Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказ Н. Н. Носова «На горке»". УМК "Школа России", 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Н.Н. Носова «На горке»
Задачи урока:
Дидактические:
- Продолжать знакомить учащихся с творчеством Н.Н. Носова;
Развивающие:
- Развивать устную связную речь в процессе диалога с учителем;
- Развивать навык выразительного чтения через прочтение текста произведения;
- Развивать эмоциональную отзывчивость при чтении произведения через ответы на вопросы учителя;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к чтению через занимательные материалы;
- Воспитывать любознательность через выразительное прочтение текста произведения;
Оборудование: УМК «Школа России» 2 класс 2 часть, раздаточный материал, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_4_literatura_rasskaz_n._n._nosova_na_gorke.docx | 69.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 18.02.2022 Школа: 148 Класс: 2 «Е» Урок: 3 Время: 14:20 – 15:00 Кабинет: 211 | Студент: Знайко Екатерина Александровна Группа: 34 Учитель: Ашмарина Вера Николаевна Методист: Солопова Татьяна Викторовна |
Тема урока: Рассказ Н. Н. Носова «На горке»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Н.Н. Носова «На горке»
Задачи урока:
Дидактические:
- Продолжать знакомить учащихся с творчеством Н.Н. Носова;
Развивающие:
- Развивать устную связную речь в процессе диалога с учителем;
- Развивать навык выразительного чтения через прочтение текста произведения;
- Развивать эмоциональную отзывчивость при чтении произведения через ответы на вопросы учителя;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к чтению через занимательные материалы;
- Воспитывать любознательность через выразительное прочтение текста произведения;
Оборудование: УМК «Школа России» 2 класс 2 часть, раздаточный материал, презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Психологический настрой Наглядный метод: показ | 1. Психологический настрой на урок. - Здравствуйте ребята. Для начала давайте сыграем с вами в небольшую игру «Привет, сосед!» - Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь… Теперь повторяйте за мной: Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил. - Отлично, вы большие молодцы. Садитесь. Давайте теперь проверим, все ли готовы к уроку. 2. Проверка готовности к уроку. - У всех на столах лежат учебник, пенал? Если да, то покажите мне палец вверх. 3. Приветствую учащихся - Меня зовут Екатерина Александровна и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. - Мы с вами настроились на урок, проверили готовность к нему и поприветствовали друг друга, теперь переходим дальше. | Настраиваются на урок – Привет, сосед! – Улыбнись мне в ответ. – Я хочу, чтобы ты не грустил, – Всем улыбки сегодня дарил. Проверяют готовность к уроку Приветствуют учителя | Л: мотивация учебной деятельности Р: самоопределение к деятельности; | Слайд № 1 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | 1. Речевая разминка – Сейчас, на доске представлена скороговорка, послушайте её, а после ответьте на мои вопросы: «Везет на горку Саня За собою сани. Ехал с горки Саня А на Сане сани». – Ответьте на вопросы: «О чем скороговорка?» – «Какой звук будем отрабатывать?» – Давайте прочитаем скороговорку вместе в медленном темпе, а затем с убыстрением. – А теперь прочитайте скороговорку в быстром темпе очень тихо, а затем громко. – Ребята, кто хочет попробовать самостоятельно прочитать скороговорку очень быстро? – Молодцы, как вы думаете, зачем мы выполняли речевую разминку? – Я вам желаю сегодня на уроке читать четко, выразительно и громко. – У вас на партах лежит лист «Мой успех на уроке», если вы правильно выполнили речевую разминку, то поставьте плюс, если не получилось, то минус. 2. Проводит параллель с ранее изученным материалом. – Ребята, а кто мне напомнит, что такое рассказ? – Чем рассказ отличается от сказки? – А какие особенности у рассказа, как вы думаете? – Какие мы молодцы, упражнение выполнили, освежили в памяти знания. Идём дальше. | – О Саше и санях – Звук «С» – Чтобы научиться четко произносить звуки, размяться перед чтением текста. – Небольшое прозаичное произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера. – В сказке, как правило, наряду с обычными персонажами - людьми, соседствуют фантастические и вымышленные говорящие герои, которых в реальной жизни не встретишь. А рассказы, хоть и не всегда опираются на реальные события, всегда можно представить происходящими с людьми. - В рассказе вымышленные или реальные события описываются как достоверные, происходящие в определенном месте и связанные с конкретным временем. | П: понимать информацию, представленную в изобразительном виде Л: умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей | Слайд № 2 | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | 1. Побуждает учащихся к формулированию темы и целей урока. – У вас на партах лежит Карточка 1. Это экспресс-опрос. Ваша задача соединить название рассказа со строчками его произведения, так как это экспресс опрос времени у вас не много. – Давайте проверим. Посмотрите на слайд. – Были ли у вас затруднения? – Почему осталась одна строчка? – Возьмите карточку «Мой успех на уроке» и поставьте плюс если вы выполнили карточку без ошибок, поставьте минус если допустили ошибки. – А кто может сказать, кто записал эти рассказы? – Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя. А как называется этот рассказ, попробуйте с соседом по парте догадаться… – Даю подсказку: название состоит из двух слов. – Сформулируйте тему урока полностью. – Исходя из темы, давайте определим цель. На слайде есть подсказки Познакомиться… Учиться…
2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке. – Давайте составим план нашего урока. Какой он будет? – Именно такому по такому плану мы и будем работать весь урок. – Я желаю вам продуктивной работы по намеченному плану. | Выполняют экспресс опрос. – Да, у нас осталась одна строчка – Потому что мы не знаем из какого произведения эта строчка. Самооценивание – Эти рассказы написал Николай Николаевич Носов Дети разгадывают анаграмму: А Н К Е Г О Р ( На горке) Тема урока: Николай Носов «На горке». Цели: познакомиться с произведением Н.Носова «На горке» учиться правильно и выразительно читать, и анализировать произведение Н. Носова «На горке» - 1. Познакомится с рассказом Н. Носова «На горке» 2. Поразмышлять над прочитанным | П: понимать информацию, представленную в изобразительном виде Л: умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей | Раздаточный материал Слайд № 3 Слайд № 4 Слайд № 5 Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8 | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | 1. Подводит учащихся к выводу. – Что означает за слово «горка»?
– Каким является слово горка? – Как вы думаете, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? – Как вы догадались? – Делали ли вы горки зимой? – Скажите, что нужно для строительства снежной горки? – Ребята, а вы любите бывать на горке? 2. Организует подготовку к первичному прочтению текста. – Давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексе. – Читаем по слогам, а затем целыми словами: СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ – Подберите слово, близкое по значению – Подберите слово с противоположным значением – Замените слово влезть, близким по значению – Найдите толкование этого слова в словарике на странице 214 - Давайте подберём родственные слов. - Подберите слова, которыми можно заменить данное слово – Как вы понимаете это слово?
3. Организует первичное прочтение текста, предварительно осуществив целевую установку. – И так ребята, сейчас мы познакомимся с рассказом Н Носова «На горке». – Как вы думаете, о чем этот рассказ? – Проверим, подтвердятся ли ваши предположения. Для этого мы прочитаем рассказ. Чтение текста. – Читаем по цепочке, по 1 предложению. 4. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прочтения. – Совпали ли ваши предположения с текстом автора? – Теперь предлагаю вам немного подвигаться. Все встаём со своих мест и повторяем за мной. Раз, два, раз, два- (хлопаем в ладоши) (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево) (ритмично топаем) | – Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. – Многозначным словом – Про снежную горку – Иллюстрация в учебнике – Да/нет – Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения и времени. Одному человеку с такой работой не справиться – Да – Собирали – Ленятся – Вскарабкаться – Дворницкая – (устаревшее), помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту на улице. – Склад, подсобка… – Человек стоит, одновременно опираясь на обе ноги и обе руки – Сломал, повредить, напортачить. Предположения учащихся Ответы учащихся | Л: умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей К: формулировать собственное мнение и позицию Р: принимать и сохранять учебную задачу; Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Слайд № 9 Слайд № 10 Слайд № 11 Слайд № 12 | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | 1. Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. - Понравился ли вам рассказ? Какой эпизод? Прочитайте его. - А что делал Котька, когда ребята трудились? -Почему же он не вышел? -Какой он? - Что произошло, когда ребята ушли обедать? - Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку. - А зачем он посыпал горку песком? - Что из этого вышло? Прочитайте. - Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? - Котька сразу согласился это сделать? - Понравилось ли Котьке работать? - Подтвердите словами из текста… - Как вы думаете, изменился ли Котька? - Кто помог ему стать лучше? - Попадали ли вы в такую ситуацию? Кем вы были Котькой или ребятами | Читают фрагмент Читают фрагмент – Не хотел трудиться, но хотел кататься – Хитрый – Котька быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Читают фрагмент – Он не мог на нее взобраться Читают фрагмент – Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом – Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег Читают фрагмент – Да, он стал лучше – Его товарищи | Р: принимать и сохранять учебную задачу; | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | 1. Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, формулирует вывод. – У вас на столах лежат карточки, найдите с соседом по парте пословицу, которая выражает главную мысль рассказа и обсудите что она означает и почему именно она подходит: 1. Поспешишь – людей насмешишь. 2. Семь раз отмерь, а один отрежь. 3. Умел ошибиться, умей и поправиться. – Так какая пословица подходит к этому рассказу? – Посмотрите на слайд, совпадает ли ваше мнение? – Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним. – Возьмите карточку «Мой успех на уроке» и оцените свою работу, если вы смогли договориться с соседом по парте и правильно выбрали пословицу, то поставьте плюс, если у вас возникли трудности, то поставьте минус. | Ответы детей – 3 Каждый человек должен сам исправить то, что он испортил. Самооценивание | К: общение и взаимодействие – умение представлять и сообщать устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; К: формулировать собственное мнение и позицию; | Слайд № 13 | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Практический метод: взаимопроверка | 1. Побуждение высказыванию своего мнения. – Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их и обсудите с соседом по парте. – Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? – Попробуйте с соседом по парте устно определить порядок рисунков. – Посмотрите на слайд, давайте проверим как вы расставили картинки по порядку. – Возьмите карточку «Мой успех на уроке» и оцените свою работу, если вы правильно расставили порядок, то поставьте плюс, если вы допустили ошибки, то поставьте минус. – Каких картинок не хватает? – Давайте озаглавим каждую картинку и добавим недостающие заглавия в наш план. 2. Формирует задание - Ваше домашнее задание: прочитать рассказ со страницы 60 по 63. | – Нет Устно выбирают правильный порядок План:
| П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий К: формулировать собственное мнение и позицию | Слайд № 14 Карточки на доске |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | 1. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. - С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Чтобы:
- Итак, я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать. – Почему дети так любят читать рассказы Носова? – Что объединяет рассказы Николая Носова? –Все его произведения юмористического характера. Автор обычно изображает людей, их недостатки, слабости, переживания в смешном, комическом виде. Он выражает насмешливое отношение к ним. 2. Проводит беседу по вопросам – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? 3. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. - Возьмите карточку «Мой успех на уроке» и посмотрите есть ли те, у кого все плюсы, у кого 1 минус, у кого 2 минуса, а есть те, у кого все минусы? – Что нужно сделать чтобы минусов было меньше? - Молодцы! На этом наш урок подходит к концу. До новых встреч! | Учащиеся выбирают подходящий вариант – Рассказы очень смешные, поучительные, весёлые…) – Они все шутливые. Ответы учащихся - Да, нет - Радость, грусть, неприязнь | Л: учитывать разные мнения Л: учитывать разные мнения | Слайд № 15 Слайд № 16 |
Карточка №1 | ||
Задание: соедините стрелкой строчку из рассказа с его названием. | ||
Живая шляпа Затейники | Мы всегда затеваем какие-нибудь игры. | |
Целый день ребята трудились – стоили снежную горку во дворе. | ||
Котенок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. | ||
Карточка №1 | ||
Задание: соедините стрелкой строчку из рассказа с его названием. | ||
Живая шляпа Затейники | Мы всегда затеваем какие-нибудь игры. | |
Целый день ребята трудились – стоили снежную горку во дворе. | ||
Котенок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. | ||
Карточка №1 | ||
Задание: соедините стрелкой строчку из рассказа с его названием. | ||
Живая шляпа Затейники | Мы всегда затеваем какие-нибудь игры. | |
Целый день ребята трудились – стоили снежную горку во дворе. | ||
Котенок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. |
Фамилия Имя | |
Мой успех на уроке | |
Моя деятельность на уроке: | + задание выполнено без ошибок - задание выполнено с ошибкой |
| |
| |
| |
| |
Фамилия Имя | |
Мой успех на уроке | |
Моя деятельность на уроке: | + задание выполнено без ошибок - задание выполнено с ошибкой |
| |
| |
| |
| |
Фамилия Имя | |
Мой успех на уроке | |
Моя деятельность на уроке: | + задание выполнено без ошибок - задание выполнено с ошибкой |
| |
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев. Капалуха", 3 класс, УМК "Школа России"
Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, "диалог с автором"....
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Рукавичка» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: ознакомление с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствование навыка чтения. Планируемые результаты:...
Технологическая карта урока литературного чтения Н. Н. Носов На горке, 2 класс
Тип урока: комбинированный.Задачи: Образовательные: развивать умение бегло и выразительно читать; формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе; наход...
Технологическая карта урока литературного чтения "Великие русские писатели. А. С. Пушкин", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с творчеством и биографией А.С. Пушкина. Задачи урокаДидактичес...
Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом Ю.И. Ермолаев «Проговорился»: определять главную мысль произведения, выразительно читать на основе со...
Технологическая карта урока литературного чтения "В. Драгунский «Друг детства»" (УМК Школа России, 3 класс )
Тема урока «В.Ю. Драгунский «Друг детства»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произвед...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихи Успенского».(УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Э. Успенского; «Если был бы я девчонкой» «...