План урока Литературное чтение 4 класс Б. Пастернак "Осень"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Борис Леонидович Пастернак в стихотворении "Золотая осень" изобразил русскую осень. Пастернак сам любуется и восхищается золотой осенью. В разработке урока стремилась показать Любовь поэта к русской природе, слияние поэта со своей родной страной, её судьбой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_4_kl.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы 4 кл.

Цель: Формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков. Формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся. Создание условий для творческого самовыражения учащихся. Воспитание коллективизма (работа в группе).

Оборудование: портрет Пастернака, репродукции картин

 

Пастернака долго читать невыносимо

 от напряжения (мозгового и глазного),

 как когда смотришь в чрезмерно острые

 стёкла, не по глазу (кому он по глазу?).

 Марина Цветаева.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Урок литературного чтения.  Садитесь. Начнём урок, как обычно, с речевой разминки.

II. Речевая разминка:

У Вари на бульваре

Варежки пропали.

Воротилась Варя

Вечером с бульвара,

И нашла в кармане

Варежки Варвара.

По слогам. Замедляя. С ускорением. Радостно. Устало. Удивлённо. Строго.

III. Постановка цели. Актуализация знаний.

-Красота природы во все времена года всегда была источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников.

-Листьям – время опадать,

Птицам – время улетать,

Грибникам – блуждать в тумане,

Ветру -  в трубах завывать,

Солнцу – стынуть,

Тучам – злиться,

Нам с тобой – идти учиться.

-О каком времени года говорится?

Сегодня мы будем говорить об осени, об её особенностях.

IV. Творческое задание.

Вам надо прочитать текст и убрать из него предложения, которые не относятся к описанию этого времени года.

Осень.

Октябрь. На дворе глубокая осень. Лесная поляна пестреет цветами. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. На снегу лисьи и волчьи следы. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Ребята заливают каток водой. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи.

Зачем вы выполняли это задание?

V. Вступительная беседа.

Мне бы хотелось, что бы вы высказали ассоциации, которые вызывают у вас два слова: «Борис Пастернак». Слышали ли вы это имя? Читали что – нибудь из его произведений?

–У каждого из вас возник свой, независимый от сидящих рядом с вами, образ, значит, и Пастернак для каждого из вас будет свой. По этому поводу уместны будут слова Марины Цветаевой, с которой поэта связывали дружеские отношения: «Можно сказать, что Пастернака читатель пишет сам».

Я надеюсь, что к концу урока каждый из вас составит собственное представление о поэте.

В связи с этим я хочу обратить ваше внимание на слова М. Цветаевой, взятые в качестве эпиграфа к уроку:

–Как вы поняли последние слова «кому он по глазу»?

–Что хотела сказать этим Цветаева? (Подчеркнула необычность, своеобразие, масштабность таланта.)

VI. Словарная работа.

- В стихотворении есть непонятные слова, которые, наверняка, вызовут у вас затруднения. Может быть, кто-то из вас попытается объяснить значение слов?

Лик (устар.) – лицо человека.

Чертог (устар.) – пышное великолепное помещение или здание, дворец.

Просека- дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Флигель – пристройка сбоку главного здания.

Каталог – составляемый в определённом порядке перечень каких-нибудь однородных предметов.

Вязы, ясени - ?

VII. Первичное восприятие. Чтение учителем стихотворения

-Кто уловил общее настроение стихотворения? Какое оно?

 -Какое настроение вам передалось?

-Какое чувство у вас осталось после выразительного чтения?

-Какие слова, выражения говорят об этом?

VIII. Исследовательская работа 

– Мы продолжаем знакомство с лирикой Пастернака. Как понимаете слово лирика? Наша задача - исследовать стихотворение «Золотая осень». Давайте расставим логические паузы и ударения. (в парах)

Учащиеся читают стихотворение.

– Пастернак – натура многогранная, поэтому рассмотрим это стихотворение с нескольких сторон.

художники (найти примеры использования красок, пейзажные зарисовки),

музыканты (найти звуковые образы),        

историки (как раскрывается тема времени),

исследователи слова (найти примеры использования выразительных средств).

Какое автор испытывает чувство к этому времени года. Подтвердите словами из текста.

А теперь в парах построфно друг-другу потихонечку почитайте это стихотворение.

. Скажите, в каком состоянии души находился поэт? Обсудите в парах.

-Кто готов поделиться с классом?

-Чем он восторгался?

-Когда я читаю, у меня «поёт душа». Что означает это выражение?

- Давайте попробуем с вами вместе прочитать это стихотворение. Первую строфу – 1 ряд, вторую строфу – 2 ряд и т.д.

Готовы?

- Давайте посмотрим, какие тайны осени в своём стихотворении предлагает поэт?

- Почему поэт называет осень сказочной?

- Что происходит осенью?

-Давайте прочитаем следующие строки, которые объясняют, почему он называет её сказочной?

Как ещё он называет осень?

- Обратите внимание на следующие строфы. Какие цвета вы там увидели?

- С чем сравнивает липу?

-О каком месяце говорит Пастернак?

-Какую тайну хранит в себе этот месяц?

-Посмотрите на 5 и 6 строфу.

-Какой цвет вы там увидели?

- Обратите внимание на первую и  последнюю строфы. В чём сходство и различие?  Обсудите в парах.

-Как вы думаете, какого цвета это стихотворение?

- В изобразительном искусстве его относят к тёплым тонам. Поэтому и стихотворение становится будто тёплое, невесомое.

Какими поэтическими приёмами пользуются поэты, создавая свои стихотворения?

Что такое эпитеты?

Эпитеты:

Прозрачный (лик); золотой (обруч); жёлтых (клёнах); янтарный (след); вишнёвый (клей).

Почему клей вишнёвый?

Каким представляете янтарный след?

Что такое олицетворение?

- Олицетворение

: просеки дорог, заглядевшихся в озёра; лик берёзы.

Что такое метафора?

-Метафора:

 липы обруч золотой, зари вишнёвый клей, сказочный чертог, подвенечной и прозрачной,

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин.

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья…» - метафора.

«Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа» - метафора.

Почему автор говорит так?

Что такое сравнение?

- Сравнение:

 липы обруч, как венец, флигеля. Словно в рамах; осень – древний уголок.

Для чего он использует эти поэтические средства?

- Для поэтического восторга, радости

А какое еще поэтическое средство использует Пастернак?

Повторение

Для чего он использует это поэтическое средство?

Поэт акцентирует внимание на определенных описаниях, помогающих создать единый образ.

IX. Обобщение.

Русская осень – совершенно особенная, волшебная пора, вдохновляющая поэтов на создание лирических шедевров. Это время творческого подъема, полета мысли и души – во многом благодаря красоте русской природы, уникальной и неповторимой. Однако бесспорно, что каждый художник находит в осени что-то свое, личное и глубоко индивидуальное.

Какой мы видим осень у Пастернака?

        Пастернака «Осень золотая» посвящено излюбленной поэтической теме – русской осени. Пастернак любуется и восхищается золотой осенью. Огромная любовь  автора к России, к русской природе, слияние поэта со своей родной страной и ее судьбой.

X. Итог урока.

Я думаю, что вам будет интересно узнать о человеке, который написал это стихотворение.

Борис Пастернак

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве. Отец его был художником, мать - известной пианисткой. Пастернак был с детства окружен искусством. В доме, где он рос, бывали музыканты, художники, писатели, и среди них - Лев Толстой.

Под влиянием крупного русского композитора А. Н. Скрябина тринадцатилетний Пастернак увлекся музыкой. Но в 1909 году он оставляет мысль о композиторстве и поступает на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Для совершенствования в области философии Пастернак отправляется в Германию, где учится в университете в Марбурге. И хотя изучение философии идет у него успешно, он расстается с ней так же решительно, как раньше расстался с музыкой.

Пастернак начинает писать стихи. В 1914 году выходит первый его поэтический сборник "Близнец в тучах". Поэзия становится его призванием, его "почвой и судьбой". Она вобрала в себя и его страсть к музыке, и интерес к философии.

В стихотворении, посвященном Пастернаку, А. Ахматова писала: "Он награжден каким-то вечным детством".

"Вечное детство" составляло самую суть поэтической личности Пастернака. Широко раскрытыми глазами смотрел он на мир, не уставая удивляться ему, восхищаться его пленительным разнообразием. На первых порах своей поэтической деятельности Пастернак писал изысканные стихи для узкого круга ценителей. Перелом произошел в 20-е годы, когда поэт обратился к социальным проблемам.

Литературная деятельность Пастернака была разнообразна. Он писал прозу, занимался переводами, достигнув в этом искусстве высокого мастерства, был автором поэм, романа в стихах "Спекторский". Но наиболее значительна все же его лирика. Он владел талантом выражать глубокие и тонкие человеческие чувства и мысли через посредство проникновенных картин природы. Восхищение красотой мира, стремление отыскать повсюду прекрасное характерно для Пастернака.

Известны переводы Пастернаком "Фауста" Гете, трагедий Шекспира, а также стихотворных произведений поэтов национальных республик нашей страны и зарубежных народов.

-Сегодня мы прочитали стихотворение поэта и писателя, чьё творчество было удостоено одной из самых высоких наград – Нобелевской премии. О его произведениях много спорили и при его жизни, неоднозначно оценивают его и сейчас. Вы сможете подробнее изучить и осмыслить его произведения, когда станете старше. Одно бесспорно – этот

человек был необыкновенно талантлив. Когда его не стало, А.А. Ахматова написала стихотворение «Памяти поэта»

(11 июня 1960).

Умолк вчера неповторимый голос,

И нас покинул собеседник рощ.

Он превратился в жизнь дающий колос

Или в тончайший, им воспетый дождь.

И все цветы , что только есть на свете,

Навстречу этой смерти расцвели.

Но сразу стало тихо на планете,

Носящей имя скромное… Земли.

XI. Работа в парах сменного состава.

XII. Работа над навыком чтения с текстом «Что такое дружба?»

Отношение к Пастернаку изменилось после присуждения ему Нобелевской премии. Его исключили из Союза писателей, предложили покинуть Родину. Он был вынужден отказаться от Нобелевской премии, но покинуть Родину он отказался.

XIII. Рефлексия.

А что нового вы узнали на уроке?

Понравился вам сегодняшний урок?

Стал ли Пастернак более понятен? Стал ли он вам «по глазу» (Цветаева)?

Найдите хорошие слова и поблагодарите друг друга за работу на уроке.

XIV. Домашнее задание.

Выразительно читать стихотворение.

Нарисовать к нему иллюстрацию и сделать подпись строками стихотворения.

Сочинить стихотворение об осени.

Что такое дружба?

    Солнце садилось. По полянке бежали зелёные волны, пропадая на горизонте. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. Это был светлячок – маленькая букашечка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, от любви к жизни. И хоть его вокальные данные были не ахти, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него всегда  было много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. Но глупый светлячок не понимал, что это всё не потому, что он пел задушевные песни о красоте и был парнем «что надо», а лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зелёным огоньком, а переливался всеми цветами радуги, как хорошо гранёный бриллиант. А бриллианты в цене, поэтому – то он и стал таким популярным светлячком. Ведь у людей тоже есть одна интересная черта: если один человек сказал, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой решит во что бы то нистало стать его другом (ведь он ничем не хуже), за ним третий, четвёртый и т.д., а зачем – никто не знает, просто это престижно.

    А светлячок безмятежно пел свою незатейливую песенку. Он не знал наизусть слов этой песенки и не повторил бы её дважды. Он просто пел о том, что видел, а видел он прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, слёзы росы и любовь. Он во всём видел любовь. Закончив песенку, светлячок заметил, что у него появился слушатель: белокурый мальчик сидел рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу.

   Светлячок обрадовался, что у него есть зрители (он уже привык к вниманию), и постарался вложить в перелив своего попурри всю красоту, которую только мог. Но к его удивлению, мальчик не взглянул в его сторону. Светлячок даже чуть – чуть обиделся. Но решил всё – таки узнать, понравился ли мальчику его блеск (хотя он в этом не сомневался):

- Ну, как? – деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца. – Красиво … - сказал мальчик с каким – то изумлением в голосе, - Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, - фальшивил светлячок, придумывая всё новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно сидеть, смотря в сторону остатков уходящего солнца. Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвалиться известным гостем – бриллиантовым светлячком.

   Светлячок пропадал среди лести и восхищений и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а потом исчезал. Они были знакомы уже целый год.

   Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, года. И светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел свои дифирамбы красоте перед толпой зевак, кто – то шепнул: «Чего вы тут глазеете, слепые что – ли? Он уже тускл, как кусок стекла». Один сказал…

   Друзей больше не было, в гости не звали, им не восхищались, а кто – то ещё и сказал, что слуха у него нет. В отчаянии побрёл светлячок, куда глаза глядят. И прибрёл, на своё удивление, всё на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошёл к нему и вздохнул. Но мальчик услышал его и, не оборачивая головы, спросил:

    Что случилось? Я так по тебе соскучился. – А разве ты не видишь? – Нет, - честно ответил мальчик – Ну и ладно, - сказал светлячок, - Ну, спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву … Вот бы хоть разок взглянуть на это.

    И только тут до светлячка дошло, что мальчик слепой и ему всё равно, блестит он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже без блеска. Он ему нужен! – Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу. – А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом, - Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю!

Так что же такое дружба?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока литературного чтения по теме: "Обобщение по разделу великие русские писатели".

Ребята вновь соприкаснутся с произведениями великих русских писателей. будут совершенствовать навыки выразительного чтения, читать выборочно, работать над лексическими значениями слов....

План урока литературного чтения во 2 классе

обощающий урок по теме: "уж небо осенью дышало"...

Поурочные планы урока. Литературное чтение. Авторы Бунеев Р.Н.

Поурочные планы уроков 2 класса по литературному чтению....

План урока литературного чтения "Прощание с другом".1 класс

План урока литературного чтения "Прощание с другом".1 класс...

план урока литературного чтения в 4 классе

план урока литературного чтения в 4 классе. "Как мужик камень убрал"...

План урока литературного чтения в 3 классе "М.Ю. Лермонтов- выдающийся русский поэт. Биография и творчество", УМК "Школа России"

Конспект  урока литературного чтения в 3 классе "М.Ю. Лермонтов- выдающийся русский поэт. Биография и творчество", УМК "Школа России"...

План урока литературного чтения во 2 классе Тема. Л.Н.Толстой « Котенок».

познакомить учашихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логиче­ское мьшление, творческие способности; совершенствовать техни­ку чтения; воспит...