технологическая карта урока Литературное чтение 2 кл УМК "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Данный конспект урока по литературному чтению во 2 классе будет полезен учителям, работающим по УМК "Перспектива". Тема урока: "Э.Успенский "Крокодил Гена и его друзья". Обсуждение проблемы: "Как найти друзей". Тип урока - урок - проблема
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_2_klass_chtenie.docx | 229.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Муниципальное образование Ейский район
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
гимназия № 14 имени первого лётчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина города Ейска
Муниципальный конкурс разработок уроков литературы и русского языка в рамках реализации ФГОС НОО и ООО
«Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей».
Работу выполнила:
Учитель начальных классов Слива Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ гимназии № 14 г. Ейска
Адрес учреждения: Краснодарский край
г. Ейск, ул. Коммунистическая д. 49/12,
Телефон: 4-65-43
2015 г.
Пояснительная записка
Ф.И.О. учителя: Слива Ирина Владимировна
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 2 класс («Перспектива») Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий - М. «Просвещение» (Учебник, 2012)
Тема урока: «Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей».
Тип урока: урок – проблема.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся 2 «в» класса в предметной области литературное чтение по теме «Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей».
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
1) Формирование позитивной самооценки, самоуважения;
2) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
1) Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2) Формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога, умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.
3) Развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1) Формирование навыка чтения: чтения произведения вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя;
2) Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, понимать юмор в произведении;
3) Формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности, сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки; восстанавливать последовательность событий по вопросам;
4) Развитие творческих способностей.
Средства (оборудование):
1) Учебник по литературному чтению (УМК «Перспектива» Л.Ф. Климанова);
2) портрет Э. Успенского;
3) выставка его произведений;
4) мультфильм о «Крокодил Гена и его друзья», видеоролик на песню «Чебурашка»
5) проектор-компьютер, ноутбук, мультимедийная доска;
6) карточки (текст речевой разминки, задания), листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки учащихся.
Технологическая карта урока
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока | |
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся | |||
| ||||
Эмоциональное начало урока Слайд 1 - Встанем в круг и поприветствуем друг друга. - Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия. | - Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают). - Доброе утро, небо! (аналогичное движение). - Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают). Настраиваются на работу | Учащиеся встают в круг и произносят слова приветствия: | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность | . |
Речевая разминка Слайд 2 Прочитать скороговорку Щука добрая была, Дружбу с рыбами вела. Из морской капусты щей Щука наварила, Окуньков, бычков, лещей Щами угостила. Ф. Бобылев (Приложение1) | - Какие слова непонятны в тексте скороговорки? - О чем эта скороговорка? - Прочитайте скороговорку с разной интонацией. | Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы О взаимоотношениях между жителями подводного мира | ||
Игра «Дешифровщик» Слайд 3 | Учитель предлагает с помощью игры расшифровать слово, с которыми предстоит работать. - Расшифруйте запись. | Взаимодействуя в парах учащиеся на карточке расшифровывают слово 2,2;3,2;3,4;4,1;1,1;1,4;3,3;1,1 Чебурашка | Развитие коммуникативной компетенции | Возможность проявить творчество при выполнении данного задания |
Прослушивание песни «Чебурашка» Слайд 4 Диалог, основанный на предположениях детей | Учитель предлагает прослушать 1 куплет песни Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы: -Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? - Попробуйте предположить, о чём будем говорить на уроке? Кто автор произведения о Чебурашке»? | Учащиеся прослушивают первый куплет песни Учащиеся высказывают свои предположения, строят ассоциации на основе прослушивания музыкального произведения. Вспоминают, кто автор произведения, где главный герой - Чебурашка Эдуард Успенский | Развитие коммуникативной компетенции | Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, |
Определение темы урока Слайд 5 | Сформулируйте цели урока | Формулируют цели: познакомиться с героями произведения Э.Успенского, обсудить проблему «Как найти друзей» | ||
Формулирование задач урока | Что нам необходимо сделать, чтобы добиться выполнения цели | Называют задачи: прочитать отрывок из произведения в учебнике, сравнить героев произведения, характеризовать их поступки | ||
| ||||
Рассказ учителя об Э.Успенском Слайд 6 | -Что вы знаете о писателе? (Приложение2) - Посмотрите на выставку книг, здесь представлены самые известные и любимые его произведения. “Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить” Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их. | Учащиеся слушают рассказ учителя о писателе Учащиеся рассматривают выставку книг писателя | ||
Первичное чтение и обсуждение | - Понравился ли вам этот рассказ? - К какому типу текста относится этом рассказ? (повествование, описание, рассуждение) - Что вы узнали о крокодиле? - Почему ему было грустно и одиноко? - Как крокодил Гена решил найти себе друзей? - Кто стал друзьями Гены? Если не знаете, найдите книгу в библиотеке и прочитайте ее. - Девочка Галя, которая пришла к крокодилу на следующий день, сказала, что в объявлении есть ошибки. Какие? Найдите их | Чтение сказки с 126-127 хорошо читающими учащимися Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы | Развитие коммуникативной компетенции | Возможность выразить свои чувства Возможность проявить творчество при выполнении данного задания |
| ||||
Минутка релаксации - «Друзья» Слайд 7 | Учитель объясняет принцип активной минуты релаксации, проводит ее | Дети выполняют гимнастику для глаз | Возможность отдохнуть от мыслительной деятельности | |
Выразительное чтение отрывка Слайд 8 | - Прочитайте выразительно эту главу - Какой фрагмент из главы проиллюстрировал художник? Найдите и прочитайте | Выборочное чтение | ||
- Просмотрите мультфильм по этому произведению (Учитель убирает звук при просмотре и предлагает озвучить отрывок) | Работа в парах | Развитие коммуникативной компетенции | Возможность проявить творчество при выполнении данного задания | |
Решение эвристической задачи | Ответьте на вопрос задачи, обсудив его в группах. - Какую тему затронул автор? - Есть ли у вас друзья? - Как вы нашли себе друзей? | Учащиеся высказывают свои гипотезы. Работа в творческой тетради с 47 Ответы на вопросы анкеты «Мой лучший друг» | Развитие коммуникативной компетенции | Возможность проявить творческие способности при решении задачи, показать умения отвечать на вопросы анкеты |
Постановка проблемы Работа в творческой тетради с 48 | Распредели пословицы и поговорки по следующим темам: - Дружба; - Мир и согласие; - Правда и ложь; - Добро и зло Дополни пословицы Слайд 9 | Выполняют работу в группах | Развитие коммуникативной компетенции | Возможность проявить творчество при отборе нужного материала |
Подведение итогов | - Как вы думаете, сумели ли мы справиться с целью урока? - Решили ли мы его задачи? - Оценивается работа учеников учителем, проводится взаимооценка работы групп | Учащиеся отвечают на вопросы | Возможность критически оценивать деятельность друг друга | |
IV Рефлексивный этап урока | ||||
Беседа | - Давайте с вами вернемся к нашей проблеме и ответим: - Какими качествами характера наделил Успенский своих героев, чтобы они стали настоящими друзьями? - Я уверена, что каждый бы хотел иметь такого друга, как Гена, ведь в жизни необходимы друзья, чтобы можно было с ним общаться, играть, поделиться своей радостью, спросить совета и т.д. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, рефлексируют. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос Храбрый | ||
Самооценка Слайд 10 Синквейн Слайд 11 | Учитель предлагает заполнить лесенку успеха (Приложение3) - Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям! | Учащиеся заполняют лист самооценки Учащиеся составляют синквейн: 1.Дружба. 2.Верная, крепкая. 3.Доверять, помогать, не предавать. 4.Не оставлять друга в беде. 5.Верность. | Развитие коммуникативной компетенции | Возможность проявить творчество при отборе нужного материала |
V Объяснение домашнего задания | ||||
Обязательное задание Слайд 12 | стр. 126-127 | Краткий пересказ | ||
Дополнительное задание (по выбору) | Взять и прочитать в библиотеке книгу Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья» | |||
Творческое задание | Составить кроссворд «Друзья Крокодила Гены» | Возможность проявить творческие способности |
Приложение 1
Речевая разминка
Щука добрая была,
Дружбу с рыбами вела.
Из морской капусты щей
Щука наварила,
Окуньков, бычков, лещей
Щами угостила.
Ф. Бобылев
Приложение 2
Биография Э.Н. Успенского
Эдуард Николаевич Успенский родился в Московской области в г. Егорьевске 22.12.1937 года.
После окончания школьной жизни Э. Успенский стал студентом Московского авиационного института. В годы учёбы в институте его литературные произведения начали выходить в печать.
Путь к творчеству Успенского начинается в юмористическом жанре совместно с А. Арконовым. Начали издаваться в “Литературной газете” и звучать по радио детские стихи.
В 1966 Эдуард Успенский стал популярен благодаря своим детским произведениям: ”Вниз по волшебной реке”, “Крокодил Гена и его друзья”.
После чего в 1970 году им были написаны такие популярные пьесы как ”Чебурашка и его друзья”, “Отпуск крокодила Гены”, ”Наследство Брахмана” и другие пьесы.
Все дети, не зависимо от возраста, любят созданные автором образы героев: Крокодила Гены, Чебурашки и многих др.
В начале 80-90-х годов автором был создан сборник стихов ”Всё в порядке”, выпущена целая серия книг для детей: "Дядя Федор, пес и кот", "Каникулы в Простоквашино", "Разноцветная семейка", "Колобок идет по следу”.
Также Эдуард Успенский был сценаристом известных до сей поры мультфильмов про Крокодила Гену и Чебурашку, приключения друзей из Простоквашино. Несмотря на смену поколений, герои мультфильмов остаются надолго в сердцах всех зрителей.
Э.Н. Успенский писал также для таких известных передач, как "В нашу гавань заходили корабли", "АБВГДейка", "Радионяня".
Произведения автора издавались на 25 иностранных языках и популярны в Голландии, Франции, Японии, Финляндии, США.
Приложение 3
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"
laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...