"Знакомство с буквой Ы"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект урока в 1 классе по изучению буквы Ы по программе "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_bukvoy_y.docx | 23.47 КБ |
znakomstvo_s_bukvoy_y.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Знакомство с буквой ы.
Цель: познакомить с буквой ы; учить выполнять звуковой анализ слов; наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твёрдые – мягкие); развивать фонематический слух, память, речь, внимание.
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой ы; научить выполнять звуковой анализ слова «рыбы», наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твёрдые – мягкие); создать условия для развития фонематического слуха, памяти, внимания, речи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву ы; умеют выполнять звуковой анализ слов «рыбы», «дым», «усы», «мышка».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: логические – классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
Прозвенел звонок для вас,
Встали все у парт красиво.
Начинается урок.
Тем, кто любит заниматься
Я открою свой секрет –
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет.
- Потрите ладошки друг о дружку, теперь возьмите друг друга за руки, улыбнитесь и передайте тепло своих рук и хорошее настроение своему соседу по парте
- На уроке у нас будет помощник - ёжик Пых. Он пришёл не с пустыми руками, а с портфелем знаний. Кроме того, у него для вас много интересных заданий.
II. Открытие нового знания.
Однажды Пых гулял по берегу реки и захотелось ему сделать себе удочку. Закинул её в воду и поймал… (большую рыбу).
1. Звуковой анализ слова «рыба».
- По условному обозначению определите, что нужно сделать. (выполнить звуковой анализ слова)
- Сколько звуков в слове «рыба»? (4 звука)
– «Прочитайте» первый звук в слове «рыба». (Рррыба.)
– Какой это звук? (Твёрдый согласный звук.) Какой фишкой обозначим звук? (Синей.) Назовите мягкую пару. ([р’].)
– «Прочитайте» второй звук в слове «рыба». (Рыыыба.)
– Что вы знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)
– «Прочитайте» третий звук в слове «рыба». (Рыббба.)
– Какой это звук? (Твёрдый согласный звук.)
– Обозначьте соответствующей фишкой. (Синяя фишка.)
– Назовите его мягкую пару. ([б’].)
– «Прочитайте» последний звук в слове «рыба». (Рыбаааа.)
– Что знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)
- Скажите, почему сегодня моим помощником стал Пых?
- Что общего у слов «рыба» и «Пых»? (есть звук [ы])
- Определите тему урока. (Знакомство с буквой Ы)
- Какую работу будем выполнять на уроке?
Вывод 1: Звук [ы] – гласный
Вывод 2: Звук [ы] обозначается буквой ы. (рассмотреть в учебнике)
2. Знакомство с новой буквой.
– Рассмотрите образцы буквы ы. На что она похожа?
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.
А. Шибаев
Вывод 3: Ы придаёт твёрдость впереди стоящему согласному звуку.
– Пых любит букву ы. Он знает огромное количество слов с буквой ы. А какие слова можете назвать вы?
– Где в словах встретился звук [ы]? (В середине и в конце слов.)
– Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать?
Вывод 4: В русском языке нет слов, которые начинаются на [ы].
Вот что совершенно верно:
Ы не нравится быть первой,
Ы не начинает слов –
Видно, нрав её таков.
Т. Синицына
Физкультминутка для глаз
«Тили – мили - трям»
3. Работа по учебнику. Дифференцированная работа с коллективной проверкой.
Для читающих учеников:
– Прочитайте стихотворение С. Маршака.
Маляр – рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.
Для нечитающих учеников:
– Выполните работу по индивидуальным карточкам.
Мыла Мила мишку мылом, Уронила Мила мыло,
Мила мыло уронила. Мишку мылом не домыла.
– Подчеркните в словах букву ы. (6 букв.)
Вывод: надо просматривать буквы подряд слева направо.
- Отгадывание ребусов.
1). Картинки: улитка, сапог, сыр
- первый звук этого слова такой же как первый звук в слове «улитка», второй звук этого слова такой же, как первый звук в слове «сапог», третий звук этого слова такой же, как второй звук в слове «сыр» (Усы)
2). Картинка: дом О = Ы (Дым)
5. Работа в парах. Звукобуквенный анализ слова «усы».
– Обозначьте звуки фишками и буквами.
6. Самостоятельная работа. Звукобуквенный анализ слова «дым».
– Обозначьте звуки фишками и буквами.
– Пых любит играть в игру «Один – много». Вам нужно образовать множественное число.
Картинки: стол – столы, огурец – огурцы, шарф - шарфы, коза – козы, зонт – зонты, пол – полы.
– Попробуйте объяснить, почему Пых любит эту игру.
У буквы Ы обычай есть,
За него хвала и честь:
Буква Ы спокойно может,
Встав в конце, предметы множить:
Стол – столы, забор – заборы,
Пол – полы, узор – узоры.
Вывод 5: если буква ы стоит в конце слова, то слова обозначают несколько предметов.
7. Работа по учебнику.
– Попробуйте догадаться, как нужно назвать картинку, чтобы количество звуков в её названии соответствовало количеству клеточек на схеме. (Мышка.)
8. Звукобуквенный анализ слова «мышка».
– Выполните звукобуквенный анализ слова «мышка», используя фишки и буквы.
– Попробуйте из слова «мышка» сделать слово «мушка» («мошка», «мишка»).
– Что нужно поменять, кроме буквы?
9. Кроссворд.
- Что поможет нам разгадать кроссворд? (картинки, буквы)
III. Итог урока.
– С какой буквой-труженицей познакомились?
– Чем она отличается от всех остальных?
– Какой звук обозначает буква ы?
Рефлексия.
Красный шар – работал хорошо, всё было понятно, был активен на уроке.
Синий шар – были затруднения, не всё удалось.
Зелёный шар – на уроке почти не работал, ничего не понял.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А бедняжка буква Ы Бродит с палочкой, увы. А. Шибаев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с буквой У у, звуком [у]. Письмо заглавной и строчной букв У у.
урок по обучению грамоте и письму по УМК Перспектива...
Знакомство с буквой В (в). Состав числа 10. Письмо печатными буквами.
Интегрированный урок грамоты по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Цели урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ -познакомиться с новой согласной буквой; - учить звуковому ана...
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.
Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...
Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»
На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...
Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»
Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву Ш (ш); -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...
Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».
Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...
Интегрированный урок чтения и письма. Знакомство с буквой Зз.Письмо букв Зз.
Урок по программе "Начальная школа 21 века"....