Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Иван Бунин "Детство", 4 класс,программа "Планета знаний"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Коновцева Наталья Владимировна

Тема: Иван Бунин «Детство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lit_cht_4_kl.docx325.22 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Куртамышского района

«Куртамышская средняя общеобразовательная школа №1»

Конспект урока

по литературному чтению

Учитель: Коновцева Наталья  Владимировна, первая квалификационная категория

Класс: 4 «Д»

Куртамыш,2019.

Паспорт урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 «Д»

Тип урока: Урок изучения новых знаний

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Тема: Иван Бунин «Детство»

Цель: Формировать первоначальные представления о жизни и творческой деятельности Ивана Алексеевича Бунина

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить обучающихся со стихотворением И. А. Бунина «Детство»;

- Формировать у детей общее понятие об интонации чтения, совершенствовать технику чтения.

Развивающие:

-Развивать учебную самостоятельность, самооценку;

-Развивать внимание, умение обучающихся выражать свои мысли по отношению к прочитанному.

Воспитывающие:

- Прививать любовь к поэтическому слову;

-Воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • Прививают любовь к чтению.

Личностные результаты:

  • Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться;
  • Проявляют интерес к изучению учебного предмета;
  • Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Действуют с учетом выделенных ориентиров;
  • Определяют самостоятельно критерии оценивания, дают самооценку;
  • Организовывают свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные УУД:

  • Формируют умения ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД:

  • Учатся слушать собеседника и вести диалог, вступают в речевое общение.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный

- Здравствуйте, ребята.

Тихо садитесь.        

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На парте должны лежать: учебник, ручка.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность

Л: понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Р:Организовывают свое рабочее место под руководством учителя

Актуализация знаний

Каждый из вас на предыдущем учебном занятии получил задание подготовить рассказ о самом лучшем дне, который хотелось бы повторить из детства. Я предлагаю вам поделиться этим мгновением со всеми (спросить несколько человек)

Рассказывают о самом лучшем дне в своём детстве.

Л: проявляют интерес к изучению учебного предмета.

Открытие нового

Мир детства самый лучший мир,

Наивный, добрый и счастливый,

Ребенок хочет быть большим,

Стремится жить во взрослом мире.

Я знаю, я была такой,

Была, была, была когда-то,

Но я шагнула в мир иной, Оттуда нет уже возврата.

Там все не так, жестока жизнь,

Там много фальши и разврата,

Хочу назад, в свой детский мир,

Забыть про все была б я рада.

И окунуться с головой

Наивно в детскую мечту,

Которой нет теперь со мной,

Которую я не найду.

О, детства мир, исчез когда ты?

И как я выросла, скажи?

Как было все легко когда-то,

Когда тот мир со мною был!

Какими словами автор стихотворения описывает мир детства?

Это стихотворение является эпиграфом к новому разделу, а называется он «Все мы родом из детства». Мы познакомимся с произведениями таких замечательных писателей и поэтов как Иван Бунин, Корней Чуковский, Алексей Толстой, Александр Блок, Сергей Есенин и другие.

Детство незабываемая пора. Только в детстве человек бывает по-особому счастлив. Многие проблемы решаются легко и просто. А окружающий мир радует новизной и неповторимостью. Работа в группах. С чем у вас ассоциируется слово «детство»? Обсудите в группах. Выберите 5 самых ярких слов. Запишите эти слова на ладошках, которые лежат у вас на партах. (Ладошки вывешиваются на демонстрационную доску.) 

На доске портрет, знаете ли вы, кто на нём изображён?

Это Иван Алексеевич Бунин.

Сейчас я вам расскажу биографию писателя, а вы внимательно слушайте, будут заданы вопросы.

Бунин Иван Алексеевич (1870 — 1953)- русский писатель. Родился в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии. Постоянное общение на хуторе с дворовыми людьми, с бывшими крепостными крестьянами, обогатила писателя. Здесь он впервые услышал печальные рассказы о прошлом, народные поэтические сказанья. Крестьянам и дворовым людям Бунин обязан своим первым знакомством с богатейшим русским языком.

Работал корректором, библиотекарем, сотрудничал в газете. Встречался с Л. Толстым, познакомился с Антоном Чеховым. Опубликовал рассказ "На край света". Вдохновленный успехом, Бунин целиком переходит к литературному творчеству. Среди произведений Ивана Алексеевича Бунина - романы, повести, рассказы, стихотворения, переводы произведений классиков мировой поэзии.

Враждебно встретив Октябрьскую революцию, писатель в 1920 навсегда покинул Россию. Переехал во Францию и обосновался в Париже. Все, написанное им в Париже, касалось России, русского человека, русской природы.

Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже.

Где родился писатель?

Кому обязан Бунин, своим первым знакомством с богатейшим русским языком?

Где работал Иван Алексеевич?

Куда переехал писатель и почему?

Детство трудно представить без игр. Поэтому сейчас немного отдохнём и поиграем.

Слушают стихотворение

Ответы обучающихся

Работают в группах

Ответы обучающихся

Слушают учителя

Родился в Воронеже в дворянской семье.

Крестьянам и дворовым людям Бунин обязан своим первым знакомством с богатейшим русским языком.

Работал корректором, библиотекарем, сотрудничал в газете.

Враждебно встретив Октябрьскую революцию, писатель навсегда покинул Россию. Переехал во Францию.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров;

П:ориентируются в своей системе знаний.

К: умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; отстаивать свою точку зрения.

Л: проявляют интерес к изучению учебного предмета.

К: умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения.

Физминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - за парту тихо сесть.

Открытие нового

Каким помнится детство Ивану Бунину, мы узнаем, когда прочитаем стихотворение «Детство».

Чтение стихотворения учителем (с. 103 учебника).

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

Прочитайте стихотворение.

Какие слова были не понятны?

Объяснение сложных для восприятия учащихся слов.

Прильнуть-прижаться вплотную; величавый -преисполненный торжественной красоты, величия; важный; зной-жара; нагретый солнцем;

палаты -большой роскошный дом, в старину большое жилое здание, дворец. Какие слова и выражения подчёркивают жизнерадостное настроение поэта? Подходит ли название стихотворению?

Что привлекает поэта в бору? (Прочитайте) Найдите в тексте описание ствола сосны. Какими ещё словами можно описать сосну?

Подготовка к выразительному чтению. Каким будет темп чтения? Где поставим паузы? Где поставим ударения?

Чтение стихотворения обучающимися

Цифровой диктант Записывают дети только две цифры: 0 если утверждение неверное, 1 если оно верно.

Чем жарче ночь, тем сладостней в бору (0) Дышать влажным смолистым ароматом, (0) И весело мне было поутру (1) Бродить по этим пасмурным палатам! (0) Повсюду блеск, повсюду яркий свет, (1) Песок как ситец Прильну к сосне корявой (0) И чувствую: мне только 8 лет, (0) А ствол гигант, тяжёлый, величавый. (1) Кора груба, морщиниста, красна, (1). Но так холодна, так солнцем вся прогрета! (0) И кажется, что пахнет не сосна, (1) А зной и сухость пасмурного света.(0)

Проверка цифрового диктанта.

Слушают учителя

Ответы обучающихся 

Чтение стихотворения обучающимися.

Ответы обучающихся

Ответы обучающихся

Ищут строки из стихотворения, читают их.

Слушают строки из стихотворения, записывают цифры

Проверяют правильность написания диктанта

Л: проявляют интерес к изучению учебного предмета.

К: умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; отстаивать свою точку зрения.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Итог урока

Сегодня отлично поработали…

С произведением какого автора мы сегодня познакомились?

Как называется стихотворение?

Что нового для себя вы узнали на уроке?

Ответы обучающихся

Р: давать самооценку

Рефлексия

Что удалось лучше всего?

Над чем ещё нужно поработать?

Ответы обучающихся

Р: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Сообщение домашнего задания

Выучить стихотворение И. Бунина «Детство» наизусть.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс

Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....

Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»

Технологическая карта урока по литературному чтениюТема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного ...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема урока Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…»

Создание условий для проведения анализа поэтического произведения...

Технологическая карта урока по литературному чтению, тема: А.П. Платонов «Цветок на земле» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные...

Технологическая карта урока по литературному чтению Тема урока Картины родной природы. Б. Заходер «Что такое стихи». УМК "Перспектива"

.Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомство с новым разделом и процессе чтения и анализа стихотворения Б. Захо...