Технологическая карта урока по чтению 4 класс«Болтливая птичка»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема урока: Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии
Класс: 4 класс
Цель урока: знакомство с тайской народной сказкой «Болтливая птичка»
Задачи урока:
Дидактические
- познакомить обучающихся со сказками и притчами народов мира;
- отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;
Развивающие
- развивать память, речь, мышление, воображение.
Воспитательные
- воспитание нравственных ценностей (уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов), проявление интереса к чтению и изучению творчества разных народов.
Ресурсы урока: «Литературное чтение» УМК «Школа России» для 4 класса, учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. 4 класс 1 часть, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.chtenie_4_klass_tayskaya_narodnaya_skazka_boltlivaya_ptichka.docx | 682.33 КБ |
lit.chtenie_4_klass_boltlivaya_ptichka.pptx | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. студента: Чуханова Алина Дмитриевна
Тема урока: Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии
Класс: 4 класс
Цель урока: знакомство с тайской народной сказкой «Болтливая птичка»
Задачи урока:
Дидактические
- познакомить обучающихся со сказками и притчами народов мира;
- отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;
Развивающие
- развивать память, речь, мышление, воображение.
Воспитательные
- воспитание нравственных ценностей (уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов), проявление интереса к чтению и изучению творчества разных народов.
Ресурсы урока: «Литературное чтение» УМК «Школа России» для 4 класса, учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. 4 класс 1 часть,, презентация
ХОД УРОКА
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
1.Организационный момент | Организовать, направить внимание на начало урока. | Словесный – беседа | Приветствует учащихся. Создает эмоциональный настрой на работу. П1 | Приветствуют учителя, занимают свои рабочие места, настраиваются на активную работу на уроке. | Ф | - | Самоконтроль |
| ||
2.Актулизация знаний | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений | Словесный - беседа; Практический - упражнение | Проводит речевую разминку (работа со стихотворением), задает вопрос о значимости реч.разминки П2 | Выполняют речевую разминку (работа со стихотворением), отвечают на вопрос о значимости реч.разминки | Ф И | презентация | Контроль, взаимоконтроль и самоконтроль | П: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы | ||
3. Постановка учебной задачи | Анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли | Метод проблемной ситуации упр-е на сравнение и обобщение Словесный метод- беседа | Задает вопрос, на какие группы делятся все птицы (окруж. мир) Первичное знакомство со сказкой. Знакомство с тайским народом П3 | Вспоминают, на какие группы делятся все птицы (окруж. мир) Прогнозируют содержание сказки по её названию. Знакомство с тайским народом. Первичное знакомство со сказкой. | Ф И | учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. 4 класс 1 часть | Контроль, самоконтроль | П: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; | Л: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; | |
Физ. минутка | Сохранить здоровье детей | Практический - уажнение | Выполняют физкультми-нутку | Ф | - | |||||
4. Первичное закрепление | Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала | Практический метод-упражнение, Словесный метод - беседа | Вопросы по содержанию, просмотр сказки по видео для закрепления. Вывод П4 | Чтение сказки по цепочке. Ответы на вопросы по содержанию. Просмотр сказки по видео. Делают вывод. | Ф И | учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. 4 класс 1 часть | Контроль, самоконтроль | Р: читать в соответствии с целью чтения (выразительно, выборочно и пр.); П: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе; | ||
5. Домашнее задание | Сообщить о домашнем задании. | Словесный – объяснение | Озвучивает домашнее задание, инструктаж по выполнению П5 | Записывают домашнее задание | И | - | - | |||
6. Подведение итогов - рефлексия | Обобщить полученные на уроке знания | Словесный – диалог | Подводит итоги урока, задает вопросы, выставляет оценки П6 | Отвечают на вопросы учителя | Ф И | Контроль, самоконтроль | Р: оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания; |
Ход урока
Приложение 1
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте начнём наш урок с улыбки, ведь улыбка - наш первый помощник во всех делах, а нам сегодня предстоит потрудиться.
Закончилась перемена,
Прозвенел звонок.
И мы начинаем
Чтения урок.
- Тихо сели
Приложение 2
Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение самостоятельно
Вышит снег красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
-Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз:
-Тут письмо тебе, Денис!
Пишут птицы и зверюшки:
«Сделай нам, Денис, кормушки!»
И. Галиновская
- Читают хором девочки, читают хором мальчики, прочитайте медленно, прочитайте быстро, выразительно.
- Для чего нужна речевая разминка? (ответы детей)
(Речевая разминка - это совершенствование речевых навыков, навыков выразительного чтения, подготовка к творческой деятельности. Во время разминки речевого аппарата могут присутствовать упражнения на правильное произношение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (громко, тихо, шепотом), темпа речи (быстро, умеренно, медленно).
Приложение 3
Актуализация знаний
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (ответы детей)
- О чем хотел нам рассказать автор? (ответы)
- На какие группы делятся все птицы? Перечислите перелетных и неперелетных птиц.
(Зимующие птицы: воробей, ворона, сорока, галка, синица, дятел, сова, поползень, сойка. они не улетают осенью в тёплые страны, так как приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже в сильный мороз.
Перелётные птицы с наступлением осенних холодов собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Скворцы, гуси, соловьи, кукушки, также трясогузки, ласточки, зяблики, пеночки , жаворонки, лебеди всё это перелётные птицы.)
- Как вы думаете, почему урок начался именно с этого стихотворения? (предположения детей)
- Правильно. Прочитайте название сказки, с которой сегодня будем знакомиться. (Болтливая птичка)
- Как вы думаете, о чем может рассказать сказка с таким названием? (дети прогнозируют содержание сказки по ее названию)
- Какой народ написал сказку? (тайский)
- Кто слышал о таком народе?
Задание
- Прочитать о тайском народе. Подчеркните главную информацию, для того, чтобы ответить на вопросы.
Вопросы:
- Место жительства тайцев.
- Какие государства они основали?
- Чем занимаются тайцы?
- Назовите жилище тайцев
Народы тайской языковой семьи живут на юге Китая, в Индокитае, где они основали два государства - Таиланд и Лаос, и на северо-востоке Индии. Традиционные занятия тайцев - сельское хозяйство, основная культура - рис, еще выращивают злаковые, овощи, чай. Развито огородничество и садоводство, выращивают бананы, цитрусовые, манго, яблоки, персики. Разводят скот - буйволов и лошадей (как рабочую силу), коз, коров, свиней, кур, уток. Рыболовство у тайцев развито речное и морское. Основные промысловые рыбы: форель, камбала, карп, окунь, сом, налим, креветки, морская капуста. Традиционное жилище тайцев - свайный дом (спасает от наводнения)
Физминутка - Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Работа по теме урока. Знакомство со сказкой «Болтливая птичка»
(Чтение сказки учителем.)
- Ваши впечатления от прослушанного?
- Какие слова и выражения были непонятны? (словарная работа)
Приложение 4
Чтение по цепочке детьми
Вопросы по содержанию:
- Как звали птичку? Почему?
1. Чего больше всего боялась птичка, когда нашла дерево? (Птичка боялась, что прилетят другие птицы и отберут вкусные плоды.)
2. Почему произошло то, чего она так боялась? (Птичка громко кричала о своей находке и её услышали другие птицы.)
3. В чём смысл сказки? Вспомните подходящие пословицы. (Смысл сказки в том, что тайну надо уметь хранить и никому о ней не рассказывать. Не надо быть болтуном.)
Просмотр сказки по видео
Выберите подходящие по смыслу пословицы и запишите их в творческую тетрадь.
• Злой плачет от зависти, а добрый от радости (от жалости).
• В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
• В чужих руках ломоть (пирог) велик; а как нам достанется, мал покажется.
• В чужих руках ноготок с локоток.
• На чужую кучу нечего глаза пучить.
• Не зарься на чужое, свое береги!
• Глаза (очи) завидущи, руки загребущи.
(Самостоятельная работа обучающихся.)
- Сказка учит хранить тайну, не хвастать, учит тому, что все великое свершается в тишине. Учит также проявлять предусмотрительность, думать о последствиях своих поступков.
Приложение 5
Домашнее задание: Составить текст, похожий по сюжету, заменив героиню тайской сказки на птичку наших краев. Включить в сказку описание пейзажа.
Приложение 6
Итог
- Сказку какого народа читали на уроке?
- Почему сказка так называется?
- Как ее можно назвать по-другому?
Выставление оценок
Рефлексия
На доске дерево. У каждого из вас на парте лежит маленькая птичка. Ваша задача подойти к дереву, посадить птичку на ветку и при этом сказать, что новое вы узнали на уроке.
- Выберите любое начало предложения и продолжите его (в дистанционном формате)
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
Спасибо за урок! До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вышит снег красивой строчкой, Словно белая сорочка. Папу я зову во двор: -Погляди, какой узор! Смотрит папа сверху вниз: -Тут письмо тебе, Денис! Пишут птицы и зверюшки: «Сделай нам, Денис, кормушки!» И.Галиновская
Болтливая птичка (тайская народная сказка ) учебник стр.49
Народы тайской языковой семьи живут на юге Китая, в Индокитае, где они основали два государства – Таиланд и Лаос, и на северо-востоке Индии.
Традиционные занятия тайцев – сельское хозяйство, основная культура – рис, ещё выращивают злаковые, овощи, чай.
Развито огородничество и садоводство, выращивают бананы, цитрусовые, манго, яблоки, персики и др. Разводят скот – буйволов и лошадей (как рабочую силу), коз, коров, свиней, кур, уток.
У тайцев развито речное и морское рыболовство. Основные промысловые рыбы (и прочие морепродукты): форель, камбала, минога, карп, окунь, сом, налим, креветки, трепанг, морская капуста.
Традиционное жилище тайцев – свайный дом (спасает от наводнений).
Народы тайской языковой семьи живут на юге Китая, в Индокитае, где они основали два государства - Таиланд и Лаос, и на северо-востоке Индии. Традиционные занятия тайцев - сельское хозяйство, основная культура - рис, еще выращивают злаковые, овощи, чай. Развито огородничество и садоводство, выращивают бананы, цитрусовые, манго, яблоки, персики. Разводят скот - буйволов и лошадей (как рабочую силу), коз, коров, свиней, кур, уток. Рыболовство у тайцев развито речное и морское. Основные промысловые рыбы: форель, камбала, карп, окунь, сом, налим, креветки, морская капуста. Традиционное жилище тайцев - свайный дом (спасает от наводнения)
Физминутка Скачет шустрая синица Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо .) И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири , (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) (А. Барто )
Выберите подходящие по смыслу пословицы и выпишите себе в тетрадь. Злой плачет от зависти, а добрый от радости (от жалости). В лихости и зависти нет ни проку, ни радости. В чужих руках ломоть (пирог) велик; а как нам достанется, мал покажется. В чужих руках ноготок с локоток. На чужую кучу нечего глаза пучить. Не зарься на чужое, своё береги! Глаза (очи) завидущи, руки загребущи.
Домашнее задание: Составить текст, похожий по сюжету, заменив героиню тайской сказки на птичку наших краев. Включить в сказку описание пейзажа.
Выберите любое начало предложения и продолжите его. Сегодня на уроке я узнал(а) … На этом уроке я похвалил(а) бы себя за … После урока мне захотелось … Сегодня я сумел(а) …
Спасибо за урок! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."
Технологическая карта к уроку для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Кл...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ) 3 класс с тяжелой умственной отсталостью
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ)3 класс с тяжелой умственной отсталостью...
Технологическая карта урока ИЗО на тему "Образ птички (коллаж)" (1 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование умения выполнять коллаж «образ птички»; ознакомление с техникой создания «образа птички»; развитие...