Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Технологическая карта к уроку для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 имени
Героя Советского Союза Эдуарда Дмитриевича Потапова»
Зацепина Елена Михайловна
Урок 3. Звук [у]. Буква у.
Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.
Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с гласным звуком [у], его особенностями и буквой у, его обозначающей.
Задачи:
- формирование умения в распознавании звука [у] и соответствующей бук-
вы, - обучение в составлении характеристики звука [у], различии твёрдых и мягких согласных звуков, написании печатных букв У, у, упражнении в делении слов на слоги, в составлении предложений,
- развитие умения распознавать на слух звук [у] в словах, умения находить данную букву на странице учебника «Азбука», развитие речи, развитие познавательного интереса учащихся.
- воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям, бережное отношение к учебникам.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.
Планируемые результаты:
Предметные: усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции; знание особенностей произношения звука [у] и его характеристику; произношение буквы у, а как знака звука [у]; различие печатной и письменной, заглавной (большой) и строчной (маленькой) букв; составление небольшого рассказа повествовательного характера по сюжетной картинке; умение разгадывать ребус; анализ слова по модели.
Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности, выражение положительного отношения к процессу познания: осознание значимости чтения, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Универсальные учебные действия (метапредметные) (УУД):
Познавательные: общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – овладение основами смыслового чтения художественных текстов; построение рассуждения в форме связи простых суждений.
Регулятивные: освоение способов определения гласного звука; закрепление способов деления на слоги и постановки ударения.
Коммуникативные: формирование умений слушать и слышать, формулировать ответ, владение диалогической формой речи.
Межпредметные связи: окружающий мир, математика, технология (умение устанавливать соответствие).
Основное содержание темы, понятия и термины: соотнесение звука и буквы, деление слова на слоги, выделение звука из слога, определение ударного слога.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, цветные магниты, мяч, лента букв, изображение коростеля, яблони. Электронное приложение к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., презентация для минуты релаксации, интерактивные физкультминутки.
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 6) | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент. | Подготовка к познавательной деятельности. Организация рабочего места. | Слушают. Приветствуют учителя. | Приветствует обучающихся, настраивает детей на работу с помощью стихотворения.
Давайте настроимся на дружную и добрую работу». | 1 мин. | |
2 | Эмоционально-волевая регуляция. | Адаптация обучающихся к деятельности на уроке. | Выполняют упражнение за учителем. | Учитель объясняет и показывает упражнение «Неоконченное предложение». Предавая мяч по кругу, учащиеся дополняют высказывание: «Любить себя-значит…». Любить себя-это значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно. Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других. | 2 мин. | |
3 | Развитие речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Работа над дикцией. | Подготовка речевого аппарата и дыхания к произношению звуков и букв. | Слушают учителя и повторяют упражнения за ним. | Проводит артикуляционно-речевую работу, произнося образцы упражнений. | 3 мин. | |
Чередование положений губ: бублик, улыбка, трубочка. | ||||||
«Именинный пирог». Представьте себе, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. Упражнение «Песня коростеля». Учитель показывает картинку с изображением птицы. Песню учащиеся по строчке хором повторяют за учителем. Можно Кряхть! Кряхть! Дёрг-дёрг! Драть-драть! Здесь-здесь! Тпруська! Тпруська! | ||||||
4 | Актуализация знаний. | Формирование знаний о звуке [у], отношений, действий, опыта. Разрешение интеллектуального затруднения - нахождение ответа на проблемный вопрос. | Отвечают на вопросы учителя. Записывают печатные буквы на доске. (Звуки, которые человек ис (Буквой.) (Со звуками [а], [о].) (Учащиеся пишут изученные печатные и письменные буквы В тетрадях в косую линейку. Один ученик у доски). (Когда один слог произносится (Записывают схему предложения в тетрадях). | Проводит беседу. Контролирует работу у доски.
Учитель на доске чертит схему предложения). | 3 мин. | |
5 | Мотивационно-целевой этап. | Выявление предварительных знаний обучающихся о звуках речи и определение их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации). | Полным ответом отвечают на вопросы учителя по правилу поднятой руки, стоя. Выполняют практическое упражнение (хором произносят звуки). Определяют тему урока. (Звук [у].) (Узнать но- | Демонстрирует мультфильм с ЭОР, организует беседу о звуках речи с практическими упражнениями. Ставит проблему о звуке, который будут изучать на данном уроке, подводит учеников к определению темы урока.
| ЭОР №1. «Путаница» | 4 мин. |
6 | Физкультминутка. | Формирование необходимых навыков, координации движений, ловкости, снижение утомляемости. | Ученики выполняют танцевальные упражнения, повторяя движения за анимированными героями. | Учитель производит демонстрацию презентации. | ЭОР №2. | 3 мин. |
7 | Учебно-познавательная деятельность. Работа по «Азбуке» с. 70. Рассматривание рисунков. Упражнения в поиске звука [у] в словах. | Выделение звуков из слова. Введение понятия гласного звука. | Отвечают на вопросы учителя Определяют место звука [у] в ряду гласных-согласных звуков. (Воет на луну.) (Ему грустно.) (Он один.) (У-у-у-у-у.) (Со звуком [у].) (Звук (Улитка.) (Медленно передвигающийся моллюск, любит жить во влажных местах.) (Улитка.) (Звуко-буквенный анализ слов луна, туча при помощи магнитов на доске). | Проводит беседу с обучающимися по рисункам учебника, звуко-буквенный анализ слов при помощи магнитов на доске, объясняет правила разгадывания ребусов, демонстрирует ЭОР.
| ЭОР №1. «Составь схему отгадки с буквой у». ЭОР №1. «Найди звук У в слове». | 6 мин. |
8 | Первичное усвоение новых знаний. | Отработка навыка поиска изучаемого звука в словах. | Обучающиеся работают с интерактивной доской, произносят новый звук, отмечают его в схеме слов на доске, наблюдают за процессом появления обозначений звуков в схеме и делают вывод о том, что звук [а] -гласный. | Контролирует правильность поиска и фиксации в словах звука [у], подводит детей к выводу, что звук [у]-гласный. | ЭОР №1. «Буква у. Звуковые схемы слов». | 4 мин. |
9 | Физкультминутка. | Формирование необходимых навыков, координации движений, ловкости, снижение утомляемости. | Повторяют движения за анимационным персонажем. | Учитель организует проведение физкультминутки, наблюдает за правильностью выполнения упражнений. | ЭОР №4. | 2 мин. |
10 | Первичная проверка понимания. Составление предложения по схеме. Работа по «Азбуке» с.70. | Отработка навыка по составлению предложений, работа в парах. | Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы учителя, составляют предложение по схеме. (Чтение текста читающими учениками.) (Работа в парах.) Составление схем предложения на доске. | Объясняет особенности построения предложений, организует практическое наблюдение.
| 4 мин. | |
11 | Первичное усвоение новых знаний. Знакомство с буквами У, у. Работа по тетради «Мой алфавит» с.10. | Формирование знаний об обозначении произносимых звуков буквами на бумаге, знакомство с печатными буквами У,у | Обучающиеся рассматривают иллюстрации учебника, отвечают на вопросы учителя, составляют звуковые схемы слов, пишут печатные буквы. | Учитель проводит беседу по иллюстрациям учебника по звуковому анализу слов, распознаванию букв у, а, работу в прописи по написанию печатных букв по ЭОР в тетради «Мой алфавит». | ЭОР №1. «Найди звук У в слове». | 5 мин. |
Упражнение в распознавании буквы у. Упражнения в соотнесении звука и буквы. | Есть сучок в любом лесу Ты увидишь букву У. (Показ изображения буквы У). | ЭОР №1. «Печатная буква у». | ||||
12 | Минутка релаксации. | Снятие напряжения и отдых обучающихся. | Ученики отдыхают, лежа на партах или сидя на рабочем месте, расслабившись, закрыв глаза. | Учитель организует проведение минуты отдыха, демонстрируя интерактивную презентацию. | ЭОР №3. Интерактивная презентация с музыкальным сопровождением. | 3 мин. |
13 | Закрепление полученных знаний, умений. Организация учебного сотрудничества детей по перспективному знакомству с другими буквами. | Повышение уровня формируемых знаний о звуках а,о,у и букве «у» на основе применения разноуровневых и творческих заданий. | Учащиеся рассматривают и анализируют зрительные образ ы изученных букв, разгадывают ребус, проводят фонетическую зарядку, вставляют пропущенные буквы, составляют предложения. | Контролирует и корректирует работу обучающихся. Фонетическая зарядка Как воет волк? Как плачет малыш в коляске? Как перекрикиваются дети в лесу? Как кукует кукушка? | ЭОР № 1. «Буква у. ребус». ЭОР № 5. | 3 мин. |
14 | Рефлексивно-оценочный. Подведение итогов урока. | Самооценка. Осмысления обучающимися результата урока. Подведение итогов урока. | Обучающиеся выражают эмоциональное отношение к проделанной работе на уроке. | Подводит к эмоциональной оценке урока обучающимися. Назовите слова, которые начинаются на букву у. (По рядам, кто больше). Рефлексия. «Яблоня» Сегодня на уроке я узнал… Я научился… На следующем уроке я постараюсь… Самыми наблюдательными сегодня были… Самыми внимательными оказались… Я очень горжусь… | 2 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Таблица 6.
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Электронное приложение к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г. | Информационный | Анимация | |
2 | Интерактивная презентация «Музыкальная физкультминутка. Танцуют все». | Информационный | Презентация | |
3 | Видеоролик «Утро». | Информационный | Видеофрагмент | http://verniedruzaj.ucoz.ru/load/otdykhaem_na_uroke/minutki_relaksacii/utro/65-1-0-472 |
4 | Интерактивная презентация «Физминутка для расслабления мышц глаз» | Информационный | Презентация | |
5 | Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. | Информационный | Интерактивное приложение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.
Одной из особенностей ФГОС НОО является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...
Технологическая карта урока обучения грамоте(чтение) по теме «Звук[и], буквы И,и»
Технологическая карта урока обучения грамоте (чтение) . Урок изучения нового материала....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по адаптированной программе "Чтение слов и предложений со звуками и буквами Б и П и другими парными согласными
Чтение слов и предложений со звуками и буквами Б, П и другими парными согласными...
Технологическая карта урока литературного чтения (обучение чтению) Тема: «Гласный звук [и], буквы И, и»
Технологическая карта урока литературного чтения (обучение чтению)Тема: «Гласный звук [и], буквы И, и»...