технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс "К. Бальмонт "Осень"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Савченко Оксана Валерьевна

Урок разработан с элементами технологии продуктивного чтения. С использованием презентации и рабочими тетрадями "Смысловое чтение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx35.74 КБ
Файл balmont_k.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Бирюсинска

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: «К. Бальмонт «Осень»

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Учитель начальных классов

Савченко Оксана Валерьевна

18.10.2021 г.

Учитель:  Савченко Оксана Валерьевна

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2 класс

Тема урока: К. Бальмонт «Осень»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить детей со стихотворением К.Д. Бальмонта «Осень»; формирование первичных исследовательских умений младших школьников при работе с художественным произведением.

Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста, учить наблюдать за развитием чувств и переживаний лирического героя, формировать навыки чтения, слушания, рассказывания.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

     Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем, воспитывать уважительное, бережное      отношение к природе.

Планируемые результаты:  учащиеся должны уметь читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснить интересные выражения в лирическом тексте, слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, соотносить стихи и музыкальные  произведения, представлять картины осенней природы.

Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения:

Основные :

Литературное чтение 1 ч. авторы Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.

Смысловое чтение Бойкина М.В., Бубнова И.А. рабочая тетрадь

Дополнительные :

Презентация

Листочки

Цветные карандаши

Толковые словари Ожегова С.И.

 Используемая технология: технология продуктивного чтения.

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Предметные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Организационный момент (1-3 мин)

1. Концентрация внимания.

2. Проверка готовности к уроку.

1.Актуализация знаний.

1.- Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада всех вас видеть. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.

- Мы начинаем с вами урок литературного чтения.

- Проверим готовность к уроку (наличие учебника, тетради, дневника)

1. Речевая разминка

- Прочитайте пословицу жужжащим способом (на слайде)

- Как вы ее понимаете?

- Приветствуют учителя.

- Проверяют готовность урока.

Читают.

Дети объясняют смысл пословицы. Далее – четкое проговаривание, чтение скороговорки.

.

+

+

I этап до чтения (5-10 мин)

II этап.

Работа с текстом во время чтения

III этап

Работа с текстом после чтения

2.Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

3. Знакомство с поэтом

1. Работа с текстом

2. Словарная работа.

3. Физминутка

4. Работа в рабочих тетрадях

5. Литературные приемы

1.Беседа

2.Работа на бумаге в форме листика.

3. Подведение итогов

4. Рефлексия.

Домашнее задание

- Ребята, хотели бы вы побывать у Феи в гостях? Это будет интересное приключение, полное трудностей. Прежде чем определить наши цели и задачи, я предлагаю вам испытать себя в подборе рифм.

Пускала пузырики

В соломинку Фея.(Таня, Валя)

Придворные лирики

Жужжали ей, рея: —

О, чудо-пузырики, (шарики, цветочки)

О, дивная Фея! (Таня, Галя)


Пурпурные, синие,

Нежнее, чем в сказке.

Какие в них линии,

Какие в них краски! (Сказки, цвета)

Зелёные, синие,

Как детские глазки. (сказки, краски)

(На экране – стихотворение с пропущенными словами. Нужно подобрать слова по смыслу и в рифму, дается по 3 варианта на выделенное слово)

Это стихотворение  «Забавы Феи» написал очень известный поэт 19-20 веков Бальмонт Константин Дмитриевич. В начале 20 века Бальмонт  выпустил сборник стихов под названием  «Фейные  сказки». Книгу  он посвятил  своей  четырехлетней  дочери. Там и было это стихотворение.

-Попробуйте определить тему нашего урока.

-Какие задачи будем решать на уроке?(дети высказывают свое мнение)

3. Слово учителя (сопровождается слайдами)

Константин Дмитриевич  Бальмонт  родился  в  центре России, в  деревне Гумнищи  Владимирской губернии  в  семье  небогатого  помещика.    Он очень любил свою малую родину.      

А.Блок назвал Бальмонта  «поэтом с утренней  душой»,  которому  «никто… не  равен в  его певучей  силе».

Родители оказали  на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела  будущего  поэта в  мир  музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата.  «Совсем  иное влияние  оказал на меня отец, -  так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно  тихий, добрый, молчаливый человек, ничего  не ценивший  в  мире, кроме вольности, деревни, природы  и охоты».

В  1905 году Бальмонт  выпустил сборник стихов под названием  «Фейные  сказки». Книгу  он посвятил  своей  четырехлетней  дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”, с которым мы познакомимся на уроке.

Учитель включает аудиозапись стихотворения К. Бальмонта «Осень»

Беседа.

- Какие чувства вызывает это стихотворение?

-Если испытываешь затруднения, выбери подходящие по смыслу слова.

( слайд)

Печальное, восхищение, радостное, удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие.

- Назовите слова, которые отражают настроение стихотворения?

-Как вы считаете, название стихотворения «Осень»    отображает    его тему?    

-А  настроение?

-Готовы ли  мы  сейчас    определить   настроение   стихотворения   по названию?

-На уроке мы будем учиться определять настроение стихотворения.

Откройте учебники и прочитайте вполголоса стихотворение “Осень», в учебниках это стихотворение дано без названия.

Какие слова оказались непонятными при чтении стихотворения?

Благовонья, разноцветном , спросонья, прочь.

Учитель просит открыть рабочие тетради на стр.30

Работа в парах задание 5.

-Определи, о каком времени пишет автор: о конце лета, о переходе лета к осени, о поздней осени?

- Подумай, как можно назвать это стихотворение? (Слайд)

Что  необычного  в  изображении осени  у  автора?

Почему написано с большой буквы слово Осень?

Что делает девушка Осень? Прочитайте.

Какие явления природы  поэт  еще  одушевляет? Прочитайте эти строки.

Как называется такой литературный прием?

Назовите свои примеры олицетворения в осенней природе.

1.Что вы можете сказать о Бальмонте, как о человеке? Как он относится к своей родине, природе?

2. Какой  темп чтения нужно   выбрать?

3. Какие слова нужно подчеркнуть, чтобы выделить их голосом?

.Какое настроение стихотворения?

Учитель  раздает листочки.

- Попробуйте передать настроение цветом. Выберите подходящие цветные карандаши и создайте палитру настроения.

- После окончания работы, поднимите вверх.

Обобщающая беседа

-- С каким поэтом  познакомились на уроке?

- Какое произведение изучали?

-Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Выучить  наизусть стихотворение стр.69.

В тетради нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

 Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая загадку. Отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

 Открывают учебник  на стр. 69 и читают фамилию имя поэта.

Дети слушают.

Ответы детей.

Называют непонятные слова. Обсуждают с одноклассниками, что они могут означать.

Ответы детей.

Открывают учебник на стр.69.  читают.

Попробуйте сами объяснить эти слова. Кому трудно, можно воспользоваться «Толковым словарем»  Ожегова С.И.

 

Выполняют задание в тетрадях.

Взаимопроверка.

Ответы детей.

Ответы учеников.

Ответы учеников.

Выразительное чтение 1-2 учеников.

Ученики получают листочки и выполняют задание. Выполнив задание, поднимают листочки вверх.

Ответы детей.

Дети рисуют в тетрадях.

Ученики записывают задание в дневник.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Используемая литература:

1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18

2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс; пособие для учителя/ С.В. Кутятина- М.: ВАКО, 2021.

3. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.

4. «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010

Используемые Интернет – ресурсы:

1.Портрет http://www.chastnik.ru/wp-content/uploads/2012/06/balmont.jpg 

2.Слайд-фильм Жакулиной И. В. http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=5028&ThreadId=286457 

3.Автор шаблона Ранько Е. А. http://elenaranko.ucoz.ru/ 

4. https://cofemuzik.pro/search/Поспевает%20брусника.%20Бальмонт.

5. конспект урока https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/08/14/konspekt-k-uroku-balmont-kd-osen


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К. Д. Бальмонт «Поспевает брусника…» Литературное чтение, 2 класс

Слайд 2

Речевая разминка В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвёт, сверху льёт, а снизу метёт.

Слайд 3

Пускала пузырики В соломинку … ( Фея , Таня, Валя) Придворные лирики Жужжали ей, рея: — О, чудо- … ( пузырики , шарики, цветочки) О, дивная … (Фея, Таня, Галя ) Пурпурные, синие, Нежнее, чем в сказке. Какие в них линии, Какие в них … ( краски, сказки, цвета) Зелёные, синие, Как детские … ( глазки ,сказки , краски

Слайд 4

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942) поэт, критик, переводчик

Слайд 5

Константин Дмитриевич Бальмонт родился и вырос в помещичьей семье. Его отец, Дмитрий Константинович Бальмонт, был судьёй, а потом председателем земской управы в городе Шуя (по-нашему, мэр). Мать, Вера Николаевна Лебедева, - высококультурная женщина, оказала глубокое влияние на юного поэта.

Слайд 6

- Какие чувства вызывает это стихотворение ? Печальное ,восхищение, радостное ,удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие

Слайд 7

Найдите значение слова «благовонье» Благовонье – приятный, ароматный запах.

Слайд 8

Физминутка Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер- полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели.

Слайд 9

Что такое олицетворение? Олицетворение (олицетворить) – выразить, представить в образе живого существа.

Слайд 10

ПОДУМАЙ, КАК МОЖНО НАЗВАТЬ ЭТО СТИХОТВОРЕНИЕ: Осень. Лето. Скоро осень. Скоро Осень проснётся. Каникулы! Грустно…

Слайд 11

Найдите в стихотворении олицетворения. Солнце смеётся. Осень проснётся и заплачет.

Слайд 12

Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Слайд 13

Домашнее задание Выучить наизусть стихотворение стр.69. В раб. тетр . стр. 31 задание 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...