Технологическая карта урока литературного чтения «Рассказ Н. Носова «Федина задача».» (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Нагорнова Милена Ивановна

Тема урока: «Работа с детскими книгами: авторы юмористических рассказов»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление обучающихся с юмористическим рассказом «Федина задача» и его автором Н.Н. Носовым.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)  познакомить с юмористическим  рассказом;

2) развивать умение определять тему, главную мысль произведения;

3) отрабатывать умения  анализировать юмористический рассказ.

Предметные: обучающиеся научатся:

1) читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей,

использовать разные виды чтения;

2) объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст;

3) участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного

произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста.

Развивающие:

1) развивать память, образное мышление, воссоздающее творческое воображение, внимание;

2) развивать умение обучающихся анализировать свои ответы, делать выводы;

3) развивать творческие способности обучающихся.

Личностные:

1). явление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

2) стремление к самовыражению в искусстве слова и творчества;

3)  осознание важности русской литературы  как средства общения и самовыражения, пронизывающее связь между прошлым и настоящим.

 

Воспитательные:

1) воспитывать любовь к природе в различных ее проявлениях ;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

3) привит интерес к поэзии.

УМК: «Школа Росси», учебник литературного чтения 3 кл.: Учебник Ч.2, презентация, раздаточный материал, канцелярские принадлежности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 22.04.2024

Школа: МБОУ «СОШ №108»

Класс: 3 «А»

Урок: 3

Время:10:50-11:30          Кабинет: 27

Студент: Нагорнова Милена

Группа: 41

Учитель: Соболева Евгения Викторовна

Методист:  Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока: «Работа с детскими книгами: авторы юмористических рассказов»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление обучающихся с юмористическим рассказом «Федина задача» и его автором Н.Н. Носовым.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)  познакомить с юмористическим  рассказом;

2) развивать умение определять тему, главную мысль произведения;

3) отрабатывать умения  анализировать юмористический рассказ.

Предметные: обучающиеся научатся:

1) читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей,

использовать разные виды чтения;

2) объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст;

3) участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного

произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста.

Развивающие:

1) развивать память, образное мышление, воссоздающее творческое воображение, внимание;

2) развивать умение обучающихся анализировать свои ответы, делать выводы;

3) развивать творческие способности обучающихся.

Личностные:

1). явление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

2) стремление к самовыражению в искусстве слова и творчества;

3)  осознание важности русской литературы  как средства общения и самовыражения, пронизывающее связь между прошлым и настоящим.

Воспитательные:

1) воспитывать любовь к природе в различных ее проявлениях ;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

3) привит интерес к поэзии.

УМК: «Школа Росси», учебник литературного чтения 3 кл.: Учебник Ч.2, презентация, раздаточный материал, канцелярские принадлежности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное обрудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создание эмоционального настроя.

- Здравствуйте, приготовьтесь к урок литературного чтения,

- Подарите друг другу свои добрые и лучезарные улыбки. И давайте зарядимся энергией, для этого посмотрите на каждого члена вашей команды и поочередно соединяйте ладошки, чтобы получился круг, проговаривая:

-Желаю, чтобы наш урок прошел отлично. Занимайте свои места.

- Проверьте готовность к уроку. На партах у вас лежат учебники, рабочие тетради, пенал с канцелярскими принадлежностями.

- Верно, начнем работать, скорее, но еще я хотела бы чтобы вы узнали, что если я захочу узнать, согласны ли вы с каким-либо ответом или высказыванием, то поднимите большой палец вверх, если же вы не согласны, то палец вниз. Потренируемся.

- Вы самые умные и красивые ребята?

- Завтра будет -27С.

- Теперь можем идти дальше.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку

Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

Большой палец - желаю

Указательный - успеха

Средний - большого

Безымянный - во всем

Мизинец - везде

Палец вверх

Палец вниз

УУЛД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Презентация.

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Актуализирует знания по пройденным темам.

- Отлично! Ну а раз у нас урок литературного чтения, и вам предстоит размышлять и много говорить, то необходимо провести речевую разминку, для этого смотрим на слайд и группа, на которую я показываю начинает чтение.

- Молодцы, мне кажется вы хорошо разогрели речевой аппарат. Теперь в парах подумайте, о данной пословице:

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»

- Как вы думаете, почему урок я начала с этой пословицы?

- Это ваше предположение, посмотрите на слайд вы видите изображения, из рассказов автора, который на этот урока, станет для нас главным открытием.

- Кто вспомнит и расскажет нам о Н. Носове

Н.Носов родился 10 (23) ноября 1908 года в городе Киеве. Ему пришлось с раннего детства работать, потому что его семья была бедной. В 1924 Николай Носов закончил шклу и после школы опять пошел работать. Через три года он смог поступать в Киевский художественный институт, а оттуда перевелся в Московский институт кинематографии. До войны он печатал свои рассказы для детей в журнале «Мурзилка», а во время войны он работал режиссером, создавая учебные военно-технические фильмы.

Николай Носов создал такие известные произведения, как «Витя Малеев в школе и дома», «На горке», «Прятки», «Веселы рассказы и повести». Самую большую популярность писателю принесли рассказы о Незнайке: «Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».

- Верно, сегодня мы узнаем о рассказе, название, которого зашифровано, отгадайте это послание:

фндеаи чааадз

Отвечают на вопросы учителя.

- Нельзя начинать два дела одновременно, потому что разделяя свое внимание, не получается полностью и качественно выполнить их.

- Значит, сегодня мы будем знакомится с произведением, в котором раскрывается такой же смысл.

- Николай Носов.

- Известный детский писатель, любимый всеми детьми страны. Николай Носов написал веселые истории о Незнайке и именно благодаря этим рассказам он получил признание и популярность среди детей и взрослых.

Возникает затруднение.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Постановка учебной задачи

(2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа

Словесный: беседа, учебный диалог

Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися.

- Предлагаю сформулировать тему урока. Какие у вас есть предположения?

- Тогда я вам покажу вот такую подсказку:

- Кто изображен на картинке? Как тогда мы расшифруем анаграмму.

- Отлично, а чтобы поставить цели урока, используйте опоры:

Узнать…

Учиться…

- Если есть тема и цель, то не хватает плана. У нас также есть опора, но нужно дополнить ее.

1. Повторим … об … … .

2. Прочитаем … … .

3. Выполним … задание.

4. Подведем …  … .

(Николае Носове, юмористический рассказ, урока, Пушкине, итоги.)

- Здорово у вас получилось. Какой пункт плана мы уже выполнили?

- Приступаем к работе.

Формулируют тему и цели урока.

- Не получается.

Тема: «Рассказ Н. Носова «Федина задача».»

Узнать  о рассказе «Федина задача»

Учиться анализировать юмористические рассказы.

- 1. Повторим  о писателе Николае Носове.

2. Прочитаем юмористический рассказ.

3. Выполним самостоятельное задание.

5. Подведем итоги урока.

- Первый.

УУПД: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

УУРД: Научатся составлять план и последовательность действий

УУРД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы

Презентация.

«Открытие» нового знания

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная работа

Наглядный: демонстрация

Практический: работа с учебником

Словесный: беседа, учебный диалог, объяснение

Открытие детьми нового знания.

- Сейчас вам нужно будет ответить на вопросы:

Как вы понимаете название рассказа?

Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в рассказе с таким названием.

- Сейчас мы с вами и узнаем о чем же оно, приготовились внимательно слушать.

Выразительное чтение учителя.

Чтение и анализ первой части (до слов: "и сел за стол … ").

- Откуда пришёл Федя?

- Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?»

- А что же сделал, Федя?

-Что можно сказать про Федю?

-А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя?- поднимите руки

Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?…").

-Каким вы увидели Федю в этой части рассказа?

- А как бы вы поступили?

Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста)

-Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши?

- Почему Федя не мог решить задачу?

- Найдите и прочитайте на что отвлекался Федя?

-Чем заканчивается рассказ?

- А сейчас главные вопросы:

Как определить, что это юмористический рассказ?

Какой момент тебе понравился больше всего?

Осознают учебную задачу

- Значит в рассказе, Федя будет решать свою задачу.

- С катка.

- Значит он надеялся, что никто из родных не будет его отвлекать.

- Включил радио, решил делать уроки под музыку

- Не сосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки

- Да/нет.

- Делает сразу несколько дел.

- Все выключили и сначала сделал уроки.

- Он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио.

- С лишком много отвлекался.

Выборочное чтение по желанию

- Федя пошел к другу.

- В основе рассказа лежит какой-то смешной случай или история.

Ответы детей.

УУКД: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

УУПД: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Презентация,

Динамическая пауза

Снижение эмоц. и физ. напряжения

Практ.: выполнение динамической паузы

Организация проведения динамической паузы.

- Предлагаю вам поиграть, для этого вспомните, как перемещались люди, до того, как появились автомобили?

- Тогда давайте представим, что каждый из вас это красивая и сильная лошадка.  

- На лошадях.

Выполняют движения соответственно командам.

Песок – трем ладоши; галька – два пальца о ладошку; болото – цокаем; препятствие – хлопки. Отлично а теперь играем на выбывание, кто сбивается садится.

Первичное закрепление

(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Организует первичное закрепление.

- Какие слова вам были не понятны?

Рассказывает лексическое значение слов, опираясь на словарь Ожегова

- Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?

- Вернемся к пословице. Что можете сказать?

Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею?

- О чем вы задумались, прочитав рассказ?

-Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

-Чему учит рассказ Н.Н. Носова?

 - Отличная работа!

  • - Как выглядел этот цветок? Что значит «безуханны

Рокочущим басом – низким мужским голосом

Борзая – быстрая

Титулярный советник - высокий служебный чин (должность) в России до революции.

В море полуденном – в море в середине, в полдень.

Кафтан – удлинённый пиджак

Чурбан – глупый человек

- Да, рассказ был о том, как Федя пытался решить задачу и все время отвлекался.

- Да пословица полностью подходит к поступкам Феди. Он пытался сделать еще больше дел одновременно.

- Что сначала нужно выполнить задание, а потом уже заниматься менее важными делами.

- Выключить и убрать все то, что может отвлекать мысли.

- Что нужно планировать свой день и распределять какие дела важнее.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Презентация, учебник.

Самостоятельная работа

(3-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: раздаточный материал

Внешний контроль

Организует самостоятельную работу обучающихся.

- Сейчас вам нужно ответить на вопросы в карточке. Время 2 минуты.

- Сейчас объединитесь в группы по 4 и вспомните правила работы в группе.

- В группах вы расскажите и проверите свои ответы, потом одну группу я спрошу у доски.

Выполняют самостоятельную работу по рассказу.

1.Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.

2.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

3.Не бойся высказывать своё мнение.

4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.

5.Думай сам, а не рассчитывай на других.

6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.

7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя.

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных   знаний.

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

УУКД: развитие навыков сотрудничества и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация, раздаточный материал.

Включение в систему знаний

(8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Самоконтроль

Организует связь между новой темой и прошлого урока.

- Мне очень нравится, как вы работаете, мы уже сделали много выводов и хорошо проанализировали. Сейчас я предлагаю, ответить на финальные вопросы:

- Какую  главную  мысль  рассказа  мы  с  вами    сегодня  узнали,  и  какой      вывод  из этого  можем  сделать?

-  Что должен научиться делать мальчик?  Вы догадались?

-  Что полезного для себя вы узнали из рассказа?

-  А как автор относится к своему герою? Можно сказать, что он смеется над ним?

- А  вам жалко главного героя рассказа?

- А когда нам музыка не мешает?

Формулирует вывод на основе ответов обучающихся.

Веселый рассказ вызывает улыбку. А смех – дело серьезное. Очень плохо, если кто-то смеется над попавшими в беду товарищами.

Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки, уметь самому посмеяться над собой. В этом нам помогают рассказы  Николая Носова.

Вывод: делать  два  дела  сразу –  трудно,  практически  невозможно

- Научить себя создавать условия для выполнения домашнего задания.

- Делая домашнее задание не надо включать телевизор, чтобы он нас не отвлекал, уроки надо готовить при полной тишине

- Нет, он любит своего  героя, а смеётся над чертами характера, особенностями: ленью, неумением…

- Нет, он сам создал такую ситуацию, и на ошибках учатся.

- На уроках физической культуры, технологии, во время спортивных соревнований

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

УУКД: формирование уважительного отношения к иному мнению

Учебник, презентация, рабочая тетрадь.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

- Вспомните тему  и цели урока, мы добились их?

- А все ли пункты плана мы выполнили?

- О чем мы сегодня говорили?

- Какая идея создания преследовала автора для создания этого юмористического рассказа?

- Я надеюсь, что вы запомнили этот рассказ, а главное его смысл.

Проводит работу по самооценке.

- Подумайте, как вы сегодня поработали, все ли сделали, успевали, понравился ли вам урок, и выберите на каком острове вы сейчас находитесь:

1 – радости

2 – знаний

3 – печали

- Отлично. Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя.

- Тема: «Рассказ Н. Носова «Федина задача».»

Узнать  о рассказе «Федина задача»

Учиться анализировать юмористические рассказы.

1. Повторим  о писателе Николае Носове.

2. Прочитаем юмористический рассказ.

3. Выполним самостоятельное задание.

5. Подведем итоги урока.

- О рассказе Николая Носова, в котором рассказывается как Федя отвлекался когда ему надо было решить задачу.

- Показать,  как важно сначала делать важные дела, а потом уже заниматься второстепенными.

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

УУЛД: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

УУПД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация, грамоты.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача» ( УМК" Школа России", 3 класс)

Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в п...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «Н. Носов \'Федина задача».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Н.Н. Носов «Федина задача»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с ра...

Технологическая карта урока литературного чтения "Н.Н. Носов "Федина задача" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Н. Носова «Федина задача»: совершенствование умения ана...

Технологическая карта урока литературного чтения "Н.Н. Носов «Федина задача»" 3 класс.

Тема урока: Н.Н. Носов «Федина задача»  Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство детей с биографией Н.Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Федина задача»; со...

Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказ «На горке» Н. Носова" (УМК "Школа России" 2 класс 2 часть)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Николая Носова «На горке»Задачи урока:Дидактические:познакомить детей c некоторыми сведениями об автор...

Технологическая карта урока литературного чтения Н.Н. Носов «Федина задача» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача».Предметные:1.Знать: познакомиться с произведением Н.Н Носова «Федина задач...