С. А. Клычков «Весна в лесу»
план-конспект урока по чтению
Урок литературного чтения организован в соответствии с требованиями образовательного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s._a._klychkov_vesna_v_lesu.docx | 51.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4
Тип урока: изучение нового материала
УМК: Школа России
Тема: С. А. Клычков «Весна в лесу»
Цель:познакомить с жизнью и творчеством С.А. Клычкова.
Коррекционно-развивающая цель учебного занятия – коррекция и развитие мыслительной деятельности, которая достигалась с помощью анализа текста стихотворения С. А. Клычкова «Весна в лесу»
УУД: Личностные УУД: восприятие литературного лирического произведения как особого вида искусства; эмоциональная отзывчивость на прочитанное, увиденное.
Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения;
Коммуникативные УУД: проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; понимать цель своего высказывания; проявлять терпимость к другому мнению; находить нужную информацию в словарях и других источниках.
Познавательные УУД: осуществлять поиск информации на основе литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины ;анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов, объяснять смысл образных слов и выражений, сравнивать литературное произведение с репродукцией картины.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение называть фамилию и инициалы русского поэта XX в.;
- умение анализировать поэтический текст;
- умение сравнивать произведения двух видов искусства;
- передача настроения при чтении стихотворения с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.
Личностные:
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
- проявление интереса к красоте поэтического слова;
- получение эстетического удовольствия от восприятия живописи;
- осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
- эмоционально-ценностное отношение к природе.
Метапредметные:
- выполнение учебно-познавательных действий, ориентирование в своей системе знаний, формулирование выводов, обобщений;
- работа по предложенному плану;
- выделение критериев (оснований) для проведения сравнения произведений литературного и изобразительного искусства;
- сравнение произведения литературы и живописи;
Средства обучения: Учебник «Литературное чтение», 4 класс, 2 часть, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., компьютер, презентация, детские рисунки, печатная продукция.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент Актуализация знаний Сообщение темы и постановка цели урока. Освоение нового содержания и его применение 1.Знакомство с поэтом (работа в парах) 2.Биография поэта 3.Физминутка 4.Знакомство со стихотворением 5.Знакомство со стихотворением Первичное закрепление знаний 1.Выразительное чтение стихотворения. 2.Работа по картине Николая. Крымова «К весне» 3.Краткое сообщение о художнике. Рефлексия Подведение итогов урока. Домашнее задание | Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот удивительный мир литературы. А вы этого желаете? Тогда вперед! -Какой раздел литературного чтения мы с вами изучаем? -С чем мы знакомимся в данном разделе? -Послушайте стихотворение Алексея Николаевича Плещеева (Слайд 2и мелодия)и предположите тему сегодняшнего урока. О каком времени года мы будем говорить и читать на уроке? -Мы будем говорить о весне, о разных её образах, о чувствах, которые она приносит нам. - Кто назовет тему урока? -Какую цель можно поставить? -Весна бывает разная: (Слайд 3-5) 1.Весна света. Март 2.Весна воды. Апрель. 3.Весна зелени. Май - А теперь давайте обратимся к нашему рабочему листу. -Каждое задание вы должны будите оценивать (1 балл –справились,0 баллов –нет) -Первое задание ,которое вы должны выполнить-найти соответствие.
Весну света. Весну воды. Весну зелени. Оцените себя. -Недавно вы создавали свои картины весны. -Сейчас я вам буду показывать картины, а вы скажите к какой весне она относится. -Весну можно изобразить с помощью картин, а еще с помощью чего? - Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством поэта и его стихотворением о весне. -Для того, чтобы узнать фамилию поэта вы должны выполнить второе задание в рабочих листах. -У вас в рабочих листах написаны имя ,отчество ,фамилия писателей. -Вы должны установить,с чьим творчеством мы познакомимся на уроке.Его фамилию можно определить по вторым буквам фамилий писателей. Обведите в кружок вторые буквы имен писателей. Аксаков Сергей Тимофеевич Клюев Николай Алексеевич Тынянов Юрий Николаевич Очковский Николай Петрович Аксаков Сергей Тимофеевич Кольцов Алексей Васильевич Введенский Александр Иванович -Что за фамилия у вас получилась? -Конечно,сегодня мы познакомимся еще с одним замечательным поэтом. Сергей Антонович Клычков (портрет) (Слайд 6-10) Сергей Антонович Клычков родился в 1889—в деревне Дубровки Тверской губернии. Семья была старообрядческой, и свой творческий дар он унаследовал от родителей и предков. Учился в земской школе, в училище в Москве, на разных факультетах Московского университета ,но не закончил из-за материальных затруднений. Позже он познакомился с творчески и душевно близкими ему писателями — С. Есениным и Н. Клюевым Сказочные герои населяют условный мир его стихов; земные, конкретные образы встречаются у Клычкова только в описаниях природы. Клычков служил в Финляндии, на Западном фронте, в Крыму, но военные впечатления отразились только в романе «Сахарный немец». -Послушав биографию, давайте отдохнем. Ранней весною дети гуляли(шагают на месте) И за природой они наблюдали(смотрят вдаль) Вверх на солнце посмотрели(руки вверх,в стороны) И их лучики согрели.(руки на плечи) Грачи прилетели(взмахи руками) Крыльями помахали И медведь в лесу проснулся(Потягиваются,протирают глаза) В ручеек он окунулся(движение купания,) Кругом такая красота(удивление) Значит к нам пришла весна(радость) -Назовите имя писателя с которым мы сегодня познакомились? -С каким же произведением С.А.Клычкова мы познакомимся ? -Вы узнаете ,если выполните третье задание в рабочих листах. -Прочитайте слово,что здесь зашифровано! DВFЕJСGНFА VВG YЛFЕLСYУ -С каким произведением мы познакомимся? -Кто написал? -Предположите о чем оно? - Откройте учебник на странице 116. - Прослушайте стихотворение С. А. Клычкова «Весна в лесу». (аудиозапись) - Ребята, вам понравилось стихотворение? – Какие чувства и какое настроение вызывает у вас это время года? - Почему возникают именно такие чувства и такое настроение? Чему мы радуемся весной? . - Прочитайте 1 строфу - Как вы понимаете слово утренник? Утренник – 1) утренний спектакль, представление, зрелище (чаще для детей); 2) утренний мороз весной или осенью. - У этого слова 2 значения. Как вы думаете, какое значение нам подходит больше? –Художница Любовь Викторовна Малышева нарисовала иллюстрацию к стихотворению. -Какие строки она проиллюстрировала? -Прочитаем. - В какое время суток привел нас автор в весенний лес? - Найдите признаки весны . - С какой интонацией мы прочитаем эту строфу? - Прочитайте 2 строфу - Как вы понимаете слово рудый? - Скажите, кого вы увидели в весеннем лесу? - Прочитайте как поэт рассказывает о зайцах? - Почему грудой? -Кого ещё видим в лесу? - Какого дятла мы видим? -Как вы понимаете ствол рудый? -Какой ствол выбирает дятел? -Эту строфу тоже надо прочитать спокойно. -Кто желает попробовать? - Подумайте, только представить мы можем дятла? - Прочитайте 3 строфу Кого ещё видим в лесу? - Как вы понимаете слово лом? - Почему у медведя багровый хребет? - Медведь щурится в лому - А почему же щурится? - Чем занят проснувшийся медведь? В каком темпе его надо читать? - Почему? Докажите. - Прочитайте вслух эту строфу с выбранным темпом. - Прочитайте вслух следующую строфу – А кто еще радуется наступлению весны? - Как вы понимаете слово никнуть? - Как вы понимаете слово клохтать? - Как вы понимаете слово сойка? - Глухари кружатся. Как вы это представляете?
- Почему автор смотрит на них? Что значит яр дремучий? Где мы можем посмотреть значение этого слова. Что значит в истоме? - Как будем читать эти строки? Прочитаем 5 строфу - Кого еще встретил автор в весеннем лесу ? - Как вы думаете кто это? Свирелка . Где мы можем посмотреть значение этого слова. - А каким вы представляете Весну? - Какую интонацию мы должны выбрать? -Кто прочитает эту строфу? - А теперь давайте обратимся к нашей картине. -Найдите, какие строки к ней подходят. - Прочитайте произведение про себя с нужной интонацией. -Кто желает прочитать стихотворение с нужной интонацией. - Кто и как может создать картину весны? Выполните 4 задание в рабочем листе. - Установите соответствие, КТО И КАК МОЖЕТ СОЗДАТЬ КАРТИНУ ВЕСНЫ? ЗВУКАМИ ПОЭТ, ПИСАТЕЛЬ КРАСКАМИ ХУДОЖНИК СЛОВАМИ МУЗЫКАНТ Н. П. Крымов – один из лучших пейзажистов XX столетия. В первые годы учебы был так беден, что не мог купить себе краску. Он любит писать воду и отражения в ней. Природа в его картинах словно замирает. Главным для Н. П. Крымова всегда оставалась живое эмоциональное восприятие природы. У Н. Крымова было много учеников. Но еще большее число художников могли пользоваться его советами.
Почему авторы учебника поместили ее именно здесь, на этой странице? — Сравните эти два произведения. Что можете сказать?
Я предлагаю вам в завершении урока продолжить предложения.9Кубик Блума) • Сегодня на уроке я узнал... • На этом уроке я похвалил бы себя за... • После урока мне захотелось... • Сегодня я сумел... -Хотели бы вы прочитать другие стихотворения Сергея Антоновича Клычкова? В нашей библиотеке есть книги,советую вам прочитать,познакомиться с другими стихотворениями поэта. - Итак, наш урок подходит к концу, так о каком времени года мы с вами сегодня беседовали на уроке и читали стихи? - Что нового вы узнали? - Какое настроение у вас осталось после работы на уроке? А теперь посчитайте свои баллы. 5 баллов «5» 4 балла «4» 3 балла «3» 2 балла –«2» Выразительное чтение стихотворения. Выучить наизусть. Спасибо вам за урок, вы хорошо работали. | Да. Поэтическая тетрадь С лирическими произведениями русских поэтов. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. О весне Весна Познакомится со стихотворением о весне и с творчеством поэта На земле еще лежит снег, но кое-где на буграх появляются проталинки. Уже по другому светит солнце. Бурно тает снег, бегут ручьи. Набухают почки, появляется первая травка, первые цветы. Все покрывается травой, цветами, деревья зеленью. Распределяют. Стихотворений, музыки. Клычков Оценивание. Сергей Антонович Клычков Весна в лесу Оцените себя. Сергей Антонович Клычков Да Чувство радости, любви, трепета, ожидания, чувство перемен. Всё пробуждается, оживает, хочется перемен, радоваться. утренний мороз весной или осенью. Обратимся к нашему словарику и по нему будем работать. 1строфу утро, утренник мох, снег обтаял спокойно, плавно, просыпается все 1) рыжий. Зайцы, дятел Соберутся зайцы грудой Груда - большая куча чего-нибудь. Дятла Красногрудого Рудый – рыжий. Рыжий Нет, можем услышать. Медведь Лом – ломаные или годные только для переработки предметы Отсвет зари. Еще не совсем проснулся, свет солнца в глаза. Ходит, ревет, оповещает лес о том, что он проснулся. Медленно Сои, глухари Никнуть – 1) опускаться, пригибаться Клохтать – о курах или самках некоторых других птиц; кудахтать, издавать короткие повторяющиеся звуки. Сойка – пестрая, лесная птица семейства вороновых Танцуют друг перед другом Любуется ими В словаре с.218 В истоме- в расслабленном состоянии с любованием Чудный странничек. Это месяц апрель.Автор олицетворяет его со странничком, то есть с путешественником. В словаре с.218 свирель – народный музыкальный инструмент в виде дудки (чаще спаренных дудок) из дерева, тростника. Загадочную Загадочную На картине художника "К весне" мы видим самые первые и еще несмелые лучи солнца, которые дарят нам бодрое настроение. Серый снег потихоньку сходит с крыш домов и превращаются в сосульки.У дома можно разглядеть снежный бугорок. В скором времени и он исчезнет под весенними лучами солнца. А там вдалеке по крыше гуляет кот. Яркие птички притягивают к себе внимание. На картине изображено прекрасное весеннее небо с небольшими облаками. Но эти облака уже не смогут спрятать солнце от земли. Эта картина вдохновляет, заставляет радоваться, она дарит нам радость, ощущение свежести. Тема – ранняя весна, главная мысль – радость от приближения весны. Различия – средства выразительности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: С.А. Клычков "Весна в лесу" + презентация.
Данный конспект урока чтения разработан для 4 класса (учебник "Родная речь" В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова) , УМК "Школа России". В данной работе представлен план урока и подробное его содержание, п...
Презентация к уроку Клычков "Весна в лесу"
Презентация к уроку Клычков "Весна в лесу" 4 класс УМК "Школа России"...
Конспект урока по литературному чтению С.А.Клычков "Весна в лесу"
Конспект урока по литературному чтению С.А.Клычков "Весна в лесу"...
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...
Интегрированный урок по теме "Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Лицо и число глаголов. С.А. Клычков «Весна в лесу»
Интегрированный урок...
Урок литературного чтения в малокомплектной школе по теме : 4 класс: «С. А. Клычков. «Весна в лесу» 2 класс: «Стихи Ф.И.Тютчева о весне».
Технологическая карта однотемного урока по литературному чтению во 2 и 4 классах малокомплектной школы по теме "Стихи о весне". УМК "Школа России" в соответствие с треб...
Методическая разработка к уроку литературного чтения С.А. Клычков "Весна в лесу" 4 класс УМК "Школа России"
Методичекая разработка по данной теме поможет учителю в полной мере раскрыть тему урока, а так же интересно преподнести учебный материал обучающимся....