Открытый урок литературного чтения в 3 классе на тему А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
УМК « Школа России »
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Цель урока: продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.
Формирование УУД:
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению
в 3 классе на тему :
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
УМК « Школа России »
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Цель урока: продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.
Формирование УУД:
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Тип урока: обобщение
Оборудование урока: - портрет А.С. Пушкина;
- выставка книг А.С. Пушкина;
Ход урока
Эпиграф к уроку
“Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!” .
А. С. Пушкин
- Мотивация к учебной деятельности
Тихо сядьте, закройте глаза, опустите голову на грудь и медленно за мной повторяем:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Хочу учиться, я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
Открыли глаза, включаемся в работу…
2 . Актуализация знаний. Введение в тему.
- Ребята, сегодня на уроке за правильные ответы-вы будете получать фишки. Потом в конце урока мы их посчитаем и получите оценки.
- Для начала разомнем маленько наш язык…
- Иногда Вы можете услышать «Ты в сказки веришь?», «Ты сказки рассказываешь?»
- Ребята, что такое сказка? (ответы детей)
Сказка-это произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. Сказка-это богатейшая сокровищница народной мудрости.
- Послушайте, пожалуйста, начало народной сказки
- Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого.
Подслушал он однажды разговор трех сестёр. Старшая, хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая-что одним куском полотна оденет, третья-что родит 33 сына. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34 родился чудом, ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц.
- Вам ничего эта сказка не напоминает? (сказка о царе Салтане)
-Эпиграф нашего урока «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»
- Почему сказка ложь? В сказках выдуманные сюжеты, персонажи
- О каком тогда намёке говорится в сказке? хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы.
- В чем сила сказок? Добро побеждает зло
- О чем же сегодня пойдет разговор на уроке? О сказке
Да, сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок, пяти великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать симфонией русской души. У нас с вами заключительный урок и мы его проведем в необычной форме. Это будет урок закрепления сказки. А от вас потребуется знание сказки, внимание и память.
- Угадайте, какие сказки я вам сейчас буду загадывать?
Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицей морскою вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась —
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
— Это сказка о … .
(Рыбаке и рыбке)
В сказке этой царь на спицу
усадил подарок — птицу.
Коль кругом столицы мирно,
та сидит на башне смирно.
Но лишь чуть со стороны
к ним потянет дым войны,
закричит она, забьётся
и в то место обернётся.
Враг побит со всех сторон.
Кто ликует? … Царь Дадон!
Вспомни имя доброхота.
Чей подарок? … Звездочёта!
Дал царю он из мешка
Золотого … Петушка!
Долго б правил царь Дадон,
не терпя от войн урон,
В гроб свела царя девица —
Шамаханская … царица!
(Сказка о Золотом петушке)
Если сказку мы эту знаем,
То почешем в раздумьях лоб:
На что же, Балду нанимая,
Надеялся хитрый поп?
(Сказка о попе и его работнике Балде)
Дочка царская живет
У семи богатырей.
А кого царевна ждет?
Вспоминайте поскорей!
(Сказка о мертвой царевне)
Очень крепким он родился,
Только в бочке очутился.
Баре бочку засмолили,
В океан её пустили.
Мчалась бочка по волнам,
Быстро рос ребёнок там,
Он волне морской молился
И на суше очутился.
Вышиб дно и вышел вон,
Звали как его? ….
(Сказка о царе Салтане)
- Кто автор этих сказок? А.С.Пушкин.
- Что Вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине?
Краткую биографию нам подготовила Таня.
3.Работа по теме урока сказки.
- В начале сказки как ведет себя царь?ответы детей
- Похож ли он на царя?
-Почему?
-Как начинается действие сказки? Три девицы под окном
- Послушайте отрывок сказки в исполнении детей. Пожалуйста…
- Назовите, пожалуйста, полное название сказки?
-Что подсказывает название сказки? Герои являются главными в сказочном повествовании, и герои непросто называются, а им дается главная характеристика, отношение к ним автора
4. Выборочное чтение. Работа по учебнику.
- А теперь более подробно разберем сказку. Но, отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их. Работают все дети.
- Почему царь выбрал третью сестрицу? С.92.
- Почему царю пришлось проститься с женой? С.94.
- Кого родила царица? С 94.
- Какой текст письма послали с гонцом царю?с 94-95.
- Какое указание дал гонцу царь? с 95.
- Как изменили настоящий приказ? С 95
- Как чувствовали мать и сын себя в неволе? С 96.
- О чем просило дитя волну? С 96.
- Где оказались мать и сын после спасения? С 97.
- О чем подумал сын, выйдя на волю? С 97-98.
- Кого увидел царевич на море? С 97-98
- Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение? С 99-100
- Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? 1-комар, 2-муха, 3-шмель.
- О каких трех чудесах говорится в сказке? С 105, 111, 117-118.
5. Физкультминутка
Имитирование движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова
- Изобразите богатырей, выходящих из моря.
- Изобразите летящую царевну Лебедь.
- Гвидона, натягивающего лук.
- Танцующую белку, поющую песенки.
6. Характеристика героев. Работа в группах.
-Сейчас, ребята, мы проведем работу в группах. На столе у Вас карточки с именами героев, вы должны описать своего героя, каким он был в сказке.
Царь Салтан (добрый и справедливый, щедрый и очень доверчивый. Он с легкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой)
Князь Гвидон (сын царя Салтана, прекрасный, сильный, смелый и отважный юноша. Он спас царевну Лебедь от коршуна, справедливо правит в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки о получает награду: чудесную белку, дружину из тридцати трех богатырей и прекрасную невесту)
Царевна Лебедь (прекрасная и мудрая волшебница. Спасенная Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем становится его женой)
- Положительными или отрицательными качествами можно охарактеризовать героев?
- А каких бы Вы героев отнесли в группу отрицательных?
- Действия, которые совершают положительные и отрицательные персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло все равно будет наказано, а добро в любом случае победит!
- Вспомните, как заканчивается сказка?
- Как Вы думаете, счастливый ли конец у сказки?
- Почему?
7. Рефлексия.
- Что понравилось больше всего в работе?
- Что у Вас вызвало трудности?
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку?
Может быть, забытый век?
В сказке радость побеждает.
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают.
Начинают говорить.
Покидать нам сказку жалко.
Как уютный милый дом.
Сказка в жизни помогает.
Принимать людей с добром!
8. Подведение итогов урока.
Вот и подошел к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А.С.Пушкина, но и открыли для себя что-то новое.
- Чему же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане?
- Начните со слов «Меня эта сказка научила…»
- Как Вы думаете, для чего нужны чудеса?
- В жизни чудеса встречаются? Да, если в них верить
Настроены ли Вы на чудо?
Оно нас окружает всюду.
Его не разъять, не измерить.
В него нужно просто поверить.
- Спасибо, ребята, Вам большое за урок. Вы все-МОЛОДЦЫ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
Эпиграф урока… «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Александр Сергеевич Пушкин
Надежда Осиповна и Сергей Львович Пушкины.
Бабушка Мария Алексеевна. Няня Арина Родионовна.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Почему царь выбрал третью сестрицу? Речь последней по всему Полюбилася ему. «Здравствуй, красная девица, - Говорит он, - будь царица И роди богатыря Мне к исходу сентября»
Почему царю пришлось проститься с женой? В те поры война была. Царь Салтан, с женой простяся, На добра коня садяся, Ей наказывал себя Поберечь, его любя.
Кого родила царица? Наступает срок родин; Сына Бог им дал в аршин.
Какой текст письма послали с гонцом царю? «Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку»
Какое указание дал гонцу царь? «Ждать царёва возвращенья Для законного решенья»
Как изменили настоящий приказ? И привёз гонец хмельной В тот же день приказ такой: «Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром, И царицу и приплод Тайно бросить в бездну вод»
Как чувствовали мать и сын себя в неволе? Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; И растёт ребенок там Не по дням, а по часам.
О чём просило дитя волну? Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!
Где оказались мать и сын после спасения? Мать и сын теперь на воле; Видят холм в широком поле, Море синее кругом, Дуб зеленый над холмом.
О чем подумал сын выйдя на волю? Сын подумал: добрый ужин Был бы нам, однако, нужен.
Кого увидел царевич на море? Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней.
Как н аградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение? Видит город он большой, Стены с частыми зубцами, И за белыми стенами Блещут маковки церквей И святых монастырей.
Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? 1. комар Лебедь князю: «Вот в чем горе! Ну, послушай: хочешь в море Полететь за кораблем? Будь же, князь, ты комаром»
2. Муха Вот опять она его Вмиг обрызгала всего: В муху князь оборотился, Полетел и опустился Между моря и небес На корабль-и в щель залез.
3. Шмель И опять она его Вмиг обрызгала всего. Тут он очень уменьшился, Шмелем князь оборотился.
О каких трех чудесах говорится в сказке? 1. Белка; 2. 33 богатыря; 3. Царевна
Царь Салтан добрый и справедливый, щедрый и очень доверчивый. Он с легкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой
Князь Гвидон сын царя Салтана, прекрасный, сильный, смелый и отважный юноша. Он спас царевну Лебедь от коршуна, справедливо правит в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки о получает награду: чудесную белку, дружину из тридцати трех богатырей и прекрасную невесту
Царевна Лебедь прекрасная и мудрая волшебница. Спасенная Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем становится его женой
Рефлексия Самое интересное задание… Самая трудная работа на уроке… Я хочу узнать …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.
Урок литературного чтения 4 класс. Система Планета знаний....
Конспект урока по чтению в 3 классе Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди».
Название урока: урок чтения (урок изучения новой темы)Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Ца...
Конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" УМК "Перспектива"
Цель: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А.С.Пушкина «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной ца...
Технологическая карта урока по литературному чтению .А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
Урок литературного чтения в 3 классе, УМК "Школа России". На уроке представлены разнообразные формы работы (групповая, парная, фронтальная), которые способствуют умению работать с произведен...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме \'\'А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди\'\' (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе изучения сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...
Технологическая карта урока литературного чтения «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»» (УМК «Перспектива», 3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся посредством изучения сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».Планируемые результатыПредметные:1) знать биографичес...