технологическая карта урока по литературному чтению
методическая разработка по чтению (2 класс)

Лыкасова Татьяна Александровна

В данной разработке представлен конспект урока по литературному чтению для 2-ых классов по теме: И.С.Никитин "Встреча зимы". Данный урок разработан в системе деятельностного подхода с элементами АМО. На уроке предусмотрена фронтальная, парная, индивидуальная и групповая работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению

Класс: 2 «Г»

Составила: Лыкасова Т.А.

Тема: И.С. Никитин  «Встреча зимы».

Тип урока: изучения нового материала.

Цели:

  • познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
  • познакомить с жизнью и творчеством И.С. Никитина;
  • продолжить формирование умения видеть изобразительно-выразительные средства;
  • совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
  • связно рассказывать о своих впечатлениях;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Планируемые УУД на уроке:

Личностные результаты:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

- способность к самооценке своей работы.

Метапредметные результаты:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

- составлять план решения вопросов совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Познавательные результаты:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

- расширить образные представления возникшие в воображении учеников при первом знакомстве текста;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные результаты:

- владеть монологической и диалогической формой речи;

- умение работать в паре;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 умение полно и четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Регулятивные ууд:

- постановка учебной задачи;

- определение промежуточных целей с учётом конечного результата;

-оценивание качества и уровня усвоения материала;

Предметные результаты:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

- использовать простейшие приемы анализа стихотворения.

 

Оборудование: учебник, презентация,  таблицы для работы в парах, слова, для составления синквейна, аудиозапись А.Вивальди «Времена года. Зима», репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые ууд

Орг. Момент.

Актуализация знаний

Проверка д.з

Целеполагание

Открытие новых знаний

Первичное восприятие текста

Анализ стихотворения

Работа в группах

Работа в парах

Рефлексия

Итог урока

Домашнее задание

- Послушайте и отгадайте загадку: 

Снег идёт,

Под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята

- Снова к нам

Пришла ...

(Зима)

А что вы знаете о зиме: какая она, почему она так нравится людям? В этом нам поможет «снежок». Передаём снежок по очереди и объясняем с помощью 1-2 слов, чем же так хороша зима. Стараемся не повторяться. 

- Как вы думаете, почему сегодня мы завели разговор об этом прекрасном времени года?

- О чём же мы будем читать на уроке?

-Правильно

Дома, вы читали отрывок из рассказа

К.Г. Паустовского «Прощание с летом» и составляли план.

- о чем этот рассказ?

-Какие картины вам представились при чтении этого текста?

-Ребята, а что объединяет произведения, которые мы читаем на протяжении нескольких уроков?

- Как вы думаете, почему  поэты и писатели так много пишут о русской зиме?

- А я для вас приготовила необычный  шифр.

-Разгадайте, пожалуйста

-Что у вас получилось?

-Ребята, вы слышали уже это имя?

- как вы думаете, кто этот человек?

Откройте учебники на стр. 128

- как называется стихотворение, с которым мы будем знакомиться

-Мы продолжим знакомство с поэзией. И следующее произведение, с которым предстоит нам познакомиться называется «Встреча зимы»

-Рассмотрите иллюстрации к нему.

-Ребята, попробуйте сформулируйте цели нашего урока.

-вам помогут следующие слова подсказки: познакомиться, узнать, воспитать, формировать, уметь..

Давайте мы немножечко узнаем об этом поэте.

Прежде, чем приступить к прослушиванию произведения, давайте проведем небольшую словарную работу.

- Закройте глаза, внимательно послушайте стихотворение и представьте картины, которые поэт описывает.

-Понравилось стихотворение?

Чем?

–Почему людей радует первый снег?

-Какое настроение было у вас, когда вы слушали стихотворение? Менялось ли оно?

-Можно ли сказать, что Никитин в этом стихотворении создает как бы подвижные картины природы?


–Какие картины нарисовал поэт?

-Давайте с вами попробуем составить схему, покажем в ней движение времени, изменения природы, которые происходят, а также проследим, как при этом меняется настроение.

(перечитываем по частям),дети работают в группах, составляют кластер, а затем  составляем кластер на доске:

1 картина – утро- дождь, туман, холод- настроение тревожное, грустное, тоскливое.

- В начале стихотворения Никитин говорит о поздней осени: «Веял холод в лицо от угрюмых небес…». Какими красками вы бы нарисовали угрюмое небо, позднюю осень?

- Какие чувства вызывает у поэта природа поздней осени? Зачитай.

- Прочитай, о каких признаках наступившей зимы сказано в стихотворении. Какими красками вы бы нарисовали зиму?

2 картина – полдень – падает снежок, нет дождя- спокойствие, удовольствие

3 картина – на рассвете – снег лежит полотном, побелели поля, безоблачное небо, чистый воздух, замерзла река- радость, волнение

 - Найдите в стихотворении подтверждение своим словам.

-Как описан снег?

-Что поэт пишет о зимнем лесе?

-Ребята, а что помогает поэту настолько живо и красочно создать картины природы.

- средства художественной выразительности.

- А какие средства вы знаете?

-сейчас вам предстоит поработать в парах.

Вам нужно заполнить таблицу.

Далее обсуждение таблицы.

- Почему произведение называется «Встреча зимы»?

-А какие вы испытывали чувства, когда работали с этим стихотворением?

- а теперь я предлагаю вам составить синквейн на тему «Зима».

– Любит ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением)

- Как вы думаете, достигли мы целей, которые поставили себе на уроке?

выразительное чтение стихотворения

Далее задание по выбору:

-нарисовать иллюстрацию к стихотворению, написать мини-сочинение «Первый снег», выучить наизусть несколько строф по выбору.

Введение учеников в тему урока в игровой форме: дети передают снежок по очереди и объясняют с помощью 1-2 слов, чем же так хороша зима. 

- о зиме

Отвечают на вопросы, зачитывают планы

Разгадывают шифр

- Иван Никитин

- поэт, писатель…

- Встреча зимы

Формулируют цели урока

Ученица рассказывает об этом поэте

Читают вместе с учителем

Слушают стихотворение под музыку

- рассказывают о своих впечатлениях и настроении

- грязь покрывается снегом, воздух становится легким и чистым

- да

-можно

Утро, полдень, рассвет

Перечитывают по строфам стихотворение, разбирают, составляют кластер на доске

Зачитывают строки из стихотворения

Средства художественной выразительности

Рисующие слова, оживляющие слова, сравнения

В парах заполняют таблицу, выписывают по группам средства выразительности

- Описывая природу, поэт показывает своё отношение к Родине, к русскому человеку

- любовь к родной природе.

-проговаривают, удалось ли достигнуть поставленных целей

Дети рассказывают о своих чувствах, эмоциях

Составляют синквейн на тему «Зима»

 Записывают домашнее задание.

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;

умение полно и четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

- определение промежуточных целей с учётом конечного результата;

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- использовать простейшие приемы анализа стихотворения.

 

составлять план решения вопросов совместно с учителем;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- умение работать в паре;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 умение полно и четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...