Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказы о детях. Ю. Ермолаев «Лучший друг».
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказы о детях. Ю. Ермолаев «Лучший друг».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Рассказы о детях. Ю. Ермолаев «Лучший друг».
Цель деятельности педагога: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «И в шутку и всерьёз»; обеспечить условия для развития речевых умений; воспитывать чувство сопереживания, добра, справедливости.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение делить текст на части и подбирать заголовки к частям рассказа; определять опорные слова для пересказа текста произведения.
Личностные: внимание к красоте окружающего мира и внимательное отношение к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение использовать учебную литературу для поиска необходимой информации в процессе выполнения учебных заданий; понимать знаки, символы.
Регулятивные: умение сохранять учебную задачу; сравнивать свои результаты выполнения учебных заданий с результатами одноклассников; вносить коррективы в действие после его завершения с учётом характера ошибок.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и пересказа содержания произведения, при составлении описательных рассказов.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; непродуктивный.
Образовательные ресурсы: таблица слогов для чтения; иллюстрации к произведениям; карточки с названиями произведений и карточки с фамилиями авторов этих произведений; ребусы; карточки с пословицами.
Сценарий урока
I. Актуализация знаний.
1. Составьте из двух половинок пословицы о труде:
Любишь кататься всё перетрут
Труд человека кормит по осени считают
Терпенье и труд люби и саночки возить
Цыплят а лень портит
– Объясните смысл этих пословиц.
II. Постановка цели урока.
– С произведениями какого раздела мы познакомились на последних уроках?
– Сегодня на уроке мы ответим на вопрос, зачем писатели и поэты пишут весёлые, шуточные стихи и рассказы.
III. Закрепление и обобщение материала.
1. Речевая минутка.
– Прочтите скороговорку:
Крот и кролик крышу крыли,
Карп и краб дрова рубили,
Дрозд хорьку кроил сюртук,
Крыса прыгала вокруг.
Тряпки курица тащила,
Кенгуру харчо варила,
Дрозд в корыте фрак стирал,
Бобр бруснику собирал.
Норка громко грызла корку.
Я твердил скороговорку.
– Что необычного в этой скороговорке?
– Какое настроение у вас возникло при её чтении?
Физкультминутка
IV. Постановка цели урока.
Звучит песня «Когда мои друзья со мной» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).
– О ком эта песня?
– Кого можно назвать друзьями?
– Расскажите о своих друзьях.
– Прочтите название нового раздела.
– Как вы думаете, о ком будут произведения из раздела «Я и мои друзья»?
V. Изучение нового материала.
1. Речевая минутка.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи – здесь живут ежи.
Же-же-же – дождь прошел уже.
За-за-за – уходи домой, коза.
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
2. Чтение диалога автора с читателями по цепочке.
– Прочтите обращение автора к читателям.
– Кого мы можем назвать другом?
– Почему книга тоже может быть другом?
3. Знакомство с рассказом Ю. Ермолаева «Лучший друг».
– Прочтите название произведения.
– Кто автор этого рассказа?
– Рассмотрите иллюстрацию к нему.
– Как вы думаете, о чём этот рассказ?
– Кого можно назвать «лучшим другом»?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
о-ста-вил – оставил
ка-та-ет-ся – катается
рас-сер-дил-ся – рассердился
от-луп-лю – отлуплю
под-ско-чил – подскочил
зна-комь-ся – знакомься
сму-тил-ся – смутился
– Объясните значение слов:
Смутился – растерялся.
Отлуплю – побью.
Учитель читает рассказ «Лучший друг» Ю. Ермолаева.
4. Анализ произведения.
– Назовите героев этого рассказа.
– Почему Коля смутился, когда Игорь назвал его своим другом?
– Прочтите строки, в которых описывается, почему рассердился Коля.
– Как Коля хотел поступить с Вовой? Зачитайте отрывок.
– Почему Коля смутился и разжал кулаки, когда Вова назвал его своим лучшим другом? Выберите ответ: (испугался; понял, что нельзя быть жадным, сердиться на друзей).
– Каким вы представляете себе Колю? А Вову?
– Прочтите пословицы:
• С людьми браниться – никуда не годится.
• Нет друга, так ищи, а нашел – береги.
• Без беды друга не узнаешь.
– Какие пословицы относятся к рассказу «Лучший друг»?
– Объясните их значение.
– Почему автор назвал рассказ «Лучший друг»?
– Прочтите слова:
храбрый, трусливый, добрый, злой, честный, жадный, щедрый, внимательный, обидчивый, находчивый, грубый, внимательный, заботливый.
– С помощью этих слов дайте характеристику главным героям рассказа – Вове и Коле.
Физкультминутка
Мы топаем ногами, Мы руки опускаем, Мы руки опускаем:
Мы хлопаем руками, Мы кружимся потом. Хлоп-хлоп-хлоп.
Киваем головой. Мы топаем ногами: Мы руки разведем –
Мы руки поднимаем, Топ-топ-топ. И побежим кругом.
VI. Продолжение изучения нового материала.
1. Чтение и анализ произведения «Подарок» Е. Благининой.
– Как называется стихотворение?
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрации к нему.
– Как вы думаете, о ком это стихотворение?
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение «Подарок» Е. Благининой.
– Кто пришёл к девочке?
– Какая игрушка понравилась подружке?
– Жалко ли девочке отдавать свою игрушку?
– Почему же она отдала свою любимую игрушку другой девочке?
– Дайте характеристику героине стихотворения «Подарок».
– Прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а затем целыми словами:
при-гля-ну-лась – приглянулась
за-вод-на-я – заводная
лю-би-ма-я – любимая
– Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания.
– Прочтите пословицы:
• Настоящему другу цены нет.
• О себе заботься, а товарища не забывай.
• Для милого дружка и сережку из ушка.
• Где лад, там и клад.
– Выберите пословицы, которые отражают смысл стихотворения.
– Объясните их значение.
2. Сравнение произведений «Подарок» и «Лучший друг».
– Чем похожи произведения Е. Благининой и Ю. Ермолаева?
– Можно ли сказать, что герои этих произведений похожи?
– Какие черты характера героев противоположны?
VII. Итог урока. Рефлексия.
– Как называется новый раздел?
– Какие произведения мы сегодня читали?
– Кто их автор?
– Чему учат эти произведения?
– Какое из них вам больше понравилось? Почему?
Учитель читает стихотворение:
Дружба – дело для двоих,
Для троих, для четверых
И для сотен тоже.
В нём участвовать любой,
Словно в песне, может.
Э. Сигал
– Объясните, что же такое дружба?
Внеурочная деятельность: пересказ рассказа Ю. Ермолаева «Лучший друг» или выразительное чтение наизусть стихотворения Е. Благининой «Подарок».
Крот и кролик крышу крыли, Карп и краб дрова рубили, Дрозд хорьку кроил сюртук, Крыса прыгала вокруг. Тряпки курица тащила, Кенгуру харчо варила, Дрозд в корыте фрак стирал, Бобр бруснику собирал. Норка громко грызла корку. Я твердил скороговорку. | Крот и кролик крышу крыли, Карп и краб дрова рубили, Дрозд хорьку кроил сюртук, Крыса прыгала вокруг. Тряпки курица тащила, Кенгуру харчо варила, Дрозд в корыте фрак стирал, Бобр бруснику собирал. Норка громко грызла корку. Я твердил скороговорку. |
Крот и кролик крышу крыли, Карп и краб дрова рубили, Дрозд хорьку кроил сюртук, Крыса прыгала вокруг. Тряпки курица тащила, Кенгуру харчо варила, Дрозд в корыте фрак стирал, Бобр бруснику собирал. Норка громко грызла корку. Я твердил скороговорку. | Крот и кролик крышу крыли, Карп и краб дрова рубили, Дрозд хорьку кроил сюртук, Крыса прыгала вокруг. Тряпки курица тащила, Кенгуру харчо варила, Дрозд в корыте фрак стирал, Бобр бруснику собирал. Норка громко грызла корку. Я твердил скороговорку. |
Крот и кролик крышу крыли, Карп и краб дрова рубили, Дрозд хорьку кроил сюртук, Крыса прыгала вокруг. Тряпки курица тащила, Кенгуру харчо варила, Дрозд в корыте фрак стирал, Бобр бруснику собирал. Норка громко грызла корку. Я твердил скороговорку. | Крот и кролик крышу крыли, Карп и краб дрова рубили, Дрозд хорьку кроил сюртук, Крыса прыгала вокруг. Тряпки курица тащила, Кенгуру харчо варила, Дрозд в корыте фрак стирал, Бобр бруснику собирал. Норка громко грызла корку. Я твердил скороговорку. |
Крот и кролик крышу крыли, Карп и краб дрова рубили, Дрозд хорьку кроил сюртук, Крыса прыгала вокруг. Тряпки курица тащила, Кенгуру харчо варила, Дрозд в корыте фрак стирал, Бобр бруснику собирал. Норка громко грызла корку. Я твердил скороговорку | Крот и кролик крышу крыли, Карп и краб дрова рубили, Дрозд хорьку кроил сюртук, Крыса прыгала вокруг. Тряпки курица тащила, Кенгуру харчо варила, Дрозд в корыте фрак стирал, Бобр бруснику собирал. Норка громко грызла корку. Я твердил скороговорку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Ю. Ермолаев «Два пирожных»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Ю. Ермолаев «Два пирожных»Цели урока: познакомить с рассказом и творчеством Ю. Ермолаева «Два пирожных»; помочь осознать главную мысль произведения;Пла...
Конспект урока в 1 классе. тема: «Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок»»
Коспект урока в 1 классе. «Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок»». Учебник для 1 класса Литературное чтение 2 часть Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., ...
Конспект урока по литературному чтению 1 класс "Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок»
Конспект урока с применением современных образовательных технологий...
Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом Ю.И. Ермолаев «Проговорился»: определять главную мысль произведения, выразительно читать на основе со...
Технологическая карта урока литературного чтения "Проговорился" Ю. И. Ермолаев, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: Ю.И. Ермолаев «Проговорился»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читател...
Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев "Проговорился". 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с произведением Ю. И. Ермолаев «Проговорился», формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказомЗа...
Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев "Воспитатели". 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с произведением Ю. И. Ермолаев «Воспитатели», формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказомЗад...