Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказ Н. Н. Носова «На горке»". УМК "Школа России", 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Знайко Екатерина Александровна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Н.Н. Носова «На горке»

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Продолжать знакомить учащихся с творчеством Н.Н. Носова;

Развивающие:

  1. Развивать устную связную речь в процессе диалога с учителем;
  2. Развивать навык выразительного чтения через прочтение текста произведения;
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость при чтении произведения через ответы на вопросы учителя;

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к чтению через занимательные материалы;
  2. Воспитывать любознательность через выразительное прочтение текста произведения;

Оборудование: УМК «Школа России» 2 класс 2 часть, раздаточный материал, презентация.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4_literatura_rasskaz_n._n._nosova_na_gorke.docx69.41 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 18.02.2022

Школа: 148

Класс: 2 «Е»

Урок: 3

Время: 14:20 – 15:00  Кабинет: 211

Студент: Знайко Екатерина Александровна

Группа: 34

Учитель: Ашмарина Вера Николаевна

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока: Рассказ Н. Н. Носова «На горке»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Н.Н. Носова «На горке»

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Продолжать знакомить учащихся с творчеством Н.Н. Носова;

Развивающие:

  1. Развивать устную связную речь в процессе диалога с учителем;
  2. Развивать навык выразительного чтения через прочтение текста произведения;
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость при чтении произведения через ответы на вопросы учителя;

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к чтению через занимательные материалы;
  2. Воспитывать любознательность через выразительное прочтение текста произведения;

Оборудование: УМК «Школа России» 2 класс 2 часть, раздаточный материал, презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося


Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Психологический настрой

Наглядный метод: показ

1. Психологический настрой на урок.

- Здравствуйте ребята. Для начала давайте сыграем с вами в небольшую игру «Привет, сосед!»

- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь… Теперь повторяйте за мной:

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

- Отлично, вы большие молодцы. Садитесь. Давайте теперь проверим, все ли готовы к уроку.

2. Проверка готовности к уроку.

- У всех на столах лежат учебник, пенал? Если да, то покажите мне палец вверх.

3. Приветствую учащихся

- Меня зовут Екатерина Александровна и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

- Мы с вами настроились на урок, проверили готовность к нему и поприветствовали друг друга, теперь переходим дальше.

Настраиваются на урок

 Привет, сосед!

 Улыбнись мне в ответ.

 Я хочу, чтобы ты не грустил,

 Всем улыбки сегодня дарил.

Проверяют готовность к уроку

Приветствуют учителя

Л: мотивация учебной деятельности

Р: самоопределение к деятельности;

Слайд № 1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

1. Речевая разминка

– Сейчас, на доске представлена скороговорка, послушайте её, а после ответьте на мои вопросы:

«Везет на горку Саня

За собою сани.

Ехал с горки Саня

А на Сане сани».

– Ответьте на вопросы: «О чем скороговорка?»

– «Какой звук будем отрабатывать?»

– Давайте прочитаем скороговорку вместе в медленном темпе, а затем с убыстрением.

– А теперь прочитайте скороговорку в быстром темпе очень тихо, а затем громко.

– Ребята, кто хочет попробовать самостоятельно прочитать скороговорку очень быстро?

– Молодцы, как вы думаете, зачем мы выполняли речевую разминку?

– Я вам желаю сегодня на уроке читать четко, выразительно и громко.

– У вас на партах лежит лист «Мой успех на уроке», если вы правильно выполнили речевую разминку, то поставьте плюс, если не получилось, то минус.

2. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Ребята, а кто мне напомнит, что такое рассказ? 

– Чем рассказ отличается от сказки?

– А какие особенности у рассказа, как вы думаете?

– Какие мы молодцы, упражнение выполнили, освежили в памяти знания. Идём дальше.

– О Саше и санях

– Звук «С»

– Чтобы научиться четко произносить звуки, размяться перед чтением текста.

– Небольшое прозаичное произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

В сказке, как правило, наряду с обычными персонажами - людьми, соседствуют фантастические и вымышленные говорящие герои, которых в реальной жизни не встретишь. А рассказы, хоть и не всегда опираются на реальные события, всегда можно представить происходящими с людьми.

- В рассказе вымышленные или реальные события описываются как достоверные, происходящие в определенном месте и связанные с конкретным временем.

П: понимать информацию, представленную в изобразительном виде
П: принимать и сохранять учебную задачу

Л: умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей

Слайд № 2

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

1. Побуждает учащихся к формулированию темы и целей урока.

– У вас на партах лежит Карточка 1. Это экспресс-опрос. Ваша задача соединить название рассказа со строчками его произведения, так как это экспресс опрос времени у вас не много.

– Давайте проверим. Посмотрите на слайд.

– Были ли у вас затруднения?

– Почему осталась одна строчка?

– Возьмите карточку «Мой успех на уроке» и поставьте плюс если вы выполнили карточку без ошибок, поставьте минус если допустили ошибки.

– А кто может сказать, кто записал эти рассказы?

Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя. А как называется этот рассказ, попробуйте с соседом по парте догадаться…

– Даю подсказку: название состоит из двух слов.

– Сформулируйте тему урока полностью.

– Исходя из темы, давайте определим цель. На слайде есть подсказки

Познакомиться…

Учиться…

 

2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

– Давайте составим план нашего урока. Какой он будет?

– Именно такому по такому плану мы и будем работать весь урок.

– Я желаю вам продуктивной работы по намеченному плану.

Выполняют экспресс опрос.

– Да, у нас осталась одна строчка

– Потому что мы не знаем из какого произведения эта строчка.

Самооценивание

– Эти рассказы написал Николай Николаевич Носов

Дети разгадывают анаграмму:

А Н К Е Г О Р ( На горке)

Тема урока: Николай Носов «На горке».

Цели:

познакомиться с произведением Н.Носова «На горке»

учиться правильно и выразительно читать, и анализировать произведение Н. Носова «На горке»

- 1. Познакомится с рассказом Н. Носова «На горке»

2. Поразмышлять над прочитанным

П: понимать информацию, представленную в изобразительном виде

Л: умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей

Раздаточный материал

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

Слайд № 8

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

1. Подводит учащихся к выводу.

– Что означает за слово «горка»?


– А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.
– Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д..

– Каким является слово горка? 

– Как вы думаете, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? 

– Как вы догадались?

– Делали ли вы горки зимой?

– Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

– Ребята, а вы любите бывать на горке?
– Почему?

2. Организует подготовку к первичному прочтению текста.

– Давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексе.

– Читаем по слогам, а затем целыми словами: 

СГРЕ-БА-ЛИ       –    СГРЕБАЛИ

– Подберите слово, близкое по значению
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ - СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ – ТРУДЯТСЯ

– Подберите слово с противоположным значением
СКОЛЬЗ-КА-Я -СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ-СЯ -  ВЗОБРАЛСЯ

– Замените слово влезть, близким по значению
ДВОР-НИЦ-КА-Я ДВОРНИЦКАЯ

– Найдите толкование этого слова в словарике на странице 214 

- Давайте подберём родственные слов.

- Подберите слова, которыми можно заменить данное слово
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ- ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ ЧЕТВЕРЕНЬКИ

– Как вы понимаете это слово? 


НА-ПОР-ТИЛ      –     НАПОРТИЛ Подберите слова, близкие по значению

3. Организует первичное прочтение текста, предварительно осуществив целевую установку.

– И так ребята, сейчас мы познакомимся с рассказом Н Носова «На горке».

– Как вы думаете, о чем этот рассказ?

– Проверим, подтвердятся ли ваши предположения. Для этого мы прочитаем рассказ.

Чтение текста.

Читаем по цепочке, по 1 предложению.

4. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прочтения.

– Совпали ли ваши предположения с текстом автора?

– Теперь предлагаю вам немного подвигаться. Все встаём со своих мест и повторяем за мной.

Раз, два, раз, два-    (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой,
(имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой 

(вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)
Двор украшен в декабре.
Раз, два, раз, два    

(ритмично топаем)
Вот и кончилась игра.

– Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью.

Многозначным словом

– Про снежную горку

– Иллюстрация в учебнике

– Да/нет

Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения и времени. Одному человеку с такой работой не справиться

– Да

– Собирали

– Ленятся

– Вскарабкаться

– Дворницкая – (устаревшее), помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту на улице.

– Склад, подсобка…

– Человек стоит, одновременно опираясь на обе ноги и обе руки

– Сломал, повредить, напортачить.

Предположения учащихся

Ответы учащихся

Л: умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

К: формулировать собственное мнение и позицию

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

1. Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

- Понравился ли вам рассказ? Какой эпизод? Прочитайте его.

- А что делал Котька, когда ребята трудились?

-Почему же он не вышел?

-Какой он?

- Что произошло, когда ребята ушли обедать?

- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

- А зачем он посыпал горку песком?

- Что из этого вышло? Прочитайте.

- Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

- Котька сразу согласился это сделать?

- Понравилось ли Котьке работать?

- Подтвердите словами из текста…

- Как вы думаете, изменился ли Котька?

- Кто помог ему стать лучше?

- Попадали ли вы в такую ситуацию? Кем вы были Котькой или ребятами

Читают фрагмент

Читают фрагмент

 Не хотел трудиться, но хотел кататься

– Хитрый

– Котька быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор.

Читают фрагмент

– Он не мог на нее взобраться

Читают фрагмент

– Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом

– Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег

Читают фрагмент

 Да, он стал лучше

 Его товарищи

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

1. Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, формулирует вывод.

– У вас на столах лежат карточки, найдите с соседом по парте пословицу, которая выражает главную мысль рассказа и обсудите что она означает и почему именно она подходит:

1. Поспешишь – людей насмешишь.

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

– Так какая пословица подходит к этому рассказу?

– Посмотрите на слайд, совпадает ли ваше мнение?

– Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

– Возьмите карточку «Мой успех на уроке» и оцените свою работу, если вы смогли договориться с соседом по парте и правильно выбрали пословицу, то поставьте плюс, если у вас возникли трудности, то поставьте минус.

Ответы детей

– 3

Каждый человек должен сам исправить то, что он испортил.

Самооценивание

К: общение и взаимодействие – умение представлять и сообщать устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

К: формулировать собственное мнение и позицию;

Слайд № 13

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический метод: взаимопроверка

1. Побуждение высказыванию своего мнения.

Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их и обсудите с соседом по парте.

– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа?

– Попробуйте с соседом по парте устно определить порядок рисунков.

– Посмотрите на слайд, давайте проверим как вы расставили картинки по порядку.

 Возьмите карточку «Мой успех на уроке» и оцените свою работу, если вы правильно расставили порядок, то поставьте плюс, если вы допустили ошибки, то поставьте минус.

– Каких картинок не хватает?

– Давайте озаглавим каждую картинку и добавим недостающие заглавия в наш план.

2. Формирует задание

- Ваше домашнее задание: прочитать рассказ со страницы 60 по 63.

– Нет

Устно выбирают правильный порядок

План:

  1. Ребята строят горку.
  2. Хитрый Котька смотрит в окно.
  3. Хитрец на скользкой горке.
  4. Котька испортил горку песком.
  5. Ребята ругают Котьку.
  6. Котька помогает ребятам.
  7. Котька делает ступеньки.

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

К: формулировать собственное мнение и позицию

Слайд № 14

Карточки на доске

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

1. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

- С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?

Чтобы:

  • Развеселить читателя.
  • Подшутить над кем-нибудь.
  • Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
  • Разбудить фантазию.
  • Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

- Итак, я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

– Почему дети так любят читать рассказы Носова?

– Что объединяет рассказы Николая Носова?

–Все его произведения юмористического характера. Автор обычно изображает людей, их недостатки, слабости, переживания в смешном, комическом виде. Он выражает насмешливое отношение к ним.

 2. Проводит беседу по вопросам

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?

3. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

- Возьмите карточку «Мой успех на уроке» и посмотрите есть ли те, у кого все плюсы, у кого 1 минус, у кого 2 минуса, а есть те, у кого все минусы?

– Что нужно сделать чтобы минусов было меньше?

- Молодцы! На этом наш урок подходит к концу. До новых встреч!

Учащиеся выбирают подходящий вариант

– Рассказы очень смешные, поучительные, весёлые…)

– Они все шутливые.

Ответы учащихся

- Да, нет

- Радость, грусть, неприязнь

Л: учитывать разные мнения

Л: учитывать разные мнения

Слайд № 15

Слайд № 16

 

Карточка №1

Задание: соедините стрелкой строчку из рассказа с его названием.

Живая шляпа

Затейники

Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.

Целый день ребята трудились – стоили снежную горку во дворе.

Котенок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.

Карточка №1

Задание: соедините стрелкой строчку из рассказа с его названием.

Живая шляпа

Затейники

Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.

Целый день ребята трудились – стоили снежную горку во дворе.

Котенок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.

Карточка №1

Задание: соедините стрелкой строчку из рассказа с его названием.

Живая шляпа

Затейники

Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.

Целый день ребята трудились – стоили снежную горку во дворе.

Котенок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.

        

Фамилия Имя

Мой успех на уроке

Моя деятельность на уроке:

+ задание выполнено без ошибок

- задание выполнено с ошибкой

  1. Речевая разминка

  1. Карточка №1

  1. Выбор подходящей пословицы

  1. Составление верной последовательности рисунков

Фамилия Имя

Мой успех на уроке

Моя деятельность на уроке:

+ задание выполнено без ошибок

- задание выполнено с ошибкой

  1. Речевая разминка

  1. Карточка №1

  1. Выбор подходящей пословицы

  1. Составление верной последовательности рисунков

Фамилия Имя

Мой успех на уроке

Моя деятельность на уроке:

+ задание выполнено без ошибок

- задание выполнено с ошибкой

  1. Речевая разминка

  1. Карточка №1

  1. Выбор подходящей пословицы

  1. Составление верной последовательности рисунков

  1. Ребята строят горку.
  1. Хитрый Котька смотрит в окно.
  1. Хитрец на скользкой горке.
  1. Котька испортил горку песком.
  1. Ребята ругают Котьку.
  1. Котька помогает ребятам.
  1. Котька делает ступеньки.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев. Капалуха", 3 класс, УМК "Школа России"

Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, "диалог с автором"....

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Рукавичка» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: ознакомление с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствование навыка чтения.   Планируемые результаты:...

Технологическая карта урока литературного чтения Н. Н. Носов На горке, 2 класс

Тип урока: комбинированный.Задачи: Образовательные: развивать умение бегло и выразительно  читать; формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе; наход...

Технологическая карта урока литературного чтения "Великие русские писатели. А. С. Пушкин", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с творчеством и биографией А.С. Пушкина. Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом Ю.И. Ермолаев «Проговорился»: определять главную мысль произведения, выразительно читать на основе со...

Технологическая карта урока литературного чтения "В. Драгунский «Друг детства»" (УМК Школа России, 3 класс )

Тема урока «В.Ю. Драгунский «Друг детства»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихи Успенского».(УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Э. Успенского;  «Если был бы я девчонкой» «...