Технологическая карта урока литературного чтения «Рассказ Маман» (УМК «Перспектива», 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Боронина Елена Александровна

Цель урока: формирование читательской компетенции учащихся через художественное произведение русского писателя Л.Н. Толстого – повесть «Детство» рассказ «Maman».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Научить отличать повесть от других жанров литературы;
  2. Формирование представлений о том, как относиться к близким людям.

Развивающие:

  1. Развивать устную речь, навыки выразительного чтения;
  2. Развивать умение находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать навыки конструктивного поведения в дружеском и учебном общении;
  3. Воспитывать любовь к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 02. 03. 2021

Школа: МАОУ СОШ № 104

Класс: 4 «Б»

Урок: 2

Время: 8:55-9:35   Кабинет: 206

Студент: Боронина Елена

Группа: 31

Учитель: Копотева Людмила Ильинична

Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока «Л.Н. Толстой. Рассказ Maman»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции учащихся через художественное произведение русского писателя Л.Н. Толстого – повесть «Детство» рассказ «Maman».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Научить отличать повесть от других жанров литературы;
  2. Формирование представлений о том, как относиться к близким людям.

Развивающие:

  1. Развивать устную речь, навыки выразительного чтения;
  2. Развивать умение находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать навыки конструктивного поведения в дружеском и учебном общении;
  3. Воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: учебник литературное чтение 4 класс 2 часть Л.Ф. Климанова (УМК «Перспектива»), презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

 Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне

Словесный (психологиечский настрой, цитата)

Ф

Осуществляет психологический настрой учащихся  на  продуктивную работу на уроке.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна.

- Хочу начать урок с цитаты Л.Н. Толстого. Прочитайте его.

- «Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах.»

- Как вы его понимаете?

Ответное приветствие

Отвечают. (Читать всё совсем не нужно. Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков.)

Л.: мотивация к учебной деятельности

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический (стихотворение), метод антиципации, моделирование (аналитический), Ф

1. Задает задание для дальнейшей работы
-  Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

Добрые умирают, да дела их живут.
Мудрым никто не родился, а научился.

- Как вы считаете, как имя Льва Николаевича Толстого может быть связано с этими пословицами?
- Отлично!

- Ребята, а что такое повесть? Отвечаем по руке.

- Верно. Молодцы. А что такое рассказ?

2. Создает проблемную ситуацию.

- Посмотрите на слайд. Вы видите картинки разных рассказов. Назовите их.

- А вы помните, какой автор написал эти рассказы?

- Расшифруйте, что здесь написано.
LЛGEWB SHIИVKOWЛSAEGBSLИЧI WTSOLЛSCTVSV
- Верно. Сегодня мы обратимся именно к этому писателю.

Читают, объясняют.

Отвечают. (Лев Николаевич Толстой.)
Предположения учащихся.

Отвечают. (Средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев).)

(Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, имеющее одну сюжетную линию.)

Называют. (Лебеди, Акула)

Отвечают. (Л.Н.Толстой)

Пр: извлечение необходимой информации

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение

Презентация

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный (беседа, рассуждение), Ф

3. Предлагает сформулировать  тему и цель.

- Тогда какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Какую цель мы с вами можем поставить?

- Посмотрите на план. Верно ли все в нем?

-Давайте составим его верно.

 4. Организует самооценивание деятельности.
- Сегодня на уроке я приготовила вам лист достижений литературного чтения, куда вы будете записывать баллы за правильно выполненное задание. Критерии оценивания такие: все отлично - +, есть недочеты - ˅, нужно повторить - ‒.
Задает вопрос и предлагает задание на новое понятие, изученное раньше.

Отвечают.

- Л.Н.Толстой. Рассказ Маман.

- изучить рассказ Маман,

  1. Познакомиться с рассказом «Maman».
  2. Проанализировать отрывок рассказа.
  3. Закрепить новый материал.

П:  постановка и формулирование проблемы

Р: целеполагание

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный (частично-поисковый), репродуктивный (объяснительно-иллюстративный), Ф

5. Осуществляется изучение материала.

- Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении матери Ясной Поляне Крапивенского уезда Тульской губернии. Семья Толстого принадлежала к богатому и знатному графскому роду.  В то время как Толстой служил в армии, у него бы довольно много свободного времени. Уже тогда он начал писать автобиографический рассказ «Детство». Всю свою жизнь Толстой пополнял знания и был высокообразованным человеком. В своих произведениях он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Умер 20 ноября в 1910 году.

- Сегодня мы с вами обратимся к рассказу Maman из повести «Детство». Но для начала я хочу вас познакомить с новыми словами, которые встретятся вам в тексте.

Mamаn – мэма (мама с фр.)

Clementi – итальянский композитор

arpeggio -  способ исполнения аккордов

Un, deux, trios – (ан, дё, труа) один, два, три
Ich danke, lieber – (ихь д
анке либер) благодарю, милый

- Давайте с вами повторим.

6. Осуществляется комбинированное чтение.

- А сейчас откроем учебники на стр.112. Начинаем читать по абзацам.

Анализ рассказа после первичного чтения.

- Мы с вами прочитали рассказ. Каков его сюжет? О чем мы прочитали?

- Хорошо. Как вы восприняли рассказ? Понравился ли он вам?

- Сейчас мы с вами передохнем.

- Давайте мы с вами в листе достижений отметим первый пункт – правильно произнес незнакомые слова. И также отметим второй пункт плана – пересказ рассказа.

ФИЗМИНУТКА
— Где ваши ладошки?
А в ладошках пальчики живут!
Пальчики трудились,
Не ленились,
Лепили-лепили,

Рисовали,
Строили,
Хорошо играли!
А потом устали!

Слушают.

Читают.

Повторяют.

Отвечают. (Рассказ идет от первого лица. Этот человек – главный герой вспоминает, как выглядела его мама, какой она была)

Отвечают.

Р: познавательная инициатива

Пр: поиск необходимой информации

П: анализ, синтез, обобщение

Учебное пособие

Учебное пособие

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический (упражнение) Ф

6. Предлагает выполнить упражнение по конкретизации первичных знаний.

- Давайте обратимся снова к учебнику. Я предлагаю прочитать по ролям диалог. У нас будет автор, мама и рассказчик. Читаем выразительно.

- Давайте оценим тех, кто у нас читал. Выразительность, четкость, грамотность.

Анализ повторного чтения рассказа.

- Давайте найдем с вами в тексте выражение «воскресить в воображении черты любимого существа»? Как вы его понимаете?
- Найдем подтверждение в тексте, описание мамы рассказчика, как он видел ее.

- Молодцы. Кто может нам прочитать описание сестры Любочки?

- Хорошо. Отметим с вами это в листе достижений. «Знаю сюжет рассказа»

- Давайте посмотри на иллюстрацию. Кого мы видим? Как они одеты? Подтвердите текстом из учебника.

Читают.

Оценивают.

Отвечают. (вспомнить образ, черты лица, внешний облик человека, которого любишь)

Отвечают. Читают.

Отвечают. Читают.

Пр: анализ художественного произведения

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Пр:  поиск необходимой информации в рассказе

Учебное пособие

Самостоятельная работа с взамопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический (упражнение), И

7. Осуществляется самостоятельная работа с взаимопроверкой.

-  У вас на карточках написаны высказывания, вам нужно будет поставить + , если вы согласны с этим высказыванием, если не согласны то -, затем проверим.

Сверка с эталоном.

- Обменяйтесь с соседями по парте листочками. На экране вы видите верный вариант.

- Кто может ответить на неверные утверждения верно?

- Отметьте в листе достижения свой результат. Знаю биографию писателя.  Напомню: все отлично - +, есть недочеты - ˅, нужно повторить - ‒.

1. Лев Николаевич Толстой родился в 1838 г., а умер в 1911г. -
2. Родился и жил он в основном в Ясной Поляне. +
3. Всю свою жизнь он посвятил спорту. -
4. Он писал о том, что человек может лениться, отдыхать и быть безразличным ко всему. -


Отвечают. (Родился в 1828 и умер в 1910. Писал о трудолюбивых, честных и добрых людях)

П: построение логической цепи рассуждения

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение"открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический (упражнение), взаимопроверка, П

8. Учащимся дается работа в паре, задание по пройденной теме.

- А теперь вам предстоит работа в парах. У вас будет небольшой тест. На него у вас есть 5 минут.

1 Определите и напечатайте жанр произведения Л.Н.Толстого «Маman»
рассказ; сказка; былина; стихотворение.
2. Найдите спрятавшиеся слова.

А

Т

Л

З

З

Ж

Ь

С

С

Ж

Ж

А

Е

С

Ь

С

С

З

З

З

П

Р

В

М

М

 А

М

А

Н

М

Н

И

К

О

Л

Е

Н

Ь

К

А

И

С

О

Э

Т

Ю

Д

К

О

М

3. Распределите слова по колонкам:
Николенька      Маman
шитый белый воротничок(М), коротенькое платьице (Н), родинка на шее (М), нежная сухая рука (М), обшитые кружевом панталончики (Н)

Проверка с эталоном.

- Теперь мы с вами проверим. Возьмите карандаш любого цвета. Посмотрите на экран.

- Отметьте свои достижения в данной работе. У вас пункт – тест по рассказу Maman.

Выполняют работу в паре.

Р: познавательная инициатива, волевая саморегуляция

Л: смыслообразование

Пр:  систематизация изученного материала

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный (аналитический)

9.Задает вопросы по пройденной теме.

- Давайте с вами вспомним, какая тема урока у нас была?

- Какую цель мы с вами ставили? Достигли мы ее?

- Отлично. А теперь давайте подсчитаем ваши отметки  в листе достижения литературного чтения. Кто набрал 5 галочек – встаньте со своих мест.

- Кто набрал 3-4 галочки?

- Ребята, вы большие молодцы.  Давайте улыбнемся друг другу, чтобы эта улыбка не спадала у вас до конца дня. Вы изучили очень интересную и важную тему. Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок.

Отвечают. (Л.Н.Толстой. Рассказ Maman)

(Да)

Встают.

П: рефлексия способов и условий действий

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока Литературное чтение 2 кл УМК "Перспектива"

Данный конспект урока по литературному чтению во 2 классе будет полезен учителям, работающим по УМК "Перспектива". Тема урока: "Э.Успенский "Крокодил Гена и его друзья". Обсуждение проблемы: "Как найт...

Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"

Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: "Федина задача" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формировать навык осознанного и выразительного чтения; познакомить детей с биографией Н.Н. Носова и произведением «Федина задача».Планируемые результатыПредметны...

Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказы о детях. Ю. Ермолаев «Лучший друг».

Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказы о детях. Ю. Ермолаев «Лучший друг»....

Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказ «На горке» Н. Носова" (УМК "Школа России" 2 класс 2 часть)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Николая Носова «На горке»Задачи урока:Дидактические:познакомить детей c некоторыми сведениями об автор...

Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказ Н. Н. Носова «На горке»". УМК "Школа России", 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Н.Н. Носова «На горке»Задачи урока:Дидактические:Продол...

Технологическая карта урока литературного чтения «Рассказ Н. Носова «Федина задача».» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Работа с детскими книгами: авторы юмористических рассказов»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с юмористическим рассказом &laqu...