конспект урока по чтению
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Урок литературного чтения для 1 класса по теме "Сихотворения о весне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stihi_vesne_1_klass.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

познакомить со стихотворениями о весне А. Майкова «Весна», Т. Белозерова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»;

 обучать плавному, выразительному чтению целыми словами;

учить сравнивать стихотворения разных поэтов, посвященные одной теме;

развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

предметные: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, называть автора и название произведения;

метапредметные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; находить в тексте ответы на вопросы, определять основную мысль текста; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

личностные: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, любовь к природе, бережное отношение к природе, эстетические потребности, ценности и чувства.

Средства обучения:

– мультимедиа;

– презентация;

– запись композиции “Времена года” П. И. Чайковского «Апрель».

Ход урока

I.        Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Чтоб урок понравился всем нам,

Напомню правила ученикам:

Не просто разговаривать,

А чётко выговаривать

И правильно, и внятно,

Чтоб было всем понятно.

А ссорится не нужно.

Работать будем дружно.

II.        Речевая разминка.

1)        Артикуляционная гимнастика «Губы», «Лошадка», «Качели».

2)        Чтение чистоговорки:

Наша весна красным красна.

Весной весенние цветы к солнцу лезут из травы.

Прочитай с разной интонацией, выдели голосом первое (второе) слово.

3)        Работа над дикцией.

Снег –снежок -  снеговик - Снегурочка – подснежник

Валить – повалить – свалился – валежник

Застудить – студить – студёный

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Отгадайте загадку:

Кто пришел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха!

 И, конечно, носорог

  Тихо так прийти не мог!

  Дождь идет – стучит по крыше:

  Ход часов мы тоже слышим:

Слышим мышку: Слышим кошку:

Но никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел.

 Вы услышать не могли,

 Как зеленые травинки,

 Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

Вышли тихо, очень тихо,

И повсюду ТИШИНА…

Это значит, это значит:

Тише всех пришла ВЕСНА.

- К какому времени года мы отправимся в гости? ( к весне).

- Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями – цветами.

- Откройте учебники на стр. 66 – 67, рассмотрите иллюстрации и сформулируйте тему урока.

( Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями русских поэтов о подснежниках и о весне.)

-Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

(Научиться выразительно читать стихотворения, находить в нём красивые слова.)

-Для чего вам это нужно?

(Нам нужно это для того, чтобы уметь красиво и  правильно говорить самим и чтобы было приятно слушать другим.)

IV.  Работа по теме урока.

1. - Прочитайте, как называется первое стихотворение и кто автор («Весна» А. Майков).

- Вчера мы познакомились с творчеством этого поэта. Вспомните, кому посвятил свое стихотворение А. Майков?

а) И вот ещё одно стихотворение, послушайте и  постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

-О чем это стихотворение? (о весне, о подснежнике)

- С каким чувством поэт пишет о цветке? (с нежностью, любовью)

б) Чтение стихотворения учащимися по приему «жужжащее чтение».

- Прочитайте стихотворение каждый для себя и найдите слова, которые вам непонятны.

- Смысл каких слов вам непонятен? Где мы можем найти толкование данных слов? (Толковый словарь, интернет)

Подле – возле, рядом

Сквозистый - тонкий слой снега, через который видно землю, прелые листья, растения.

-Ещё не весь снег растаял, а уже появились цветы. Подснежники - есть сама весна.

- Как поэт называет подснежник? (голубенький, чистый).

- Какое слово в стихотворении помогает представить последний снежок?

(сквозистый)

-Какое настроение создаётся при чтении этого стихотворения? (радостное и грустное).

в) Прочитайте еще раз стихотворение и подготовьтесь к выразительному чтению, пользуйтесь памяткой.

2. Ребята, но не только Аполлон Майков писал об этом прекрасном цветке.  

-Прочитайте  как называется следующее стихотворение и кто его автор?

(«Подснежники» Т. Белозёров.)

1)        Об авторе.

Белозёров Тимофей Максимович родился в  многодетной  крестьянской семье. У него рано умерла мама и его на воспитание взяла добрая женщина. После окончания семилетней школы Тимофею Максимовичу пришлось много работать. Первый сборник стихов был напечатан в журнале «Алтай».  Большинство произведений Т. Белозёрова посвящено сибирской природе, детству.

2) По названию стихотворения предположите о чём пойдёт речь? (О подснежниках, о весне)

- Послушайте стихотворение Т. Белозёрова «Подснежники» и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. (Обмен мнениями)

- Совпали ли ваши предположения? (Частично)

- О ком говорится в стихотворении? (О Снегурочке)

- Какое настроение возникло у вас? Почему?

3) Подготовка к чтению

– Прочтите ключевые слова сначала по слогам, затем целыми словами.

сне-гу-роч-ка – снегурочка

про-во-жа-я – провожая

пе-чаль-на-я – печальная

пла-ка-ла – плакала

тро-га-я – трогая

сне-гу-роч-ки-ны – снегурочкины.

4) Чтение стихотворения по цепочке.

– Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке.

- Почему Снегурочка плакала? (Не хотела прощаться с Зимой)

- Почему Снегурочка оказалась всем чужая? (Наступила Весна)

– С чем автор сравнивает подснежники? (со слезами Снегурочки, холодные слезы уходящей зимы, белые капли нежных цветков.)

– Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами?

- Чем похожа Снегурочка на подснежник?

- Можно ли сравнить стихотворение со сказкой? (Снегурочка - сказочный персонаж, произошло волшебство.)

- Послушайте легенду о появлении на Земле цветов – подснежников.

 5)Заслушивание легенды (подготовленный заранее ученик)

Когда-то давным-давно на Земле была долгая-долгая зима. Снег толстым кровом укрывал землю. Очень холодно было людям. Попросили они Снегурочку уговорить свою маму – Зиму покинуть Землю. Уговорила Снегурочка Зиму пожалеть людей, пустить Весну. Провожая Зиму, Снегурочка очень плакала. И там, где падали Снегурочкины слёзы, выросли подснежники. Так появились на Земле эти цветы.

6) Выразительное чтение стихотворения.

– С какой интонацией надо его читать? (Неторопливо, спокойно)

V. Физкультминутка

Наши первые цветочки распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши первые цветочки закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают.

3. Подснежники одна из примет апреля. С давних пор подснежники считают цветами надежды, символом весны. Пётр Ильич Чайковский посвятил этому удивительному цветку пьесу. Закройте глаза и помечтайте под эту чудесную музыку.

1)Прослушивание музыки П. И. Чайковского.

- Какое настроение передал композитор в музыке?

- Что вы представили, слушая эту музыку?

– Отшумели вьюги. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо вокруг! В лесу появились первые цветы. Снег начинает таять. Воздух чистый и прозрачный. Музыка апреля похожа на вальс.

Беседа о бережном отношении к природе.

- Если мы окажемся в весеннем лесу, станете вы срывать подснежники?

- Почему? ( Из-за нежной красоты подснежники срывают сотнями и даже тысячами. Это приводит к трагическим последствиям. Постепенно подснежники исчезают, становятся редкими.)

Послушайте стихотворение

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все и я, и ты,

Если мы сорвём цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

- Если встретите это прекрасное растение, не срывайте его. Остановите и тех, кто это делает. Пусть нежный цветок радует своей красотой всех, кто придет после нас.

2)– Кто автор следующего стихотворения? (С. Я. Маршак)

– Прочтите название стихотворения. (“Апрель”.)

- Как вы думаете, о чём это произведение?

Чтение стихотворения «Апрель» учителем.

- Какое настроение передаёт это стихотворение? (радостное, восторженное)

- Кто рад весне? (Вся природа)

3) Словарная работа.

- Замените словосочетания словами из текста:

капли тающего снега (капель)

деревья, упавшие на землю (валежник)

зимний холод (стужа)

медленно и тяжело идёт (пробирается).

– Каким близким по значению словом можно заменить слово “сквозь”? (Словом “через”.)

– Прочтите слова, сначала по слогам, а затем целыми словами.

му-ра-вьи – муравьи

про-би-ра-ет-ся – пробирается

ва-леж-ник – валежник

рас-цвёл – расцвёл

3)Прочитайте стихотворение по цепочке по 2 строчки.

- Обратите внимание, как поэт рассказал о пробуждении природы.

- О каких признаках весны говорит автор?

- Найдите в стихотворение действие капели. (Капель звенит)

- О чём это действие говорит?

- Найдите действие ручьёв? (Бегут)

- Приём в литературе, который С. Маршак использовал в своём стихотворении называется олицетворением.

- Звуки чего услышал Маршак? (звуки капели, ручья)

- Чьи голоса услышал Самуил Яковлевич? (голоса птиц)

Что ещё произошло с наступлением весны? (расцвел подснежник)

4)        – Прочтите стихотворение выразительно, передавая настроение поэта.

VI. Работа в группах.

Игра «Пропало словечко» (стихотворения с пропущенными словами, надо вспомнить и записать пропущенные слова)

VII. Подведение итогов урока.

- С какими произведениями мы познакомились на уроке?

- С какой целью написаны все эти стихотворения?

• Чтобы сообщить...

• Чтобы передать свою печаль, радость.

• Привлечь внимание к красоте природы.

- Какое из них вам больше всего понравилось? Почему?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что дал вам урок для жизни?

VIII. Рефлексия.

На столах у каждого из вас лежат подснежники бутоны и раскрывшиеся цветы.

Если вам было интересно на уроке, вы узнали сегодня что – то для себя нового, и активно работали, то поднимите раскрывшийся подснежник. А если что – то осталось непонятным, остались вопросы, на которые необходимо ответить поднимите бутон.


Что? ________________________________________________________________

Какой? ______________________________________________________________

Что делает? ___________________________________________________________

На что похож? ________________________________________________________

Красивое предложение:

______________________________________________________________________

Что? ________________________________________________________________

Какой? ______________________________________________________________

Что делает? ___________________________________________________________

На что похож? ________________________________________________________

Красивое предложение:

__________________________________________________________________________

Что? ________________________________________________________________

Какой? ______________________________________________________________

Что делает? ___________________________________________________________

На что похож? ________________________________________________________

Красивое предложение:

______________________________________________________________________

Что? ________________________________________________________________

Какой? ______________________________________________________________

Что делает? ___________________________________________________________

На что похож? ________________________________________________________

Красивое предложение:

______________________________________________________________________

Что? ________________________________________________________________

Какой? ______________________________________________________________

Что делает? ___________________________________________________________

На что похож? ________________________________________________________

Красивое предложение:

______________________________________________________________________

МЕДУНИЦА

МАТЬ -И – МАЧЕХА

СОН – ТРАВА

НАРЦИСС

ТЮЛЬПАН

ПРИМУЛА

ГУСИНЫЙ ЛУК

ВЕТРЕНИЦА

ПРОЛЕСКА


Весна

Голубенький, __________

Подснежник - цветок!

А подле сквозистый,

______________ снежок…

Подснежники

Плакала  снегурочка,

___________  провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу ____________.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

Выросли подснежники —

Снегурочкины  слёзы.

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут ____________

После зимней стужи.

_________________ медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвёл подснежник.

Весна

_________________, чистый

Подснежник - цветок!

А подле сквозистый,

Последний  ____________…

Подснежники

Плакала  снегурочка,

Зиму   провожая.

Шла за ней _____________,

Всем в лесу  чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

_____________ подснежники —

Снегурочкины  слёзы.

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут __________,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И ___________ подснежник.

Весна

Голубенький, чистый

Подснежник -_________!

А __________ сквозистый,

Последний  снежок…

Подснежники

Плакала  снегурочка,

Зиму   провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу  чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая ___________ ,

Выросли _____________ —

Снегурочкины  слёзы.

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах __________.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали __________ песни петь

И расцвёл подснежник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Чтение слов, предложений с изученными буквами"

Цель данного урока: тренироваться  в  правильном чтении слов и предложений с изученными буквами. Урок проводиться с примененим ЦОР (Г.О. Аствацатуров, Л.Е.Шевченко  «Развитие речи»...