Рабочая программа по чтению
рабочая программа по чтению (2 класс)

Никитина Светлана Андреевна

Рабочая программа по чтению. 2 класс.УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit._chtenie.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Раменская средняя общеобразовательная школа №8

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Раменской СОШ № 8

_________________/Н.Б. Натуральнова

от  31.08. 2020 г. № 125

Рабочая программа

по предмету «Литературное чтение»

(базовый уровень)

1-4 класс

Составитель:

Никитина Светлана Андреевна

 высшая квалификационная  категория.

                                                                                           

2020 г.

Пояснительная записка

Планирование составлено на основе:

   Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования;

   Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Раменская СОШ №8;

   авторской программы: Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова.-М.:Вентана-Граф. 2012-224с.

Учебники: 

  1. Л.Е.Журова. Букварь:1класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1/ Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова.-3-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2017  -128с.: ил.
  2. Л.Е.Журова.Букварь:1класс:учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2/ Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова.-3-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2017  -160с.: ил.
  3. Л. А. Ефросинина. Литературное чтение:1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /[авт.-сост.

Л. А. Ефросинина ]. 3-е изд., дораб.– М. : Вентана-Граф, 2016-144с.:ил.

  1. Л. А. Ефросинина. Литературное чтение:2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.1/ [авт.-сост. Л. А. Ефросинина ]. 8-е изд., дораб.– М. : Вентана-Граф, 2018-176 с.: ил.
  2. Л. А. Ефросинина. Литературное чтение:2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.2 /[авт.-сост. Л. А. Ефросинина ]. 9-е изд., сререотип– М. : Вентана-Граф, 2019-176с.: ил.-(Российский учебник).
  3. Л. А. Ефросинина, М.И.Оморокова. Литературное чтение:3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.1 /[авт.-сост. Л. А. Ефросинина, М.И.Оморокова].- 6-е изд., дораб.– М. : Вентана-Граф, 2018-192с.: ил.: вкл.
  4. Л. А. Ефросинина, М.И.Оморокова. Литературное чтение:3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.2 /[авт.-сост. Л. А. Ефросинина, М.И.Оморокова].- 6-е изд., дораб.– М. : Вентана-Граф, 2018-192с.: ил.
  5. Л. А. Ефросинина, М.И.Оморокова. Литературное чтение:4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.1 /[авт.-сост. Л. А. Ефросинина, М.И.Оморокова].- 5-е изд., дораб.– М. : Вентана-Граф, 2017-192с.: ил.
  6. Л. А. Ефросинина, М.И.Оморокова. Литературное чтение:4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.2 /[авт.-сост. Л. А. Ефросинина, М.И.Оморокова].- 5-е изд., дораб.– М. : Вентана-Граф, 2017-192с.: ил.
  7. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: уроки слушания:1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций /[авт.-сост. Л. А. Ефросинина ]. 3-е изд., перераб.– М. : Вентана-Граф, 2016-160с.:ил.
  8. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций :

в 2ч. Ч.1/[авт.-сост. Л. А. Ефросинина ]. 4-е изд., стереотип.- М. : Вентана-Граф, 2018-160с.:ил.- (Российский учебник).

  1. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций :

в 2ч. Ч.2/[авт.-сост. Л. А. Ефросинина ]. 4-е изд., стереотип.- М. : Вентана-Граф, 2018-160с.:ил.- (Российский учебник).

  1. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций :

в 2ч. Ч.1/[авт.-сост. Л. А. Ефросинина ]. 3-е изд., дораб. - М. : Вентана-Граф, 2018-192 с.:ил. - (Российский учебник).

  1. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: 3  класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций :

в 2ч. Ч.2/[авт.-сост. Л. А. Ефросинина ]. 3-е изд., дораб.- М. : Вентана-Граф, 2018-192 с.:ил.- (Российский учебник).

  1.  Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций :

в 2ч. Ч.1/[авт.-сост. Л. А. Ефросинина ]. 3-е изд., дораб.- М. : Вентана-Граф, 2015- 208 с.

  1. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций :

в 2ч. Ч.2/[авт.-сост. Л. А. Ефросинина ]. 3-е изд., дораб.- М. : Вентана-Граф, 2015-224с.:ил.

Общая характеристика курса.

Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:

• изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

• в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

• дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению.

В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Принципы построения курса.

Использование системно-деятельностного подхода предполагает преемственность с дошкольными образовательными учреждениями, постепенное формирование у детей основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).

В основу построения курса «Литературное чтение» в системе учебников «Начальная школа ХХI век» были положены следующие принципы:

• системности — обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника, а также создания литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (кружки, факультативы, библиотечные часы, а также самостоятельная работа с книгой в группе продлённого дня);

• эстетический — обусловливает требования к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;

• эмоциональности — учитывает воздействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать художественный мир автора, сопереживание чувствам героев);

• преемственности — обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.

При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформулированы следующие требования к его содержанию:

• содержание учебников представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся начальной школы, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов;

• развитие основных видов речевой деятельности (слушание, чтение, устная и письменная литературная речь) входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел и носит практико-ориентированный характер;

 • введение в каждый раздел и последовательное знакомство с литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит литературному развитию и формированию читательской компетентности;

• системная работа по формированию самостоятельной читательской деятельности проходит в каждом разделе каждого класса и усложняется от класса к классу;

• система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся;

• умение работать с информацией (находить информацию в тексте произведения, в справочниках, энциклопедиях и доступных интернет-ресурсах) формируется последовательно во всех классах начальной школы.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

• сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

• работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова с учётом специфики его структуры и жанровых особенностей;

• одновременная работа над языком произведения и речью детей;

• сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

• различение художественных и научно-популярных произведений;

• формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

• освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Цели и задачи курса.

Основная цель курса литературного чтения — помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и  уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески  с изменением ситуации.

Задачи курса:

• обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

• научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

• систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

• включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

• формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

• расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемым теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Место литературного чтения в учебном плане.

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается в курсе «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю, из которых 1час отводится на литературное слушание. После периода обучения грамоте идёт раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».

На изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 506 часов, из них:

в 1 классе 132 часа (4 ч. в неделю, 33 учебные недели),

во 2 и 3 по 136 часов (4 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе),

в 4 классе  102 часа в неделю(3 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе),

Планируемые результаты освоения учебного предмета

« Литературное чтение»

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО

1 класс

Личностные результаты

К окончанию 1 класса будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положи- тельного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;

мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;

эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки;

первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях;

освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения;

чувство любви к своей малой родине, к Родине; уважение к близким родственникам — родителям;

способность к самооценке своей работы на основе совместно с классом выработанных критериев;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).

Учащиеся получат возможность научиться:

выражать эмоции посредством чтения;

оценивать поступки героев произведения и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей;

стремиться к успешной учебной деятельности.

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

составлять план действий решения учебной  задачи (под руководством учителя);

составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений (под руководством учителя);

оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;

принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.

Учащиеся получат возможность научиться:

понимать цель и смысл  выполняемых  заданий;

самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений;

самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.

Познавательные  УУД

Учащиеся научатся:

работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений;

читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);

определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь;

представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в библиотеке; в справочной литературе для детей;

использовать   знаково-символические   средства,   в том числе словесные модели,  для  создания  высказывания.

Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

выделять в тексте основные части; определять микро- темы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;

принимать участие  в  обсуждении  прочитанного;

принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;

работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.

Учащиеся получат возможность научиться:

задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитан- ному произведению;

участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;

читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);

читать выразительно, т. е. орфоэпически правильно с сохранением интонации конца предложения;

самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

находить фактическую информацию текста (герои, поступки героев, события);

участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;

пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; используя опорные слова (словесная модель текста);

представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема).

Учащиеся получат возможность научиться:

читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

самостоятельно определять главную мысль произведения;

задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;

находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

называть имя и фамилию автора, заголовок прочитанных или прослушанных произведений в классе;

рассказывать об учебной книге; сравнивать художественную и учебную книгу;

находить в содержании учебника произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).

Учащиеся получат возможность научиться:

участвовать в организации выставки книг в классе;

находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.

Литературоведческая  пропедевтика

Учащиеся научатся:

ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма;

различать        жанры        произведений:        сказка,        рассказ, стихотворение;

различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка;

находить в тексте слова, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись).

Учащиеся получат возможность научиться:

определять особенности сказочного текста;

характеризовать героя произведения;

самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;

придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;

создавать собственные творческие объекты: фотогазету, плакат и др.;

иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;

разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию, под руководством учителя.

Учащиеся получат возможность научиться:

придумывать рассказ по аналогии  с  прочитанными или прослушанными произведениями;

читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;

инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.

2 класс

Личностные результаты

К окончанию 2 класса будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;

первоначальные представления о нравственных понятиях (добро, доброжелательность, терпение, уважение, дружба, друг, товарищ, приятель);

умение отвечать на вопросы: «Кого можно назвать другом?», «Что такое настоящая дружба?», «Как найти друзей?», «Что значит поступать по совести?»;

умение хранить традиции своей семьи, своей Родины;

умение видеть красоту родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться своей страной;

умение понимать ценность книги;

умение оценивать поступки героев произведения  и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей; оценивать  конкретные  поступки как хорошие или плохие;

способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;

стремление к успешной учебной деятельности;

умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Учащиеся получат возможность научиться:

определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;

понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;

понимать мотивы поступков героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании;

знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;

предполагать на основе чтения названия раздела, какие произведения будут в нём представлены;

понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить;

принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;

проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно формулировать тему  и  цели  урока;

составлять план действий  (совместно  с  учителем);

уметь работать в соответствии с заявленным планом;

уметь корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками;

вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания.

Познавательные  УУД

Учащиеся научатся:

самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

выделять в тексте основные части; определять микро- темы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей.

Учащиеся получат возможность научиться:

находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание;

самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них;

участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению;

допускать возможность существования у людей раз- личных точек зрения, возможно не совпадающих с собственным мнением.

Учащиеся получат возможность научиться:

составлять высказывание  под  руководством  учителя в устной и письменной форме;

владеть монологической и диалогической формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, понимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным  темпом;

самостоятельно определять тему прочитанного произведения;

под руководством учителя определять главную мысль произведения;

задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;

характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он, какой он);

делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;

находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;

сравнивать произведения живописи и произведения литературы;

сравнивать прозаический и поэтический тексты;

наблюдать, как с помощью красок  художник  передаёт свои чувства и настроение.

Учащиеся получат возможность научиться:

читать текст про себя и  понимать  прочитанное;

самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части;

пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;

самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

характеризовать представленную на выставке книгу;

организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;

находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

самостоятельно составлять аннотацию;

самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

пользоваться алфавитным и систематическим каталогами.

Литературоведческая  пропедевтика

Учащиеся научатся:

определять особенности сказочного текста;

характеризовать героя произведения;

самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;

сравнивать произведения живописи и произведения литературы;

различать прозаический и поэтический тексты;

наблюдать, как с помощью художественных средств автор передаёт свои чувства и настроение;

находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;

находить в тексте лирического стихотворения под руководством учителя средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения.

Учащиеся получат возможность научиться:

сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять их отличительные особенности;

выявлять особенности героя художественного рассказа;

выявлять особенности юмористического произведения;

находить сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

придумывать самостоятельно тексты по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;

читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;

инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

составлять самостоятельно тексты разных жанров;

писать отзыв на книгу.

3 класс

Личностные результаты

К окончанию 3 класса будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

мотивация обращения к художественному произведению как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;

первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отражённых в литературных произведениях;

умение отвечать на вопрос: «Что значит поступать по совести, жить по совести?»;

умение самостоятельно  понимать   мотивы   поступков героев произведения; соотносить их с реальными жизненными ситуациями;  делать  свой  нравственный выбор;

способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Учащиеся получат возможность научиться:

осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;

осознавать, что такое тщеславие, гнев, самообладание;

осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

составлять возможный план действий совместно с учителем;

работать в соответствии с заявленным планом;

корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками;

вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания.

Учащиеся получат возможность научиться:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные  УУД

Учащиеся научатся:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе;

устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии;

находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своё высказывание;

самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на его основе самостоятельно представлять героев, событие.

Учащиеся получат возможность научиться:

использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное — и выбирать разные виды чтения в соответствии с поставленными задачами;

работать с текстом, иллюстрацией, схемой, таблицей;

преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу,  схему);

пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

составлять высказывание под  руководством  учителя в устной и письменной форме;

владеть монологической и диалогической формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

строить понятные для партнёра (собеседника) высказывания;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

участвовать в коллективной работе; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;

готовить самостоятельно проекты;

создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

использовать простейшие приёмы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

устанавливать причинно-следственные связи;  задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или про- слушанному произведению;

самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Учащиеся получат возможность научиться:

составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;

сравнивать произведения художественной и научно- познавательной литературы; находить необходимую ин- формацию в научно-познавательном тексте для  подготовки сообщения;

сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

самостоятельно составлять аннотацию;

самостоятельно заполнять каталожную карточку;

пользоваться алфавитным и систематическим каталогами для поиска книги, другой необходимой информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно организовывать выставку позаданным параметрам;

рассказывать о книге; составлять на неё отзыв.

Литературоведческая  пропедевтика

Учащиеся научатся:

сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять их отличительные особенности  выявлять особенности героя художественного рассказа;

выявлять особенности юмористического произведения;

определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

Учащиеся получат возможность научиться:

определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;

различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;

сравнивать былину и сказочный текст;

сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;

определять ритм  стихотворения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

составлять самостоятельно тексты разных жанров;

писать отзыв на книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;

самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, репродукций картин, серии иллюстраций, личного опыта.

Личностные результаты

К окончанию 4 класса будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения   к   уроку   литературного   чтения   и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной действительности; выстраивание индивидуальных маршрутов для достижения образовательных целей;

мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную, эстетическую, историческую ценность;

первоначальные представления о нравственных понятиях (тщеславие; гнев, самообладание; поступок, подвиг), отражённых в литературных произведениях;

умение отвечать на вопросы: «Что такое поступок?»,

«Какой поступок можно назвать героическим?», «Всякого ли героя можно назвать героем?»;

осознание ответственности человека за благополучие своей семьи, своей малой родины, своей страны;

способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев; способность адекватно оценить работу товарища, одноклассника.

Учащиеся получат возможность научиться:

эмпатии как осознанному пониманию чувств других людей и сопереживанию им, выражающимся в поступках.

Метапредметные результаты

Универсальные УУД

Учащиеся научатся:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать        правильность        выполнения        действия и на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные  УУД

Учащиеся научатся:

использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное — и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;

преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

пользоваться справочником и энциклопедией.

Учащиеся получат возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек и интернет-ресурсов;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

участвовать в коллективной работе; планировать работу группы в соответствии с поставленными задачами;

готовить самостоятельно проекты;

учитывать разные мнения и стремиться к  координации различных позиций в сотрудничестве;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Учащиеся получат возможность научиться:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

адекватно использовать все речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения (читательский интерес,  поиск возможной информации, приобретение читательского опыта, поиск аргументов);

осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику); определять самостоятельно тему и главную мысль произведения;

составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе;

сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам; определять отличительные особенности;

сравнивать произведения художественной и научно- познавательной литературы; находить необходимую ин- формацию в научно-познавательном тексте для  подготовки сообщения;

сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине.

Учащиеся получат возможность научиться:

воспринимать литературу как искусство;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста.

Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

ориентироваться в книге по названию, оглавлению; отличать сборник произведений от авторской книги; самостоятельно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию;

составлять самостоятельно краткую аннотацию;

писать самостоятельно  отзыв  на  выбранную  книгу;

самостоятельно пользоваться алфавитным и систематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Учащиеся получат возможность научиться:

ориентироваться в библиотечном пространстве; пользоваться интернет-каталогом для поиска необходимой литературы.

Литературоведческая  пропедевтика

Учащиеся научатся:

определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;

различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого из них;

сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;

сравнивать былину и сказочный текст;

сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;

определять ритм  стихотворения;

сравнивать, сопоставлять различные виды текста; называть 2—3 особенности текста;

создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

использовать в речи  литературоведческие  понятия.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;

создавать свой собственный текст.

Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно делать инсценировки по прочитанным произведениям

Содержание учебного предмета.

1 класс – 132 часа.

Обучение грамоте (92 ч): 

 Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

-Добукварный период (12 ч.) является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.     Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.

Добукварный период - 12 ч.

Введение понятия «предложение». Слушание. Е Серова «Мой дом» Д.Павлычко. «Где всего прекрасней на земле?» Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение».         Введение понятия «слово». Рассказ по сюжетной картинке. Интонационное выделение первого звука в словах. Слушание. В.Белов «Родничок». Интонационное выделение первого звука в словах. Звуковой анализ слова «мак». Звуковой анализ слов «сыр», «нос». Рассказ по сюжетным картинкам. Слушание. М Михайлов «Лесные хоромы». Звуковой анализ слов «лук», «лес».Сравнение этих слов по звуковой структуре.         Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета.         Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

-Содержание букварного периода (52 ч.) охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями.

Букварный период - 52 ч.

Слушание.  Мусса Гали «Земные краски». Знакомство с буквой «А, а». Знакомство с буквой «Я, я». Буква «я» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]). Слушание А.Барто «В школу». Знакомство с буквой «О, о». Знакомство с буквой «Ё, ё». Буква «ё» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о]). Слушание. В.Железников «История с азбукой». Знакомство с буквой «У, у». Знакомство с буквой «Ю, ю». Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]). Слушание.  Л.Пантелеев «Буква ты». Знакомство с буквой «Э,э». Знакомство с буквой «Е, е». Буква «е» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]). Слушание Я. Ким «Мой верный чиж». Знакомство с буквой «ы». Знакомство с буквой «И, и». Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков. Слушание. Е.Ильина «Шум и шумок». Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. Знакомство с буквой «М, м». Знакомство с буквой «Н, н». Слушание. Е.Благинина «Тюлюлюй». Знакомство с буквой «Р, р». Знакомство с буквой «Л, л». Знакомство с буквой «Й,й». Введение понятия слог. Слушание. Кот, петух и лиса. Русская народная сказка. Знакомство с буквой «Г, г». Знакомство с буквой «К, к». Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости. Знакомство с буквой «З, з». Слушание. В.Сутеев «Дядя Миша». Знакомство с буквой «С, с». Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости. Знакомство с буквой «Д, д». Знакомство с буквой «Т, т». Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости. Слушание. С. Маршак «Тихая сказка». Знакомство с буквой «Б, б». Знакомство с буквой «П, п». Знакомство с буквой «В, в». Слушание. Шарль Перро «Красная шапочка». Знакомство с буквой «Ф, ф». Знакомство с буквой «Ж, ж». Знакомство с буквой «Ш, ш». Сопоставление звуков [ж] и [ш] по звонкости-глухости. Слушание. М.Пришвин «Лисичкин хлеб». Знакомство с буквой «Ч, ч». Знакомство с буквой «Щ, щ». Знакомство с буквой «Х, х». Слушание. А.Блок «Зайчик». Знакомство с буквой «Ц, ц». Знакомство с буквой «ь». Особенности буквы «ь». Знакомство с разделительной функцией «ь». Знакомство с особенностями «ъ».

Послебукварный (заключительный) (34 ч.) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

Послебукварный период.  Литературные произведения - 34 ч.

Алфавит. "Ты эти буквы заучи..." С.Я.Маршак «Спрятался». Голявкин «Три котенка». В. Сутеев «Беспокойные соседки». А.Шибаев «Про нос и язык». Е.Пермяк «Меня нет дома». Г. Остер Слушание. Г Скребицкий «Пушок». «На зарядку – становись»! А.Шибаев. «Познакомились». А.Шибаев «Как Никита играл в доктора». Е.Чарушин, «Всегда месте». А.Шибаев «Маленький тигр» Г. Цыферов, «Кто?» С.Чёрный Слушание. Е.Трутнева «Когда   это бывает». «Середина сосиски.» Г. Остер, «Жадина». Я. Аким «Если был бы я девчонкой»… Э.Успенский «Рукавичка». Украинская народная сказка «Спускаться легче». Г. Остер, «Под грибом»  В. Сутеев Слушание. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»(отрывок) «Что за шутки»? А.Шибаев «Хорошо спрятанная котлета». Г.Остера «Как меня называли». Б. Житков «Большая новость». А.Кушнер «Как поросенок говорить научился». Л. Пантелеев «Яшка». Е.Чарушин «Что я узнал»! А.Кушнер Слушание. К.Чуковский «Муха-Цокотуха» «Как поросенок говорить научился». Л. Пантелеев «Яшка». Е.Чарушин «Что я узнал»! А.Кушнер «Медвежата». Ю.Дмитриев «Медвежата». Г.Снегирёв Чтение стихотворения М. Карема «Растеряшка». В.Драгунский «Заколдованная буква». Слушание. В.Сутеев «Ёлка». «Ступеньки». Н.Носов «Горячий привет». О.Дриз «Привет Мартышке» (отрывок) Г.Остер «Зайчата». Е.Чарушин «Сорока и заяц». Н.Сладков «Лиса и заяц». Н.Сладков Слушание. В.Сутеев «Палочка-выручалочка». «Затейники». Н.Носов «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». Г.Сапгир «Про мышку, которая ела кошек». Дж.Родари Слушание. Е.Пермяк «Пичугин мост». «Ёж» (отрывок). А.Толстой «Волк ужасно разъярён»… В.Лунин «Зелёный заяц». Г.Цыферов «Он живой и светится». В.Драгунский Лиса и журавль. Русская народная сказка. Лиса и мышь. Н.Сладков Слушание. Н.Саконская «Мы с мамой». «Лошарик» Г.Сапгир. «Картинки в лужах» В.Берестов.

Литературное чтение (34часа):

 Читаем сказки, загадки, скороговорки – 3ч.

Литературные (авторские) сказки. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок), Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Слушание. В.Чаплина «Мушка». В.Сутеев «Кораблик», Скороговорка, В.В.Бианки «Лис и Мышонок» Проверь себя.        

Учимся уму – разуму – 5 ч.

К.Д. Ушинский «Играющие собаки». Произведения о детях. В.А. Осеева «Кто наказал его?». Пословица. И. Северянин «Её питомцы». Слушание. С. Баруздин «Весёлые рассказы» В. Осеева «Потерянный день». Пословицы, В. Осеева «Три товарища». А.Барто «Я – лишний», Пословица, Я. Аким «Мама».

Читаем о родной природе (рассказы, стихотворения) – 3 ч.

Л.Н. Толстой «Солнце и ветер», В.В. Бианки «Синичкин календарь»,

 Э.Мошковская «Лед тронулся» Слушание. Е. Ильина «Чик-чик ножницами». И.С. Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок). Загадки, песенка-закличка. «Березонька».  Дополнительное чтение: М. Пришвин «Лесная капель».

 О наших друзьях-  животных- 5 ч.

И. Mазнин «Давайте дружить», Ю. Коваль «Бабочка». Загадка. Произведения о животных. С.В. Михалков «Аисты и лягушки». Загадка, скороговорка.  Дополнительное чтение Е.И. Чарушин «Томкины сны». Слушание. Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» М.М. Пришвин «Ежик», Ю. Могутин «Убежал», Б. Заходер. «Ёжик».         Русская народная песня «Котик», Загадка, Э. Шим «Глухарь». Дополнительное чтение. Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья. Проверь себя.

 Учимся уму – разуму – 4 ч.

М. Пляцковский «Добрая лошадь», В. Осеева «Кто хозяин?». Слушание. В. Бианки «Лесной Колобок - Колючий бок». Е. Пермяк «Самое страшное», Пословица, И. Бутман «Клоун». Рассказы о детях.  В. Берестов «Серёжа и гвозди»

Литературные (авторские) сказки для детей – 8 ч.

М. Пляцковский «Урок дружбы», А. Усачёв «Грамотная мышка». Пословица. Слушание. Русская народная сказка «Терешечка». М. Яснов «В лесной библиотеке», В. Сутеев «Цыпленок и Утенок». Рассказы о животных. А. Барто «Жук», Н.Н. Сладков «На одном бревне». Пословицы. Рассказы о животных. Е.И. Чарушин «Томка и корова». Загадка. В. Берестов «Выводок Проверь себя. Слушание. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». И. Соколов-Микитов «Радуга» Е. Трутнева «Эхо». Загадки.

 Рассказы о природе – 5 ч.

И. Соколов-Микитов «Май», Пословица, Загадка, А. Плещеев «Травка зеленеет». Слушание. Г. Скребицкий «Мать». М. Есеновский «Моя небольшая родина», Р. Валеева «Здравствуй, лето!» , Ю.Коринец «Волшебное письмо» В. Лунин «Я увидела чудо», К.И. Чуковский «Радость». Проверь себя. И.Шевчук «Ленивое эхо». Слушание А. Барто «Весенняя гроза».        

2 класс – 136 часов.

О нашей Родине - 5 ч.

Стихи, рассказы, пословицы о Родине, произведения В. Савинова, И. Никитина, С. Романовского, С. Прокофьева.

Народная мудрость -6 ч.

Песенки, загадки, шутки, считалки, потешки, былины.

О детях и для детей -13 ч.

Произведения И Крылова, Х.-К. Андерсена, Л. Толстого, С. Баруздина, Е. Пермяка, А. Барто, Н.Носова, М. Зощенко, В. Сутеева, Л. Пантелеева, А. Гайдара.

Мир сказок -6 ч.

Б.Заходер, братьев Гримм, русские народные сказки,

Уж небо осенью дышало…-6 ч.

Произведения А. Пушкина, Е. Трутневой, Г. Скребицкого, Э. Шима, Н. Сладкова, Н. Рубцова, М. Пришвина, С. Есенина.

Снежок порхает, кружится -17ч.

З. Александрова, С. Иванов, И. Соколов-Микитов, К. Ушинский, И. Суриков, В. Даль, В. Одоевский

Праздник новогодний -9 ч.

Произведения Х.-К. Андерсена, С. Маршака, А. Гайдара, С. Михалкова.

Произведения о животных (О братьях наших меньших) -12 ч.

Произведения фольклора, сказки народов мира; произведения К. Ушинского, В Жуковского, М. Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, А. Плещеева, Н.убцова, В. Бианки, К. Паустовского, Р. Киплинга, братьев Гримм.

Зарубежные сказки-12ч.

Сказки народов мира, братьев Гримм, ДЖ. Харриса, Р. Киплинга.

Рассказы, стихи, сказки о семье (Семья и я) -15 ч.

Произведения фольклора, Л. Толстого, М. Лермонтова, А. Плещеева, А. Ахматовой, Л. Воронковой, В. Солоухина, С. Михалкова, С. Баруздина.

Весна, весна красная…-25 ч.

Произведения фольклора, произведения А. С. Пушкина, В. Жуковского, Ф. Тютчева, Е. Боратынского, А. Чехова, А. Куприна, М. Пришвина, А. Барто, Н. Сладкова, Г. Скребицкого, С. Маршака, Б. Заходера, Э.Шима.

Волшебные сказки (Там чудеса…) -10 ч.

Русская народная сказка «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке А. Пушкина, «Кот в сапогах» Ш. Перро»

3 класс – 136 часов.

Устное народное творчество – 16 часов

 Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Басни – 5 часов.

Эзоп «Лисица и виноград»; И.А. Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».

Произведения А.С. Пушкина – 10 часов

 «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов- 12 часов

 Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А. Майков «Осень», А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин «Русь», «Утро»; И.З. Суриков «Детство»; С.Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день».

Произведения Л.Н. Толстого – 11 часов

 «Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова – 7 часов

 «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».

Произведения А.П. Чехова – 6 часов.

 Рассказы «Степь», «Ванька». Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка – 7 часов

«Умнее всех», «Приёмыш».

Произведения А.И. Куприна – 7 часов

 «Синяя звезда», «Барбос и Жулька».

Произведения C.A. Есенина – 7 часов

 «Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».

Произведения К.Г. Паустовского – 12 часов

 «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

Произведения С.Я. Маршака – 4 часа

«Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин «С Маршаком».

Рассказы Л. Пантелеева – 6 часов

 «Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П. Гайдара – 5 часов

 «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); СВ. Михалков «Аркадий Гайдар». К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М.М. Пришвина – 7 часов

«Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине».

Произведения зарубежных писателей – 14 часов

 Ш. Перро «Подарки феи»; Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»; Дж. Лондон «Бурый волк» (в сокращении); Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении).

4 класс – 102 часа.

Произведения фольклора-7 часов.

Сказки, легенды, былины, сказы, героические песни, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки) народов России и мира.

Басни русских баснописцев – 4 часов.

Басни И.А. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева.

Произведения русской классической литературы – 28 часа.

В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, П.П. Ершов, В.М. Гаршин, Н.Г. Гарин-Михайловский.

Произведения и книги зарубежных писателей-классиков – 10 часов.

Марк Твен, Х.-К. Андерсен, Виктор Гюго.

В мире книг -7 часов.

Книга книг. Книги Древней Руси. Деятельность Ярослава. Первая славянская азбука. Первая печатная книга на Руси.

Произведения отечественной литературы XX в. – 28 часов.

А.Н. Толстой, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, А.И. Куприн, И.А. Бунин, С.Я. Маршак, Н.А. Заболоцкий, Н.М. Рубцов, С.В. Михалков.

Произведения о детях войны – 2 часа.

Юмористические произведения – 3 часа.

Н.Н.Носов, И.Л.Гамазкова.

Очерки – 6 часов.

 И.С. Соколов-Микитов, А.И. Куприн, Н.С. Шер.

Произведения и книги о путешествиях и приключениях – 7 часов.

 Н.П. Вагнер, Дж. Свифт.

Тематическое планирование:

1класс

       

п/п

Наименования

разделов и тем

Количество часов

Всего

Из них: контрольные работы

1

Обучение грамоте:

-добукварный период;

-букварный период;

-послебукварный период

98

12

52

34

2

Литературное чтение:

34

Читаем сказки, загадки, скороговорки.

3

Учимся уму – разуму.

5

Читаем о родной природе (рассказы, стихотворения).

3

О наших друзьях-  животных

5

Учимся уму – разуму.

5

Литературные (авторские) сказки для детей.

8

Рассказы о природе.

5

Итого:

132

2 класс

п/п

Наименования

разделов и тем

Количество часов

Всего

Из них: контрольные работы

1

О нашей Родине.

5

2

Народная мудрость.

6

1

3

О детях и для детей.

13

4

Мир сказок

6

1

5

Уж небо осенью дышало…

6

6

Снежок порхает, кружится.

17

  7

Праздник новогодний.

9

1

8

Произведения о животных (О братьях наших меньших)

12

9

Зарубежные сказки.

12

10

Рассказы, стихи, сказки о семье (Семья и я).

15

1

11

Весна, весна красная…

25

12

Волшебные сказки (Там чудеса…)

10

1

Итого:

136

        

3 класс

п/п

Наименования

разделов и тем

Количество часов

Всего

Из них: контрольные  работы

1

Устное народное творчество.

16

1

2

Басни.

5

3

Произведения А.С. Пушкина.

10

1

4

Стихи русских поэтов.

12

5

Произведения Л.Н. Толстого.

11

6

Произведения Н.А.Некрасова.

7

7

Произведения А.П.Чехова.

6

1

8

Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка.

7

9

Произведения А.И.Куприна.

7

10

Произведения С.А.Есенина.

7

11

Произведения К.Г.Паустовского.

11

1

12

Произведения С.Я.Маршака.

4

13

Произведения Л.Пантелеева.

6

14

Произведения А.П.Гайдара.

6

15

Произведения М.М.Пришвина.

7

16

Произведения зарубежных писателей.

14

1

Итого:

136

4 класс

п/п

Наименования

разделов и тем

Количество часов

Всего

Из них: контрольные работы

1.

Произведения фольклора.

7

1

2.

Басни. Русские баснописцы.

4

Произведения русской классической литературы:

28

1

3.

Произведения В. А. Жуковского.

4

4.

Произведения А. С. Пушкина.

5

5.

Произведения М. Ю. Лермонтова.

5

6.

Произведения П. П.Ершова.

4

7.

Произведения В. М. Гаршина.

4

8.

Произведения русских писателей о детях. Произведения Н.Г.Гарина-Михайловского.

6

9.

Произведения  зарубежных писателей.

10

10.

В мире книг.

7

Произведения отечественной литературы XX в.:

28

2

11.

Произведения Л.Н. Толстого.

5

12.

Стихи А. А. Блока.

3

13.

Стихи К. Бальмонта.

3

14.

Произведения  А.И. Куприна.

3

15.

Произведения И. А. Бунина.

2

16.

Произведения С.Я. Маршака.

5

17.

Произведения Н.А.Заболоцкого.

3

18.

Стихи Н.М. Рубцова.

2

19.

Произведения С.В. Михалкова.

2

20.

Произведения о детях войны.

2

21.

Юмористические произведения.

3

22.

Очерки.

6

23

Путешествия. Приключения. Фантастика.

7

1

Итого:

102

Лист согласования

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей  № 1

от 26.08.2020 г.

Руководитель ШМО___________________/Рысина О.А.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР_______________/Никитина С.А.

Дата_________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

- формировать  основы  знаний из области фонетики и графики: звуки и       буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...