Конспекты уроков по Литературному чтению
план-конспект урока по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Конспект урока по литературному чтению Т.Белозеров «Подснежник». С.Маршак «Апрель». И.Токмакова «Ручей»
Конспект урока И. Крылов « Стрекоза и Муравей», 2 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологической карты урока
Класс: 1
Образовательная программа: Школа России
Тема: Т.Белозеров «Подснежник». С.Маршак «Апрель». И.Токмакова «Ручей»
Тип урока: комбинированный
Цель: Создать условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выразительно читать стихотворения перед классом, передавая настроение, придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям.
Личностные: умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; развитие эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за явлениями природы.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение сравнивать литературные произведения с произведениями разных видов искусств (музыка, живопись).
Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков в процессе пересказа описания пейзажа или явлений природы; умение высказывать своё отношение к содержанию произведений и оценивать высказывание партнёра.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.
№ п/п | Этап урока, Цель этапа Время | Деятельность | Формируемые УУД | |
Учителя | Обучающихся | |||
1. | Организацион ный момент (1-2 мин.) | Проверьте свою готовность к уроку, у вас на столах должно лежать: учебник по литературе, ручка, карандаш простой, дневник. Все готово, садитесь | Готовятся к уроку | |
2 | Речевая разминка (2-3 мин.) | -Прослушайте произведение, постарайтесь определить его настроение, а кто его написал, мы узнаем позже (звучит пьеса Чайковского) -Какое настроение передал композитор? -Сейчас перед вами строки из стихотворений, которые нужно прочитать с интонацией из произведения, напомните мне, какое настроение вы определили? На дворе звенит капель. Скоро выйдут муравьи. -Прослушайте следующее произведение и определите его настроение -Какое настроение передал композитор? -Прочтем строки с этой интонацией Плакала снегурочка. Бежал ручей по камешкам. | Веселое, радостное Повторяют настроение Слушают произведение -грустное, тревожное | |
3 | Проверка домашнего задания
| 1.Конкурс рисунков «Весна-красна». -Какие у вас яркие рисунки, а какие цвета вы использовали? -Почему вы использовали именно эти цвета? -Вы побыли художниками, а как вы думаете, кем мы побудем с вами сегодня? -Какой у нас урок? -Кто пишет литературные произведения? -Верно, а как вы думаете с чем мы будем работать? -Правильно, сегодня мы будем работать с текстом и побудем поэтами 2. Выразительное чтение стихотворения. | Использовали яркие цвета Потому что весна, все расцветает Предполагают кем они будут Урок литературы Поэт С текстом Читают в | Регулятивные УУД: уметь сравнивать свои работы с работами одноклассников, адекватно воспринимать оценку учителя. |
4 | Изучение нового материала (15 мин.) 3. Знакомство со стихотворением С. Маршака «Апрель». Физминутка | 1. Речевая минутка. – Прочтите слова сначала по слогам, затем слитно -Ребята, слова с которыми мы с вами работали на разминке, были взяты из стихотворения, с которым мы сейчас познакомимся 2. Знакомство со стихотворением Т. Белозёрова «Подснежники». -Откройте учебнике на стр 66. Обратите внимание на стихотворение «Подснежники» – Прочтите фамилию автора. – Как называется стихотворение? -Как вы думаете, какое настроение будет у этого стихотворения? -Сейчас внимательно послушайте стихотворение и определите, угадали ли с выбранным в начале настроением – Читаю стихотворение. -Вы прослушали сейчас стихотворение, как вы думаете угадали ли вы с его настроением? -Тогда какое же настроение у этого стихотворения? – О чём это стихотворение? – Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке. -С каким настроением мы будем читать это стихотворение? -Почему? – Кто сможет прочесть стихотворение, передавая настроение поэта. -Во что превратились слезы снегурочки? – С чем автор сравнивает первые весенние цветы? -Найдите эти строки, как вы думаете, с каким настроением мы будем их читать? зачитайте – Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами? Или у вас есть свои варианты, как можно назвать эти цветы? -Ребята как нам помог поэт определить настроение стихотворения? -Какими средствами он это сделал? -Верно словами -Мы с вами определили настроение стихотворения, давайте послушаем, какое настроение заложил композитор в своем произведении -мы с вами начали наш урок с произведения Чайковского, сейчас посмотрим видео Включить видео подснежники -В следующем стихотворении тоже говориться о подснежниках, а о чем еще говорится, мы узнаем, когда прочтем стихотворение – Давайте послушаем и определим, какое настроение заложил композитор в своем произведении? – Что вы представили, слушая эту музыку? – Кто автор следующего стихотворения? – Прочтите название стихотворения. – Как вы думаете, о чём это произведение? – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами: – О каких приметах весны вы прочли? – Прочтите слова, которые рифмуются: -перед тем как прочитать это стихотворение, обратите внимания на знаки, какие знаки присутствуют? -В каком предложении? Зачитайте -А как вы думаете, почему автор повторяет два раза слова апрель? – Прочтите стихотворение самостоятельно. -Какое настроение передаёт это стихотворение? -Приготовьте выразительное чтение – Прочтите стихотворение выразительно. -Ребята, а какие слова вам были не понятны? -Что нам помогло понять то настроение, которое хотел предать нам автор? Включаю видео Чайковского – Апрель Сегодня в начале урока мы уже слушали это произведение, давайте посмотрим видео ряд и попробуем подвигаться под эту музыку -Какие движения у нас будут под это произведение? -Попробуйте теперь потанцевать, сначала головой плавные движения, затем правой рукой, представьте, что ваша рука подснежник, сделайте пару плавных движений, теперь другой рукой | Читают слова сне-гу-роч-ка – снегурочка про-во-жа-я – провожая пе-чаль-на-я – печальная пла-ка-ла – плакала тро-га-я – трогая сне-гу-роч-ки-ны – снегурочкины Белозеров Подснежники Предполагают настроение стихотворение Слушают стихотворение Угадали\нет Про то, как снегурочка зиму провожала Плакала снегурочка Снегурочкины слезы С разным настроением Потому что поэт передает разное настроение Один ребенок читает стихотворение В подснежники Со слезами снегурочки Нашли, зачитали Говорят свои варианты Словами Слушают произведение Веселое Предлагают свои варианты Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна. Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится… Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку. Маршак Апрель О весне му-ра-вьи – муравьи про-би-ра-ет-ся – пробирается ва-леж-ник – валЕжник рас-цвёл – расцвёл Звенит капель Апрель – капель. Лужи – стужи. Ручьи – муравьи. Медведь – петь. валЕжник – подснежник. Восклицательный знак Апрель, апрель! Он передает радость, что весна пришла Читают стихотворение Радостное, природа просыпается Готовят чтение Читают стихотворение – Объясните значение слов: Капель – падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли. ВалЕжник – старые листья, сучья, корни, которые долго лежали на земле. Стужа – мороз, холод. Пробирается – медленно и тяжело идёт. -Знаки и слова Плавные Выполняют движения | Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам и фразам. Личностные УУД: оценка своих эмоциональных реакций, вызванных восприятием природы и в процессе знакомства с музыкальными произведениями. |
5 | Продолжение изучения нового материала. (15 мин.) | 1. Знакомство со стихотворением И. Токмаковой «Ручей». – Прочтите фамилию автора. – Как называется стихотворение? -Включаю аудио стихотворения -Прослушайте стих и представьте иллюстрацию к нему – Прислушайтесь к ритму повторяющихся слов – Какие слова помогли представить ручей? – Какое настроение вы выберите для прочтения этого стихотворения? – Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Ручей». -Спрашиваю одного ученика прочесть 2. Совершенствование техники чтения. – Какие растения цветут весной? – Что вы знаете об этих растениях? | Токмакова Ручей слушают Бежал, лежал, помчался, уснул, прыг, утонул Готовят чтение Читает стих Подснежники Первый весенний цветок | Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание произведения и высказывать своё отношение, слушать и оценивать высказывания одноклассников, вырабатывать общую позицию. Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме и оценивать правильность выполненных |
6 | Итог урока. Рефлексия. (3 мин.) | -Наш урок подходит к концу, давайте вспомним – С какими произведениями мы познакомились на уроке? – О чём эти произведения? – Какое из них вам понравилось больше всего? – Почему? -Что происходило в этих стихотворениях? -Открываем дневники, зписываем д\з | С стихотворениями Токмаково «Ручей», Маршака «Апрель», Белозерова «Подснежники»,Онегова «Медуница» Все эти произведения о весне Отвечают на вопросы учителя Подготовить иллюстрацию к стихотворению; выучить стихотворение наизусть (по выбору). | Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопросы учителя, формулировать вопросы для получения необходимой информации, сравнивать полученные ответы. |
Предварительный просмотр:
Класс: 2
Образовательная программа: Школа России
Тема: И. Крылов « Стрекоза и Муравей»
Тип урока: изучение новых знаний
Цель:познакомить обучающихся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»;
Задачи:
1. Образовательная: учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; отрабатывать навыки выразительного чтения; расширить знания о насекомых; учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;
2. Развивающая: развивать память, речь, внимание; бережное отношение к природе и насекомым.
3. Воспитательная:формировать умение различать стихотворения, басню и прозаический научный текст;
Предметные результаты: учащиеся должны уметь читать басню, передавая с помощью интонации настроение поэта; учится видеть и выявлять различия между стилями текстов.
Планируемые метапредметные результаты:
ПознавательныеУУД: воспринимать художественное произведение, выявлять основную мысль произведения;определять эмоциональный характер текста.
РегулятивныеУУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
КоммуникативныеУУД: задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения, учитывая позицию собеседника.
Личностные результаты:умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение 2 класс 1 часть» презентация; портрет И.А.Крылова.
№ п/п | Этап урока, Цель этапа Время | Деятельность | Формируемые УУД | |
Учителя | Обучающихся | |||
1. | Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. -Ребята, прежде, чем начать наш урок, проверьте свою готовность, на столах у вас должны лежать учебники, дневники и смайлики, которые отложите на край парты они нам понадобятся в конце урока. | Готовятся к уроку. | Личностные: положительный настрой к учению, умение слушать. |
2 | Речевая разминка | Обратите внимание на доску. Прочитайте текст, определите его жанр. Ваня, Ваня-простота Купил лошадь без хвоста, Сел задом наперёд И поехал в огород. - Прочитаем небылицу в среднем темпе с «ворчащей» интонацией(вместе), (ещё с удивлением(1 строку учитель , вторую 1 человек из класса, 3-4 вместе), весело 1 строку ученик ,остальные все вместе ). А теперь прочитаем небылицу быстро. (Вместе с учителем) | Дети читают.-Это небылица. | Познавательные: -анализировать и обобщать на основе фактов и понятий. -находить информацию в текстах, схемах. Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами |
3 | Актуализация знаний | — Догадайтесь, какого писателя называют дедушкой? Он в молодости взял себе псевдоним: Нави Волырк -Кто знает, что такое псевдоним? Псевдоним — вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля. | И. Крылов.-Предположения детей. | |
4 | Изучение нового материала Физминутка | Сейчас вы сами определите тему нашего урока. Но для этого нужно будет выполнить одно задание. Здесь зашифрованы названия загадочных животных, о которых мы сегодня будем говорить. Вам нужно будет этих букв составить два слова, и получится название басни, которую мы с вами будем сегодня читать. А Р Т О К Е З С -Судя по названию, кто будет главными героями произведения? Как выдуваете, кто автор этого произведения? А как мы можем назвать это произведение? А что такое басня? Басня – это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. А что, исходя из определения, должно быть обязательно в басне? Мораль- А что это за животные Стрекоза и Муравей? Как они выглядят? Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями? За каким занятием их чаще всего можно застать? Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты. Никогда не сидят без дела. Где можно встретить стрекозу? А скажите, как вы думаете, о чём эта басня? Подумайте и скажите, что мы будет заниматься на уроке? - Сейчас я прочитаю басню, но сначала проведём словарную работу, а вы должны ответить на вопрос: - Что произошло в басне ?
Теперь прочитайте сами в пол голоса. В басне есть устаревшие слова, которые сейчас не употребляются. Для успешного усвоения содержания басни, давайте поясним значение этих слов. Лето красное пропела Как зима катит в глаза Помертвело чисто поле Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом. Кому же в ум пойдёт Злой тоской удручена Удручена. Ребята, смотрите, это слово выделено, значит его значение нужно найти в словарике. Ищем. Зачитываем. Не оставь меня кум милый! Вообще это слово имеет много значений, чаще всего обозначает родственника. Но в этой басне, это ласковое обращение имеющее значение хороший, закадычный друг. И до вешних только дней Весенних Кумушка Голубчик В мягких муравах у нас Произошло от слова Мурава, что обозначает сочная зелёная трава. Песни, резвость всякий час. Чтение учитем. Каковы ваши впечатления от басни? сейчас вы попробуйте. По цепочке по 2 строки) Лесная лужайка Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Кто старательно шагал — Не споткнулся, не упал. — Кто из героев басни вам понравился и почему? — Справедливо ли поступил Муравей? Почему? — Почему Стрекоза «злой тоской удручена»? — Сочувствуете ли вы ей? — В каких строках басни содержится основная мысль? Как вы ее понимаете? -Как в басне Крылов называл стрекозу? -Прочитайте, как жила Стрекоза летом? Какой она была? -Прочитайте, что заставило Стрекозу ползти к Муравью? -О чём она пошла, просить Муравья? Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы? -Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? -В каких строках басни содержится основная мысль, то есть мораль? Прочитайте. А сейчас мы с вами охарактеризуем наших героев, то есть дадим им характеристику. Среди этих слов найдите слова, которые относятся к этим героям. Слова на доске: Трудолюбивый, весёлая, злой. Добрый, справедливый, спокойный, ленивая. Беспечный, жадный, несерьёзный, хитрый, легкомысленный, жестокий, беззаботный. 1. Чтение по ролям (Вначале — подготовка к чтению.) — Сколько действующих лиц в этой басне? — Найдите слова автора, прочитайте их. — Найдите слова Стрекозы, прочитайте их. (Учитель обращает внимание на то, что они записаны в кавычках.) — Найдите слова Муравья, прочитайте. — Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор? — Соберите пословицы (найдите конец каждой из них). Выберите те, которые больше всего подходят к басне. За большим погонишься — людей насмешишь. Кто веселится весной — зимой с сумой побежишь. Поспешишь — потехе час. Делу время, тот плачет летом. Лето пролежишь — малое потеряешь. | -Стрекоза и Муравей -Стрекоза и Муравей. -И.А. Крылов -Басня -Мораль -Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами -Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц. -Порхает с цветка на цветок на лугу. -Предположения детей. - Предположения детей (учиться читать выразительно и по ролям.) Пропустила, пробездельничала, про веселилась всё лет о. Наступает зима, приближается, есть такое выражение «Зима на носу» т.е. вот-вот настанет. Почернело, трава высохла, цветы завяли Это значит, что стрекоза могла под любым листиком укрыться, найти пропитание. Питается мелкими насекомыми. Кто же до такого додумается, кому такое в голову придёт. Удручена — огорчена. Вешних — весенних. Тоже самое, что и кум. Ласковое обращение, что-то похожее намилый мой, дорогой друг Резвиться – развлекаться. -Выполняют действия вместе с учителем. -Попрыгунья -Он трудился, а Стрекоза порхала, ничего не делала, а только пела Стрекоза: весёлая,беспечная, беззаботная,несерьёзная Муравей: Трудолюбивый, справедливый, спокойный. Дети читают басню по ролям. Ответ: За большим погонишься — малое потеряешь. Кто веселится весной — тот плачет летом. Поспешишь — людей насмешишь. Делу время, потехе час. Лето пролежишь — зимой с сумой побежишь | Личностные результаты 1.эмоциональность;умениеосознаватьиопределятьсвоиэмоции; 2.интерескчтению,кведениюдиалогасавторомтекста;потребностьвчтении 3.любовь иуважениекОтечеству,егоязыку,культуре,истории Регулятивные УУД 1.работатьпоплану,сверяясвоидействиясцелью,корректироватьсвоюдеятельность 2.составлятьпланрешенияучебнойпроблемысовместносучителем; 3.вдиалогес учителемвырабатыватькритерииоценкииопределятьстепеньуспешностисвоей работы. Коммуникативные УУД 1.оформлятьсвои мысливустнойформе; 2.высказыватьиобосновыватьсвоюточкузрения; 3.слушать ислышатьдругих,пытатьсяприниматьиную точку зрения; Познавательные: 1.строитьрассуждения 2.осуществлятьанализисинтез |
Итог урока. | С чем сегодня мы познакомились? — Что такое басня? Сколько главных героев в басне? — Какова основная мысль басни «Стрекоза и Муравей»? -Какова мораль басни? Домашним заданием у вас будет выразительное чтение. | С басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». -2 -Нужно не только веселиться, но и работать. | Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопросы учителя, сравнивать полученные ответы. | |
Рефлексия. | Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, но я очень хочу, чтобы вы сами оценили свою работу! -Кто считает, что со всем справился, поднимите весёлый смайлик. -А тот, у кого были сложности или что-то не получилось, то грустный. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...