Технологическая карта урока литературного чтения «Рассказ Н. Носова «Федина задача».» (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема урока: «Работа с детскими книгами: авторы юмористических рассказов»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: ознакомление обучающихся с юмористическим рассказом «Федина задача» и его автором Н.Н. Носовым.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить с юмористическим рассказом; 2) развивать умение определять тему, главную мысль произведения; 3) отрабатывать умения анализировать юмористический рассказ. | Предметные: обучающиеся научатся: 1) читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения; 2) объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст; 3) участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста. |
Развивающие: 1) развивать память, образное мышление, воссоздающее творческое воображение, внимание; 2) развивать умение обучающихся анализировать свои ответы, делать выводы; 3) развивать творческие способности обучающихся. | Личностные: 1). явление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; 2) стремление к самовыражению в искусстве слова и творчества; 3) осознание важности русской литературы как средства общения и самовыражения, пронизывающее связь между прошлым и настоящим.
|
Воспитательные: 1) воспитывать любовь к природе в различных ее проявлениях ; 2) воспитывать умение работать в коллективе. 3) привит интерес к поэзии. |
УМК: «Школа Росси», учебник литературного чтения 3 кл.: Учебник Ч.2, презентация, раздаточный материал, канцелярские принадлежности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 22.04.2024 Школа: МБОУ «СОШ №108» Класс: 3 «А» Урок: 3 Время:10:50-11:30 Кабинет: 27 | Студент: Нагорнова Милена Группа: 41 Учитель: Соболева Евгения Викторовна Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна |
Тема урока: «Работа с детскими книгами: авторы юмористических рассказов»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: ознакомление обучающихся с юмористическим рассказом «Федина задача» и его автором Н.Н. Носовым.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить с юмористическим рассказом; 2) развивать умение определять тему, главную мысль произведения; 3) отрабатывать умения анализировать юмористический рассказ. | Предметные: обучающиеся научатся: 1) читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения; 2) объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст; 3) участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста. |
Развивающие: 1) развивать память, образное мышление, воссоздающее творческое воображение, внимание; 2) развивать умение обучающихся анализировать свои ответы, делать выводы; 3) развивать творческие способности обучающихся. | Личностные: 1). явление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; 2) стремление к самовыражению в искусстве слова и творчества; 3) осознание важности русской литературы как средства общения и самовыражения, пронизывающее связь между прошлым и настоящим. |
Воспитательные: 1) воспитывать любовь к природе в различных ее проявлениях ; 2) воспитывать умение работать в коллективе. 3) привит интерес к поэзии. |
УМК: «Школа Росси», учебник литературного чтения 3 кл.: Учебник Ч.2, презентация, раздаточный материал, канцелярские принадлежности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное обрудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создание эмоционального настроя. - Здравствуйте, приготовьтесь к урок литературного чтения, - Подарите друг другу свои добрые и лучезарные улыбки. И давайте зарядимся энергией, для этого посмотрите на каждого члена вашей команды и поочередно соединяйте ладошки, чтобы получился круг, проговаривая: -Желаю, чтобы наш урок прошел отлично. Занимайте свои места. - Проверьте готовность к уроку. На партах у вас лежат учебники, рабочие тетради, пенал с канцелярскими принадлежностями. - Верно, начнем работать, скорее, но еще я хотела бы чтобы вы узнали, что если я захочу узнать, согласны ли вы с каким-либо ответом или высказыванием, то поднимите большой палец вверх, если же вы не согласны, то палец вниз. Потренируемся. - Вы самые умные и красивые ребята? - Завтра будет -27С. - Теперь можем идти дальше. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. Большой палец - желаю Указательный - успеха Средний - большого Безымянный - во всем Мизинец - везде Палец вверх Палец вниз | УУЛД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация. |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Актуализирует знания по пройденным темам. - Отлично! Ну а раз у нас урок литературного чтения, и вам предстоит размышлять и много говорить, то необходимо провести речевую разминку, для этого смотрим на слайд и группа, на которую я показываю начинает чтение. - Молодцы, мне кажется вы хорошо разогрели речевой аппарат. Теперь в парах подумайте, о данной пословице: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» - Как вы думаете, почему урок я начала с этой пословицы? - Это ваше предположение, посмотрите на слайд вы видите изображения, из рассказов автора, который на этот урока, станет для нас главным открытием. - Кто вспомнит и расскажет нам о Н. Носове Н.Носов родился 10 (23) ноября 1908 года в городе Киеве. Ему пришлось с раннего детства работать, потому что его семья была бедной. В 1924 Николай Носов закончил шклу и после школы опять пошел работать. Через три года он смог поступать в Киевский художественный институт, а оттуда перевелся в Московский институт кинематографии. До войны он печатал свои рассказы для детей в журнале «Мурзилка», а во время войны он работал режиссером, создавая учебные военно-технические фильмы. Николай Носов создал такие известные произведения, как «Витя Малеев в школе и дома», «На горке», «Прятки», «Веселы рассказы и повести». Самую большую популярность писателю принесли рассказы о Незнайке: «Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». - Верно, сегодня мы узнаем о рассказе, название, которого зашифровано, отгадайте это послание: фндеаи чааадз | Отвечают на вопросы учителя. - Нельзя начинать два дела одновременно, потому что разделяя свое внимание, не получается полностью и качественно выполнить их. - Значит, сегодня мы будем знакомится с произведением, в котором раскрывается такой же смысл. - Николай Носов. - Известный детский писатель, любимый всеми детьми страны. Николай Носов написал веселые истории о Незнайке и именно благодаря этим рассказам он получил признание и популярность среди детей и взрослых. Возникает затруднение. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | Презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал. |
Постановка учебной задачи (2-3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная работа Словесный: беседа, учебный диалог | Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися. - Предлагаю сформулировать тему урока. Какие у вас есть предположения? - Тогда я вам покажу вот такую подсказку: - Кто изображен на картинке? Как тогда мы расшифруем анаграмму. - Отлично, а чтобы поставить цели урока, используйте опоры: Узнать… Учиться… - Если есть тема и цель, то не хватает плана. У нас также есть опора, но нужно дополнить ее. 1. Повторим … об … … . 2. Прочитаем … … . 3. Выполним … задание. 4. Подведем … … . (Николае Носове, юмористический рассказ, урока, Пушкине, итоги.) - Здорово у вас получилось. Какой пункт плана мы уже выполнили? - Приступаем к работе. | Формулируют тему и цели урока. - Не получается. Тема: «Рассказ Н. Носова «Федина задача».» Узнать о рассказе «Федина задача» Учиться анализировать юмористические рассказы. - 1. Повторим о писателе Николае Носове. 2. Прочитаем юмористический рассказ. 3. Выполним самостоятельное задание. 5. Подведем итоги урока. - Первый. | УУПД: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель УУРД: Научатся составлять план и последовательность действий УУРД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы | Презентация. |
«Открытие» нового знания (5 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная работа Наглядный: демонстрация Практический: работа с учебником Словесный: беседа, учебный диалог, объяснение | Открытие детьми нового знания. - Сейчас вам нужно будет ответить на вопросы: Как вы понимаете название рассказа? Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в рассказе с таким названием. - Сейчас мы с вами и узнаем о чем же оно, приготовились внимательно слушать. Выразительное чтение учителя. Чтение и анализ первой части (до слов: "и сел за стол … "). - Откуда пришёл Федя? - Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?» - А что же сделал, Федя? -Что можно сказать про Федю? -А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя?- поднимите руки Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?…"). -Каким вы увидели Федю в этой части рассказа? - А как бы вы поступили? Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста) -Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? - Почему Федя не мог решить задачу? - Найдите и прочитайте на что отвлекался Федя? -Чем заканчивается рассказ? - А сейчас главные вопросы: Как определить, что это юмористический рассказ? Какой момент тебе понравился больше всего? | Осознают учебную задачу - Значит в рассказе, Федя будет решать свою задачу. - С катка. - Значит он надеялся, что никто из родных не будет его отвлекать. - Включил радио, решил делать уроки под музыку - Не сосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки - Да/нет. - Делает сразу несколько дел. - Все выключили и сначала сделал уроки. - Он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио. - С лишком много отвлекался. Выборочное чтение по желанию - Федя пошел к другу. - В основе рассказа лежит какой-то смешной случай или история. Ответы детей. | УУКД: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций УУПД: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами | Презентация, |
Динамическая пауза | Снижение эмоц. и физ. напряжения | Практ.: выполнение динамической паузы | Организация проведения динамической паузы. - Предлагаю вам поиграть, для этого вспомните, как перемещались люди, до того, как появились автомобили? - Тогда давайте представим, что каждый из вас это красивая и сильная лошадка. | - На лошадях. Выполняют движения соответственно командам. Песок – трем ладоши; галька – два пальца о ладошку; болото – цокаем; препятствие – хлопки. Отлично а теперь играем на выбывание, кто сбивается садится. | ||
Первичное закрепление (5 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Организует первичное закрепление. - Какие слова вам были не понятны? Рассказывает лексическое значение слов, опираясь на словарь Ожегова - Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны? - Вернемся к пословице. Что можете сказать? Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею? - О чем вы задумались, прочитав рассказ? -Как правильно нужно выполнять домашнее задание? -Чему учит рассказ Н.Н. Носова? - Отличная работа!
| Рокочущим басом – низким мужским голосом Борзая – быстрая Титулярный советник - высокий служебный чин (должность) в России до революции. В море полуденном – в море в середине, в полдень. Кафтан – удлинённый пиджак Чурбан – глупый человек - Да, рассказ был о том, как Федя пытался решить задачу и все время отвлекался. - Да пословица полностью подходит к поступкам Феди. Он пытался сделать еще больше дел одновременно. - Что сначала нужно выполнить задание, а потом уже заниматься менее важными делами. - Выключить и убрать все то, что может отвлекать мысли. - Что нужно планировать свой день и распределять какие дела важнее. | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | Презентация, учебник. |
Самостоятельная работа (3-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: раздаточный материал Внешний контроль | Организует самостоятельную работу обучающихся. - Сейчас вам нужно ответить на вопросы в карточке. Время 2 минуты. - Сейчас объединитесь в группы по 4 и вспомните правила работы в группе. - В группах вы расскажите и проверите свои ответы, потом одну группу я спрошу у доски. | Выполняют самостоятельную работу по рассказу. 1.Работай в группе дружно, помни - вы одна команда. 2.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне. 3.Не бойся высказывать своё мнение. 4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы. 5.Думай сам, а не рассчитывай на других. 6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко. 7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. | УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи УУКД: развитие навыков сотрудничества и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Презентация, раздаточный материал. |
Включение в систему знаний (8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Самоконтроль | Организует связь между новой темой и прошлого урока. - Мне очень нравится, как вы работаете, мы уже сделали много выводов и хорошо проанализировали. Сейчас я предлагаю, ответить на финальные вопросы: - Какую главную мысль рассказа мы с вами сегодня узнали, и какой вывод из этого можем сделать? - Что должен научиться делать мальчик? Вы догадались? - Что полезного для себя вы узнали из рассказа? - А как автор относится к своему герою? Можно сказать, что он смеется над ним? - А вам жалко главного героя рассказа? - А когда нам музыка не мешает? Формулирует вывод на основе ответов обучающихся. Веселый рассказ вызывает улыбку. А смех – дело серьезное. Очень плохо, если кто-то смеется над попавшими в беду товарищами. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки, уметь самому посмеяться над собой. В этом нам помогают рассказы Николая Носова. | Вывод: делать два дела сразу – трудно, практически невозможно - Научить себя создавать условия для выполнения домашнего задания. - Делая домашнее задание не надо включать телевизор, чтобы он нас не отвлекал, уроки надо готовить при полной тишине - Нет, он любит своего героя, а смеётся над чертами характера, особенностями: ленью, неумением… - Нет, он сам создал такую ситуацию, и на ошибках учатся. - На уроках физической культуры, технологии, во время спортивных соревнований | УУПД: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи УУКД: формирование уважительного отношения к иному мнению | Учебник, презентация, рабочая тетрадь. |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная работа Словесный: беседа Наглядный: демонстрация | Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей. - Вспомните тему и цели урока, мы добились их? - А все ли пункты плана мы выполнили? - О чем мы сегодня говорили? - Какая идея создания преследовала автора для создания этого юмористического рассказа? - Я надеюсь, что вы запомнили этот рассказ, а главное его смысл. Проводит работу по самооценке. - Подумайте, как вы сегодня поработали, все ли сделали, успевали, понравился ли вам урок, и выберите на каком острове вы сейчас находитесь: 1 – радости 2 – знаний 3 – печали - Отлично. Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен. | Отвечают на вопросы учителя. - Тема: «Рассказ Н. Носова «Федина задача».» Узнать о рассказе «Федина задача» Учиться анализировать юмористические рассказы. 1. Повторим о писателе Николае Носове. 2. Прочитаем юмористический рассказ. 3. Выполним самостоятельное задание. 5. Подведем итоги урока. - О рассказе Николая Носова, в котором рассказывается как Федя отвлекался когда ему надо было решить задачу. - Показать, как важно сначала делать важные дела, а потом уже заниматься второстепенными. | УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; УУЛД: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи УУПД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Презентация, грамоты. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача» ( УМК" Школа России", 3 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в п...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «Н. Носов \'Федина задача».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Н.Н. Носов «Федина задача»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с ра...
Технологическая карта урока литературного чтения "Н.Н. Носов "Федина задача" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Н. Носова «Федина задача»: совершенствование умения ана...
Технологическая карта урока литературного чтения "Н.Н. Носов «Федина задача»" 3 класс.
Тема урока: Н.Н. Носов «Федина задача» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство детей с биографией Н.Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Федина задача»; со...
Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказ «На горке» Н. Носова" (УМК "Школа России" 2 класс 2 часть)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Николая Носова «На горке»Задачи урока:Дидактические:познакомить детей c некоторыми сведениями об автор...
Технологическая карта урока литературного чтения Н.Н. Носов «Федина задача» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача».Предметные:1.Знать: познакомиться с произведением Н.Н Носова «Федина задач...