Технологическая карта урока по литературному чтению: И.А. Крылов "Ворона и лисица" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Бронникова Мария Викторовна
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта по литературному чтению

Учитель: Бронникова Мария Викторовна

Тема: И.А. Крылов «Ворона и лисица»

Класс: 3

Цель: познакомить обучающихся с басней И.А. Крылова «Ворона и лисица»; обучать правильному чтению басен; развивать память, речь, мышление.  

Учебные задачи:

  1. Направленные на достижение личностных результатов обучения:

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
  1. Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Обучающийся  научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
  1. Направленные на достижение предметных результатов обучения:

Обучающийся к научится:

  • выделять мораль, объяснять ее смысл;
  • находить общие и отличительные свойства басен;
  •  читать выразительно с помощью интонации;
  • анализировать басни;
  •  работать со словарными и новыми словами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебники.

Материалы для учителя: учебник, наличие технологической карты, авторская презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приветствует учащихся. Проверяет готовность урока. Создает эмоциональный настрой.

- Здравствуйте уважаемые коллеги, здравствуйте ребята!

- А сейчас давайте повернемся друг к другу и скажем такие слова, повторяйте за мной:

Привет сосед!

Улыбнись мне в ответ!

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил!

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Повторяют за учителем.

Привет сосед!

Улыбнись мне в ответ!

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил!

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Этап актуализации пробного действия

- Сегодня мы приступаем к работе над уже знакомым жанром литературы, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд.

За работу на уроке вы будите получать жетоны, за

правильный-красный,

правильный но с недочетом – зеленый,

правидьный с ошибкой – синий.

А в конце урока подведем результаты и поставим оценки.

 Вопросы:

  1. «Из того ли то города из Мурома,

              Из того ли села из Карачарова

              Выезжал удаленький

              дородный добрый молодец».

  1. « Красная сидит девица в темнице, а коса на улице»
  2. «Землю красит солнце, а человека – труд».  
  3. «Ласточки пропали

А вчера зарей

Все грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой»

  1. «Дождик, дождик пуще

Дай хлеба гуще!

Хлеба  - каравай,

Весь день – поливай!»

- Хорошо. Скажите хором над каким жанром мы сегодня будем работать.

- Чье имя мы сразу вспоминаете, когда слышите слово «басня»?

- А что вам известно о Крылове?

- Иван Андреевич Крылов был еще и очень трудолюбивым.

 Когда – то он был молодым, но в истории литературы все знают « дедушка Крылов» когда произносят это имя сразу пред глазами тучный старик с серыми волосами. И.А. Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года,  в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. И маленькому Ване пришлось идти работать. У будущего баснописца не было возможности учиться в школе. Но в нем жила жажда знаний, он был очень способным, поэтому самоучкой овладел языками математикой и стал высокообразованным человеком.

- Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный  русский скульптор Петр Карлович Клод изобразил персонажей басне Крылова в бронзе. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже – фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

Обратите внимание на слайд, вытавка книг Крылова.

Послушайте стихотворение портрет Крылова.

Разгадывают кроссворд «Определи литературный жанр».

  1. Былина

  1. Загадка

  1. Пословица

  1. Стихотворение

 

  1. Песня

- Сегодня мы будем работать с жанром басня.

- И.А. Крылов.

- Ответы учащихся.

- Воспринимают информацию учителя на слух.

Кто не слыхал его живого слова….

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия.

Выход на тему урока

На доске надпись:

Лиса, лисонька, лиса всему лесу я краса!

Проворонила ворона вороненка!

О ком идет речь?

Может вы догадались о ком будет идти речь в новой басне?

- А кто из вас знает, что же такое басня?

- Еще в басне всегда есть нравоучение или, по – другому, мораль.

В морали осуждаются плохие или глупые поступки.

- Мы сегодня должный найти в басне «Ворона и Лисица»  мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басне И.А. Крылов.

- Мы с вами продолжим нашу работу, а пока наступила минутка отдыха. 

Хомка, хомка, хомячок…

- Сегодня мы познакомимся с басней И.А. Крылова «Ворона и лисица».

Басня – короткий, нравоучительный рассказ в стихах, в скрытой форме изображающей людей и их поступки. Главные герои: животные и растения»

- На сказку, главные герои – животные, которые могут разговаривать.

- Выполняют упражнения вместе с учителем.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные:

устанавливать аналогии;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Этап реализации построенного проекта

- Но прежде чем мы приступим к знакомству с басней, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся в этой басне.

Словарная работа.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.

Гнусный – отвратительный, омерзительный.

Не впрок – не на пользу

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что – либо.

Пленить – очаровать, покорить чем – либо.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Ангельский (голосок) – нежный, добрый.

Царь – птица – главная среди птиц.

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.

Слайд

А сейчас я предлагаю вам посмотреть инсценеровку басни «Ворона и Лисица» и узнать, какая история приключилась с Вороной.

Фактические вопросы.

- Как вы думаете, как можно по-другому озаглавить эту басню?

- Понравилась вам басня?

- Какая же история приключилась с Вороной?

- А теперь давайте прочитаем басню  (Чтение идет по назначению читающего ученика  учителем).

- О чем это произведение: о хорошо знакомых нам животных или еще о чем – то?

-Как вы понимаете, выражение бог послал?

-Можно ли из басни узнать о каком времени суток идет речь?

-Как понимаете выражение на ту беду?

-Что заставило лису остановиться?

-Что решила лиса сделать, увидев ворону с сыром?

-Чем закончилось?

Идейные вопросы.

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?

- Опишите внешний вид лисы. Какая она?

- Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.

- Опишите, какова Ворона по внешнему виду?

- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?

- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.

- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?

- А что говорила о голосе Вороны Лиса?

- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковы  слова Лисицы.

        

- Для чего Лиса так расхваливала Ворону?

- Удалось ей это?

- Какова же главная мысль басни?

- Так кого же осуждает Крылов?

Собственное отношение.

- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

- Какой вывод вы сделаете из этой басни?

Слайд

Работа над моралью басни.

- Что такое мораль?

Мораль- от лат. Касающийся нравов. Свод правил нравственного поведения человека.

- Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей?

- Какими хотел видеть Крылов людей?

Вторичный анализ.

- Какие из этих качеств характеризуют Ворону, а какие Лисицу?

Ворона 

Хитрая

Добрая

Неуклюжая

Растяпа

Умная

Простофиля

Тщеславная

Глупая

красива

Лисица 

Коварная

Хитрая

Неискренняя

Плутовка

Добрая

Льстивая

Умная

Честная

Глупая

Работа с пословицами.  

Расставь правильно

- Верь своим очам, а не чужим речам.

- На языке - медок, а на сердце - ледок.

- У лести нет чести.

Задание: замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни:

Смотрит пристально, не отрываясь -

Подходит тихо, осторожно -

Утратила способность здраво рассуждать -

Каркнула очень громко -

Исчезла, скрылась -

Трудно стало дышать -

Нашёл случайно, без особого труда -

Чтение произведения по ролям.

-  Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу.

Ответы учащихся.

-  

это обман. 

- в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая.

- ответы детей.

- ответы детей.

 -Нет.

- Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиe перышки! какой носок!

- Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар».

- И, верно, ангельский быть должен голосок!

- «Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло».

 

- Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр.

- Да.

-Нельзя быть таким доверчивым и нельзя слушать всех подряд кто вам говорит неправду, ложь и лесть ради своей выгоды.

- И того кто льстит, и того кто принимает лесть. 

- Нет, скромный не стал бы ее слушать

- от своей глупости.

- Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам.

- Искренними, честными, скромными.

Ворона:

Неуклюжая

Растяпа

Простофиля

Тщеславная

Глупая

Лиса:

Коварная

Хитрая

Неискренняя

Плутовка

Льстивая

Умная

- Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим  глазам, а не льстивым речам Лисы.

- Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал.

- Лиса льстила,  обманывала Ворону, про ее внешность. Лесть -  хитрость и обман.

-глаз не сводит; 

-  на цыпочках подходит.

           

- вскружилась голова.

- во всё горло;

-была такова

- дыханье спёрло.

- бог послал.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

Этап рефлексии учебной деятельности

Подводит итог урока. Дает эмоциональную оценку деятельности учащихся на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию.

- Как зовут человека, с творчеством которого мы сегодня познакомились?

- Как называется басня?

- Что такое басня?

- Какова мораль басни «Ворона и лисица»?

«Сегодня я узнал ….»

  «Было интересно ….»

  «Урок дал мне для жизни…..»

 Подсчет жетонов и выставление оценок.

 Домашнее задание:

Выразительное чтение басни.

Изображение понравившегося фрагмента

Дают эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Ответы детей.

Личностные:

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению С. Михалков "Мой секрет" 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 Тема урока: С. И. Михалков «Мой секрет» Цели деятельности учителя: расширять читательский кругозор детей. Познако¬мить учащихся со стихотворением С.В. Михалкова «...

Технологическая карта урока по литературному чтению С. А. Есенин «Черемуха» ; 3 класс; УМК "Школа России"

Уважаемы коллеги, предлагаю ваашему вниманию конспек урока по литературному чтению....

Технологическая карта урока по литературному чтению: "Сохраним историю родного края", 3 класс.

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: "Сохраним историю родного края". 3 класс. Проектная технология. Создание детского журнала Хакасии. Цели: формирование у детей ответ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК:  «Начальная школа 21 века» Класс: 4 Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮУМК:  «Начальная школа 21 века»Класс: 4Тема:  С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Цель:  осветить некоторые м...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Н. Носов "Живая шляпа." 3 класс "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению "Н. Носов "Живая шляпа. для 2 класса. УМК "Школа России"...