Методическая разработка урока литературного чтения. В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цель: формирование у обучающихся способности к осмыслению главной идеи рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
Задачи:
- познакомить учащихся с содержанием рассказа
- формировать навык литературного осознанного чтения
- развивать способность прогнозировать содержания произведения в процессе чтения
- воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям
- развивать креативность мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v.yu_.dragunskiy_taynoe_stanovitsya_yavnym_.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»
Цель: формирование у обучающихся способности к осмыслению главной идеи рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
Задачи:
- познакомить учащихся с содержанием рассказа
- формировать навык литературного осознанного чтения
- развивать способность прогнозировать содержания произведения в процессе чтения
- воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям
- развивать креативность мышления.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
- самоопределение
- учебно-познавательный интерес к учебному предмету
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы
- следование моральным нормам и этическим требованиям
- умение ориентироваться в содержании рассказа
- оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности
2. Познавательные:
- формировать умение читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя
- анализировать заголовок произведения
- формировать у учащихся умения проводить анализ, сравнение
- сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки
- восстанавливать последовательность событий по вопросам
3. Коммуникативные:
- формировать умение работать в группе
- формировать умение аргументировать своё предположение, объяснять свой выбор
4. Регулятивные:
- прогнозировать содержание урока
- развивать умения давать оценку своей работе
- формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, портрет писателя.
Ход урока:
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята, садитесь! Надеюсь, наш урок принесёт всем радость общения друг с другом, пройдёт с пользой для всех. Я желаю вам успехов и творческих удач.
- Прочтите четверостишие (речевая разминка)
С разной интонацией (вопросительной, с удивлением)
Ваня сливу съесть решил,
А что сделал – утаил.
Отец об этом разузнал.
Поступок Вани явным стал.
-Как вы понимаете смысл этих слов? (Тайное всегда становится явным).
II. Актуализация знаний. (составление кластера)
- Ребята, любите ли вы тайны?
- Подберите слова, близкие по значению (синонимы), к слову «тайна» - секрет, молчание, неизвестное, скрытое.
-Как вы понимаете слово «явное»? – правда, понятное, открытое, настоящее.
- Теперь мы с вами знаем значение слов «явное» и «тайное»
III.Изучение нового материала.
- Не случайно мы начали сегодня разговор с этих слов.
- Как вы думаете почему?
- Предлагаю нам всем посмотреть буктрейлер.
- Вы знаете, что такое буктрейлер?
- Это небольшой видеоролик, рассказывающий о книге. (просмотр)
-Вы хотите узнать ответы на все вопросы?
- Что для этого мы должны с вами сделать?
- Откройте учебник на с.161. (на доске уже! написано)
- Прочитайте и скажите, кто автор произведения, которое нам предстоит прочитать?
- Известна ли вам фамилия автора? (Виктор Юзефович Драгунский) (Слайд)
- Это портрет известного детского писателя В. Драгунского. Когда читаешь рассказы В. Драгунского, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был и токарем, и режиссером, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке… клоуном. А когда в 40 лет у В. Драгунского родился сын Денис – он стал писателем. И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые, и дети. Читая рассказы В. Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.
- В детской литературе Драгунский известен, как автор серии замечательных произведений под общим названием «Денискины рассказы».
- Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений.
- Прочитайте название произведения.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Драгунский «Тайное становится явным)
- В рассказе, который мы сегодня прочитаем, нам встретятся слова ( на слайде):
- тайна
- мама
- Кремль
- явное
- нечестно
- милиционер
- окно
- становится
- каша на шляпе
- дядя.
- Дениска
- Как вы думаете, кто будет героями произведения?
- о чем может идти речь в этом произведении, и какие события могут описываться?
- С помощью опорных слов, давайте определим, какая работа нас ждёт на уроке:
- Познакомиться с произведением …
- Выразить своё отношение к …
- Узнать, что хотел …
- Познакомиться с произведением В.Драгунского
- Выразить своё отношение к героям.
- Узнать, что хотел сказать нам автор.
1. Словарная работа.
- Прежде, чем знакомиться с новым произведением, давайте разберём значение некоторых слов.
- Прочитайте выражение “Грановитая палата”
- Кто знает – что это такое? (показ на слайде)
Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства.
- Мы начинаем читать произведение. Во время чтения мы будем думать над содержанием и вести разговор с автором.
( Поставьте пальчик на первое слово, следите …..читам….)
IV. Работа с текстом. Анализ литературного произведения.
2. Первичное восприятие текста. Чтение с остановками. 1 часть
- Что однажды услышал Денис от мамы?
- Как мама объяснила свои слова? (подтвердите словами из текста)
2 часть (до слов: И мама ушла на кухню.)
- Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской? ( Не хотел есть кашу)
- Зачем мама заставляет есть кашу? (Полезно, надо утром кушать каши)
- Как решили конфликт мама и Дениска мы узнаем, если прочитаем дальше.
3 часть . Чтение – разведка. (Маркировка с использованием значков)
(До слов: потом сразу вернулся и сел за стол.)
- А сейчас вы сходите в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения.
- Вы прочитаете самостоятельно 3 часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее.
- Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте.
- Что Дениска сделал с кашей? Зачитайте.
1. Пошлепал ее ложкой
2. Посолил.
3. Посыпал сахаром.
4. Долил кипятку.
5. Добавил хрен.
6. Выплеснул на улицу
- Для чего Дениска всё это делал?
- Чем, по-вашему, закончится рассказ?
Чтение 4 части и составление схемы настроения
Прежде, чем продолжить читать текст, уточним значение некоторых слов:
Словарная работа:
Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным?
Интеллигент - образованный, воспитанный, культурный человек.
Следующее слово клевета – ложное обвинение
язвительный – злобно-насмешливый, стремящийся досадить, обидеть.
- Как менялось настроение мамы? (что испытала мама сначала? - радость, печаль, огорчение)
- Как менялось настроение Дениски? (радость, страх, стыд)
- Посмотрите ребята, каждый пережил сильные чувства от радости до страха и печали.
- Какой вывод сделал для себя Дениска? (подтвердите словами из текста)
V.Закрепление изученного материала.
- Ребята, мы прочитали с вами произведение, к какому жанру оно относится?
(небольшой по объему, мало действ. лиц, рассказывается об одном событии).
- Можно ли его назвать юмористическим?
- Какова роль смеха в этом рассказе? (Посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте. Никому не нравится когда над ним смеются)
- Что запомнил Дениска на всю жизнь?
- Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?
- В каких словах выражена главная мысль рассказа?
- Ребята, сейчас вы будете работать в парах.
На слайде:
Правила работы в паре:
Уважай своего товарища.
Умей выслушать.
Не согласен – предлагай.
- При работе эти правила нужно соблюдать, чтобы у вас всё получилось.
- Кубик Блума «Объясни», «Предложи», «Придумай»,
- В народе собрано много пословиц о правде, хороших поступках.
- Ребята, у которых на столе лежит задание для работы с пословицами, соберите из частей целую.
-объясни, какая из пословиц выражает главную мысль текста?
Шила в мешке не утаить.
Сначала думай, а потом делай.
Игра не доводит до добра.
Кашу свари, да ещё и в рот положи.
Как резва не будет ложь, а от правды не уйдёшь
- предложи картинный план рассказа, соотнеси его с цитатами из текста.
- придумай синквейн на тему (правда) – ребята, восстановите пирамидку, чтобы у вас получилось стихотворение из 5 строк, тема которого «Правда».
VI. Итог урока.
- Настало время проверить нашу работу. (Защита работ).
- Подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа? (открываю пословицу на доске)
- Какой урок преподнёс нам сегодня В.Драгунский? (всегда нужно говорить правду)
- Ребята, Виктор Драгунский написал очень много интересных рассказов о доброте, дружбе, справедливости. Перед вами небольшая выставка книг.
Поэт Яков Аким, близкий друг В. Драгунского сказал:
«Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский»
- Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.
VII. Рефлексия
- У вас на партах лежат смайлики. Если вы поняли, что тайное обязательно станет явным, то возьмите зеленый смайлик. Если считаете, что плохой поступок можно скрыть, то возьмите красный смайлик. Если вы никаких выводов не сделали, то возьмите желтый. (в середине Кремль, по кругу картинка мальчика)
VIII.Домашнее задание
- Возможно, в вашей жизни были случаи, когда вам приходилось скрыть явное, к чему это привело? Попробуйте себя дома в роли автора и напишите об этой истории в рабочей тетради на стр. 85. (слайд)
- Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, мне приятно было с вами общаться. Очень активно работали в группах, давали интересные, правильные ответы. Вы все поработали сегодня на отлично! Молодцы! И в память о нашей встрече, хочу подарить вам волшебные сувениры, которые будут напоминать о замечательных книгах В.Драгунского.
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения "Смешные книжки. тайна смешного. Н.Носов "Федина задача"
Данная разработка может быть использована в различных УМК как на уроке, так и во внеурочной деятельности....
конспект урока литературного чтения Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным», 2 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя:знакомство детей с творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; развитие инте...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «В. Драгунский «Тайное становится явным»», 2 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», формирование осмысления учащимися главной идеи произведения.Планируемые результатыПред...
Методическая разработка урока литературного чтения "И в шутку, и всерьёз. Рассказы Виктора Драгунского".
Методическая разработка в форме технологической карты к уроку литературного чтения или для внеклассной работы в 3-4 классе....
Конспект и презентация урока по литературе Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным»
Конспект и презентация урока по литературе Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным»...
Методическая разработка урока литературное чтение "Тайна шляпы волшебника"
Знакомство с Муми - семейством (Т. Янсон «Шляпа волшебника». Вступление. 1 часть). Знакомство со сказкой Т. Янсон «Шляпа волшебника», способствовать развитию интереса к сказке,...