Этап урока: | Деятельность учителя: | Деятельность учащихся: | Формируемые УУД: |
Самоопределение к деятельности | Прозвенел звонок веселый, 1 слайд Вы начать урок готовы? Будем думать, рассуждать И друг другу помогать.
-Каким бы вы хотели видеть наш урок? -Что для этого надо? | Включение в работу, организация рабочего места, самоопределение к деятельности. Отвечают на вопросы | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные )
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные ). |
Речевая разминка.
| Вез на горку Саня 2слайд За собою сани. Ехал с горки Саня, А на Сане сани.
- Прочитаем хором. - Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?
- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы. - Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах. - Прочитайте скороговоркой друг другу в парах, оцените (5 баллов – безошибочно, в темпе, выразительно, 4 балла – 1-2 ошибки, 3 балла – 3-4 ошибки.)
| (Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются).
(Дети читают).
Оценивают друг друга |
|
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности | Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить. Кто догадается - поднимет руку 3 слайд
1. Выгляну в оконце Лежит белое суконце. Всю зиму лежит, А весной убежит. 3. . После осени пришла. И сугробы намела. 4. Гуляет в поле, Да не конь. Летает на воле, Да не птица. | 2. Белый дед – белее нет. Старый, горбатый, Лежит возле хаты. Лежит всю зиму - Никто не поднимает. Весна придёт - Он сам уйдёт. |
– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) Откройте учебники на странице72
|
|
|
Постановка учебной задачи | Чтобы вы хотели узнать и чему научиться на уроке? – Для чего это вам нужно? –На уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством И.З. Сурикова; будем учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать, сопереживать герою стихотворения 4-5 слайд Скажу вам по секрету: один ученик в нашем классе знал заранее тему нашего урока, т.к. я попросила его приготовить небольшое сообщение о жизни поэта.
| Узнать биографию поэта (или: в какое время жил поэт, кто его научил видеть красоту природы и привил ему любовь поэзии); научиться выразительно читать стихотворение; находить в нём красивые слова. | Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. |
Биография поэта. | 6 слайд
Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. В 8 лет после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов. Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.
| Слушают рассказ ученика о биографии поэта | Развиваем умение слушать и понимать других. |
| -Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина». 7 слайд Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым: Детства прошлого картины! Только вы светлы: Выступаете вы ярко Из сердечной мглы.
| Слушают аудиозапись |
|
Подготовка к восприятию
Прослушивание стихотворения в записи.
Беседа по содержанию:
| -Сейчас, я хотела бы вместе с вами оказаться во второй половине 19 века и побывать в русской избе. Стать очевидцами деревенского быта. 8слайд - Кого вы видите на картине? - Чем занимаются бабушка и дедушка? Семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит, не было света, телевизоров, компьютеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом. - Чем дети занимались вечерами? - Какие у них были игрушки? (Рассматривание игрушек: куклы тряпичной, лошадки деревянной). - Хотели бы вы играть в такие игрушки? Но самым увлекательным занятием детишек были зимние забавы. (иллюстрация из учебника с. 72) - Что вы видите? ( Дети катаются с горки.) - Похожи ли дети на вас? - Что случилось с мальчиком? ( Он упал с санок) - Какое у него настроение? ( веселое, грустное, радостное, счастливое)
- Какой заголовок можно придумать к данному рисунку? ( «Зимние забавы», «Катание с горы», « Мне в сугробе смех»). - Какой из заголовков наиболее удачный? – Да, «Зимние забавы», так этот заголовок более полно раскрывает настроение детей и замысел автора. - Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши? Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство». 9 слайд
- Слушайте стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства. - Вы прослушали стихотворение Сурикова «Детство». Что же вспоминает автор из своего детства?
-Как он катался с горки, -как бабушка рассказывала сказки, -как ему хорошо жилось… и т.д.
| Отвечают на вопросы
Слушают стихотворение, наблюдают за видеорядом | Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя(Познавательные). |
Словарная работа в парах. | В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов. Словарная работа будет проводиться следующим образом: В маршрутном листе под цифрой 3 слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.) Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу. Прялка – приспособление для ручного прядения Ветхая-старая Смежает-закрывает
Проверка на слайде, выставляем баллы ( 1 балл за каждый правильный ответ) 10-14 слайд
|
| Развиваем умение слушать и понимать других. Умение работать в паре. (Коммуникативные) |
Физминутка
Анализ стихотворения
| 1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть! Валенки наденем, шапку, Шарф завязан? Всё в порядке! Раз – присесть, Два – наклониться, Три – снежок лепи, На четыре и на пять, Начинай снежки бросать!
- Прочитаем 1 часть на стр. 72. - Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить? - А где происходило событие? - Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. -Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. -Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.
|
– Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни... – На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья. – Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили. – Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше. |
|
|
И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки? - А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.
- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб? - И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы? - А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением? - Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив? Читаем дальше. 2 часть по цепочке - А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.) – А мальчик любил слушать сказки? Найдите подтверждение в тексте.
“И начну у бабки Сказки я просить...” - А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”) - А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте. - А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки: “А в трубе сердито Ветер злой поет”? – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно. – А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем. Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку. Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.
Учитель. А откуда вы узнали, что речь похожа на ручеёк? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек? Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке. Учитель. Молодцы! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать? – О плавной и красивой... – О тихой и приятной... – О правильной, ровной, связной.
Третью часть прочитайте самостоятельно. - Как можно озаглавить эту часть? - Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне? -Понаблюдаем за рифмой в четверостишиях. Что заметили? | Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб “Мне в сугробе горе, А ребятам смех!..”
Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю. Да, конечно!
– Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха. – А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом. – А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо. – А еще очень складно... – А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.
| Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные). |
Работа в группах.
|
-Поработаем над выразительными средствами , которые использовал поэт. -Найдите слова, которые говорят о неодушевлённых предметах как о живых существах. -Как называется такой приём? Проверим 16слайд Сердце - … так и мрет Ветер - … поет Речь – … журчит Сон -….. смежит Солнышко - … село Вьюга - … воет Вьюга - … поднялася Солнышко - …глядит Года -… текли
|
|
Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные) Уметь выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре (коммуникативные) |
Рефлексия | Учитель.Молодцы, ребята. Найдите и запишите главную мысль стихотворения 17 слайд Учитель. А как надо эти слова понимать? Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика. – У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко. – А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки. В 19 веке дети могли только мечтать о счастливой жизни. -Писатели пишут стихи для того чтобы передать чувства, переживания. - Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? -Как вы думаете у нас в 21 веке жизнь счастливей? Учитель. А детство – это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба - остаются в памяти навсегда, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков, неважно в каком веке ты живёшь. Вернёмся к целям урока и посмотрим всё ли выполнили? – Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе. Поднимите руки те ребята, которые получили на маршрутном листе 5? 4? 3? – Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть? - Ребята, спасибо за урок.
| Ученики записывают последнее четверостишие.)
– Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика. – У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко. – А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностны |
Домашнее задание | Выучить наизусть отрывок на странице 72.
|
|
|
|
|
|
|