"Знакомство с буквой Ы"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Конспект урока в 1 классе по изучению  буквы Ы по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_bukvoy_y.docx23.47 КБ
Файл znakomstvo_s_bukvoy_y.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с буквой ы.

Цель:  познакомить с буквой ы; учить выполнять звуковой анализ слов; наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твёрдые – мягкие); развивать фонематический слух, память, речь, внимание.

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой ы; научить выполнять звуковой анализ слова «рыбы», наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твёрдые – мягкие); создать условия для развития фонематического слуха, памяти, внимания, речи.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву ы; умеют выполнять звуковой анализ слов «рыбы», «дым», «усы», «мышка». 

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: логические – классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

Прозвенел звонок для вас,

Встали все у парт красиво.

Начинается урок.

Тем, кто любит заниматься

Я открою свой секрет –

Увлекательнее чтенья

Ничего на свете нет.

- Потрите ладошки друг о дружку, теперь возьмите друг друга за руки, улыбнитесь  и передайте тепло своих рук и хорошее настроение своему соседу по парте

- На уроке у нас будет помощник - ёжик Пых. Он пришёл не с пустыми руками, а с портфелем знаний. Кроме того, у него для вас много интересных заданий.

II. Открытие нового знания.

Однажды Пых гулял по берегу реки и захотелось  ему  сделать себе удочку. Закинул  её в воду и поймал… (большую рыбу).

1. Звуковой анализ слова «рыба».

- По условному обозначению определите, что нужно сделать. (выполнить звуковой анализ слова)

- Сколько звуков в слове «рыба»? (4 звука)

– «Прочитайте» первый звук в слове «рыба». (Рррыба.)

– Какой это звук? (Твёрдый согласный звук.) Какой фишкой обозначим звук? (Синей.) Назовите мягкую пару. ([р’].)

– «Прочитайте» второй звук в слове «рыба». (Рыыыба.)

– Что вы знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)

– «Прочитайте» третий звук в слове «рыба». (Рыббба.)

– Какой это звук? (Твёрдый согласный звук.)

– Обозначьте соответствующей фишкой. (Синяя фишка.)

– Назовите его мягкую пару. ([б’].)

– «Прочитайте» последний звук в слове «рыба». (Рыбаааа.)

– Что знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)

- Скажите, почему сегодня моим помощником стал Пых?

- Что общего у слов «рыба» и «Пых»? (есть звук [ы])

- Определите тему урока. (Знакомство с буквой Ы)

- Какую работу будем выполнять на уроке?

Вывод 1: Звук [ы] – гласный

Вывод 2: Звук [ы] обозначается буквой ы. (рассмотреть в учебнике)

2. Знакомство с новой буквой.

– Рассмотрите образцы буквы ы. На что она похожа?

А бедняжка буква Ы

Бродит с палочкой, увы.

                    А. Шибаев

Вывод 3: Ы придаёт твёрдость впереди стоящему согласному звуку.

– Пых любит букву ы. Он знает огромное количество слов с буквой ы. А какие слова можете назвать вы?

– Где в словах встретился звук [ы]? (В середине и в конце слов.)

– Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать?

Вывод 4: В русском языке нет слов, которые начинаются на [ы].

Вот что совершенно верно:

Ы не нравится быть первой,

Ы не начинает слов –

Видно, нрав её таков.

          Т. Синицына

Физкультминутка для глаз

«Тили – мили - трям»

3. Работа по учебнику. Дифференцированная работа с коллективной проверкой.

Для читающих учеников:

– Прочитайте стихотворение С. Маршака.

Маляр – рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.

Для нечитающих учеников:

– Выполните работу по индивидуальным карточкам.

Мыла Мила мишку мылом,        Уронила Мила мыло,

Мила мыло уронила.                        Мишку мылом не домыла.

– Подчеркните в словах букву ы. (6 букв.)

Вывод: надо просматривать буквы подряд слева направо.

  1. Отгадывание ребусов.

1). Картинки: улитка, сапог, сыр

- первый звук этого слова такой же как первый звук в слове «улитка», второй звук этого слова такой же, как первый  звук в слове «сапог», третий звук этого слова такой же, как второй звук в слове «сыр» (Усы)

2). Картинка: дом       О = Ы    (Дым)

5. Работа в парах. Звукобуквенный анализ слова «усы».

– Обозначьте звуки фишками и буквами.

6. Самостоятельная работа. Звукобуквенный анализ слова «дым».

– Обозначьте звуки фишками и буквами.

– Пых любит играть в игру «Один – много». Вам нужно образовать множественное число.

Картинки: стол – столы, огурец – огурцы, шарф - шарфы, коза – козы, зонт – зонты, пол – полы.

– Попробуйте объяснить, почему Пых любит эту игру.

У буквы Ы обычай есть,

За него хвала и честь:

Буква Ы спокойно может,

Встав в конце, предметы множить:

Стол – столы, забор – заборы,

Пол – полы, узор – узоры.

Вывод 5: если буква ы стоит в конце слова, то слова обозначают несколько предметов.

7. Работа по учебнику.

– Попробуйте догадаться, как нужно назвать картинку, чтобы количество звуков в её названии соответствовало количеству клеточек на схеме. (Мышка.)

8. Звукобуквенный анализ слова «мышка».

– Выполните звукобуквенный анализ слова «мышка», используя фишки и буквы.

– Попробуйте из слова «мышка» сделать слово «мушка» («мошка», «мишка»).

– Что нужно поменять, кроме буквы?

9. Кроссворд.

- Что поможет нам разгадать кроссворд? (картинки, буквы)

III. Итог урока.

– С какой буквой-труженицей познакомились?

– Чем она отличается от всех остальных?

– Какой звук обозначает буква ы?

Рефлексия.

Красный шар – работал хорошо, всё было понятно, был активен на уроке.

Синий шар – были затруднения, не всё удалось.

Зелёный шар – на уроке почти не работал, ничего не понял.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

А бедняжка буква Ы Бродит с палочкой, увы. А. Шибаев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквой У у, звуком [у]. Письмо заглавной и строчной букв У у.

урок по обучению грамоте и письму по УМК Перспектива...

Знакомство с буквой В (в). Состав числа 10. Письмо печатными буквами.

Интегрированный урок грамоты по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой.  Цели урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ   -познакомиться с новой согласной буквой;   - учить звуковому ана...

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.

Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».

Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...