомство с этическими нормами, на основе которых искать путь самовоспитания, саморазвития; ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, исполнивших свой патриотический долг, с важнейшими событиями в истории нашей страны. В свете современной инновационной политики Российского государства особое внимание в сфере образования уделяется вопросам, направленным на развитие творческой, инициативной личности. Национальный проект «Образование»   и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» направлены на создание современной школы, которая должна стать институтом опережающего развития. В ней «ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу,  

Для развития творческой активности школьников в современных образовательных учреждениях используются различные технологии. Одной из наиболее перспективных и результативных является технология «Проектной и исследовательской деятельности». Это справедливо, поскольку данные виды деятельности ориентированы на познавательную активность учащихся и, как правило, имеют опережающий характер обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta_.docx38.46 КБ
Файл obobshchenie_opyta_.docx836.03 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта позитивного педагогического опыта

Параметры

информации

Содержание информации

1. Общие сведения о носителе опыта

1.1.

Фамилия, имя, отчество автора опыта

Пономаренко Наталья Викторовна

1.2.

Дата рождения

10 августа 1964 года

1.3.

Домашний адрес, контактный телефон, факс, E-mail

Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Солнечная, дом 33

телефон: 8 9284657249

1.4.

Учебное заведение, которое закончил специалист, дата окончания

Адыгейский Государственный пединститут, 1985г. – учитель начальных классов.

1.5.

Специальность по диплому

Педагогика и методика начального обучения.

1.6.

Полное наименование образовательной организации

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №16

1.7.

Вид образовательной организации

 Средняя общеобразовательная школа

1.8.

Адрес образовательной организации с почтовым индексом

385730, Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Первомайская,222 б

1.9.

Телефон / факс

(87777) 5-17-01

1.10.

E-mail

ponom-nat1964@mail.ru

1.11

Web-сайт

http://nsportal.ru/ponomarenko-natalya-viktorovna

1.12.

Должность с указанием выполняемого функционала

Учитель начальных классов и ОРКСЭ.

1.13.

Стаж педагогической работы

31 год

1.14.

Стаж работы в должности

29 лет

1.15.

Отраслевые и госуда-рственные награды

Почетный работник общего образования.  

1.16.

Квалификационная категория

высшая

1.17.

Участие в профессиональных конкурсах

Республиканский (заочный) конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (Диплом 1 степени, 2014г.)

Республиканский этап ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»  в номинации  «Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи» (Диплом 2 степени, 2013 г.)

1.18.

Обобщался ли ранее опыт, на каком уровне, по какой проблеме (теме)

нет

2. Данные о масштабе инновационной работы

2.1.

Уровень инновации 

Образовательной организации

2.2.

Масштаб инновации 

Локальное

2.3.

Уровень общего образования, на котором осуществляется инновация 

группы детей младшего школьного возраста

2.4.

Количество участников работы 

Один педагог

2.5.

Период формирования и функционирования опыта

три года

3. Сущность характеристики опыта

3.1.

Тема позитивного педагогического опыта

 «Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов   и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС »

3.2.

Цель позитивного опыта

формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности, обучение разным видам деятельности, создание условий для умственного развития детей, в ходе которого сохраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество воспитанности и обученности.                      Задачи:

  • - изучить деятельностную парадигму образования как важнейшее условие реализации ФГОС;
  • увидеть себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения;
  • систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленных в традиционном подходе обучения;
  • создать рабочие программы по предметам курса начальной школы и по ОРКСЭ, в которых будут выделены планируемые результаты (личностные, метопредметные, предметные)
  • изучить типологию уроков при системно-деятельностном подходе к обучению; 
  • обеспечить достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций;
  •  повысить качество обучения в соответствии с существующими сегодня измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию;

 включаться в инновационный процесс на посильном для себя уровне 

3.3.

Направленность опыта, то есть с каким компонентом целостного педагогического процесса связан

Педагогические технологии обучения и воспитания

3.4.

Условия возникновения изменений, то есть обоснование актуальности опыта (указать и пояснить)

        Актуальность обобщения  опыта работы  по использованию системно- деятельностного подхода к организации образовательного и воспитательного процесса вытекает из потребности совершенствования системы начального обучения, которая стимулируется социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, потому что только  творческий человек может  успешно адаптироваться  в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию.

3.5.

Источник получения нового (подчеркнуть)

Опытничество.

3.6.

Идея изменений и ее содержание (в чем сущность педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспита-тельного процесса, др.)

Идея изменений в использовании проектно – исследовательских  технологий,  образовательных коммуникативно-информационных технологий.

3.7.

Концепция изменений (краткое научно-теоретиче-ское обоснование опыта)

Данная технология обеспечивает успешную социализацию личности. В процессе организации данного вида деятельности происходит усвоение социальных норм поведения.
  Внедрение этого метода в учебный процесс позволяет формировать мотивации учебно-познавательной деятельности и успешно развивать творческие способности у учащихся. Данный метод обуславливает формирование критического мышления, навыков работы с большим объёмом информации, обеспечивают общение детей, стремление к здоровому соперничеству. Специфика общения состоит в том, что дети в процессе проектной деятельности приобретают опыт сотрудничества через совместное углубленное исследовательское изучение вопросов. В процессе работы над проектом у детей успешно формируются основные виды учебных умений. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

3.8.

Новизна 

(подчеркнуть и пояснить, в чем конкретно заключается суть авторских находок)

Разработана Духовно-нравственная программа, в которой представлены разработки, рекомендации по проектно - исследовательской технологии как средства реализации системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов   и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС.  Представленный опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений технологии деятельностного метода обучения. Новизна опыта заключается в том, чтобы помочь учителю в полном объёме  использовать в своей работе системно-деятельностный подход, даже в традиционной системе обучения, так как дети от природы любознательны, полны желания учиться, возможность участия в различных творческих и социальных проектах во внеурочное время. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое, умное руководство. 

3.9.

Трудоемкость (нормативно-правовые, материально-технические, финансовые, программно-методические, организациионные, личностные и другие

условия)

)

Трудоёмкость заключается  в овладении педагогическими технологиями и приёмами системно-деятельного подхода, обеспечивающими продуктивную и успешную деятельность обучающихся на уроках. Помощь со стороны родителей для эффективного внедрения проектно - исследовательских технологий.

 

3.10.

Научный руководитель или консультант (фамилия, имя, отчество, должность и место работы)

Зубкова Г.Н., руководитель МКУ «МЦ»

 

  1. Описание инновационного опыта учителя 

4.1.

Технология реализации идеи, то есть комплекс форм, методов и приемов, их обоснование, правила и последовательность применения, преимущества перед аналогами

Этапы работы: изучение литературы и передового педагогического опыта по данной теме, внедрение элементов технологии в структуру урока, апробация технологии деятельностного подхода, мониторинг с целью выявления результативности опыта.

 Формы работы: урок-открытие, урок-рассуждение, урок-путешествие, урок-сказка, урок-конкурс, урок-диалог, урок-викторина).        Методы работы: «кейс-метод»,  частично-поисковый, исследовательский  и проектный метод.

Индивидуальный подход осуществляется  с учетом индивидуальных проявлений, обусловленных возрастными особенностями и особенностями темперамента, характера детей.

5. Данные о полученных результатах и тиражируемых продуктах

5.1. 

Характеристика полученных результатов о позиции их эффективности (по критериям и показателям, определенным согласно поставленной цели)

По полученным результатам прослеживается позитивная динамика в эмоционально – волевой сфере детей. Благоприятным оказывается влияние системно-деятельностного подхода на одарённых учащихся и учащихся, обладающих повышенной познавательной мотивацией. Развиваются творческие способности учащихся, интерес к изучаемым предметам, решение нестандартных задач, составляющие основу деятельностного подхода, обеспечивают успешное систематическое участие детей в  предметных олимпиадах и творческих конкурсах. Способствует повышению мотивации обучения

5.2.

Конкретные адреса внедрения позитивного педагогического опыта; отзывы и замечания последователей, полученные ими результаты

Данный опыт работы поможет педагогам   решить ряд имеющихся проблем в эмоционально – личностной сфере детей:- трудности в адаптационный период, подверженность разнообразным отрицательным воздействиям.

5.3.

Характеристика полученных тиражируемых продуктов (назвать авторские продукты, например: авторские программы, учебно-методические пособия, наглядные средств, дидактические материал и др. образовательные ресурсы, дать краткую аннотацию)

1. Разработана Духовно-нравственная программа, в которой представлены разработки, рекомендации по проектно - исследовательской технологии как средства реализации системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов   и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС. 

2.Электронные образовательные ресурсы к урокам ОРКСЭ (для педагогов и воспитателей):презентации, видеоролики.

3.Рабочие программы для уроков ОРКСЭ по модулям «Светская этика» и «Основы мировых религиозных культур»

3. Методические рекомендации по формам работы с одаренными детьми в проектной деятельности.

4.Консультация для педагогов и родителей «Кейс-метод на уроках и во внеурочное время».

5.4.

Рекомендации по использованию продукта

Рекомендовано использовать в совместной работе учителей начальных классов и ОРКСЭ, специалистов и родителей.

5.5.

Публикации о представленном позитивном педагогическом опыте, оформленные согласно правилам библиографического описания публикаций

Педагогический опыт  на международном уровне (WPS) профессионального мастерства педагогов, Центр педагогических  технологий им. К.Д.Ушинского «Новое образование» по теме «Проектно-исследовательская технология как реализация системно-деятельностного подхода на уроках ОРКСЭ», январь, 2013г.

Проблемное обучение на уроках русского языка в начальной школе - Сборник "1001 идея интересного занятия с детьми", 2013 г.

Рабочая программа в рамках курса «Основы светской этики» - в социальной сети работников образования:  nsportal.ru (13.12.2015г.).

Проектная работа по ОРКСЭ «Фестиваль дружбы народов России» - в электронном СМИ «Педсовет/Pedsocet.org» (28.06.2013г.).

«Проектно-исследовательская технология в начальной школе». – Публикация исследовательских проектов на сайте Инфоурок.ру (2014г.).

Творческий проект с элементами исследования «Культурные традиции казаков и адыгов» - в сетевом издании «Образование: эффективность, качество, инновации» и на Всероссийском интернет-педсовете (14.12.2015г.)

5.6.

Предполагаемые масштаб и формы распространения изменений (с указанием конкретных тем и дат выступлений, мастер-классов, обучающих семинаров и т.д.)

Республиканский уровень.

Методическая акция «Клуб «Учитель года Адыгеи» - детям». Проектная работа «Страна здоровья» (17.12.2013г.).

Методическая акция «Клуб «Учитель года Адыгеи» - детям». Мастер-класс                « Технологии актерского мастерства». (2012г.).

Республиканский Фестиваль педагогического мастерства «Созвездие – 2014». Тема опыта: «Организация проектной деятельности в театральной студии». Мастер-класс по теме: «Моделирование урока светской этики «Добродетель и порок» в свете новых образовательных стандартов» (19-20 февраля 2015г.).

 Семинар «Реализация внеурочной деятельности на основе модели учреждений дополнительного образования детей в рамках ФГОС». Тема доклада: «Проектная деятельность в т/о «Театр детям». Мастер-класс «Театральный проект» (29.11.2013г.).

Муниципальный уровень. Совместно с АРИПК - Семинар «Инновационные механизмы обеспечения доступного качественного образования в муниципальной образовательной системе». «Внеурочное занятие в 1 классе: Проектно-исследовательская работа «В защиту Бабы Яги» (11.03.2014г.).

Муниципальная научно-практическая конференция «Проектно-исследовательская технология как реализация системно-деятельностного подхода на уроках ОРКСЭ». (01.02.2013г.).

Открытый урок светской этики "Добродетель и порок" в рамках мониторинга, проводимого  Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, совместно с Министерством образования  и науки РФ ( всерос.,  республ., муницип.) - 2014г.

Семинар учителей начальных классов. «Формы работы с одаренными детьми. Проектная деятельность» (октябрь 2012).

Межшкольное методическое объединение - Клуб учителей района «Ядро». «Проектная деятельность во внеурочное время» (2013г.).

Руководитель районного методического  объединения педагогов начальных классов  школьных образовательных учреждений (с 2012 года).

Образовательная организация

Школьный педагогический совет (07.09.2015 г.):

«Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов   и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС »

6. Данные о связях с другими педагогами

(сетевое взаимодействие, совместные программы)

6.1.

Партнерство в рамках данной инновационной работы

Учителя начальных классов и ОРКСЭ, специалисты,  родители.

7. Экспертное заключение

7.1.

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Зубкова Галина Николаевна, руководитель МКУ «МЦ». 8 9284690949.

п. Тульский ул.Шоссейная  .  

7.2.

Основные выводы экспертного заключения

 



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «МАЙКОПСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16

385730  р. п. Тульский, ул. Первомайская, 222б     Тел. (887777) 5-17-01, 2-13-43     E-mail:  cosh_16@mail.ru

Обобщение опыта

по теме:

«Проектно - исследовательская технология как реализация системно - деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов   и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС »

Автор опыта

Пономаренко Наталья Викторовна

учитель начальных классов и ОРКСЭ

МБОУ СОШ №16 п.Тульского

2017 год

Введение

В условиях ФГОС II поколения многие учителя в нашей школе стараются использовать в своей работе программы развивающего обучения.   Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

-низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

-неумение следовать прочитанной инструкции, внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

-разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

-отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Актуальность опыта

Развитие современного общества требует формирование всесторонней интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией.  Актуальность опыта в том, что он соответствует потребностям современной школы и требованиям реализации целей и задач ФГОС. Данная технология обеспечивает успешную социализацию личности. В процессе организации данного вида деятельности происходит усвоение социальных норм поведения. Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей. Замечательно, что такая возможность появилась в школе на уроках   ОРКСЭ. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.
В результате педагогических поисков я пришла к выводу, что технология метода проектов – достаточно эффективна, т.к. внедрение этого метода в учебный процесс позволяют формировать мотивации учебно-познавательной деятельности и успешно развивать творческие способности у учащихся. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис «ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю». На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Исходя из этого, иной становятся задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Эти задачи успешно решаются при широком использовании и внедрении в практику работы учителей   начальных классов системно-деятельностного  подхода обучения, когда учитель предлагает своим ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск, создание и сотворение.

         Сегодня стало уже очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти своё призвание и успешно реализовать себя в жизни.

Условия возникновения опыта

Нашей школе в числе других государственных общеобразовательных учреждений пришлось столкнуться с проблемой перехода на стандарты второго поколения.

Стандарт второго поколения – инновационное, требующее серьезных осмыслений нововведения. Стандарт – как договор в форме тех или иных норм между школой, семьей, обществом и государством – должен отвечать на следующие четыре вопроса: Ради чего учить?  Чему учить?  Как учить?

Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. Этого возможно достичь путём представления школьникам значительной степени свободы в образовательном процессе. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности.  Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить хотеть учиться, уметь самим добывать знания. Это заставляет нас, учителей начальной школы, задуматься о том, как учить и чему учить. Таким образом, на этом этапе моей педагогической  работы возникли условия становления, изучения и внедрения в мою практическую деятельность систремно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС.  Применение технологии метода проектов позволяет успешно решать следующие проблемы в обучении:

-формирование механизма самореализации личности.

-возможность интеграции знаний по предметам.

-улучшения коммуникативных и организаторских способностей учащихся.

Длительность работы над опытом.

Работа над данной темой велась в течение 3 лет и включала в себя различные этапы:                  

-изучение литературы и передового педагогического опыта по данной теме,

-создание рабочих программ по предметам начальной школы и ОРКСЭ,

-внедрение элементов технологии в структуру урока,

-апробация технологии деятельностного подхода,

-диагностика возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

-опытная работа по внедрению форм и методов системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса в традиционную образовательную систему «Школа России»,

 - проведение в учебном процессе уроков нового типа, новой структуры;

  -мониторинг с целью выявления результативности опыта.

Цель обобщения опыта: формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности, способной  адаптироваться к быстро меняющемуся миру, обучение разным видам деятельности, создание условий для умственного развития детей, в ходе которого сохраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество обученности.

Задачи обобщения опыта.

- изучить деятельностную парадигму образования как важнейшее условие реализации ФГОС;

 -увидеть себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения;

 -создать рабочие программы по предметам курса начальной школы и ОРКСЭ, в которых будут выделены планируемые результаты (личностные, метопредметные, предметные);

 -повысить качество обучения и воспитания  в соответствии с существующими сегодня измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию.

Ведущая педагогическая идея                                                                                               Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для личностного развития каждого ребенка, раскрытия его индивидуальных и творческих способностей, развития творческого мышления средствами исследовательской деятельности. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Очень важно, что в процессе проектной деятельности наблюдается интеллектуальное и личностное развитие, рост, выражающийся в оригинальном творчестве каждого ребенка, участвующего в проекте.

Таким образом, ведущей педагогической идеей данного проекта является взаимосвязь развития интегративных качеств  ребенка с его разнообразной содержательной деятельностью в процессе реализации проекта.

Новизна опыта

Сущность опыта заключается в создании педагогических условий для реализации системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Проектная деятельность – это одна из форм системно – деятельностного подхода в обучении.

Новизна опыта заключается в создании системы методов и приемов, нацеленных на развитие познавательной активности учащихся на основе проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности с использованием межпредметных связей.

Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании. Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.  Результаты показывают возможность более эффективной организации учебного процесса, которая в наибольшей степени способствует формированию у учащихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, и тем самым значительному повышению продуктивности учебного процесса. А также выявлено влияние индивидуальных образовательных маршрутов с включением проектов и исследовательских работ на мотивацию учебной деятельности учащихся, которое заключается в повышении их интереса к обучению и их стремления (мотивации) к достижению, повышении роли фактора стабильности учения и роли фактора сохранения образовательного статуса учащихся, повышения результативности их учения. Представленный опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений технологии деятельностного метода обучения.

Предполагаемые результаты

1.Разработка и проведение уроков (в том числе, открытых) с использованием современных образовательных технологий.

2. Повышение качества  успеваемости по предметам  (повышение среднего балла по предмету; отсутствие неуспевающих).

3. Активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициатив учащихся - участие в конкурсах, олимпиадах, проектной  и исследовательской деятельности.  

Теоретическая  база  опыта

Метод проектной деятельности не является принципиально новым, он был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться « на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и  быть значимой,  прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Проектное обучение рассматривалось с различных позиций: как средство формирования творческих способностей (П.П.Блонский), развития мышления (П.Ф.Каптерев),самостоятельности и активности, связи образования с практикой, как средство подготовки к  профессиональной деятельности (А.С.Макаренко). Детская субкультура - огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, в общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. А.Эйнштейн в начале 30-х годов ХХвека заметил: «….дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя». Опыт базируется на теории общей педагогической деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории учебной деятельности (Д.Б.ЭльконинР, В.В. Давыдов Р, Л.В. Занков Л, И.С. Якиманская Л, Н.Ф, Талызина Ф, Г.И. Щукина А). Данный метод обуславливают формирование критического мышления, навыков работы с большим объёмом информации, обеспечивают общение детей, стремление к здоровому соперничеству. Специфика общения состоит в том, что дети в процессе проектной деятельности приобретают опыт сотрудничества через совместное углубленное исследовательское изучение вопросов. В процессе работы над проектом у детей успешно формируются основные виды учебных умений. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Основные требования  к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения . 
2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 
3. Самостоятельная деятельность учащихся. 
4. Структурирование содержательной части проекта. 
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

Я обратилась к методу проектов, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Например: тема проекта – «Под чистым снегом Рождества» вполне отвечает таким требованиям. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи, а также успешно реализовывать задуманное. Проектные – творческие работы, связанные с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т. д.), могут включать в себя этап исследования как способа достижения конечного результата. Пример: проекты «Люблю тебя, мой край родной» и «Культурные традиции казаков и адыгов», целью которых было привлечение внимание общественности к организации культурного досуга различных слоев населения и возрастных групп, к оздоровлению нации на основе традиций местного и национального колорита. Одной из разновидностей проектных работ являются работы гражданско-патриотической направленности, результатом которых является формирование чувства нравственности, гражданственности и патриотизма. Для реализации данной методики мною разрабатываются и применяются на практике сценарии уроков, внеурочные занятия, внеклассные мероприятия, включающие в себе национальные, региональные и этнокультурные элементы Республики Адыгея.

Правила успешности проектной деятельности

В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

Команды не соревнуются.

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

Все должны вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров».

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

В проектной деятельности школьников выделяются следующие этапы деятельности.

мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, а позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.

МЕХАНИЗМ ЗАПУСКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проект начинается и делается на интересе ученика. Механизм запуска проектной деятельности может быть разным:
1. Побудить к проектной деятельности могут 
проблемные ситуации на уроке, проблемное изложение, частично-поисковый метод, а также мини-исследования на уроке (вопросов в теме урока возникает множество, задача учителя заинтересовать ученика данной темой (через проблему, поиск, исследование и пр.) так, чтобы он захотел сделать проект. (Пример: проект «Моя малая родина», целью которого является знакомство с известными жителями п. Тульского) При этом предполагается, что ученики в курсе общих понятий и положений о проекте, которые они получают из бесед с учителем, выставочных и демонстрационных работ.

2. Заранее продумать учителю проект. Знакомя учащихся с темой, задачами, основополагающим вопросом и проблемными вопросами на интересе подбирать команду учеников для проекта и осуществить его по плану такого типа:

Продумывание учителем темы проекта.

Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета. (Например,  духовная сфера общества. Проект «Второе дыхание культуры»)

Выбор возрастной категории учащихся

Учитель выбирает определенную возрастную группу.

Выдвижение гипотез решения проблем

Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.  

Определение творческого названия проекта

Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта.

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов – в виде презентации, буклета, альбома, выпуска газеты и др. Рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

Ученики продумывают пути проведения проекта: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты проекта.

Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме проекта – в школьной (районной) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии (например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

Например, результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения.

Самостоятельная работа групп

Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3-4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, презентация с результатами исследований. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя — консультирование, помощь.

Защита полученных результатов и выводов

Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе Критериев оценивания.

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

7. Оценивание проекта:

Оценивание проекта не может быть однозначным, обязательно должны быть следующие оценки по проекту:

  • Внешняя (делает специалист)
  • Самооценка (моё участие в проекте)
  • Рефлексия (что мне дала работа над проектом)

Проект делается только по желанию детей.

Оценка презентации проекта может быть с такими критериями:

Перечень вопросов, на которые следует обратить внимание

Балл от 1 до 5

1 .Актуальность выбранной темы

 

2. Практическая значимость.

 

3 . Аргументированность целей работы.

 

4. Выбор оптимальных методов исследования.

 

5 Грамотность представления полученных результатов.

 

б.Уровень изложения материала 6.1 Научность

 

6.2 Логичность

 

6.3 Доступность

 

7. Использование наглядности (таблицы, плакаты, видео, компьютерные программы)

 

8. Умение организовать и вести работу в команде

8.1. Наличие разделения обязанностей

 

8.2. Информированность группы в результатах работы

 

8.3. Определение вклада каждого члена группы

 

9. Умение вести дискуссию

 

10. Полученные результаты, их оценка.

 

11. Реализация проекта

 

Итого:

 

Качество выполненного элемента: высокий – 3 балла, средний – 2 балла, удовлетворительный – 1 балл, неудовлетворительное – 0 баллов.

Результативность опыта

Результатом использования метода проектов в образовательном процессе может служить достижение учащимися определенного уровня функциональной грамотности и приобретение определенных компетентностей.

Под функциональной грамотностью мы понимаем способность решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе преимущественно прикладных знаний. Компетентности же характеризуют способность решать задачи в различных сферах деятельности с опорой на теоретические знания: научные понятия, принципы, законы, теории и т. д.

К результатам проектной деятельности может быть отнесен пересмотр взглядов на возможности каждого учащегося. Учитель должен научиться видеть в каждом ученике уникальные качества, необходимые для достижения успеха в той или иной области. Таким образом, внедрение метода проектов в учебный процесс способствует развитию личности ребенка с помощью индивидуализации обучения. Об эффективности проведённой работы можно судить по следующим результатам:

  • наличие у ученика положительного мотива к деятельности ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы...);
  • наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере ("Испытываю радость, удовольствие от деятельности...");
  • переживание учащимися субъективного открытия ("Я сам получил этот результат,...");
  • осознание учеником усвоения нового как личностной ценности; ("Лично мне это нужно, мне будут эти знания нужны...").

Большое достоинство проектной деятельности:

  • Умение работать в коллективе.
  • Брать ответственность за выбор решения на себя.
  • Разделять ответственность с другими.
  • Демонстрация энтузиазма.
  • Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
  • Предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы.
  • Работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи.
  • Не могут использовать чужой проект.
  • Связь   с другими школьными предметами и поиск информации за
  • переделами учебного заведения.

Каждый ученик понимает важность работы.

Что мне дал метод проектов?

Метод проектов позволил мне:

Обучать, воспитывать детей и находить некую значимую для них проблему, решать ее путем творческого поиска и применения интегрированного знания.

Подводить ребят к осмыслению значимости предполагаемых результатов в практической деятельности.

Развивать творческие, исследовательские способности и применить их на практике.

Научить детей алгоритму выполнения этапов проекта.

Создавать условия для самостоятельной деятельности учащихся и возможность выбора.

Использование в обучении элементов проектно-исследовательской деятельности позволяет мне не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность.

Мой опыт является актуальным и перспективным, так как может решать или приблизить к решению противоречий между:

- большим объемом информации в сегодняшней жизни школьника и необходимостью подготовки его к взрослой жизни с ее сложными социально – экономическими процессами;

- ориентацией на развитие способностей и традиционными методами и формами обучения, которые нацелены на передачу готовых знаний.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через технологию, которая должна завершиться реальным практическим результатом. Проектная деятельность - категория психологическая, позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности. Важна связь замысла с воплощением, а не просто достижение результата, что составляет суть ответственности за результат. Работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт, провести опрос среди одноклассников, создать продукт, которым могут воспользоваться другие (новое пособие, презентацию, и т.д.). Я стремлюсь к тому, чтобы знания учеников по предметам находили применения в жизни. Это имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение.  Для того чтобы в полной мере реализовать весь потенциал, заложенный в изучаемом материале, необходима система межпредметных связей.

Важнейшая составная часть системы межпредметных связей – исследовательские работы. Такие работы как: «Растения в интерьере жилого дома», «Умный дом» показывают единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяют учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Эту проблему пытаюсь решать через организацию проектной деятельности. В настоящее время предлагаются различные типы проектов, которые можно реализовать на занятиях в школе - это учебные, социальные, исследовательские. Среди них по временным затратам есть проекты долгосрочные, выполняемые в течение четверти, полгода, года и краткосрочные, их продолжительность - урок, день, неделя, месяц.

Что такое проект для ученика?

Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, формирует познавательную активность, т.к. учащиеся видят конечный результат своей деятельности; повышает самооценку учащихся и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Что такое проект для учителя?

Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять: ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.

Хочу остановиться на проблемах, с которыми мы столкнулись при разработке основной образовательной программы:

-Разработка подпрограмм (по формированию УУД, духовно-нравственного развития и воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и другие), являющихся составной частью образовательной программы, осуществлялась рабочими группами на основе Примерной основной образовательной программы. К сожалению, представленные в этой книге программы не связаны между собой, объемны и декларативны. Многие формулировки и положения повторяются из программы в программу. Она не является моделью, которая бы стала действенным помощником для написания образовательным учреждением собственной программы.

- Отсутствие опыта у педагогов в самостоятельной разработке такой программы.

-Напряженные условия труда у разработчиков программы, в первую очередь, связанные с огромными временными затратами.

Сейчас в каждую рабочую программу заложены планируемые результаты: предметные: метапредметные и личностные. Но и здесь мы столкнулись с рядом проблем: как наряду с предметными результатами оценить метапредметные, как выявить личностный рост каждого ученика. Приходилось искать и использовать для этих целей различные методики диагностики личностных, метапредметных результатов. В этой работе мне активно помогал школьный психолог – Дюрба А.П., которая систематически проводила анкетирование учащихся с целью выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности, степень удовлетворенности школьниками условиями жизни коллектива учащихся,  отношение к внеурочной деятельности.

Для выявления метапредметных результатов учащимся были предложены в конце 1 класса и 2-3 раза в год в последующих классах, комплексные контрольные работы. (Приложение). Баллы, полученные каждым учеником, не переводятся в отметки и не выставляются в классный журнал. Для учителя и родителей они являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ученика, и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении.

           Для выявления  личностного роста школьников, ведутся Личные портфолио. Начиная с 1 класса, учащиеся заполняют странички «О себе» «О своей семье», «Какой я» и др.

 В портфолио можно отследить и личные предметные достижения. В него включён и раздел личных достижений во внеурочной деятельности. Большая помощь учащимся в начальных классах по оформлению портфолио отводится родителям и учителю. В 4 классе учащиеся ведут свой личный  портфолио  уже с большей долей самостоятельности.

Впервые в стандарте прописаны базовые образовательные технологии системно-деятельностного подхода:

Обучение на основе «учебных ситуаций».  Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское воздействие.

(Основные приёмы, методы: проблемный диалог, создание проблемной ситуации, продуктивные задания, групповая работа и т.д).

Проектная деятельность.  Замысел - реализация – продукт.

В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.  

Уровневая дифференциация. Дифференциация требований  к уровню освоения, явное выделение базового и повышенного уровней.

     Считаю необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в первом классе. Очень важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы ни одна минута 45-ти минутного урока не пропала даром, чтобы не потерять ни самых читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами только в школе.  

Информационные и коммуникативные технологии

Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития, а также средством управления образовательным процессом и обеспечением профессиональной деятельности учителя.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения,  повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции; приобщение школьников к достижениям информационного общества, приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности; развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности, творческих способностей.

Эффективное применение современных педагогических технологий и  профессиональное мастерство учителя подтверждается результатами интегрированной проверочной работы, проведенной в 1-ом классе в конце учебного года и последующих классах (входная и итоговая). Высокий и повышенный уровни читательской компетенции показали 92% учащихся; по математике – 89%, по русскому языку – 81%, по окружающему миру – 95%.(Приложение).

Проблемы, с которыми еще   столкнулись:

Содержание существующих учебников и примерных учебных программ во многом пока дублируют содержание Стандарта 2004 года, поэтому учителям приходилось соотносить их содержание с требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, указанных в новых стандартах.

На сегодняшний день недостаточно контрольно-измерительных материалов, предлагаемых авторами УМК, особенно что касается модулей ОРКСЭ, что также создает проблемы при разработке системы оценки результатов как учебной, так и внеучебной работы с детьми.

Каков же итог проектной работы? Все работы учащихся заняли призовые места в конкурсах,  на научно-практических конференциях различного уровня, на предметных олимпиадах по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОРКСЭ, метапредметных олимпиадах. Но более важным является другой итог. Ученики проникаются духом проектной и научно - исследовательской деятельности. Идёт понимание радости открытий, и тяжёлая работа, связанная с поиском истины, уже кажется второстепенной. Отсюда можно сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность обладает большими образовательными и воспитательными  возможностями, служит мощным средством становления способного выпускника начальной  школы.

Опыт использования проектной деятельности учащихся при проверке знаний по предметам начального цикла позволяет выделить следующие положительные моменты:

  • Уменьшена возможность подсказок и списывания.
  • Резко возросла познавательная активность учащихся при изучении предметов, что обусловлено стимулированием данной методикой работы, приводит к активизации учащихся, позволяет проводить обсуждение материала в режиме "мозгового штурма" тогда возникают и называются самые неожиданные ответы и предположения.
  • Улучшилось психологическая атмосфера в группах учащихся. Возникла устойчивая обратная связь—преподаватель—учащийся—преподаватель.

Доля учащихся, принимающих участие в конкурсах.

 

Доля участия в научно-практических конференциях по урочной и внеурочной деятельности – проектно-исследовательской деятельности

2012 – 2013уч. год - 2участников

2013 - 2014 уч. год – 3 участников

2014 - 2015 уч. год – 5 участников

2015 - 2016 уч. год – 8 участников

Таким образом, доля учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах  растет.

Результаты участия в дистанционных олимпиадах.

2013-2014 учебный год

Название олимпиады,

конкурса, игры

Количество участников

Результат

1

Всероссийская  олимпиада по литературному чтению «Творчество С.Я.Маршака»

9

6 учеников - Диплом 1 степени

1  ученик  - Диплом 3 степени

2

«ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ С ЭЛЕМЕН- ТАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ  «КУЛЬТУР- НЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАКОВ  И АДЫГОВ»»

1

1  ученик  - Диплом 1 степени

3

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике проекта «Инфоурок»

12

4  ученика - Диплом 1 степени

1  ученик  - Диплом 2степени

6  учеников - Диплом 3 степени

4

Всероссийский конкурс рисунков и плакатов «Конституция глазами детей» (муниципальный этап)

3

1 ученик - 1 место

2  ученика – 2 место

5

Всероссийский конкурс ученических проектов «Конституция России – путь к правовому государству» (муниципальный этап)

3

3 ученика - 1 место

6

Республиканский конкурс творческих проектов, посвященный Году культуры в номинации «Информационные технологии»

2

2  ученика - Диплом 1 степени

7

Муниципальный вокальный конкурс   "Звонкие голоса" в номинации «Вокальная группа»

19

19  учеников - Диплом 3 степени

8

Муниципальный  конкурс   исследовательских работ «Первые шаги в науку»

3

3 ученика - 1 место

9

Всероссийский конкурс рисунков «Здоровая Россия»

4

1 ученик - 3 место

 

10

Всероссийская  олимпиада «Правила хорошего поведения»

6

1 ученик  – 1 место

4 ученика  – 2 место

1 ученик  – 3 место

11

Муниципальный вокальный конкурс   "Звонкие голоса" в номинации «Вокальная группа»

25

25  учеников - Диплом 2 степени

12

Районный конкурс «Театр глазами детей»

23

23  ученика - Диплом 1 степени

13

Районные соревнования по многоборью в зачет спартакиады Майкопского района

28

28  учеников - Диплом 3 степени

2014-2015 учебный год

Название олимпиады,

конкурса, игры

Количество участников

Результат

1

ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ОСНОВАМ ОБЩИХ ЗНАНИЙ I ПОТОК 2014/15 УЧЕБНЫЙ ГОД

10

1 ученик -  ДИПЛОМ ПОБЕДИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ  I СТЕПЕНИ  + МЕДАЛЬ

2

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА ПО МАТЕМАТИКЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ II ПОТОК 2014/15 УЧЕБНЫЙ ГОД

18

2  ученика - Диплом 1 степени

1  ученик  - Диплом 2степени

4  ученика - Диплом 3 степени

3

Региональный этап Всероссийского детского экологического форума "Зеленая планета"

15

15 учеников - Диплом 3 степени

4

Конкурс театральных и фольклорных коллективов "Природа. Культура. Экология". "Зеленая планета2015"

15

15 учеников - Диплом лауреата

5

Муниципальный конкурс военно-патриотической песни "Звонкие голоса"

27

27 учеников - Диплом 1 степени

6

Школьный конкурс военно-патриотической песни

27

27 учеников - Диплом 1 степени

7

Муниципальный конкурс театральных кружков "Волшебный занавес"

17

Диплом 1 степени

8

"Медвежонок"

8

1 ученик -  1 место

9

"Град знаний":  Знайки, Умка, Сферы знаний

25

10

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике для 1-4 классов портала "МАТОЛИМП.  ИНФО"

16

9 учеников – 1 место

7 учеников – 2 место

11

"Кенгуру"

14

1 ученик -  1 место

12

Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» Школьный тур 2014/15  по Светской этике

24

10 учеников – 1 место

7 учеников – 2 место

6 учеников – 3 место

13

ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, МАТЕМАТИКЕ, ОСНОВАМ ОБЩИХ ЗНАНИЙ

II ПОТОК 2014/15 УЧЕБНЫЙ ГОД

16

2 ученика – 1 место

1 ученик  – 2 место

3 ученика – 3 место

2015-2016 учебный год

№п/п

Название конкурса

Дата

ФИО участника

Результат

1

Международ-ный математичес-кий конкурс "Ребус"-2015

 

Октябрь 2015

Василенко Матвей

Черепухина Лиза

Попова Анна

Гаитян Дарина _

Мартиросян Ангелина

Ушакова Ксения    

Викторов Артем

Ушаков Руслан

Силукова Валерия      

Егоров Никита_

Кличенко Сабина      

Юдинцева Ангелина

Медведкина Юлия                                    Романенко  

Романенко Даша

Медведева Мария

Фролов Родион

Хрулёв Денис

Баланова Алина

Аристов Сергей  

Диплом I степени  

Диплом I степени  

Диплом I степени  

Диплом II степени

Диплом II степени

Диплом II степени

Диплом III степени

Диплом III степени

Диплом III степени

Диплом III степени

Диплом III степени

Сертификаты  участников

2

Всероссийс-кий конкурс "Родное слово"

Сен-тябрь-октябрь 2015г

Василенко Матвей

Аристов Сергей  

Викторов Артем

Попова Анна

Романенко Даша

Кличенко Сабина

Силукова Валерия      

Ушаков Руслан

Ушакова Ксения  

Фролов Родион

Хрулёв Денис

Черепухина Лиза

Юдинцева Ангелина

.

3 место в РА,  4 место в России

Сертификат участника

1 место в РА, в России

3 место в РА,  4 место в России

Сертификат участника

Сертификат  участника

Сертификат  участника

4 место в РА

3 место в районе,  4 место в РА

Сертификат  участника

Сертификат  участника

1 место в РА, в России

Сертификат  участника

3

Международ-ный  конкурс «Медвежонок-2015»

 

 2015

Силукова Валерия  

Егоров Никита

Ушаков Руслан

Романенко Даша

Ушакова Ксения

Грушинская Арина

Юдинцева Ангелина

Попова Анна

Черепухина Лиза

Гаитян Дарина _

 Грушинская Арина- 3 место Сертификаты  участников

4

Открытая всероссийская интеллекту-альная олимпиада «Наше наследие» по светской этике «РУССКИЕ СКАЗКИ», «Сказки русских писателей 19 века»

 

Декабрь 2015 – январь 2016

 

27 человек

Диплом I степени  - Аристов Сергей, Баланова Алина, Белевский Максим, Викторов Артем, Гайтян Арина, Гайтян Дарина, Мартиросян Ангелина, Медведева Мария, Попова Анна, Силукова Валерия, Текнеджан Михаил, Чалая Вероника, Черепухина Елизавета.

Диплом II степени  - Ушакова Ксения, Медведкина Юлия, Грушинская Арина.

Диплом III степени - Кличенко Сабина, Ушаков Руслан

5

Всероссийс-кая викторина "Сказочник" для школь- ников 1-3 классов

с 25 окт. 2015 года по 25 дек. 2015 года

27 человек

Диплом I степени  - Текнеджан Миша, Гайтян Дарина, Черепухина Елизавета, Силукова Валерия, Медведкина Юлия, Грушинская Арина  и т.д.

6

Всероссийс-кий математичес-кий конкурс «Клад ацтеков»

Начало: 

2015-12-15 12:00:00

2015-12-15 12:00:00

Окончание: 

2016-01-14 16:00:00

2016-01-14 16:00:00

  1. Гайтян Дарина Альбертовна [10230400]
  2. Попова Анна Вадимовна [10230408]
  3. Силукова Валерия Валерьевна [10230422]
  4. Василенко Матвей Таймуразович [10230426]
  5. Викторов Артем Викторович [10230433]
  6. Текнеджан Михаил Оганнесович [10230434]
  7. Черепухина Елизавета Александровна [10230438]

Похвальная грамота -  Гайтян Дарина

7

 Первый всероссийс-кий метапредмет-ный конкурс "Успевай-ка"

Январь 2016

27 человек

Сертификаты

8

Всероссий-ская олимпиада по светской этике

Декабрь- январь

4-а класс: Балатходжиева Амина, Боглачёва Дарья,  Шнейдер Софья, Чернышёва София, Оганесян Григорий,Вадиванова Анастасия, Бурхайло Ярослава, Доленко Иван, Мокротоварова Юлия,  Горбатов Глеб, Боронин Богдан, Свечкарева Антонина, Левичева Кристина, Серотенко Алина, Сероштан Дарья, Пироговская Ангелина, Сухинов Артём, Леденёв  Алексей, Кузнецов Тимур, Носкова Дарья, Гвоздёв Ярослав

Дипломы  I степени

9

Всероссий-ская олимпиада по светской этике

Декабрь- январь

5-а класс:

Атаскевич Виктория

Белоусов Сергей

Батурин Кирилл

Негматуллаева Шахноза

Рожнова Бэлла

Матевосян Нигал

Переверзева Анна

Рыжов Дмитрий

Бондарева Анна

Киселёва Светлана

Гордюшкина Дарья

Максимчук Анастасия

Белов Николай

Цапок Ангелина

Вадиванов Виталий

Мерющенко Ксения

Салогубов Александр

Мороз Илья

Сметанин Александр

Потехин Даниил

Диплом I степени

Диплом I степени

Диплом II степени

Диплом I степени

Диплом II степени

Диплом I степени

Диплом I степени

Диплом II степени

Диплом I степени

Диплом I степени

Диплом I степени

Диплом I степени

Диплом I степени

Диплом I степени

Диплом I степени

Диплом I степени

Диплом I степени

Диплом III степени

Диплом I степени

Диплом I степени

Февраль

Международ-ный конкурс  Пегас

Между-народ-ный

23 человека

Попова Анна -1 место

10

Всероссийс-кая олим- пиада по светской этике

Март 2016

Весь 4-а класс

Диплом I степени-  весь 4-а класс

11

I Всероссийская метапредметная олимпиада по ФГОС «Новые знания»

Январь-март 2016

27 человек

Диплом I степени -  Силукова Валерия, Фролов Родион

 Диплом II степени - Паков Руслан, Попова Анна, Юдинцева Ангелина, Кличенко Сабина

Диплом III степени - Василенко Матвей, Гайтян Арина

12

Международ-ный

Дистанцион-ный блиц- турнир по метапредме-там  "Родная земля"

Февраль 2016

 Силукова Валерия, Егоров Никита, Викторов Артем, Грушинская Арина, Гайтян Дарина, Кутурга Таня

Романенко Даша, Попова Анна

Чалая Вероника, Ушакова Ксения

Диплом 1 степени - Силукова Валерия, Егоров Никита, Викторов Артем, Грушинская Арина, Гайтян Дарина, Кутурга Таня

Диплом 2 степени- Романенко Даша, Попова Анна

Диплом 3 степени- Чалая Вероника, Ушакова Ксения

13

Международ-ный дистан-ционный блиц- турнир по логике и общему развитию «Познайка»

Февраль 2016

 Черепухина Елизавета,

Ушаков Руслан, Текнеджан Миша

Диплом 1 степени - Черепухина Елизавета, Ушаков Руслан, Текнеджан Миша

14

«СТУПЕНЬКА»

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ  ОЛИМПИАДА РЕМШ ПРИ АГУ ПО МАТЕМАТИКЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4-х КЛАССОВ

Март 2016

Текнеджан Миша, Гайтян Дарина, Грушинская Арина

Март

Муниципаль-ный конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку»

муниципальный

1 человек

Диплом 1 степени - Силукова Валерия

Апрель

Международный дистанционный конкурс  «Кенгуру»

Между-народ-ный

8 человек

Белевский Максим – 1 место в школе, 3 место в районе

Разностороннее развитие личности учащихся на основе дифференцированного, индивидуального подходов через поисковую, проектную и исследовательскую деятельность на уроках начальной школы, ОРКСЭ и во внеурочное время, повышает уровень обученности и воспитанности учащихся. Использование данной технологии позволяет добиться 100% успеваемости.

Качество знаний составило:

Индекс качества знаний обучающихся за 3 последних  года  составляет:

        Год/классы

2012-2013 учебный год

(4 класс)

2013-2014 учебный год

(1 класс)

2014-2015 учебный год

(2 класс)

2015-2016 учебный год

(3 класс)

92 %

-

97,41%

97,78 %

   

 

Качество знаний по предметам

Класс

Адыгей-ская
литерату-ра

Иностранный язык

Изобра-зитель-ное
искусство

Математика

Музыка

Окружающий мир

Русс-кий язык

Техно-логия

Физичес-

кая
култура

Литера-турное
чтение

4 класс

2012-2013

100%

74%

100%

80,1%

100%

93%

74,4%

100%

100%

97%

1 класс

2013-2014

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2 класс

2014-2015

100%

96,3%

100%

88,89%

100%

100%

88,89%

100%

100%

100%

3 класс

2015-2016

100%

96,3%

100%

92,59%

100%

100%

88,89%

100%

100%

100%

Математика, русский язык, литературное чтение

Иностранный язык, окружающий мир, адыгейская литература

Изобразительное искусство, музыка, технология

Уровень развития  мотивации достижений учащихся

Результат работы

ПЕРЕХОД  К ЛИЧНОСТНОМУ  УСВОЕНИЮ  СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ  АНКЕТИРОВАНИЯ

«ИЗУЧЕНИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  ПОТРЕБНОСТИ»

(МЕТОДИКА  В.С. ЮРКЕВИЧА)

 

Учебный год

       Уровень  

    обученности 

              в % 

Качественная успеваемость  

   в % 

2013-2014

(1 класс)

-

-

2014-2015

(2 класс)

100

97,41

2015-2016

(3 класс)

100

97,78

2016-2017

(1 полугодие  

4 класс)

100

95

Динамика мотивации достижения

http://player.myshared.ru/4/147734/slides/slide_20.jpg

ОТНОШЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

(методика Н.Г.Казанцевой)

Номинации

Матема-тика

Русский язык

Чтение

 Окр. мир

Ин.язык

2 кл

3

кл

4

кл

2 кл

3

кл

4

кл

2 кл

3

кл

4

кл

2 кл

3

кл

4

кл

2 кл

3

кл

4

кл

Самый интересный

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

        Самый

полезный

+

+

+

+

+

+

+

+

+

         

+

+

+

Ненужный

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

Трудный

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Лёгкий

+

+

+

+

+

+

Номинации

Адыг. лит-ра

Изо

Физ-ра

Техноло-гия

Музыка

ОРКСЭ

2 кл

3

кл

4

кл

2 кл

3

кл

4

кл

2 кл

3

кл

4

кл

2 кл

3

кл

4

кл

2 кл

3

кл

4 кл

4 кл

Самый интересный

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

        Самый

полезный

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Ненужный

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

Трудный

+

+

+

Лёгкий

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

Отношение учеников к организации в исследовательской работе

  • «помогает лучше учиться, потому что помогает разобраться во всём» (72%),
  • «учит дружить и помогать друг другу» (81,3%),
  • позволяет «показать, что ты умеешь делать» (59,4%),
  • «заинтересовать других тем, что тебе интересно» (53,1%),  
  • проверить свои силы» (34,4%),
  • подружиться с ребятами из других классов» (28,1%).

 

Таким образом, наблюдается позитивная сформированность социальных компетенций учащихся. Завоевание призовых мест для меня и моих учеников не самоцель, главное – проба сил, творческое использование своих способностей, умение принимать адекватные решения.

Внеурочная деятельность школьников только тогда будет влиять на развитие их компетенций, если она тесно взаимосвязана с ведущей деятельностью – учебно-познавательной. Поэтому, охотно помогаю учащимся, имеющим повышенный уровень мотивации к учению, проводить исследования отдельных объектов или явлений. Продукт такого взаимодействия – научные работы моих учеников, представленные на научно-практические конференции разного уровня и, как правило, высоко оцененные экспертами.

Уже который год в школе работает театральный кружок, в рамках которого проводим  внеурочные театрализованные мероприятия вместе с родителями, пьесы, участвуем в различных конкурсах постановок и песен,  смотрах, праздниках, акциях  и фестивалях школьного, муниципального и республиканского уровней. Большой интерес у учащихся вызывают внеурочные занятия, где ребята создают интересные проекты, с которыми знакомят учащихся школы и участвуют с ними в различных конкурсах и конференциях.

Адресная направленность:

Данный опыт работы поможет педагогам   решить ряд имеющихся проблем в эмоционально – личностной сфере детей: в решении конкретных воспитательно-образовательных задач.

Заключение

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственное  воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

В ходе работы мною разработаны программы, уроки по предметам начальной школы, ОРКСЭ, внеурочные занятия, внеклассные мероприятия, учебные презентации, ученические проектно-исследовательские работы с НРК компонентом под моим руководством, которые демонстрировались на республиканском и муниципальном уровнях.

Республиканский уровень.

  • Методическая акция «Клуб «Учитель года Адыгеи» - детям». Проектная работа «Страна здоровья» (17.12.2013г.).
  • Методическая акция «Клуб «Учитель года Адыгеи» - детям». Мастер-класс                « Технологии актерского мастерства». (2012г.).
  • Республиканский Фестиваль педагогического мастерства «Созвездие – 2014». Тема опыта: «Организация проектной деятельности в театральной студии». Мастер-класс по теме: «Моделирование урока светской этики «Добродетель и порок» в свете новых образовательных стандартов» (19-20 февраля 2015г.).
  • Семинар «Реализация внеурочной деятельности на основе модели учреждений дополнительного образования детей в рамках ФГОС». Тема доклада: «Проектная деятельность в т/о «Театр детям». Мастер-класс «Театральный проект» (29.11.2013г.).

Муниципальный уровень.

  • Совместно с АРИПК - Семинар «Инновационные механизмы обеспечения доступного качественного образования в муниципальной образовательной системе». «Внеурочное занятие в 1 классе: Проектно-исследовательская работа «В защиту Бабы Яги» (11.03.2014г.).
  • Муниципальная научно-практическая конференция «Проектно-исследовательская технология как реализация системно-деятельностного подхода на уроках ОРКСЭ». (01.02.2013г.).
  • Открытый урок светской этики "Добродетель и порок" в рамках мониторинга, проводимого  Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, совместно с Министерством образования  и науки РФ ( всерос.,  республ., муницип.) - 2014г.
  • Семинар учителей начальных классов. «Формы работы с одаренными детьми. Проектная деятельность» (октябрь 2012).
  • Межшкольное методическое объединение - Клуб учителей района «Ядро». «Проектная деятельность во внеурочное время» (2013г.).

Свой опыт опубликовала в статье Сборника "1001 идея интересного занятия с детьми", 2013 г. – «Проблемное обучение на уроках русского языка в начальной школе», а также на сайтах:

- «Проектно-исследовательская технология как реализация системно-деятельностного подхода на уроках ОРКСЭ» - на международном уровне (WPS) профессионального мастерства педагогов, Центр педагогических  технологий им. К.Д.Ушинского «Новое образование», январь, 2013г.;

- Рабочая программа в рамках курса «Основы светской этики» - в социальной сети работников образования:  nsportal.ru (13.12.2015г.);

- Проектная работа по ОРКСЭ «Фестиваль дружбы народов России» - в электронном СМИ «Педсовет/Pedsocet.org» (28.06.2013г.);

-«Проектно-исследовательская технология в начальной школе». – Публикация исследовательских проектов на сайте Инфоурок.ру (2014г.);

- Творческий проект с элементами исследования «Культурные традиции казаков и адыгов» - в сетевом издании «Образование: эффективность, качество, инновации» и на Всероссийском интернет-педсовете (14.12.2015г.)

Литература

Айсмонтас Б.Б. Теория обучения. Схемы и тексты. – [Текст]: М.: Владос ПРЕСС, 2002.

Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта.– [Текст]: М., 2003.

Голуб Г.Б. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» – [Текст]: Самара, 2003.

Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2005.

Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – Воронеж, 1998.

ЛУКИНА И. Г. Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащихся // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2007. №43-2. С.144-148.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров – [Текст]: М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Обухов А.С. «Эффективность применения проектной деятельности и исследовательской деятельности в обучении» // Школьные технологии. – 2006, № 5. С. – 86.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие    для учителей и студентов пед.вузов. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2005.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии –[Текст]: М, Народное образование, 1998.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.

Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектом. – [Текст]: Ярославль: Академия развития, 2008.

Юркевич В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. – [Текст]: М: Просвещение, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.

Согласно с ФГОС второго поколения – духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой ...

Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.

Системно-деятельностный подход позволяет осуществлять духовное, нравственное и патриотическое воспитание через имеющийся личностный опыт ученика и проверить его в действии. Каждый учитель знает из сво...

Обобщение опыта по теме: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальных классах условиях перехода на ФГОС ».

Целью обобщения опыта является  формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности, обучение ...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальных классах»

Цель моего  обобщения  применение технологии системно-деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе, формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающег...

Сообщение на педагогический совет «Развитие личности учащихся через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании»

Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай сделать – я пойму».Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы ...