технологическая карта урока Литературное чтение 2 кл УМК "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Слива Ирина Владимировна

Данный конспект урока по литературному чтению во 2 классе будет полезен учителям, работающим по УМК "Перспектива". Тема урока: "Э.Успенский "Крокодил Гена и его друзья". Обсуждение проблемы: "Как найти друзей". Тип урока - урок - проблема

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_2_klass_chtenie.docx229.33 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Муниципальное образование Ейский  район

Муниципальная бюджетная  общеобразовательная организация

гимназия № 14 имени первого лётчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина города Ейска

Муниципальный конкурс разработок уроков литературы и русского языка в рамках реализации ФГОС НОО и ООО

 

«Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей».

Работу выполнила:

Учитель начальных классов  Слива Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ гимназии № 14 г. Ейска

Адрес учреждения: Краснодарский край

г. Ейск, ул. Коммунистическая д. 49/12,

Телефон: 4-65-43

2015 г.


Пояснительная записка

Ф.И.О. учителя: Слива Ирина Владимировна

Учебный  предмет: литературное  чтение

Класс: 2 класс

Автор  УМК (программы  учебного  курса): Литературное чтение 2 класс («Перспектива») Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий - М. «Просвещение»  (Учебник, 2012)

Тема урока: «Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей».

Тип урока: урок – проблема.

Цель:  формирование    образовательных    компетенций              (информационных,    коммуникативных,      креативных,          рефлексивных) учащихся 2 «в» класса в предметной области  литературное чтение  по   теме   «Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей».

Учебные задачи:                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

1) Формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2)  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

1) Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу,   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации, формирование  начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) Формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,  слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения  и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога,  умения работать в статичных  группах в режиме интерактивного обучения.

3) Развитие способности активно использовать   речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

1) Формирование навыка чтения: чтения произведения вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя;

2) Формирование  умения осознанно воспринимать и оценивать содержание  текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, понимать юмор в произведении;

3) Формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности, сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки; восстанавливать последовательность событий по вопросам;

4) Развитие творческих способностей.

Средства (оборудование):

1) Учебник по литературному чтению (УМК «Перспектива» Л.Ф. Климанова);

2) портрет Э. Успенского;

3) выставка его произведений;

4) мультфильм о «Крокодил Гена и его друзья», видеоролик на песню «Чебурашка»

5) проектор-компьютер, ноутбук, мультимедийная доска;

6) карточки (текст речевой разминки, задания),  листы  самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки учащихся.

Технологическая  карта  урока

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока

(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап урока

Эмоциональное начало урока Слайд 1

- Встанем в круг и поприветствуем друг друга.

- Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия.

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Настраиваются на работу

Учащиеся  встают в круг и произносят слова  приветствия:

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность

.

Речевая разминка

 Слайд 2

Прочитать скороговорку

Щука добрая была,

Дружбу с рыбами вела.

Из морской капусты щей

Щука наварила,

Окуньков, бычков, лещей

Щами угостила.

Ф. Бобылев (Приложение1)

- Какие слова непонятны в тексте скороговорки?

- О чем эта скороговорка?

- Прочитайте скороговорку с разной интонацией.

Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы

О взаимоотношениях между жителями подводного мира

Игра «Дешифровщик»

Слайд 3

Учитель предлагает  с помощью игры расшифровать слово, с которыми предстоит работать.

- Расшифруйте запись.

Взаимодействуя в парах учащиеся на карточке расшифровывают слово

2,2;3,2;3,4;4,1;1,1;1,4;3,3;1,1

Чебурашка

Развитие коммуникативной компетенции

Возможность проявить творчество при выполнении данного задания

Прослушивание песни «Чебурашка» Слайд 4

Диалог, основанный на предположениях детей

Учитель предлагает прослушать 1 куплет песни

Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает  ответить на вопросы:

-Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?

- Попробуйте предположить,  о чём будем говорить на уроке?

 Кто автор произведения о Чебурашке»?

Учащиеся прослушивают первый куплет песни

Учащиеся высказывают свои предположения,  строят ассоциации на основе прослушивания  музыкального произведения. Вспоминают, кто автор произведения, где главный герой - Чебурашка

Эдуард Успенский

Развитие коммуникативной компетенции

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции,  

Определение темы урока

Слайд 5

Сформулируйте цели урока

Формулируют цели: познакомиться с героями произведения Э.Успенского,  обсудить проблему «Как найти друзей»

Формулирование задач урока

Что нам необходимо сделать, чтобы добиться выполнения цели

Называют задачи: прочитать отрывок из произведения в  учебнике, сравнить героев произведения, характеризовать их поступки

  1. Процессуально-содержательный  этап урока

Рассказ учителя об Э.Успенском

Слайд 6

-Что вы знаете о писателе? (Приложение2)

- Посмотрите на выставку книг, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.

“Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить”

Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их.

Учащиеся слушают рассказ учителя о писателе

Учащиеся рассматривают выставку книг писателя

Первичное чтение и обсуждение

- Понравился ли вам этот рассказ?

- К какому типу текста относится этом рассказ? (повествование, описание, рассуждение)

- Что вы узнали о крокодиле?

- Почему ему было грустно и одиноко?

- Как крокодил Гена решил найти себе друзей?

- Кто стал друзьями Гены? Если не знаете, найдите книгу в библиотеке и прочитайте ее.

- Девочка Галя, которая пришла к крокодилу на следующий день, сказала, что в объявлении есть ошибки. Какие? Найдите их

Чтение сказки с 126-127 хорошо читающими учащимися

Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы

Развитие коммуникативной компетенции

Возможность выразить свои чувства

Возможность проявить творчество при выполнении данного задания

  1. Этап закрепления

Минутка релаксации - «Друзья»

Слайд 7

Учитель объясняет принцип активной минуты релаксации, проводит ее

Дети выполняют гимнастику для глаз

Возможность отдохнуть от мыслительной деятельности

Выразительное чтение отрывка

Слайд 8

- Прочитайте выразительно эту главу

- Какой фрагмент из главы проиллюстрировал художник? Найдите и прочитайте

Выборочное чтение

- Просмотрите мультфильм по этому произведению

(Учитель убирает звук при просмотре и предлагает озвучить отрывок)

Работа в парах

Развитие коммуникативной компетенции

Возможность проявить творчество при выполнении данного задания

Решение эвристической задачи

Ответьте на вопрос задачи, обсудив его в группах.

- Какую тему затронул автор?

- Есть ли у вас друзья?

- Как вы нашли себе друзей?

Учащиеся высказывают свои гипотезы.

Работа в творческой тетради с 47  Ответы на вопросы анкеты «Мой лучший друг»

Развитие коммуникативной компетенции

Возможность проявить творческие способности при решении задачи, показать умения отвечать на вопросы анкеты

Постановка проблемы

Работа в творческой тетради с 48

Распредели пословицы и поговорки по следующим темам:

- Дружба;

- Мир и согласие;

- Правда и ложь;

- Добро и зло

Дополни пословицы Слайд 9

Выполняют работу в группах

Развитие коммуникативной компетенции

Возможность проявить творчество при отборе нужного материала

Подведение итогов

- Как вы думаете, сумели ли мы справиться с целью урока?

- Решили ли мы его задачи?

- Оценивается работа учеников учителем, проводится взаимооценка работы групп

Учащиеся отвечают на вопросы

Возможность критически оценивать деятельность друг друга

IV Рефлексивный этап урока

Беседа

- Давайте с вами вернемся к нашей проблеме и ответим:
— Смогли ли нам помочь составить портрет настоящего друга герои произведения «Крокодил Гена и его друзья». 

- Какими качествами характера наделил Успенский своих героев, чтобы они стали настоящими друзьями?

- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?

- Я уверена, что каждый бы хотел иметь такого друга, как Гена, ведь в жизни необходимы друзья, чтобы можно было с ним общаться, играть, поделиться своей радостью, спросить совета и т.д.
-Эдуард Успенский говорит так: «Хорошие друзья, будь они крокодилами или людьми, или собаками- радуют друг друга просто тем, что они есть».

Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, рефлексируют.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос

Храбрый
Ответственный
Надежный
Терпеливый
Добрый
Интересный
Веселый 

Самооценка

Слайд 10

Синквейн

Слайд 11

Учитель предлагает заполнить лесенку успеха

(Приложение3)

- Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям!

Учащиеся заполняют лист самооценки

Учащиеся составляют синквейн:

1.Дружба.

2.Верная, крепкая.

3.Доверять, помогать, не  предавать.

4.Не оставлять друга в беде.

5.Верность.

Развитие коммуникативной компетенции

Возможность проявить творчество при отборе нужного материала

V Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

Слайд 12

стр. 126-127

 Краткий пересказ

Дополнительное задание (по выбору)

Взять и прочитать в библиотеке книгу Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»

Творческое задание

Составить кроссворд «Друзья Крокодила Гены»

Возможность проявить творческие способности



Приложение 1

Речевая разминка

Щука добрая была,

Дружбу с рыбами вела.

Из морской капусты щей

Щука наварила,

Окуньков, бычков, лещей

Щами угостила.

Ф. Бобылев


Приложение 2

Биография Э.Н. Успенского

Эдуард Николаевич Успенский родился в Московской области в г. Егорьевске 22.12.1937 года.http://www.uspens.info/media/file/binary/2009/8/18/1778868863/03_s.jpg?srv=app1

После окончания школьной жизни Э. Успенский стал студентом Московского авиационного института. В годы учёбы в институте его литературные произведения начали выходить в печать.

Путь к творчеству Успенского начинается в юмористическом жанре совместно с А. Арконовым. Начали издаваться в “Литературной газете” и звучать по радио детские стихи.

В 1966 Эдуард Успенский стал популярен благодаря своим детским произведениям: ”Вниз по волшебной реке”, “Крокодил Гена и его друзья”.

После чего в 1970 году им были написаны такие популярные пьесы как ”Чебурашка и его друзья”, “Отпуск крокодила Гены”, ”Наследство Брахмана” и другие пьесы.

Все дети, не зависимо от возраста, любят созданные автором образы героев: Крокодила Гены, Чебурашки и многих др.

В начале 80-90-х годов автором был создан сборник стихов ”Всё в порядке”, выпущена целая серия книг для детей: "Дядя Федор, пес и кот", "Каникулы в Простоквашино", "Разноцветная семейка", "Колобок идет по следу”.

Также Эдуард Успенский был сценаристом известных до сей поры мультфильмов про Крокодила Гену и Чебурашку, приключения друзей из Простоквашино. Несмотря на смену поколений, герои мультфильмов остаются надолго в сердцах всех зрителей.

Э.Н. Успенский писал также для таких известных передач, как "В нашу гавань заходили корабли", "АБВГДейка", "Радионяня".

Произведения автора издавались на 25 иностранных языках и популярны в Голландии, Франции, Японии, Финляндии, США. 


Приложение 3

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...