План урока литературного чтения в 3 классе "М.Ю. Лермонтов- выдающийся русский поэт. Биография и творчество", УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока литературного чтения в 3 классе "М.Ю. Лермонтов- выдающийся русский поэт. Биография и творчество", УМК "Школа России"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературному чтению в 3-А классе 15.11.2021. учитель Кривоносова Т.И.
Тема: «М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. Биография и творчество».
Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю.Лермонтова; развивать эмоции и чувства детей; прививать любовь к русской поэзии.
Задачи урока:
1.Образовательные: знакомство детей с биографией и творчеством
М.Ю. Лермонтова, познакомить детей с его произведениями, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления; развивать фонематический слух.
3. Воспитательные: воспитание интереса к миру русской поэзии и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения; воспитание умения работать в команде, согласованно с одноклассниками.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения; к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.
Регулятивные УУД – организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности)
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии, об истории города.
Личностные – формирование положительного отношения к учебе и своим знаниям, ответственности за свою деятельность, развитие творческого воображения, умения объективно оценивать результат собственной деятельности.
Оборудование урока:
- учебник Литературное чтение 3 класс;
- мультимедийная презентация;
- карточки с заданиями для детей.
Ход урока.
- Организационный момент.
Вы готовы к работе? Тогда в путь.
- Актуализация знаний учащихся.
Девизом нашего урока будет следующие слова:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет…
-Почему я выбрала такой девиз?
- Из какой басни взяты эти слова? Кто написал эту басню?
(Иван Андреевич Крылов)
Прежде чем мы прейдем к новой теме с вами, я бы хотела проверить ваши знания о пройдённом материале. Вы сейчас будете работать по группах, у вас будут карточки с вариантами ответов. Вы должны вместе быстро найти и отметить верные ответы.
Работа в группах.
1группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
1.Кто лето красное пропела? муха стрекоза скрипка 2.Сколько очков купила мартышка? Одни Полдюжины Десять | 1.Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? Киви Виноград Персик 2.У кого к зиме был готов и стол, и дом? У муравья У стрекозы У хозяйки | 1.Что не могли сдвинуть с места Лебедь, Щука и Рак? Поезд Самолёт Воз 2.Кто был соседкой Моськи? Слон Шавка Клоун | 1.От кого Ворона получила сыр? От бога От повара Из мусорного бака 2.С помощью какого предмета можно увидеть, «что там за рожа»? Зеркало Бинокль Микроскоп |
Капитаны команд , по очереди назовите вопросы и верные ответы на них.
Молодцы ребята.
Продолжите ответ. Басня –это…
Мораль-это….
Перед слайд (слайд1), на котором перечисляются различные поступки людей. Разбейте их на две группы.
1 группа | 2 группа |
поступки, которые может высмеивать поэт | поступки, которые могут одобряться поэтом |
ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, нежность, верность |
- Итак, Иван Андреевич Крылов в своих произведениях действительно высмеивал жадность, глупость, ложь, лицемерие, лесть, пустое времяпровождение и другие людские пороки. Но чтобы не обидеть людей главными героями были животные.
Физкультминутка
-Вы, наверное, устали?
-Да!
-И поэтому все встали
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели «ш-ш-ш!»
Пошипели, помолчали
И, как зайки, поскакали
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
3. Работа над новым материалом:
1. Сообщение темы урока (слайд 2)
- Сегодня, ребята, в вашей жизни состоится важное знакомство. Важное потому что мы прикоснёмся к творчеству великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, которому в этом году исполняется 207 лет со дня рождения.
2. Биография писателя
- Подумайте, как можно познакомиться с поэтом , если его уже нет с нами?
- Михаил Юрьевич Лермонтов расскажет о себе стихами.
Учитель читает: (слайд2)
Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?
- Получилось ли у вас представить, что за человек Лермонтов?
- Посмотрите теперь на его портрет.
Работа с учебником, стр.142-144.
- Откройте разворот в учебнике на стр.140. Рассмотрите его.
- Что вы увидели на этих страницах? Портреты М. Лермонтова в маленьком возрасте, его автопортрет, портрет в военной форме, Петербургский университет и Кавказские горы.
3. Постановка учебной задачи
- Поставим цели и задачи урока. Чему мы должны научиться, с чем познакомиться.
Познакомимся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова, научимся выразительно читать стихотворение М. Ю.Лермонтова, понимать прочитанное, анализировать стихотворение.
Рассказ учителя о поэте.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2 октября 1814 года в г. Москве. Родители : отец Юрий Петрович Лермонтов, мать- Мария Михайловна. Когда Мише было 3 года, его мама умерла в возрасте 21 года. Воспитанием мальчика занималась его бабушка Елизавета Алексеевна в своём имении Тарханы Пензенской губернии. Михаил Юрьевич получил прекрасное домашнее образование. Он знал французский и немецкий языки, потом овладел и английским, латынью. Кроме этого Михаил Юрьевич прекрасно рисовал, играл на фортепиано, скрипке. Прекрасно лепил из цветного воска. Не зная еще грамоты, едва умея ходить и предпочитая ползать, маленький Лермонтов хорошо уже мог произносить слова и любил говорить в рифму... К этому его никто не приучал, да и довольно сложно в таком возрасте приучить к разговору в рифму! Привезут гости механическую заводную птичку, которая может махать крылышками и красиво петь, послушает маленький Лермонтов ее пение и скажет:
«Эта птичка хороша,
У нее поет душа».
Или уйдет мама из комнаты, а маленький Лермонтов сядет на ковер около двери и ждет ее, ждет, а потом скажет:
«Что же мама не идет?
Ведь Мишель все ждет и ждет.»
И взрослые гости и мама с бабушкой этому удивлялись и радовались.
– Какое дитя интересное! – говорили некоторые гости. – Еще и ходить не умеет как следует, на четвереньках ползает, а уже говорит, да все в рифму.
– Надо записывать за Мишелем его изреченья, – советовали другие гости. – Вырастет, быть может, знаменитым поэтом сделается.
Но так никто и не записывал, все только продолжали удивляться.
— Баба: окошка — кошка, слышишь? Стол — пол.
Арсеньева прислушалась:
— Что же, Миша, стол — пол?
Видя, что бабушка его не понимает, он отвернулся недовольный, сам же объяснить не мог.
Гости говорят:
— А может, он в стихи играет? Ведь стол и пол — рифма. Кошка и окошка — тоже.
— А сколько ему?
— Немного больше двух с половиной.
— Рано. Разве кто насчет рифмы в таком раннем возрасте понимает? Ведь он говорить еще толком не умеет.
Первую поэму Лермонтов написал в 14 лет, учась в благородном пансионе. Затем Лермонтов учится в Московском Университете. Впоследствии М.Ю. Лермонтов стал офицером гусарского полка. Большая часть жизни Лермонтова связана с Кавказом. Ещё ребёнком бабушка привозила его на лечение в Пятигорск на «кавказские воды». Очень много произведений посвятил поэт Кавказу, воспевая красоту гор. Служба Лермонтова проходила на Кавказе, здесь он и погиб у подножия горы Машук, на дуэли. Лермонтову было 27 лет.
4. Работа с учебником
1.Слушание стихотворений «Горные вершины», «На севере диком»
Словарная работа над словом риза.
2.Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
Работа над стихотворением «Утёс» (слайд3)
3.Слушание стихотворения
4.Словарная работа.
Утёс, лазурь
Беседа с учащимися.
- Скажите о чём стихотворение - о природе или о людях?
Учитель читает стихотворение. Затем идут высказывания детей (одни говорят о природе, другие - наоборот).
- Правы и те и другие ученики. У поэзии есть одна важная, почти волшебная особенность. Поэт произносит слова, которые живут одновременно двойной жизнью. Например, мы можем увидеть и пейзажную зарисовку, очень красочную и достоверную, и одновременно угадываем в ней рассказ о сложных человеческих отношениях.
- Сейчас мы и рассмотрим данное стихотворение с этих двух сторон.
2 -3 ученика читают вслух.
- Посмотрим на стихотворение как на удивительно красивый пейзаж. Если бы нас попросили нарисовать иллюстрацию к нему, чтобы вы изобразили на своей картине? (слайд 4)
- Почему тучка золотая? Она из золота? - Цвет заката, заходящего солнышка. Такое приём в литературе называется эпитет.(слайд 6)
- Почему ночевала на груди утёса-великана? Что за грудь у утёса? -Утёс большой, высокий, на вершине склон. Тихая, безветренная погода. Тучка остановилась на этом склоне. Такой приём, когда неживому предмету наделяются качества человека, называется олицетворение (слайд 7).
- Почему утром она умчалась в путь рано, играя? - Её снесло ветром, а поскольку она небольшая, то ветер подхватил её и понёс..
- Что значит по лазури, играя? - По ярко-синему небу.
- Почему у утёса морщина влажная? - Это ложбинка, трещинка. За ночь часть тучки превратилась в капельки воды.
- Почему утёс тихонько плачет? - Влага под лучами солнца стала медленно испаряться.
- Мы сейчас так расшифровали образный язык стихотворения М. Ю. Лермонтова. Но согласитесь, что это помогло нам представить огромный утёс, стоящий в одиночестве в пустыне, лучи заходящего солнца, окрашивающие золотом маленькую игривую тучку.
Что является ведущей темой стихотворения? (слайд5)
Итог урока
Рефлексия
– С каким писателем мы сегодня познакомились на уроке?
– Что интересного запомнили о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова?
С какими литературными терминами мы сегодня познакомились?
Давайте подарим утёсу тучку.
Если у вас всё сегодня получилось, нужно раскрасить тучку голубым цветом, если удалось, но не всё – синим, если было много трудностей – черным.
Домашнее задание
- Выучить стихотворение «Утёс» наизусть.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной? Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить? Михаил Юрьевич Лермонтов (3 (15) октября 1814 – 15 (27) июля 1841) - поэт, писатель, художник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения 2 класс программа перспектива "КВН по произведениям устного народного творчества"
План-конспект урока + презентация...
План урока Литературное чтение 4 класс Б. Пастернак "Осень"
Борис Леонидович Пастернак в стихотворении "Золотая осень" изобразил русскую осень. Пастернак сам любуется и восхищается золотой осенью. В разработке урока стремилась показать Любовь поэта к...
Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»). ОС "Школа 2100"
Данный конспект урока литературного чтения смоделирован в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: А.П. Платонов "Цветок на земле". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование навыка анализа и восприятия фрагмента произведения, навыка прогнозирования сюжета по отдельным частям произведения А.П. Платонова «Цветок на земле» ...
Проверочная работа по литературному чтению, 3 класс, по теме «Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета»
В проверочной работе ребята проверяют свои знания по разделу «Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета». Работа в двух вариантах....
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : А.П.Платонов «Ещё мама» (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А.П.Платонов «Ещё мама» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве А.П.Платонова ; развитие умения анал...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : М.М.Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: М.М.Зощенко «Великие путешественники» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; раз...
- Мне нравится (1)