Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение народов Севера"
рабочая программа по чтению (2, 3, 4 класс)

Котельникова Евгения Анатольевна

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение народов Севера" со сроком реализации 3 года (2-4 классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochayaprogrammapoliteraturnomuchteniyunarodovsevera.doc768 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………….............3

2.  Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение народов Севера»................................................................................................................................................5

3.  Содержание учебного предмета……………………………………………………………….15

     4.  Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение

каждой темы…………………………………………………………………………………….21

        

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение народов Севера» (на русском языке) разработана в соответствии:

- с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 6.10. 2009 г. № 373 "Об

утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» в редакции от 31.12.2015г. №1576;

- Инструктивным письмом Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Республики Коми № 03-05/1 от 11.03.2014г. «О реализации этнокультурной составляющей содержания образования программ общего образования»;

- Основной образовательной программой начального общего образования ГОУ РК «Санаторная школа-интернат№1» г. Воркуты, Положением о рабочей программе учебного предмета, учебным планом ГОУ РК «Санаторная школа-интернат№1»  г. Воркуты на основе:

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ГОУ РК «Санаторная школа-интернат№1»  г. Воркуты;

с учетом:

- примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- авторской программы Г.В.Болотовой, Н.П.Кобловой, Н.Н.Токаревой, Е.Ф.Гановой «Литература Республики Коми. Литературное чтение 1-4 классы» - Сыктывкар; издательство «АНБУР», 2007 год.

Для реализации рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение народов Севера» выбраны учебники для изучающих коми язык как неродной, автор-составитель Н.Н. Токарева (С.: Анбур, 2013). Данные учебники рекомендованы Министерством образования Республики Коми.

Данный учебный предмет входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

Курс «Литературное чтение народов Севера» ориентирован на приобщение младших школьников к истокам и основам литературы народов Севера, т.е. на формирование этнокультурных знаний, осознание духовных ценностей  народов Севера через литературные произведения.

Цель курса – познакомить учащихся с литературой народов Севера, которая способствует формированию сознания младших школьников как жителей многонациональной республики, создает предпосылки для становления личности, с уважением относящейся к своей республике, понимающей её роль и место в истории страны, стремящейся познакомиться с культурой народов Севера.

Основные задачи реализации содержания:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- речевое развитие: развитие диалогической и монологической устной и письменной речи

на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке;

- развитие и совершенствование навыка чтения и приемов понимания текста при одновременном формировании интереса к литературе народов Севера;

- приобщение детей к литературе народов Севера как искусству слова через организацию

литературоведческого анализа текстов, практическое ознакомление с теоретическими понятиями и формирование представления об авторах художественных произведений, особенностях их творчества;

- расширение знаний и представлений учащихся о природе северного края, человеке, окружающем его мире, специфике характера, обычаях народов Севера.

Изучение учебного предмета «Литературное чтение народов Севера» на русском языке способствует: расширению представлений о природе северного края, культуре, нравственных ценностях, бытовом укладе, характере северного народа, ориентирован на приобщение младших школьников к истокам и основам северных культур, т.е. на формирование этнокультурных знаний, осознание духовных ценностей  народов Севера через литературные произведения.

В основе системы оценки достижений учащихся по литературному чтению лежит

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» (п. 1.3.ООП НОО ГОУ РК «Санаторная школа-интернат №1» г.Воркуты), которая предусматривает:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

- использование планируемых результатов освоения образовательной программы «Литературное чтение народов Севера» в качестве содержательной и критериальной базы

оценки;

- оценку динамики образовательных достижений учащихся;

- использование таких форм и методов оценки, как проекты, творческие работы,

самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Основной задачей промежуточной аттестации по учебному предмету «Литературное чтение народов Севера» является установление фактического уровня и динамики достижения учащимися планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных) освоения основной образовательной программы начального общего образования. Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с п.13 ФГОС НОО, «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, порядке и основаниям перевода учащихся». Ежегодно промежуточная аттестация учащихся 2-4 классов проводится в форме контрольной работы на основании приказа по школе «Об организации и проведении промежуточной аттестации учащихся в 202_/202_ учебном году».

Место курса в учебном плане

На курс предмета «Литературное чтение народов Севера» (произведения  писателей Севера на русском языке) отводится по 34 часа во 2-4 классах (по 1 часу в неделю) из части формируемую участниками образовательного процесса.

Изучение курса «Литературное чтение народов Севера» (произведения писателей Севера на русском языке) направлено на достижение следующих целей:

- знакомство учащихся с литературой народов Севера, которая способствует формированию сознания младших школьников как жителей многонациональной республики, создаёт предпосылки для становления личности, с уважением относящейся к своей республике, понимающей её роль и место в истории страны, стремящейся познакомиться с культурой коми, ненцев и других национальностей.

Ценностные ориентиры содержания курса

Программа построена на основе принципов: художественно - эстетического, тематического, литературоведческого.

Художественно-эстетический принцип определяет отбор произведений писателей Севера  для чтения, которые способствуют формированию у учащихся представлений о социокультурных ценностях, чувства толерантности, помогают

приобщить к духовным ценностям народа через литературу, пробуждают интерес к родному краю и уважение к малой Родине, стремление и желание бережно относиться к

природе, охранять её.

Литературоведческий принцип находит свое выражение в том, что программа охватывает все литературные жанры, изучаемые в начальной школе: сказки, стихотворения, рассказы.

При их анализе на первый план выдвигается художественный образ, его специфика в произведении каждого автора, рассматриваются такие аспекты как тематика, проблематика, нравственно-эстетическая идея, композиция, особенности языка текста. При отборе произведений учитывается не только доступность текстов, их литературные достоинства, но и влияние на эмоциональное развитие, нравственное становление младшего школьника.

Тематический принцип предполагает подбор произведений таким образом, что

знакомство ребенка с нравственными ценностями, историей Севера, её природой

осуществляется постепенно. Выделены сквозные темы, от класса к классу расширяется

круг авторов, раскрывающих ту или иную тему, усложняется проблематика, рассматриваемая в текстах.

Устное творчество  народов Севера изучается во всех классах, т.к. фольклор – это отражение народного быта, ритуалов, эстетических и нравственных представлений народов Севера. Во втором классе центральное место занимает тема «Мой край родной», в третьем классе особое место отведено теме «О Родине», в четвертом классе систематизируется и дополняется круг чтения по всем темам.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение народов Севера»

при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные

действия как основа умения учиться.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к оценке своей учебной деятельности;

– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства

сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности

человека за общее благополучие;

– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных

поступков, так и поступков окружающих людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

– установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Учащийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Средством достижения этих результатов служат тексты, вопросы и задания к ним,

проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки

для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Учащийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного

чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь

текстов);

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии;

– владеть рядом общих приемов решения задач.

Учащийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Средством развития познавательных УУД служат текст и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения

различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе

сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не

совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит,

а что нет;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Учащийся получит возможность научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Чтение. Работа с текстом

(Метапредметные результаты)

В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение народов Севера» при получении начального общего образования учащиеся приобретут первичные

навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций; научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного

интереса, освоения и использования информации; овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт

работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У учащихся будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Учащиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а

также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

– определять тему и главную мысль текста;

– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

работать с несколькими источниками информации;

сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не  показанные в тексте напрямую;

– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;

определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

сопоставлять различные точки зрения;

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ- компетентности учащихся

(метапредметные результаты)

В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение народов Севера» на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.

Учащиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Учащиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей

культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи

средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.

Учащиеся научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у учащихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного

аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;

- выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);

– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке,  компьютерный перевод отдельных слов;

– рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;

– сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться использовать программу

распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;

– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;

– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;

– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

– заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ,

редактировать, оформлять и сохранять их;

– создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или

последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;

– пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

представлять данные;

создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно-управляемых средах (создание простейших роботов);

– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектировании;

моделировать объекты и процессы реального мира.

Предметные результаты освоения учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

- воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;

- понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать

текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

- для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

- для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

- использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

- для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

- для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в

виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

- работать с тематическим каталогом;

- работать с детской периодикой;

- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на

примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

- отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка,

пословица), приводить примеры этих произведений;

- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

- создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

АУДИРОВАНИЕ (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по

содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

ЧТЕНИЕ

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания.

ГОВОРЕНИЕ

(культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать

вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт.

Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

ПИСЬМО

(культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

II. ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её

названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник

необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга - произведение, книга- сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.

Определение особенностей учебного и научно - популярного текста (передача информации).

Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). 3накомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей.

Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.

Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

III. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

(практическое освоение).

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя)  средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

IV. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

V. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

В каждом классе изучаются произведения, доступные для восприятия младших школьников. Они объединены в 5 тематических блоков и рассчитаны для работы на уроке и для самостоятельного домашнего чтения.

В круг детского чтения входят произведения, представляющие основные темы и жанры литературы народов Севера, доступные учащимся начальной школы: произведения устного народного творчества, сказки финно-угорских народов, авторские сказки, произведения классиков, современных писателей и поэтов Республики Коми научно-

художественные тексты, справочная литература.

Темы и произведения детского чтения:

Устное творчество коми народа

Коми народные загадки. Пословицы и поговорки. Коми народные сказки. «Лиса и заяц».

«Портной и омэли». «Лиса и зайчата».«Три брата и сестра»,«Охотник и Чукля»,«Ёма и две

сестры»,«Марпида - царевна»,«Медвежьи - няньки», «Как Иван нужду закопал», «Пера-

богатырь», «Гундыр», «Федот-стрелец», «Седун», «Два брата», Коми старинные игры.

Сказки финно-угорских народов. Золотой топор (хантыйская сказка). Зайчишка (хантыйская сказка). Лиса и заяц (финская сказка). Волк, лиса и лев (финская сказка). Сова и лиса (марийская сказка). Заячий домик (марийская сказка). Лиса и медведь (марийская сказка).Сказки о животных. «Как у бурундука спина полосатой стала» (хантыйская сказка). «Огонь и человек» (марийская сказка). «Хочу, не хочу» (хантыйская сказка). «Пекка-храбрец» (финская сказка). «Медвежья нянюшка» (Коми –пермяцкая сказка). «Куйгорож» (мордовская сказка). «Работай, кошка, работай» (венгерская сказка). «Длинный день» (коми-пермяйкая сказка), «Как купец хотел солнце остановить» (удмурсткая сказка). «Белый мышонок» (венгерская сказка).

Основные разделы:

Устное творчество коми народа.

Сказки финно-угорских народов.

Мой край родной.

О родной природе.

О жизни детей.

Устное народное творчество

Отражение политических, географических, социальных условий жизни, ритуалов, обычаев, быта, этических и нравственных представлений коми народа, причинно-следственных связей в живой и неживой природе.

Тематика и типы загадок. Пословицы и поговорки. Персонажи коми народных сказок, особенности сюжетов. Отличие коми народных сказок от сказок других народов. Сказки финно-угорских народов. Коми старинные игры

Сказки финно-угорских народов

Отражение в сказках жизни народа, его нравственных ценностей. Сказки бытовые,

волшебные, о животных. Хантыйские сказки. Марийские сказки. Финские сказки. Коми-пермяцкие сказки. Мордовские сказки. Венгерские сказки. Удмуртские сказки. Карельские сказки.

Мой край родной

Исторические события в произведениях С. Попова, A. Ванеева, В. Тимина, С. Журавлёва. Реальный быт, уклад жизни северян в произведениях Г. Юшкова, B. Демидова, В. Журавлёва-Печорского, С. Попова, П. Образцова, Е. Рочева, А. Журавлёва.

О родной природе

Проблема «Человек и природа» в детской литературе Республики Коми. Нравственные, экологические проблемы в произведениях К. Жакова, И. Коданёва, Е. Рочева, Г. Юшкова; сочетание лиризма, психологизма и познавательности в рассказах В. Журавлёва-Печорского, И. Коданёва, В. Ануфриева, лирических миниатюрах Раевского, повестях Е. Рочева. Неповторимая, суровая красота, изящество, скромность северной природы в стихах П.Образцова, С.Попова, И.Демидова, А.Ануфриева. Маленькие познавательные сказки о чудесах и особенностях природы П.Образцова, А.Кокачёва. Жанровое многообразие произведений о природе.

Стихотворения (Пантелеймон Образцов, Ирина Запорожцева. Виктор Демидов, Серафим Попов, И. Куратов, В. Тимин, ). Рассказы, отрывки из повести (Иван Коданёв, Виктор Демидов, Степан Раевский, В. Ануфриев, В. Попов, Егор Рочев, Василий Журавлёв-Печорский). Сказки (Александр Кокачёв, Геннадий Юшков).

О жизни детей

Простота, правдивость портретов маленьких северян, отражение их интересов, забот в стихотворениях П. Образцова, А. Журавлёва, С. Попова, рассказах В. Попова, С. Раевского, Е. Козловой. Образы детей в рассказах и повестях Е.Рочева, раскрытие их внутреннего мира через восприятие природы. Юмористические стихи, считалки, дразнилки, шутки, рассказы В.Демидова. Психологическая достоверность образов в рассказах Е. Габовой и Н. Куратовой.

2 класс, 34 часа

Устное творчество коми народа (3 часов)

Коми народные загадки. Пословицы и поговорки

Сказки коми народа. Три брата и сестра. Охотник и Чукля. Ёма и две сестры.

Сказки финно-угорских народов (4 часа)

Как у бурундука спина полосатой стала (хантыйская сказка)

Хочу, не хочу (хантыйская сказка)

Огонь и человек (марийская сказка)

Пекка-храбрец (финская сказка)

Медвежья нянюшка (коми-пермяцкая сказка)

Куйгорож (мордовская сказка)

Работай, кошка, работай (венгерская сказка)

Мой край родной (7 часов)

Пантелеймон Образцов.Север мой. Лес.

Александр Журавлев.Северный лужок. Ветер. Снежная баба. Песцы. О, Великая Тишина. Комары. Я спросил у дяди Коли. Я спросил у дяди Лари. Праздник. Нефтяной фонтан. Иван Коданев (Перевод В. Журавлева-Печерского). На лугах. Утки-зимовщицы. Виктор Демидов. Две песни Егорки Терентьев. В тундре весенней.

О родной природе (11 часов )

Пантелеймон Образцов. Береза. Затейница зима. К весне.

Серафим Попов (Перевод Ю. Ионова). Цикл стихотворений «Двенадцать месяцев»: В новогоднюю ночь. Февраль. Мамин праздник. В апреле. Первомай. Июнь. На июльских лугах. В ягодном августе. Снова в школу. В октябре. День седьмого ноября. В декабрьском лесу. Виктор Демидов. Год начинается с весны. Весна света. Весна воды. Весна птиц. Весна травы. Воробьишкина весна. Иван Коданев (Перевод В. Журавлева-Печерского). Сорока-воровка. Белки-путешественницы. Степан Раевский (Перевод Е. Габовой). Неряхи. Бурундук. Геннадий Юшков (Перевод Е. Габовой). Волчий шалаш. Плот бобра. Александр Кокачев. Ухрюмон (Главы из сказки).

О жизни детей (9 ч)

Пантелеймон Образцов. Ремонт идет. В школе. Александр Журавлев. Бурки. Малица. Лайка. Снежок. Рыбак. Серафим Попов (Перевод Ю. Ионова). Стихи из цикла «Сверстникам-школьникам»: Золотые руки. Вася-наизнанку. Когда болезнь-лень. Школьный парк. Я в тайге не заблужусь. Праздник после рыбалки. Мы на сенокосе. Лесной пожар. Елена Козлова (Перевод Е. Габовой). Страшилище. Лыжи-неумехи. Синее стеклышко. Виктор Демидов. Игра в испорченный телефон. Семейная трагедия.

3 класс. 34 часа.

Устное творчество коми народа (5 часов)

Загадки. Пословицы и поговорки. Коми старинные игры. Жмурки. Воробей. В медведя. Ема. Городки в лесу. Коми народные сказки (Пересказал Ф Плесовский). Марпида-царевна. Медвежьи няньки. Как Иван нужду закопал.

Сказки финно-угорских народов (7 часов)

Длинный день (Коми-пермяйкая сказка). Как купец хотел солнце остановить (удмурсткая

сказка). Белый мышонок (венгерская сказка). Богатырь (хантыйская сказка). Золотой конь

(хантыйская сказка). Голубая важенка (карельская сказка). Где богатство зарыто (финская

сказка). Ученый медведь (марийская сказка).

Мой край родной (5 часов)

Серафим Попов (Перевод И. Михайлова). Дедушкины медали (Поэма). Иван Коданев (Перевод В. Журавлева-Печорского). Пойте, птицы, пойте! Ирина Запорожцева. Слово пилота. Степан Раевский (Перевод Д. Стахорского). Из цикла «Красота земли».После дождя белые ночи. Красота земли. Ключ. Альберт Ванеев (Перевод В. Кузнецова). Времена года.

О родной природе (6 часов)

Иван Коданев (Перевод В. Журавлева-Печорского). В дальнем лесу. Заботливая мать.

Первый снег. Ирина Запорожцева. Белая земля. Олененок. Владимир Ануфриев. Сорочья весна. Вот так встреча! Про плавунчика. Степан Раевский (Перевод Д. Стахорского). Лесной доктор. Воробей.

О жизни детей (11 часов)

Егор Рочев (Перевод Ю. Качаева). Маленький Митрук и большая тундра (главы из повести). Владимир Попов. Как терялась Марина. Елена Габова. Повесть о настоящем коте (в сокращении).Вареная сосулька.Чем вредны овраги. Из рассказов про Аринку. Царевна-лягушка заснула. Мосток. Обжорка-ложка (сказка). Нина Куратова (перевод В. Путилиной). Нинка-крючинка. Полутонная артистка. Гостинец от зайца. Умный баран.

4 класс. 34 часа.

Устное творчество коми народа(4 часов)

Пословицы и поговорки. Коми народные сказки (пересказал Плесовский). Пера-богатырь.

Гундыр. Федот-стрелец. Седун. Два брата.

Сказки финно-угорских народов(6 часов)

Пера и Зарань (коми-пермяцкая сказка). Богатырь Кудым-Ош (коми-пермяцкая сказка). Аннушка (удмуртская сказка). Сереброзубая Пампалче (марийская сказка). Дверь на лугу (коми пермяцкая сказка). Мужик и черт (марийская сказка). Черная уточка (карельская сказка). Невеста – мышь (карельская сказка). Король Ледяного королевства (венгерская сказка). Находчивый слуга царя (хантыйская сказка). Старик и мошенники (финская сказка). Проделки рыжего лиса (финская сказка).

Мой край родной (6 часов)

Иван Куратов. Коми язык (перевод Ф. Честного). Владимир Тимин. Родной язык (перевод Г. Морозова). Серафим Попов. Север (перевод И. Вараввы). Иван Коданев (перевод В. Журавлева-Печорского). Белые ночи. Друзья детства. Вставай, друг, солнце всходит! Геннадий Юшков. Родина (перевод Н. Старшинова). Владимир Попов. Медаль (перевод Н. Емельяновой). Ирина Запорожцева. Как искали усинскую нефть. Альберт Ванеев  (перевод Ю. Полякова). Это север, край неповторимый. Иван Коданев (перевод В. Журавлева-Печорского) Здравствуй, Парма! Александр Журавлев. Где живу я, отгадай? Наш поселок на колесах.

О родной природе (8 часов)

Иван Коданев (перевод В. Журавлева - Печорского)За рябчиками. Кто сильнее испугался?

Егор Рочев (перевод О. Тихомирова)Бегут, бегут олени (главы из повести). Василий Журавлев – Печорский. Пробуждение земли. Ветер- парикмахер. Стриж-птица залетная. Дикие куры. Исчез песец. Грибная пора. Степан Раевский (перевод Д. Стахорского). Лесная кошка-вэркань. Разбойник Владимир Ануфриев. Отчаянные отцы. Глупые воробьи. Соседи. Все ли прячутся? Хозяйственный поползень. Прыгни выше, Юхнань! Или приключения в волшебном лесу.

О жизни детей (10 часов)

Нина Куратова (перевод В. Путилиной). Давайте знакомиться и дружить (главы из повести). Ирина Запорожцева. Маленький оленевод. Девушка на льдине. Егор Рочев (перевод О. Тихомирова). Бегут, бегут олени (главы из повести). Владимир Ширяев. Олени выходят к морю (главы из повести). Елена Габова. Жизнь и фантазии Сени Елкина, или воспитанная муха (главы из повести). Чей ты, Барсик? Никто не видел Рыжего (главы из повести). Степан Раевский (перевод Д. Стахорского). Пыста Устя. Виктор Демидов. Росица едет на север (отрывки из повести).

Тематическое планирование

с указанием основных видов деятельности

На изучение предмета «Литературное чтение народов Севера»  в начальной школе отводится  102 часа,  во 2 – 4 классах по 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)

2 класс (34 ч.)

п/п

Название раздела, темы

Кол-во  часов

Основные виды

учебной деятельности

1

Речевая деятельность

учащихся

Аудирование

Чтение

Говорение

7

Восприятие на слух фольклорных

произведений, поэтических и прозаических произведений.

Построение монологического речевого высказывания (ответ на вопрос) небольшого объёма с опорой на авторский текст.

Восприятие учебного текста.

Характеристика особенностей

прослушанного произведения.

Сравнение своих ответов с ответами

окружающих, оценивание своего и чужого мнений.

Чтение вслух слов, слов, предложений.

Плавное чтение целыми словами.

Постепенное увеличение скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями детей.

Выразительное чтение литературных

произведений, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями

художественного текста.

Осознание смысла произведения при чтении про себя

2

Читательская

деятельность учащихся

Библиографическая

культура.

Работа с текстом

художественного

произведения.

Работа с учебными,

научно-

популярными и другими текстами

18

Характеристика текста: представлять,

предполагать текст по заголовку, теме, иллюстрации. Определение темы, главной мысли произведения.

Нахождение в тексте доказательства

отражения мыслей и чувств автора.

Сравнение текстов (учебный,

художественный, научно-популярный).

Сравнение произведений разных жанров.

Объяснение смысла заглавия произведения.

Выбор заголовка из предложенных учителем, учащимися класса.

Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.

Составление характеристики героя с

использованием художественно-выразительных средств

3

Литературоведческая

пропедевтика

Нахождение в тексте,

определение значения в

художественной речи (с

помощью учителя) средств

выразительности.

Ориентировка в

литературных понятиях.

Общее представление о

композиционных

особенностях

построения разных видов

рассказывания.

Прозаическая и

стихотворная речь.

Фольклор и авторские

художественные

произведения.

Жанровое разнообразие произведений.

5

Узнавание, различение, определение

основного смысла малых фольклорных форм (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки).

Перечисление различных жанров,

характеристика их особенности.

Сравнение сказок разных народов по теме, жанровым особенностям, языку.

Ориентировка в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

Наблюдение за особенностями разных жанров художественных произведений.

Поиск в тексте сравнений, олицетворений, метафор, гипербол.

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

4

Творческая деятельность

учащихся

Интерпретация текста литературного произведения в

творческой деятельности учащихся

4

Чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование.

Создание собственного текста на основе рассказа

3 класс (34 ч.)

п/п

Название раздела, темы

Кол-во  часов

Основные виды

учебной деятельности

1

Речевая деятельность

учащихся

Аудирование

Чтение

Говорение

7

Восприятие на слух фольклорных

произведений, поэтических и прозаических произведений.

Построение монологического речевого высказывания (ответ на вопрос) небольшого объёма с опорой на авторский текст.

Восприятие учебного текста.

Характеристика особенностей

прослушанного произведения.

Сравнение своих ответов с ответами

окружающих, оценивание своего и чужого мнений.

Чтение вслух слово, слов, предложений.

Плавное чтение целыми словами.

Постепенное увеличение скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями детей.

2

Читательская

деятельность учащихся

Библиографическая

культура.

Работа с текстом

художественного

произведения.

Работа с учебными,

научно-популярными и другими текстами

18

Характеристика текста: представлять, предполагать текст по заголовку, теме, иллюстрации. Определение темы, главной мысли произведения.

Нахождение в тексте доказательства

отражения мыслей и чувств автора.

Сравнение текстов (учебный,

художественный, научно-популярный).

Сравнение произведений разных жанров.

Объяснение смысла заглавия произведения.

Выбор заголовка из предложенных учителем, учащимися класса.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-

выразительных средств данного текста.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.

Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского

отношения к герою на основе анализа текста,

авторских помет, имен героев.

Рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей.

Определение главной мысли

текста. Деление текста на части.

Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему

3

Литературоведческая

пропедевтика

Нахождение в тексте,

определение значения в

художественной речи (с

помощью учителя) средств

выразительности.

Ориентировка в

литературных понятиях.

Общее представление о

композиционных

особенностях

построения разных видов

рассказывания.

Прозаическая и

стихотворная речь.

Фольклор и авторские

художественные

произведения.

Жанровое разнообразие произведений.

5

Узнавание, различение, определение

основного смысла малых фольклорных форм

(колыбельные песни, потешки, пословицы и

поговорки, загадки).

Перечисление различных жанров,

характеристика их особенности.

Сравнение сказок разных народов по теме,

жанровым особенностям, языку.

Ориентировка в литературоведческих

понятиях и терминах (в рамках изученного).

Наблюдение за особенностями разных жанров художественных произведений. Поиск в тексте сравнений, олицетворений, метафор,

гипербол.

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов,

антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

4

Творческая деятельность

учащихся

Интерпретация текста литературного произведения в

творческой деятельности учащихся

4

Чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование.

4 класс (34 ч.)

п/п

Название раздела, темы

Кол-во  часов

Основные виды

учебной деятельности

1

Речевая деятельность

учащихся

Аудирование

Чтение

Говорение

7

Восприятие на слух фольклорных

произведений, поэтических и прозаических произведений.

Построение монологического речевого высказывания (ответ на вопрос) небольшого объёма с опорой на авторский текст.

Восприятие учебного текста.

Характеристика особенностей

прослушанного произведения.

Сравнение своих ответов с ответами

окружающих, оценивание своего и чужого мнений.

Чтение вслух слов, словосочетаний,

предложений.

Плавное чтение целыми словами.

Постепенное увеличение скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями

детей.

Выразительное чтение литературных

произведений, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса

2

Читательская

деятельность учащихся

Библиографическая

культура.

Работа с текстом

художественного

произведения.

Работа с учебными,

научно-популярными и другими текстами

18

Характеристика текста: представлять, предполагать текст по заголовку, теме,

иллюстрации. Определение темы,

главной мысли произведения.

Нахождение в тексте доказательства

отражения мыслей и чувств автора.

Сравнение текстов (учебный,

художественный, научно-популярный).

Сравнение произведений разных жанров.

Объяснение смысла заглавия произведения.

Выбор заголовка из предложенных учителем, учащимися класса.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-

выразительных средств данного текста.

Нахождение в тексте слов и выражений,

характеризующих героя и событие.

Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского

отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей.  

Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.

Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.

3

Литературоведческая

пропедевтика

Нахождение в тексте,

определение значения в

художественной речи (с

помощью учителя) средств

выразительности.

Ориентировка в

литературных понятиях.

Общее представление о

композиционных

особенностях

построения разных видов

рассказывания.

Прозаическая и

стихотворная речь.

Фольклор и авторские

художественные

произведения.

Жанровое разнообразие произведений.

5

Узнавание, различение, определение

основного смысла малых фольклорных форм (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки).

Перечисление различных жанров,

характеристика их особенности.

Сравнение сказок разных народов по теме, жанровым особенностям, языку.

Ориентировка в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

Наблюдение за особенностями разных жанров художественных произведений. Поиск в тексте сравнений, олицетворений, метафор,

гипербол.

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

4

Творческая деятельность

учащихся

Произведения устного

Народного творчества коми, финно-угорских народов.

Произведения поэтов и

писателей народов Севера.

4

Чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по изучению литературы народов Севера

Программа для учащихся 2 - 4 классов по изучению литературы народов Севера...

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...

Рабочая программа учебного предмета « Чтение», 4 класс

Пояснительная записка, учебно-методический комплект, количество учебных часов, основные требование к ЗУ обучающихся, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методических средств обучения...

Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс...

Рабочая программа учебного предмета «Чтение»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы по литерату...

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура (подвижные игры народов Севера)

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" (подвижные игры народов Севера) со сроком реализации 1 год (1 класс)...

Рабочая программа учебного предмета "Чтение"

Календарно-тематическое планирование по чтению 1-2 классы...