Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Буква В.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предмет: обучение грамоте (обучение чтению)
Класс: 1
Тема: Звуки [в], [в']. Буквы В, в.
Тип урока:
Урок овладения новыми знаниями.
Цель:
Познакомить с новыми звуками [в], [в'] и буквами В, в.
Формируемые на уроке метапредметные УУД:
Личностные:
1.Формирование понимания важности нового социального статуса «ученик»;
2.Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем;
3.Формирование положительного отношения к учебным предметам, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению новых заданий.
4. Формирование умения принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучаемым предметам.
5.Формирование понимания здоровьесберегающих аспектов жизни.
Регулятивные:
1.Формирование умения осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.
2.Формирование умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
3.Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные:
1.Формирование умения ориентироваться в учебнике;
2.Формирование умения использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.
3. Формирование умения выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные:
1.Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного;.
2.Формирование умение выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
3.Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Предметные умения:
Знать, что буквы В, в обозначают звонкие согласные звуки [в], [в'].
Уметь сравнивать записи одинаковых слов; сравнивать предложения; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы.
Применять эти знания на практике при чтении текста.
Форма: урок - игра.
Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки, разрезные схемы для фонетического анализа слова, карточки с корректурной пробой, сигналы для рефлексии, презентация-сопровождение к уроку, мультимедиа проектор, экран.
Учебник: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. М.: Просвещеие, 2011.
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- практический;
- частично-поисковый.
Технологии:
- здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);
- личностно – ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа);
- проблемное обучение (частично поисковый метод);
- игровые (весь урок построен в форме игры).
Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_v_v._bukvy_v_v.docx | 64.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучения грамоте по ФГОС. УМК «Школа России»
Предмет: обучение грамоте (обучение чтению)
Класс: 1
Тема: Звуки [в], [в']. Буквы В, в.
Тип урока:
Урок овладения новыми знаниями.
Цель:
Познакомить с новыми звуками [в], [в'] и буквами В, в.
Формируемые на уроке метапредметные УУД:
Личностные:
1.Формирование понимания важности нового социального статуса «ученик»;
2.Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем;
3.Формирование положительного отношения к учебным предметам, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению новых заданий.
4. Формирование умения принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучаемым предметам.
5.Формирование понимания здоровьесберегающих аспектов жизни.
Регулятивные:
1.Формирование умения осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.
2.Формирование умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
3.Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные:
1.Формирование умения ориентироваться в учебнике;
2.Формирование умения использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.
3. Формирование умения выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные:
1.Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного;.
2.Формирование умение выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
3.Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Предметные умения:
Знать, что буквы В, в обозначают звонкие согласные звуки [в], [в'].
Уметь сравнивать записи одинаковых слов; сравнивать предложения; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы.
Применять эти знания на практике при чтении текста.
Форма: урок - игра.
Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки, разрезные схемы для фонетического анализа слова, карточки с корректурной пробой, сигналы для рефлексии, презентация-сопровождение к уроку, мультимедиа проектор, экран.
Учебник: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. М.: Просвещеие, 2011.
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- практический;
- частично-поисковый.
Технологии:
- здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);
- личностно – ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа);
- проблемное обучение (частично поисковый метод);
- игровые (весь урок построен в форме игры).
Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.
Ход урока.
I.Организационный момент. (1 мин)
Слово учителя
Слайд 1-2
-Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
- Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
-Наш урок будет посвящен открытию новых знаний.
II. Актуализация и целеполагание. (5 мин)
Слайд 3
- Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы, прослушав мелодию, догадаетесь, кто исполняет эту песенку, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.
Звучит музыка из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все»
- Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок?
Слайд 4
- Да, это Винни-Пух. Он не случайно пришел именно в наш класс. Винни знает, что сегодня мы будем изучать новую букву и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные задания.
1.Беседа по вопросам учителя:
- С помощью чего общаются люди?
- Какая бывает речь?
- Что значит письменная речь? Устная?
- Из чего состоит речь? Приведите примеры.
- Из чего состоит предложение?
- На что делятся слова?
- Как определить сколько в слове слогов?
- Какие бывают слоги?
- Из чего состоят слоги?
- Какие бывают звуки?
- Отличие гласного от согласного? Приведите примеры.
- Гласные бывают? Согласные бывают?
2.Игра «Путаница»(с последующей проверкой).
Два «слабых ученика» распутывают у доски «Путаницу». (Отделяют гласные от согласных).
а, н, о, к, и, т, у, с, ы, р, л
3.Игра в структурный анализ слова. (С классом).
А.) - Винни-Пух нёс нам слово, но по дороге звуки рассыпались, мы их «ловим» и карточкой сигналим, где гласный, где согласный:
С, О, В, А
Б.) Повторная «ловля» звуков С, О, В, А. В уме каждому слить звуки в слоги и прошептать Винни-Пуху полученное слово.
4.Проверка домашнего задания.
А.) Упражнение в чтении слов, связного текста по Азбуке, стр. 66 – 67.
5. Исследование звуков. Подводящий диалог.
- А вы знаете, что любит больше всего на свете Винни-Пух? Давайте посмотрим.
Слайд 5 – вафли, ватрушки, вареники.
- Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока.
- Итак, с какого звука начинаются слова ватрушки, вафли, вареники?
- Давайте посмотрим, чем же еще Винни-Пух любит полакомиться?
Слайд 6 – вишня, виноград.
- С какого звука начинаются слова виноград, вишня?
- Вы догадались, почему именно эти продукты любит Винни-Пух?
Слайд 7
- А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока, закончив предложение, написанное на доске.
Буква … и звуки, которые она обозначает …
Слайд 8
- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока:
Познакомиться со … звуками [ в ], [ в’]
Учиться отличать … звуки [ в ], [ в’] от других звуков;
Учиться читать … слоги и слова с новой буквой.
- Молодцы, ребята. Винни доволен вашей работой.
III.Открытие новых знаний (9 мин).
1.Отгадывание загадки.
Слайд 9
Ворот не открывает,
Ворот не закрывает,
Самоотверженно он сам
Ворота охраняет. (Вратарь)
Слайд 10
2. Слого-звуковой анализ слова «Вратарь».
- Сколько слогов в слове?
- Давайте хором произнесем слово. (Вратарь)
- Разделим на слоги. (Вра – тарь) (На доске появляется схема: )
- Давайте поставим ударение. Позовите слово. ( )
- Сколько слогов в этом слове? (Два)
- Произнесите первый слог. (Вра)
- Назовите первый звук. ([в])
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)
- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)
- А он твердый или мягкий? (Твердый)
- Звонкий или глухой? (Звонкий)
- Каким цветом обозначим? (Синим)
- Произнесите слияние. (Ра)
- Какое слияние? (Твердое)
- А теперь произнесите второй слог. (Тарь)
- Произнесите слияние. (Та)
- Какое оно? (Твердое)
- Произнесите последний звук. ([р,])
- Какой он? (Согласный, мягкий)
- Каким цветом обозначим? (Зеленым)
(На доске схема: )
- Давайте прочитаем полученное слово. (Читают по указке)
- Прочитайте с ударением.
3. Слого-звуковой анализ слова «Лови».
- Какое слово мы кричим вратарю, чтобы он не пропустил мяч в свои ворота? (Лови)
Слайд 11.
(Аналогичная работа проводится со словом ЛОВИ)
На доске схема:
- Почему зелёным цветом обозначен звук в слове?
4.Применение знаний, формирование умений и навыков.
- Вспомните и назовите слова, где встречается звуки [в]. (Вова, волосы, корова, диван)
- Вспомните и назовите слова, где встречается звук [в,]. (Ветер, Света, цветы)
- Молодцы! Вини-Пух очень доволен!
- С какими же звуками мы с вами познакомились? ([в], [в,])
5. Выделение звука.
А.) Задание от Винни-Пуха. Игра «Узнай звук».
- Я буду называть слова со звуками [в], [в’], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы ничего не показываете.
(Вилка, варежки, зима, вилы, волк, воробей, вьюга, василек, виноград, снег, снеговик, ворона, дверь, волосы)
- Ребята, кто знает, какой буквой обозначаются звуки [в], [в’] ?
6. Проговаривание чистоговорок.
Слайд 12
- Ва - ва – ва - опадает вся листва.
- Во - во – во - жук - живое существо.
- Ву - ву – ву - мы поехали в Москву.
- Вы - вы – вы - в джунглях тихо бродят львы.
- Ви - ви – ви - мяч бросаю, ты - лови.
7. Знакомство с буквой В, в.
- Ребята, Винни-Пух принес букву, которой мы и будем записывать этот звук.
- Посмотрите на экран.
Слайд 13
- Твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’] обозначаются на письме одной буквой.
- Её называют буква «вэ». (Показ буквы).
- Винни-Пух пригласил к нам на урок мудрую Сову.
- Как вы думаете, почему она мудрая?
- Послушайте, что расскажет Сова о букве В.
Слайд 14 Видеосюжет о букве В.
- Итак, какой буквой обозначаются звуки [в], [в']?
- Назовите предметы на букву В.
Слайд 15
-На что похожа буква в?
Слайд 15-17
- К единице три приставим…
Что за букву мы составим?
- Словно букву В Алена
Держит трубку телефона.
- Вот ведь горе у старушки:
На очках сломались дужки.
- Молодцы! У вас все хорошо получается. Винни-Пух доволен вашей работой.
IV. Физкультминутка (1мин) – даются упражнения под музыку для профилактики нарушения осанки.
Слайд 18
V. Работа над слогами-слияниями.
- Следующее задание от Винни-Пуха. Чтение слогов.
Слайд 19
-Прочитайте слоги хором, выделяя первый звук.
ва ви ву вы во
– читаем слоги хором;
– читаем слоги с твердым согласным;
- Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко.
– читаем слоги с мягким согласным.
- Молодцы! У вас хорошо получается. Винни-Пух рад вашим успехам.
IV. Закрепление новых знаний (11 мин)
- Винни-Пуху хочется послушать, как вы, ребята, умеете читать.
Слайд 20
1. Чтение слогов и слов с буквой «в» «по цепочке» в учебнике (с.69)
- Откройте Азбуку (с. 69)
- Что написано в столбиках? (Слова)
- Давайте прочитаем слова для Винни-Пуха. (Вова, Слава)
- А почему они написаны с большой буквы? (Это имена)
- Молодцы! У вас все хорошо получается!
- Будем читать по цепочке.
- Эти слова нам встретятся в тексте.
2. Работа по иллюстрации (внизу с.69)
- В какую игру играют мальчики? Отгадайте загадку Винни-Пуха:
Слайд 21
Соберем команду в школе
И найдем большое поле.
Пробиваем угловой -
Забиваем головой!
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы... (Футбол)
- Сколько мальчиков?
- Ребята, а вы сами играли в футбол?
3.Чтение связного текста. (с.69) Многократное чтение.
- Сейчас мы прочитаем рассказ о футболе.
- Прочитайте текст.
- О ком говорится в тексте?
- Кем были Вова и Слава? (вратарями.)
- Что сказали Вове?
- Что сказали Славе?
- Как можно озаглавить текст? (Вратари. Игра в футбол.)
4.Работа в парах.
- Найдите в тексте слово со звуком [в'] . (Лови)
Слайд 22
- Сколько в нем гласных?
- Сколько слогов?
- Какой вывод можно сделать? (Слогов в слове столько, сколько гласных.)
5.Работа с правилом (с.69)
Чтение правила.
- Прочитайте правило внизу страницы.
- Отчего зависит количество слогов в словах?
Слайд 23
Должны запомнить дети
И знать, как дважды два,
Что есть на целом свете
Предметы и слова.
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
6.Развитие речи (стр. 68)
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 68.
- Составим по ней рассказ.
- Во что играют зверята? (в футбол)
- А как вы догадались? (На картинке нарисован мяч, ворота, зверята поделились на команды).
- Как называют игроков в футбол?
- Где звери играют в футбол?
- Опишите, как выглядит лесная поляна.
- Кто играет? (Лесные зверята играют в футбол.)
- Сколько у них команд? (У них две команды.)
- Кто – вратарь? (Медведь – вратарь.)
- Кто ведёт мяч? (Зайчонок ведёт мяч.)
- Кто стоит в защите? А какой лисёнок? (Смелый лисёнок стоит в защите.)
- Кто спешит перехватить мяч у зайчика? (Волчонок спешит перехватить мяч у зайчика.)
- Почему барсучонка можно назвать «умным»? (Умный барсучонок ловит мяч у ворот.)
- Что дальше будет делать зайчонок? (Зайчонок бьёт по мячу.)
- Придумайте продолжение: «Но ловкий вратарь …» (Но ловкий вратарь ловит мяч.)
- Что делает судья? (Судья свистит в свисток.)
- Игра продолжается? (Да. Игра продолжается.)
- Ребята, а в какую игру мы с вами играли сегодня с «Лесными зверятами»? А вы сами играли в футбол?
Учитель:
- Ребята, послушайте рассказ, который у нас получился. Посчитайте, сколько предложений в этом рассказе?
«Лесные ребята играют в футбол. У них две команды. Медвежонок – вратарь. Зайчонок ведёт мяч. Хитрый лисёнок стоит в защите. Волчонок спешит перехватить мяч у зайчика. Умный барсучонок ловит мяч у ворот. Зайчонок бьёт по мячу. Но ловкий вратарь ловит мяч. Судья свистит в свисток. Игра продолжается.» (11 предложений)
- Давайте, придумаем название для этого рассказа? (Лесной футбол.)
- Какие ещё виды спорта вы знаете?
7.Работа с пословицами, с.68.
Слайд 25
- Прочитайте пословицы под иллюстрацией на стр.68.
- Как вы их понимаете?
- Чему нас учат эти пословицы?
- Найдите в словах пословицы букву в.
Проверка.
V.Работа с карточками. Письмо печатных букв.
- А теперь научимся писать буквы В и в.
- Возьмите в руки карточки и ручку синего цвета.
Учитель объясняет написание букв. Дети пишут в воздухе вместе с учителем, а затем на карточках.
Отложите карточки и ручки.
VI. Проверка знаний (2 мин).
- Винни-Пух хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «В», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» - Если согласны, говорим верю, показываем зеленый сигнал, если не согласны с утверждением - говорим не верю, красный сигнал карточки.
Слайд 26
1. Буква «В» обозначает согласный звук.
2. Буква «В» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.
3. В слове Винни-Пух буква «В» обозначает твёрдый звук.
4. В слове Вова только одна буква «В».
-Молодцы! Винни-Пух рад вашим успехам.
VII. Итог урока и рефлексия (4 мин).
1. Итог урока. Слайд 27, 28
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?
- Какие звуки обозначает эта буква?
- Дайте характеристику этих звуков.
- Какое место занимает буква В на ленте букв?
- Что на уроке показалось трудным для вас?
- Что удалось легко?
2.Рефлексия. Слайд 29.
- Что понравилось на уроке?
- В чем испытывали затруднения?
- Мы с вами продолжим изучение нового звука и научимся писать строчную букву в на уроке письма.
- Мы справились с задачами урока. Спасибо за урок!
Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.
Слайд 30
- Красный - "Всё получилось. Я - молодец!",
- Зелёный - "Я старался, но пока не всё получилось".
Слайд 31
- Сегодня на уроке вы порадовали меня и Винни-Пуха. Мы убедились, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания. Он хочет о нашей с ним встрече оставить вам в подарок наклейки с его изображением.
- Давайте, Винни-Пуху скажем «спасибо».
- Он прощается с нами и говорит: «До новых встреч».
VIII. Домашнее задание.
-Ребята, по желанию вы можете тоже сделать Винни-Пуху подарок, нарисовав предметы, которые начинаются на букву В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по обучение грамоте 1 класс УМК "Планета Знаний" «Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]"
конспект урока по обучению грамоте УМК "Планета Знаний" тема:"Буквы Ч.ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]....
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс: "Звук [ж], буквы Ж, ж."
Конспект урока для первого класса к учебнику В.Г. Горецкого, ФГОС...
Конспект урока по обучению грамоте по теме " Буквы о - ё". 1 класс УМК "Гармония"
Цель урока: -познакомить детей с буквой ё и её « работой»- обозначать звук –о- и указывать на мягкость стоящего впереди согласного;учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с букв...
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс ФГОС по темеЧтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление).
Цели: закрепить знания о согласных звуках [з], [з’]; создать условия для развития умений различать звуки[з] и [c], [з’] и [c’].Задачи:· Сопоставление слогов и...
План - конспект урока Предмет :Обучение грамоте 1 класс Тема урока : Согласный звук (ч) , буква (ч) Строчная буква - ч.
Тема урока: Согласный звук (ч), буква -Ч ч....
Конспект урока по обучению грамоте «Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж».
Закрепление....
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. Тема: «Звуки [й ‘э], [‘ э]. Буква Е е .»
Технологическая карта к уроку Обученме грамоте...