Технологическая карта урока по чтению 4 класс«Болтливая птичка»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Чуханова Алина Дмитриевна

Тема урока: Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии

Класс: 4 класс

Цель урока: знакомство с тайской  народной сказкой «Болтливая птичка»

Задачи урока:

Дидактические

- познакомить обучающихся со сказками и притчами народов мира;

- отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;

Развивающие

- развивать память, речь, мышление, воображение.

Воспитательные

- воспитание нравственных ценностей (уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов), проявление интереса к чтению и изучению творчества разных народов.

Ресурсы урока: «Литературное чтение» УМК «Школа России» для 4 класса, учебник  Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. 4 класс 1 часть, презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студента: Чуханова Алина Дмитриевна

Тема урока: Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии

Класс: 4 класс

Цель урока: знакомство с тайской  народной сказкой «Болтливая птичка»

Задачи урока:

Дидактические

- познакомить обучающихся со сказками и притчами народов мира;

- отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;

Развивающие

- развивать память, речь, мышление, воображение.

Воспитательные

- воспитание нравственных ценностей (уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов), проявление интереса к чтению и изучению творчества разных народов.

Ресурсы урока: «Литературное чтение» УМК «Школа России» для 4 класса, учебник  Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. 4 класс 1 часть,, презентация

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Организационный момент

Организовать, направить внимание на начало урока.

Словесный – беседа

Приветствует учащихся. Создает эмоциональный настрой на работу.

П1

Приветствуют учителя, занимают свои рабочие места, настраиваются на активную работу на уроке.

Ф

-

Самоконтроль

  • Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности

2.Актулизация знаний

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Словесный - беседа;

Практический - упражнение

Проводит речевую разминку (работа со стихотворением), задает вопрос о значимости реч.разминки

П2

Выполняют речевую разминку (работа со стихотворением), отвечают на вопрос о значимости реч.разминки

Ф

И

презентация

Контроль, взаимоконтроль и самоконтроль

П: читать вслух бегло, осознанно, без искажений,

выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы

3. Постановка учебной задачи

Анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли

Метод проблемной ситуации

упр-е на сравнение и обобщение

Словесный метод-

беседа

Задает вопрос, на какие группы делятся все птицы (окруж. мир) Первичное знакомство со сказкой. Знакомство с тайским народом

П3

Вспоминают, на какие группы делятся все птицы (окруж. мир) Прогнозируют содержание сказки по её названию. Знакомство с тайским народом. Первичное знакомство со сказкой.

Ф

И

учебник  Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. 4 класс 1 часть

Контроль, самоконтроль

П: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

Л: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Физ. минутка

Сохранить здоровье детей

Практический - уажнение

Выполняют физкультми-нутку

Ф

-

4. Первичное закрепление

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала

Практический метод-упражнение,

Словесный метод -

беседа

Вопросы по содержанию, просмотр сказки по видео для закрепления. Вывод

П4

Чтение сказки по цепочке. Ответы на вопросы по содержанию. Просмотр сказки по видео. Делают вывод.

Ф

И

учебник  Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. 4 класс 1 часть

Контроль, самоконтроль

Р: читать в соответствии с целью чтения (выразительно, выборочно и пр.);

П: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

        5. Домашнее задание

Сообщить о домашнем задании.

Словесный – объяснение

Озвучивает домашнее задание, инструктаж по выполнению

П5

Записывают

домашнее задание

И

-

-

6. Подведение итогов - рефлексия

Обобщить полученные на уроке знания

Словесный – диалог

Подводит итоги урока, задает вопросы, выставляет оценки

П6

Отвечают на вопросы учителя

Ф

И

Контроль, самоконтроль

Р: оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

Ход урока

Приложение 1

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте начнём наш урок с улыбки, ведь улыбка - наш первый помощник во всех делах, а нам сегодня предстоит потрудиться.

Закончилась перемена,

Прозвенел звонок.

И мы начинаем

Чтения урок.

- Тихо сели

Приложение 2

Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение самостоятельно

Вышит снег красивой строчкой,

Словно белая сорочка.

Папу я зову во двор:

-Погляди, какой узор!

Смотрит папа сверху вниз:

-Тут письмо тебе, Денис!

Пишут птицы и зверюшки:

«Сделай нам, Денис, кормушки!»

И. Галиновская

- Читают хором девочки, читают хором мальчики, прочитайте медленно, прочитайте быстро, выразительно.

- Для чего нужна речевая разминка? (ответы детей)

(Речевая разминка - это совершенствование речевых навыков, навыков выразительного чтения, подготовка к творческой деятельности. Во время разминки речевого аппарата могут присутствовать упражнения на правильное произношение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (громко, тихо, шепотом), темпа речи (быстро, умеренно, медленно).

Приложение 3

Актуализация знаний

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (ответы детей)

- О чем хотел нам рассказать автор? (ответы)

- На какие группы делятся все птицы? Перечислите перелетных и неперелетных птиц.

(Зимующие птицы: воробей, ворона, сорока, галка, синица, дятел, сова, поползень, сойка. они не улетают осенью в тёплые страны, так как приспособились к суровому  времени года и могут найти себе пропитание даже в сильный мороз.

Перелётные птицы с наступлением осенних холодов собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Скворцы,  гуси, соловьи, кукушки, также трясогузки,  ласточки, зяблики, пеночки , жаворонки, лебеди всё это перелётные птицы.)

- Как вы думаете, почему урок начался именно с этого стихотворения? (предположения детей)

- Правильно. Прочитайте название сказки, с которой сегодня будем знакомиться. (Болтливая птичка)

- Как вы думаете, о чем может рассказать сказка с таким названием? (дети прогнозируют содержание сказки по ее названию)

- Какой народ написал сказку? (тайский)

- Кто слышал о таком народе?

Задание

- Прочитать о тайском народе. Подчеркните главную информацию, для того, чтобы ответить на вопросы.

Вопросы:

  1. Место жительства тайцев.
  2. Какие государства они основали?
  3. Чем занимаются тайцы?
  4. Назовите жилище тайцев

Народы тайской языковой семьи живут на юге Китая, в Индокитае, где они основали два государства - Таиланд и Лаос, и на северо-востоке Индии. Традиционные занятия тайцев - сельское хозяйство, основная культура - рис, еще выращивают злаковые, овощи, чай. Развито огородничество и садоводство, выращивают бананы, цитрусовые, манго, яблоки, персики. Разводят скот - буйволов и лошадей (как рабочую силу), коз, коров, свиней, кур, уток. Рыболовство у тайцев развито речное и морское. Основные промысловые рыбы: форель, камбала, карп, окунь, сом, налим, креветки, морская капуста. Традиционное жилище тайцев - свайный дом (спасает от наводнения)

Физминутка - Скачет шустрая синица 

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки  - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 
(А. Барто) 

Работа по теме урока. Знакомство со сказкой «Болтливая птичка»

(Чтение сказки учителем.)

- Ваши впечатления от прослушанного?

- Какие слова и выражения были непонятны? (словарная работа)

Приложение 4

Чтение по цепочке детьми

Вопросы по содержанию:

- Как звали птичку? Почему?

1. Чего больше всего боялась птичка, когда нашла дерево? (Птичка боялась, что прилетят другие птицы и отберут вкусные плоды.)

2. Почему произошло то, чего она так боялась?  (Птичка громко кричала о своей находке и её услышали другие птицы.)

3. В чём смысл сказки? Вспомните подходящие пословицы. (Смысл сказки в том, что тайну надо уметь хранить и никому о ней не рассказывать. Не надо быть болтуном.)

Просмотр сказки по видео

Выберите подходящие по смыслу пословицы и запишите их в творческую тетрадь.

• Злой плачет от зависти, а добрый от радости (от жалости).

• В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

• В чужих руках ломоть (пирог) велик; а как нам достанется, мал покажется.

• В чужих руках ноготок с локоток.

• На чужую кучу нечего глаза пучить.

• Не зарься на чужое, свое береги!

• Глаза (очи) завидущи, руки загребущи.

(Самостоятельная работа обучающихся.)

- Сказка учит хранить тайну, не хвастать, учит тому, что все великое свершается в тишине. Учит также проявлять предусмотрительность, думать о последствиях своих поступков.

Приложение 5

Домашнее задание: Составить текст, похожий по сюжету, заменив героиню тайской сказки на птичку наших краев. Включить в сказку описание пейзажа.

Приложение 6

Итог

-  Сказку какого народа читали на уроке?

-  Почему сказка так называется?

-  Как ее можно назвать по-другому?

Выставление оценок

Рефлексия

На доске дерево.  У каждого из вас на парте лежит маленькая птичка. Ваша задача подойти к дереву, посадить птичку на ветку и при этом сказать, что новое вы узнали на уроке.

- Выберите любое начало предложения и продолжите его (в дистанционном формате)

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

Спасибо за урок! До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 4 класс «Болтливая птичка» (тайская народная сказка) Презентацию подготовила: студентка 4 курса группы 43 Н Чуханова Алина

Слайд 2

Вышит снег красивой строчкой, Словно белая сорочка. Папу я зову во двор: -Погляди, какой узор! Смотрит папа сверху вниз: -Тут письмо тебе, Денис! Пишут птицы и зверюшки: «Сделай нам, Денис, кормушки!» И.Галиновская

Слайд 3

Болтливая птичка (тайская народная сказка ) учебник стр.49

Слайд 4

Народы тайской языковой семьи живут на юге Китая, в Индокитае, где они основали два государства – Таиланд и Лаос, и на северо-востоке Индии.

Слайд 5

Традиционные занятия тайцев – сельское хозяйство, основная культура – рис, ещё выращивают злаковые, овощи, чай.

Слайд 6

Развито огородничество и садоводство, выращивают бананы, цитрусовые, манго, яблоки, персики и др. Разводят скот – буйволов и лошадей (как рабочую силу), коз, коров, свиней, кур, уток.

Слайд 7

У тайцев развито речное и морское рыболовство. Основные промысловые рыбы (и прочие морепродукты): форель, камбала, минога, карп, окунь, сом, налим, креветки, трепанг, морская капуста.

Слайд 8

Традиционное жилище тайцев – свайный дом (спасает от наводнений).

Слайд 9

Народы тайской языковой семьи живут на юге Китая, в Индокитае, где они основали два государства - Таиланд и Лаос, и на северо-востоке Индии. Традиционные занятия тайцев - сельское хозяйство, основная культура - рис, еще выращивают злаковые, овощи, чай. Развито огородничество и садоводство, выращивают бананы, цитрусовые, манго, яблоки, персики. Разводят скот - буйволов и лошадей (как рабочую силу), коз, коров, свиней, кур, уток. Рыболовство у тайцев развито речное и морское. Основные промысловые рыбы: форель, камбала, карп, окунь, сом, налим, креветки, морская капуста. Традиционное жилище тайцев - свайный дом (спасает от наводнения)

Слайд 10

Физминутка Скачет шустрая синица Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо .) И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири , (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) (А. Барто )

Слайд 13

Выберите подходящие по смыслу пословицы и выпишите себе в тетрадь. Злой плачет от зависти, а добрый от радости (от жалости). В лихости и зависти нет ни проку, ни радости. В чужих руках ломоть (пирог) велик; а как нам достанется, мал покажется. В чужих руках ноготок с локоток. На чужую кучу нечего глаза пучить. Не зарься на чужое, своё береги! Глаза (очи) завидущи, руки загребущи.

Слайд 14

Домашнее задание: Составить текст, похожий по сюжету, заменив героиню тайской сказки на птичку наших краев. Включить в сказку описание пейзажа.

Слайд 15

Выберите любое начало предложения и продолжите его. Сегодня на уроке я узнал(а) … На этом уроке я похвалил(а) бы себя за … После урока мне захотелось … Сегодня я сумел(а) …

Слайд 16

Спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ) 3 класс с тяжелой умственной отсталостью

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ)3 класс с тяжелой умственной отсталостью...

Технологическая карта урока ИЗО на тему "Образ птички (коллаж)" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование умения выполнять коллаж «образ птички»; ознакомление с техникой создания «образа птички»; развитие...