технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс "К. Бальмонт "Осень"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок разработан с элементами технологии продуктивного чтения. С использованием презентации и рабочими тетрадями "Смысловое чтение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 35.74 КБ |
balmont_k.pptx | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Бирюсинска
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема: «К. Бальмонт «Осень»
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Учитель начальных классов
Савченко Оксана Валерьевна
18.10.2021 г.
Учитель: Савченко Оксана Валерьевна
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2 класс
Тема урока: К. Бальмонт «Осень»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить детей со стихотворением К.Д. Бальмонта «Осень»; формирование первичных исследовательских умений младших школьников при работе с художественным произведением.
Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста, учить наблюдать за развитием чувств и переживаний лирического героя, формировать навыки чтения, слушания, рассказывания.
Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.
Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем, воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснить интересные выражения в лирическом тексте, слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, соотносить стихи и музыкальные произведения, представлять картины осенней природы.
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения:
Основные :
Литературное чтение 1 ч. авторы Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.
Смысловое чтение Бойкина М.В., Бубнова И.А. рабочая тетрадь
Дополнительные :
Презентация
Листочки
Цветные карандаши
Толковые словари Ожегова С.И.
Используемая технология: технология продуктивного чтения.
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||||||
Предметные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | |||||||
Организационный момент (1-3 мин) | 1. Концентрация внимания. 2. Проверка готовности к уроку. 1.Актуализация знаний. | 1.- Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада всех вас видеть. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. - Мы начинаем с вами урок литературного чтения. - Проверим готовность к уроку (наличие учебника, тетради, дневника) 1. Речевая разминка - Прочитайте пословицу жужжащим способом (на слайде) - Как вы ее понимаете? | - Приветствуют учителя. - Проверяют готовность урока. Читают. Дети объясняют смысл пословицы. Далее – четкое проговаривание, чтение скороговорки. | . | + | + | ||||
I этап до чтения (5-10 мин) II этап. Работа с текстом во время чтения III этап Работа с текстом после чтения | 2.Сообщение темы и постановка целей и задач урока. 3. Знакомство с поэтом 1. Работа с текстом 2. Словарная работа. 3. Физминутка 4. Работа в рабочих тетрадях 5. Литературные приемы 1.Беседа 2.Работа на бумаге в форме листика. 3. Подведение итогов 4. Рефлексия. Домашнее задание | - Ребята, хотели бы вы побывать у Феи в гостях? Это будет интересное приключение, полное трудностей. Прежде чем определить наши цели и задачи, я предлагаю вам испытать себя в подборе рифм. Пускала пузырики В соломинку Фея.(Таня, Валя) Придворные лирики Жужжали ей, рея: — О, чудо-пузырики, (шарики, цветочки) О, дивная Фея! (Таня, Галя)
Нежнее, чем в сказке. Какие в них линии, Какие в них краски! (Сказки, цвета) Зелёные, синие, Как детские глазки. (сказки, краски) (На экране – стихотворение с пропущенными словами. Нужно подобрать слова по смыслу и в рифму, дается по 3 варианта на выделенное слово) Это стихотворение «Забавы Феи» написал очень известный поэт 19-20 веков Бальмонт Константин Дмитриевич. В начале 20 века Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочери. Там и было это стихотворение. -Попробуйте определить тему нашего урока. -Какие задачи будем решать на уроке?(дети высказывают свое мнение) 3. Слово учителя (сопровождается слайдами) Константин Дмитриевич Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика. Он очень любил свою малую родину. А.Блок назвал Бальмонта «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе». Родители оказали на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела будущего поэта в мир музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, - так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты». В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”, с которым мы познакомимся на уроке. Учитель включает аудиозапись стихотворения К. Бальмонта «Осень» Беседа. - Какие чувства вызывает это стихотворение? -Если испытываешь затруднения, выбери подходящие по смыслу слова. ( слайд) Печальное, восхищение, радостное, удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие. - Назовите слова, которые отражают настроение стихотворения? -Как вы считаете, название стихотворения «Осень» отображает его тему? -А настроение? -Готовы ли мы сейчас определить настроение стихотворения по названию? -На уроке мы будем учиться определять настроение стихотворения. Откройте учебники и прочитайте вполголоса стихотворение “Осень», в учебниках это стихотворение дано без названия. Какие слова оказались непонятными при чтении стихотворения? Благовонья, разноцветном , спросонья, прочь. Учитель просит открыть рабочие тетради на стр.30 Работа в парах задание 5. -Определи, о каком времени пишет автор: о конце лета, о переходе лета к осени, о поздней осени? - Подумай, как можно назвать это стихотворение? (Слайд) Что необычного в изображении осени у автора? Почему написано с большой буквы слово Осень? Что делает девушка Осень? Прочитайте. Какие явления природы поэт еще одушевляет? Прочитайте эти строки. Как называется такой литературный прием? Назовите свои примеры олицетворения в осенней природе. 1.Что вы можете сказать о Бальмонте, как о человеке? Как он относится к своей родине, природе? 2. Какой темп чтения нужно выбрать? 3. Какие слова нужно подчеркнуть, чтобы выделить их голосом? .Какое настроение стихотворения? Учитель раздает листочки. - Попробуйте передать настроение цветом. Выберите подходящие цветные карандаши и создайте палитру настроения. - После окончания работы, поднимите вверх. Обобщающая беседа -- С каким поэтом познакомились на уроке? - Какое произведение изучали? -Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. Выучить наизусть стихотворение стр.69. В тетради нарисовать иллюстрацию к стихотворению. | Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая загадку. Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи. Открывают учебник на стр. 69 и читают фамилию имя поэта. Дети слушают. Ответы детей. Называют непонятные слова. Обсуждают с одноклассниками, что они могут означать. Ответы детей. Открывают учебник на стр.69. читают. Попробуйте сами объяснить эти слова. Кому трудно, можно воспользоваться «Толковым словарем» Ожегова С.И.
Выполняют задание в тетрадях. Взаимопроверка. Ответы детей. Ответы учеников. Ответы учеников. Выразительное чтение 1-2 учеников. Ученики получают листочки и выполняют задание. Выполнив задание, поднимают листочки вверх. Ответы детей. Дети рисуют в тетрадях. Ученики записывают задание в дневник. | + + + + | + + + + | + + + | + + + + + |
Используемая литература:
1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18
2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс; пособие для учителя/ С.В. Кутятина- М.: ВАКО, 2021.
3. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
4. «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010
Используемые Интернет – ресурсы:
1.Портрет http://www.chastnik.ru/wp-content/uploads/2012/06/balmont.jpg
2.Слайд-фильм Жакулиной И. В. http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=5028&ThreadId=286457
3.Автор шаблона Ранько Е. А. http://elenaranko.ucoz.ru/
4. https://cofemuzik.pro/search/Поспевает%20брусника.%20Бальмонт.
5. конспект урока https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/08/14/konspekt-k-uroku-balmont-kd-osen
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевая разминка В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвёт, сверху льёт, а снизу метёт.
Пускала пузырики В соломинку … ( Фея , Таня, Валя) Придворные лирики Жужжали ей, рея: — О, чудо- … ( пузырики , шарики, цветочки) О, дивная … (Фея, Таня, Галя ) Пурпурные, синие, Нежнее, чем в сказке. Какие в них линии, Какие в них … ( краски, сказки, цвета) Зелёные, синие, Как детские … ( глазки ,сказки , краски
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942) поэт, критик, переводчик
Константин Дмитриевич Бальмонт родился и вырос в помещичьей семье. Его отец, Дмитрий Константинович Бальмонт, был судьёй, а потом председателем земской управы в городе Шуя (по-нашему, мэр). Мать, Вера Николаевна Лебедева, - высококультурная женщина, оказала глубокое влияние на юного поэта.
- Какие чувства вызывает это стихотворение ? Печальное ,восхищение, радостное ,удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие
Найдите значение слова «благовонье» Благовонье – приятный, ароматный запах.
Физминутка Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер- полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели.
Что такое олицетворение? Олицетворение (олицетворить) – выразить, представить в образе живого существа.
ПОДУМАЙ, КАК МОЖНО НАЗВАТЬ ЭТО СТИХОТВОРЕНИЕ: Осень. Лето. Скоро осень. Скоро Осень проснётся. Каникулы! Грустно…
Найдите в стихотворении олицетворения. Солнце смеётся. Осень проснётся и заплачет.
Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
Домашнее задание Выучить наизусть стихотворение стр.69. В раб. тетр . стр. 31 задание 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс
Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."
Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...
технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...
технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"
Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...