Открытый урок литературного чтения в 3 классе на тему А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

УМК « Школа России »

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Цель урока:  продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.

Формирование УУД:

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению

в  3 классе на тему :

 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

УМК « Школа России »

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Цель урока:  продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.

Формирование УУД:

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Тип урока: обобщение

Оборудование урока: - портрет А.С. Пушкина;
- выставка книг А.С. Пушкина;
 

                                                Ход урока                                                                       

                                                                                             Эпиграф к уроку

“Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!” .
А. С. Пушкин

  1. Мотивация к учебной деятельности

Тихо сядьте, закройте глаза, опустите голову на грудь и медленно за мной повторяем:

- Я в школе на уроке.

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Хочу учиться, я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

Открыли глаза, включаемся в работу…

2 . Актуализация знаний. Введение в тему.

- Ребята, сегодня на уроке за правильные ответы-вы будете получать фишки. Потом в конце урока мы их посчитаем и получите оценки.

- Для начала разомнем маленько наш язык…

- Иногда Вы можете услышать «Ты в сказки веришь?», «Ты сказки рассказываешь?»

- Ребята, что такое сказка? (ответы детей)

Сказка-это произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. Сказка-это богатейшая сокровищница народной мудрости.

- Послушайте, пожалуйста, начало народной сказки

- Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого.

Подслушал он однажды разговор трех сестёр. Старшая, хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая-что одним куском полотна оденет, третья-что родит 33 сына. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34 родился чудом, ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц.

- Вам ничего эта сказка не напоминает? (сказка о царе Салтане)

-Эпиграф нашего урока «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»

- Почему сказка ложь? В сказках выдуманные сюжеты, персонажи

- О каком тогда намёке говорится в сказке? хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы.

- В чем сила сказок? Добро побеждает зло

- О чем же сегодня пойдет разговор на уроке? О сказке

Да, сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок, пяти великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать симфонией русской души. У нас с вами заключительный урок и мы его проведем в необычной форме. Это будет урок закрепления  сказки. А от вас потребуется знание сказки,  внимание и память.

- Угадайте, какие сказки я вам сейчас буду загадывать?

 Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицей морскою вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась —
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
— Это сказка о … .
(Рыбаке и рыбке)

В сказке этой царь на спицу
усадил подарок — птицу.
Коль кругом столицы мирно,
та сидит на башне смирно.
Но лишь чуть со стороны
к ним потянет дым войны,
закричит она, забьётся
и в то место обернётся.
Враг побит со всех сторон.
Кто ликует? … Царь Дадон!
Вспомни имя доброхота.
Чей подарок? … Звездочёта!
Дал царю он из мешка
Золотого … Петушка!
Долго б правил царь Дадон,
не терпя от войн урон,
В гроб свела царя девица —
Шамаханская … царица!
(Сказка о Золотом петушке)

Если сказку мы эту знаем,

То почешем в раздумьях лоб:

На что же, Балду нанимая,

Надеялся хитрый поп?

(Сказка о попе и его работнике Балде)

Дочка царская живет
У семи богатырей.
А кого царевна ждет?
Вспоминайте поскорей!

(Сказка о мертвой царевне)

Очень крепким он родился,
Только в бочке очутился.
Баре бочку засмолили,
В океан её пустили.
Мчалась бочка по волнам,
Быстро рос ребёнок там,
Он волне морской молился
И на суше очутился.
Вышиб дно и вышел вон,
Звали как его? ….
(Сказка о царе Салтане)

- Кто автор этих сказок? А.С.Пушкин.

- Что Вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине?

Краткую биографию нам подготовила Таня.

3.Работа по теме урока сказки.

- В начале сказки как ведет себя царь?ответы детей

- Похож ли он на царя?

-Почему?

-Как начинается действие сказки? Три девицы под окном

- Послушайте отрывок сказки в исполнении детей. Пожалуйста…

- Назовите, пожалуйста, полное название сказки?

-Что подсказывает название сказки? Герои являются главными в сказочном повествовании, и герои непросто называются,  а им дается главная характеристика, отношение к ним автора

4. Выборочное чтение. Работа по учебнику.

- А теперь более подробно разберем сказку. Но, отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их. Работают все дети.

- Почему царь выбрал третью сестрицу? С.92.

- Почему царю пришлось проститься с женой? С.94.

- Кого родила царица? С 94.

- Какой текст письма послали с гонцом царю?с 94-95.

- Какое указание дал гонцу царь? с 95.

- Как изменили настоящий приказ? С 95

- Как чувствовали мать и сын себя в неволе? С 96.

- О чем просило дитя волну? С 96.

- Где оказались мать и сын после спасения? С 97.

- О чем подумал сын, выйдя на волю? С 97-98.

- Кого увидел царевич на море? С 97-98

- Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение? С 99-100

- Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? 1-комар, 2-муха, 3-шмель.

- О каких трех чудесах говорится в сказке? С 105, 111, 117-118.

5. Физкультминутка

Имитирование движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова

- Изобразите богатырей, выходящих из моря.

- Изобразите летящую царевну Лебедь.

- Гвидона, натягивающего лук.

- Танцующую белку, поющую песенки.

6. Характеристика героев. Работа в группах.

-Сейчас, ребята, мы проведем работу в группах. На столе у Вас карточки с именами героев, вы должны описать своего героя, каким он был в сказке.

Царь Салтан (добрый и справедливый, щедрый и очень доверчивый. Он с легкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой)

Князь Гвидон (сын царя Салтана, прекрасный, сильный, смелый и отважный юноша. Он спас царевну Лебедь от коршуна, справедливо правит в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки о получает награду: чудесную белку, дружину из тридцати трех богатырей и прекрасную невесту)

Царевна Лебедь (прекрасная и мудрая волшебница. Спасенная Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем становится его женой)

- Положительными или отрицательными качествами можно охарактеризовать героев?

- А каких бы Вы героев отнесли в группу отрицательных?

- Действия, которые совершают положительные и отрицательные персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло все равно будет наказано, а добро в любом случае победит!

- Вспомните, как заканчивается сказка?

- Как Вы думаете, счастливый ли конец у сказки?

- Почему?

7. Рефлексия.

- Что понравилось больше всего в работе?

- Что у Вас вызвало трудности?

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку?

Может быть, забытый век?

В сказке радость побеждает.

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают.

Начинают говорить.

Покидать нам сказку жалко.

Как уютный милый дом.

Сказка в жизни помогает.

Принимать людей с добром!

8. Подведение итогов урока.

Вот и подошел к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А.С.Пушкина, но и открыли для себя что-то новое.

- Чему же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане?

 - Начните со слов «Меня эта сказка научила…»

- Как Вы думаете, для чего нужны чудеса?

- В жизни чудеса встречаются? Да, если в них верить

Настроены ли Вы на чудо?

Оно нас окружает всюду.

Его не разъять, не измерить.

В него нужно просто поверить.

- Спасибо, ребята, Вам большое за урок. Вы все-МОЛОДЦЫ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Озерная средняя школа № 9, село Черное Озеро, ул. Советская д.34. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди » Выполнила: Корж Наталья Сергеевна

Слайд 2

Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

Слайд 3

Эпиграф урока… «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»

Слайд 4

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Слайд 5

«Сказка о золотом петушке»

Слайд 6

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Слайд 7

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Слайд 9

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 10

Надежда Осиповна и Сергей Львович Пушкины.

Слайд 11

Бабушка Мария Алексеевна. Няня Арина Родионовна.

Слайд 12

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Слайд 13

Почему царь выбрал третью сестрицу? Речь последней по всему Полюбилася ему. «Здравствуй, красная девица, - Говорит он, - будь царица И роди богатыря Мне к исходу сентября»

Слайд 14

Почему царю пришлось проститься с женой? В те поры война была. Царь Салтан, с женой простяся, На добра коня садяся, Ей наказывал себя Поберечь, его любя.

Слайд 15

Кого родила царица? Наступает срок родин; Сына Бог им дал в аршин.

Слайд 16

Какой текст письма послали с гонцом царю? «Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку»

Слайд 17

Какое указание дал гонцу царь? «Ждать царёва возвращенья Для законного решенья»

Слайд 18

Как изменили настоящий приказ? И привёз гонец хмельной В тот же день приказ такой: «Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром, И царицу и приплод Тайно бросить в бездну вод»

Слайд 19

Как чувствовали мать и сын себя в неволе? Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; И растёт ребенок там Не по дням, а по часам.

Слайд 20

О чём просило дитя волну? Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!

Слайд 21

Где оказались мать и сын после спасения? Мать и сын теперь на воле; Видят холм в широком поле, Море синее кругом, Дуб зеленый над холмом.

Слайд 22

О чем подумал сын выйдя на волю? Сын подумал: добрый ужин Был бы нам, однако, нужен.

Слайд 23

Кого увидел царевич на море? Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней.

Слайд 24

Как н аградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение? Видит город он большой, Стены с частыми зубцами, И за белыми стенами Блещут маковки церквей И святых монастырей.

Слайд 25

Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? 1. комар Лебедь князю: «Вот в чем горе! Ну, послушай: хочешь в море Полететь за кораблем? Будь же, князь, ты комаром»

Слайд 26

2. Муха Вот опять она его Вмиг обрызгала всего: В муху князь оборотился, Полетел и опустился Между моря и небес На корабль-и в щель залез.

Слайд 27

3. Шмель И опять она его Вмиг обрызгала всего. Тут он очень уменьшился, Шмелем князь оборотился.

Слайд 28

О каких трех чудесах говорится в сказке? 1. Белка; 2. 33 богатыря; 3. Царевна

Слайд 29

Царь Салтан добрый и справедливый, щедрый и очень доверчивый. Он с легкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой

Слайд 30

Князь Гвидон сын царя Салтана, прекрасный, сильный, смелый и отважный юноша. Он спас царевну Лебедь от коршуна, справедливо правит в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки о получает награду: чудесную белку, дружину из тридцати трех богатырей и прекрасную невесту

Слайд 31

Царевна Лебедь прекрасная и мудрая волшебница. Спасенная Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем становится его женой

Слайд 32

Рефлексия Самое интересное задание… Самая трудная работа на уроке… Я хочу узнать …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению в 3 классе Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди».

Название урока: урок чтения (урок  изучения новой темы)Тема урока:  А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Ца...

Конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" УМК "Перспектива"

Цель: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А.С.Пушкина «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной ца...

Технологическая карта урока по литературному чтению .А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Урок литературного чтения в 3 классе, УМК "Школа России". На уроке представлены разнообразные формы работы (групповая, парная, фронтальная), которые способствуют умению работать с произведен...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме \'\'А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди\'\' (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе изучения сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся посредством изучения сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».Планируемые результатыПредметные:1) знать биографичес...