Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 18 имени

Героя Советского Союза Эдуарда Дмитриевича Потапова»

Зацепина Елена Михайловна

Урок 3. Звук [у]. Буква у.

Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с гласным звуком [у], его особенностями и буквой у, его обозначающей.

Задачи: 

  • формирование умения в распознавании звука [у] и соответствующей бук-
    вы,
  • обучение в составлении характеристики звука [у], различии твёрдых и мягких согласных звуков, написании печатных букв У, у, упражнении в делении слов на слоги, в составлении предложений,
  • развитие умения распознавать на слух звук [у] в словах,   умения находить данную букву на странице учебника «Азбука»,   развитие речи, развитие  познавательного интереса учащихся.
  • воспитание устойчивого интереса к  предмету, положительного отношения к знаниям, бережное отношение к учебникам.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.

Планируемые результаты: 

Предметные: усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции; знание особенностей произношения звука [у] и его характеристику; произношение буквы у, а как знака звука [у]; различие печатной и письменной, заглавной (большой) и строчной (маленькой) букв; составление небольшого рассказа повествовательного характера по сюжетной картинке; умение разгадывать ребус; анализ слова по модели.

 Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности, выражение положительного отношения к процессу познания: осознание значимости чтения, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Универсальные учебные действия (метапредметные) (УУД):

Познавательные: общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – овладение основами смыслового чтения художественных текстов; построение рассуждения в форме связи простых суждений.

Регулятивные: освоение способов определения гласного звука; закрепление способов деления на слоги и постановки ударения.

Коммуникативные: формирование умений слушать и слышать, формулировать ответ, владение диалогической формой речи.

Межпредметные связи: окружающий мир, математика, технология (умение устанавливать соответствие).

Основное содержание темы, понятия и термины: соотнесение звука и буквы, деление слова на слоги, выделение звука из слога, определение ударного слога.

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, цветные магниты, мяч, лента букв, изображение коростеля, яблони.  Электронное приложение к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., презентация для  минуты релаксации, интерактивные физкультминутки.


Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 6)

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

7

1

Организационный момент.

Подготовка к познавательной деятельности. Организация рабочего места.

Слушают. Приветствуют учителя.

Приветствует обучающихся, настраивает детей на работу с помощью стихотворения.

  • Учитель: « С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
  •  Как вы думаете, без каких знаний невозможно взаимопо-
    нимание на уроке?

 Давайте настроимся на дружную и добрую работу».

1 мин.

2

Эмоционально-волевая регуляция.

Адаптация обучающихся к деятельности на уроке.

Выполняют упражнение  за учителем.  

Учитель объясняет и показывает упражнение «Неоконченное предложение».  Предавая мяч по кругу, учащиеся дополняют высказывание: «Любить себя-значит…».

Любить себя-это значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно. Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других.

2 мин.

3

Развитие речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Работа над  дикцией.

Подготовка речевого аппарата  и дыхания к произношению звуков и букв.

Слушают учителя и повторяют упражнения за ним.

Проводит артикуляционно-речевую  работу,  произнося образцы упражнений.

3 мин.

Чередование положений губ: бублик, улыбка, трубочка.

«Именинный пирог». Представьте себе, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Упражнение «Песня коростеля».

Учитель показывает картинку с изображением птицы. Песню учащиеся по строчке хором повторяют за учителем.  Можно
организовать озвучивание по рядам с разной интонацией и силой голоса.

Кряхть! Кряхть! Дёрг-дёрг!

Драть-драть! Здесь-здесь!

Тпруська! Тпруська!

4

Актуализация  знаний.

Формирование знаний о звуке [у], отношений, действий, опыта.

Разрешение интеллектуального затруднения - нахождение ответа на проблемный вопрос.

Отвечают на вопросы учителя. Записывают печатные буквы на доске.

(Звуки, которые человек ис
пользует в своей речи.)

(Буквой.)

(Со звуками [а], [о].)

(Учащиеся пишут изученные печатные и письменные буквы

В тетрадях в косую линейку.  Один ученик у доски).

(Когда один слог произносится
с большей силой голоса.)

(Записывают схему предложения в тетрадях).

Проводит беседу. Контролирует работу у доски.

  • Что называют звуками речи?
  •  Как обозначается речевой звук на письме?
  •  С какими речевыми звуками мы уже познакомились?
  •  Какими буквами они обозначаются на письме? Напишите
    эти буквы.

  • Что такое ударение в слове?
  •  Составьте предложение о погоде из четырёх слов.

Учитель на доске чертит схему предложения).

3 мин.

5

Мотивационно-целевой этап.

Выявление предварительных знаний обучающихся о звуках речи и определение их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации).

Полным ответом отвечают на вопросы учителя по правилу поднятой руки, стоя. Выполняют практическое упражнение (хором произносят звуки). Определяют тему урока.

(Звук [у].)

(Узнать но-
вые сведения о звуке [у], научиться писать соответствующие
буквы.)

Демонстрирует мультфильм с ЭОР, организует беседу о звуках речи с практическими упражнениями.

Ставит проблему о звуке, который будут изучать на данном уроке, подводит учеников к определению темы урока.

  • Какой одинаковый звук есть в словах умница, Маруся, ку-
    рица, лук, груша, кенгуру?
  •  Что вы можете рассказать об этом звуке?
  •  Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

ЭОР №1. «Путаница»

4 мин.

6

Физкультминутка.

Формирование необходимых навыков, координации движений, ловкости, снижение утомляемости.

Ученики выполняют танцевальные упражнения, повторяя движения за анимированными героями.

Учитель производит демонстрацию презентации.

ЭОР №2. 

3 мин.

7

Учебно-познавательная деятельность.

Работа по «Азбуке» с. 70.

Рассматривание рисунков.

Упражнения в поиске звука [у]  в словах.

Выделение звуков из слова. Введение понятия гласного звука.

Отвечают на вопросы учителя Определяют место звука [у] в ряду гласных-согласных звуков.

(Воет на луну.)

(Ему грустно.)

(Он один.)

(У-у-у-у-у.)

(Со звуком [у].)

(Звук
[у] гласный, потому что при его произнесении воздух изо рта
выходит свободно.)

(Улитка.)

(Медленно передвигающийся моллюск, любит жить во влажных местах.)

(Улитка.)

(Звуко-буквенный анализ слов луна, туча при помощи магнитов на доске).

Проводит беседу с обучающимися по рисункам учебника, звуко-буквенный анализ слов при помощи магнитов на доске,  объясняет правила разгадывания ребусов, демонстрирует ЭОР.

  • Рассмотрите рисунок.
  •  Что делает волчонок?
  •  Почему он закрыл глаза?
  •  Почему волчонку грустно?
  •  Попробуйте изобразить голосом, как воет волчонок.
  •  С каким звуком познакомил нас волчонок?
  •  Произнесите этот звук ещё раз и охарактеризуйте его.

  •  Кто изображён на «волшебном» рисунке?

 

  •  Какую букву она напоминает? Почему?
  •  Покажите прописную и строчную буквы У, у на ленте букв.
  •  Что вы знаете об улитке?

  • В какой части слова вы слышите новый звук?
  • Разгадайте ребус.
  • Как вы догадались?

ЭОР №1. «Составь схему отгадки с буквой у».

ЭОР №1. «Найди звук У в слове».

6 мин.

8

Первичное усвоение новых знаний.

Отработка навыка поиска изучаемого звука в словах.

Обучающиеся работают  с интерактивной доской, произносят новый звук, отмечают его в схеме слов на доске, наблюдают за процессом появления  обозначений звуков  в схеме и делают вывод о том, что звук [а] -гласный.

Контролирует правильность поиска и фиксации  в словах звука [у],  подводит детей к выводу, что звук [у]-гласный.

ЭОР №1. 

«Буква у. Звуковые схемы слов».

4 мин.

9

Физкультминутка.

Формирование необходимых навыков, координации движений, ловкости, снижение утомляемости.

Повторяют движения за анимационным персонажем.

Учитель организует проведение физкультминутки, наблюдает за правильностью выполнения упражнений.

ЭОР №4.

2 мин.

10

Первичная проверка понимания.

Составление предложения по схеме.

Работа по «Азбуке»

с.70.

Отработка навыка по составлению предложений, работа в парах.

Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы учителя, составляют предложение  по схеме.

(Чтение текста читающими учениками.)

(Работа в парах.)

Составление схем предложения на доске.

Объясняет особенности построения предложений, организует практическое наблюдение.

  • Составьте предложение по приведённой ниже схеме.
  •  Произнесите каждое слово предложения, разделяя на слоги.
  •  Произнесите слова так, чтобы отчётливо слышался ударный звук.

4 мин.

11

Первичное усвоение новых знаний.

Знакомство с буквами У, у.

Работа по  тетради «Мой алфавит» с.10.

Формирование знаний об обозначении произносимых звуков  буквами на бумаге, знакомство с печатными буквами У,у

Обучающиеся рассматривают иллюстрации учебника, отвечают на вопросы учителя, составляют звуковые схемы слов, пишут печатные буквы.

Учитель проводит беседу по иллюстрациям учебника  по звуковому анализу слов, распознаванию букв у, а, работу в прописи по написанию печатных букв по ЭОР  в тетради «Мой алфавит».

ЭОР №1. «Найди звук У в слове».

5 мин.

Упражнение в распознавании буквы у. 

Упражнения  в соотнесении звука и буквы.

Есть сучок в любом лесу

Ты увидишь букву У.

 (Показ изображения буквы У).

ЭОР №1. «Печатная буква у».

12

Минутка релаксации.

Снятие напряжения и отдых обучающихся.

Ученики отдыхают, лежа на партах или сидя на рабочем месте, расслабившись, закрыв глаза.

Учитель организует проведение минуты отдыха, демонстрируя интерактивную презентацию.

ЭОР №3.

Интерактивная презентация с музыкальным сопровождением.

3 мин.

13

Закрепление полученных знаний, умений.

Организация учебного сотрудничества детей по перспективному знакомству с другими буквами.

Повышение уровня формируемых знаний о звуках а,о,у и букве «у» на основе применения разноуровневых и творческих заданий.

Учащиеся рассматривают  и анализируют зрительные образ ы изученных букв, разгадывают ребус, проводят фонетическую зарядку,  вставляют пропущенные буквы, составляют предложения.

Контролирует и корректирует работу обучающихся.

Фонетическая зарядка

Как воет волк?

Как плачет малыш в коляске?

Как перекрикиваются дети в лесу?

Как кукует кукушка?

ЭОР № 1. «Буква у. ребус».

ЭОР № 5.

3 мин.

14

Рефлексивно-оценочный. Подведение итогов урока.

Самооценка. Осмысления обучающимися результата урока. Подведение итогов урока.

Обучающиеся

выражают эмоциональное отношение к проделанной работе на уроке.

Подводит к эмоциональной оценке урока обучающимися.

Назовите слова, которые начинаются на букву у.  (По рядам, кто больше).

Рефлексия. «Яблоня» 
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё наотлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение. 

Сегодня на уроке я узнал…

Я научился…

На следующем уроке я постараюсь…

Самыми наблюдательными сегодня были…

Самыми внимательными оказались…

Я очень горжусь…

2 мин.

Приложение к плану-конспекту урока

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Таблица 6.

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Электронное приложение к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г.

Информационный

Анимация

2

Интерактивная презентация «Музыкальная физкультминутка. Танцуют все».

Информационный

Презентация

http://pedsovet.su/load/244-1-0-26466

3

Видеоролик «Утро».

Информационный

Видеофрагмент

http://verniedruzaj.ucoz.ru/load/otdykhaem_na_uroke/minutki_relaksacii/utro/65-1-0-472

4

Интерактивная презентация «Физминутка для расслабления мышц глаз»

Информационный

Презентация

http://pedsovet.su/load/244-1-0-13305

5

Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. 

Информационный

Интерактивное приложение

http://nachalka.info/demo?did=1001901&lid=1005517

http://nachalka.info/demo?did=1001901&lid=1005517


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...

Технологическая карта урока обучения грамоте(чтение) по теме «Звук[и], буквы И,и»

Технологическая карта урока обучения грамоте (чтение) . Урок изучения нового материала....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение чтению) Тема: «Гласный звук [и], буквы И, и»

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение чтению)Тема: «Гласный звук [и], буквы И, и»...