КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «В. Драгунский «Тайное становится явным»», 2 класс "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», формирование осмысления учащимися главной идеи произведения.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать биографию В.Драгунского;
  • уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

 

Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своей деятельности;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник УМК «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., 2 класс, 2 часть, презентация, карточки с заданиями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                             ФИО учителя: Бояркина С.В.

Школа: № 70                                                                                                                    ФИ студента: Колесникова Т.

Класс: 2 В                                                                                                                      ФИО методиста: Кондратьева И.И.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «В. Драгунский «Тайное становится явным»»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», формирование осмысления учащимися главной идеи произведения.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать биографию В.Драгунского;
  • уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своей деятельности;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник УМК «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., 2 класс, 2 часть, презентация, карточки с заданиями.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

Присаживайтесь.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Это небольшое стихотворение будет девизом нашего сегодняшнего урока.

Приветствуют учителя

Л: самоопределение

II. Актуализация и мотивация

Практический – работа со стихотворением

Метод выразительного чтения

7 мин.

 Слушание фрагмента песни «В каждом маленьком ребёнке…»

- Какое настроение вызывает у вас эта музыка?

- Что, кроме самой музыки позволяет создать весёлое настроение песни?

- Какие это слова? А  кто смеётся? Сами ребята? или автор песни?

- А над чем обычно смеются люди? 

Предлагаю поработать в парах.

-Вспомните, какие произведения мы изучали, соедините название с автором.

Е.Благинина

Ф.Тютчев

В.Драгунский

В.Осеева

Э.Мошковская

Б.Заходер

"Я маму мою обидел"

"Волшебное слово"

"Товарищам детям"

"Зима недаром злится"

"Посидим в тишине"

-Все ли в порядке?

-радостное, весёлое

-слова песни

-смешные

-над какими-нибудь смешными случаями из жизни 

-Нет произведения у Драгунского

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

III. Постановка учебной задачи

Словесный - беседа

5 мин.

-Предположите, что будем изучать на уроке?

- Какие цели вы поставите себе на урок?

-Я подготовила для сегодняшнего урока план, чтобы мы с вами ничего не забыли.

1.Знакомство с автором

2.Знакомство с новым произведением

3.Работать над выразительностью чтения

4Анализировать текст

-Познакомимся с новым произведением В. Драгунского

- Познакомиться с произведением В. Драгунского .И узнать биографию автора.

Р: целеполагание.

Л:смыслообразование.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

IV. Открытие нового знания

Словесный – беседа

Словесный – рассказ

Словесный метод: слово учителя

Практический: работа с пословицей

Практический: словарная работа

10 мин

- Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Сервантеса «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».    

- Как вы понимаете смысл данного высказывания?

-Итак, Виктор Драгунский

- кто уже слышал фамилию этого писателя?

- Скажите, что писал Виктор Драгунский стихи, сказки или рассказы?

- Верно рассказы.

- А какие рассказы писал Виктор Драгунский: смешные или грустные?

- Какие рассказы Виктора Драгунского вы уже читали?

Виктор Драгунский родился в 1913 году в Америке, но уже в 1914 семья вернулась в Россию, где и прошло его детство. Учась в школе, он был очень активным, участвовал в играх, устраивал представления, пел, танцевал. В 17 лет Виктор принимает решение быть театральным актером.

Но началась война. В годы войны вместе с театром он выступал с концертами перед бойцами, которые направлялись на фронт, перед ранеными в госпиталях, поднимая их боевой дух.

Но больше всего на свете Виктора манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей. После войны Драгунский неожиданно для всех бросает театр и уходит в цирк. Работать рыжим клоуном! Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха.

Виктору Драгунскому было без малого почти пятьдесят лет, когда стали выходить его книжки для детей. Самая известная книга Драгунского «Денискины рассказы». Главным героем всех историй является мальчуган по имени Дениска. Кстати, сына Драгунского тоже зовут Дениской. Все рассказы разные: над одними смеёмся до слёз ( «Заколдованная буква», «Весёлые истории о школе», « Где это видано, где это слыхано…»), а над другими задумываемся, грустим ( «Девочка на шаре», Друг детства», «А он живой и светится»).

-Виктор Драгунский говорил:

«Смех – это радость. Я даю его двумя руками. Карманы моих клоунских штанов набиты смехом. Дети должны жить, они должны радоваться…и я должен приносить радость детям…»

-Каким был человеком В. Драгунский?  

- Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся.

Составьте пословицу из слов:   не   мешке   утаишь   в   шила.  

- А кто сможет объяснить смысл этой пословицы?

- Правду не скроешь.

- Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.

Рассказ, с которым мы познакомимся, называется «Тайное становится явным».

-Как вы понимаете название?

-Что такое тайна?

- Ребята, сейчас мы приступаем к чтению текста. Мы будем останавливаться во время чтения и обсуждать прочитанное.

Чтение рассказа

-Обсуждение высказывания

-Рассказы

-Заколдованная буква, Денискины рассказы

-Весёлым , добрым, любил детей, понимал их проблемы

-Шила в мешке не утаишь

Высказывают  свои мнения

-Нечто скрываемое от других, известное не всем

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: поиск и выделение необходимой информации.

Динамическая пауза

1 мин.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный  - беседа

Словесный: беседа по тексту

8 мин.

- Совпало ли ваше мнение о фразе "Тайное становится явным?" с объяснением мамы?

- Как вы считаете, почему мальчику показались интересными эти слова?

-Что узнали о Дениске?

-Какая сложная ситуация возникла для Дениски и послужила завязкой рассказа?

- Что, по вашему мнению, может дальше произойти в рассказе?

-Какую хитрость придумал Дениска, чтобы съесть яйцо?

- Как вы понимаете выражение «терпеть не могу манную кашу»?

- А выражение «вылитый Кощей»?

- Почему мама заставляет съесть сына кашу?

В этом отрывке между Дениской и мамой возник конфликт, а как нужно разрешать конфликты?

- Кто прав? Как решили конфликт мама и Дениска

-Что помогло вам понять, что для Дениски Кремль - это ценность?

- Чем, по-вашему может закончиться рассказ?

-Какого человека называют интеллигентным? 

-Как  вы думаете, что такое клевета? Подберите синоним.

-Прочитайте, как выглядел пострадавший.

-  Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается?

 - А кто ещё смеялся с нами? Дениска? Мама? Милиционер? Пострадавший?  

 -Кто создал эту комичную ситуацию?

 - Зачем автор смеётся сам и даёт нам возможность смеяться, когда другим не смешно?

- А что испытывала мама? Как сказано об этом в тексте, ведь рассказ написан от лица Дениски, а он не может знать, что думает или чувствует мама.

-  По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?

 

- Почему же Дениска не рассказал сразу маме правду? Он – лжец?

  - Какова роль смеха в этом рассказе?

 

- Почему мальчику было страшно взглянуть на маму?

- Как думаете, хорошо ли Дениска знал маму? Аргументируйте.

-Почему мама долго смотрела на сына, но не наказала его?

- Можно ли было избежать такой нелепой ситуации? Как?

-Имел  хорошую привычку слушать взрослых и задумываться над непонятными словами

-Уметь договариваться

-Договорились

-Ложь, враньё, выдумка

-Автор

-Мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась

-Посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте. Никому не нравится, когда над ним смеются.

П: построение логической цепочки рассуждений.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

П: поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с

достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: анализ объектов с целью выделения признаков.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический – работа с карточкой

Словесный - беседа

Давайте составим цитатный план этого рассказа. У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста.

- Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку.

Впишите в кружки соответствующие цифры.

  • «Видеть не могу манную кашу!»
  • «Вы выливаете разную гадость за окно!»
  • «Ты это запомнил на всю жизнь?»
  • «Ты должен съесть всё до дна!»
  • «А я остался с кашей наедине».

-Давайте проверим, что у вас получилось.

Работают с карточкой

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация

VII. Включение в систему знаний

Словесный - беседа

5 мин.

- Ребята, оказывались ли вы в подобной ситуации? Была ли у вас похожая ситуация, когда «тайное становится явным»?

- О каких человеческих качествах заставляет задуматься этот рассказ?

-Какая же проблема волнует автора?

- Какой урок вы извлекли для себя?

-Дениска совершил плохой поступок, хочет скрыть его, но все равно все узнали об этом, ему очень стыдно,  в первую очередь перед мамой

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: анализ объектов с целью выделения признаков.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный - беседа

5 мин.

- Что вы узнали на уроке?

-За что вы похвалили бы себя?

-Что у вас особенно получилось?

-Как вы поняли название рассказа?

-Кто его написал?

-Что вы узнали об авторе?

Р: оценка.

П: структурирование знаний.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Задания для дистанционного обучения

  1. Решите кроссворд, впишите слова в клетки.

По горизонтали:

1.Злобно-насмешливый, стремящийся досадить (синоним)

3.Способность подмечать смешное комичное

4.То же, что ложь, вранье

6.Точная выдержка из текста

7.Фамилия автора рассказа «Тайное становится явным»

По вертикали:

2.Жанр произведения «Тайное становится ясным»

5.Образованный, культурный, вежливый человек (синоним

8.Самое главное в тексте, состоящее из нескольких пункт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:знакомство детей с творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; развитие инте...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: «Г. Остер «Будем знакомы» (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: организация учебной деятельности учащихся по ознакомлению с творчеством детского писателя Г. Остера и его произведением «Будем знакомы»; формирование и развитие ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Фольклор народов зарубежных стран (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса к литературе зарубежных стран; ознакомление учащихся с одним из видов детского зарубежного фольклора – пес...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: М.М.Пришвин "Выскочка". УМК "Школа России", 4 класс

Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о творчестве М.М.Пришвина; раскрытие смысла рассказа; формирование умений анализировать поступки и характер героев; понимание авторского отношения...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: В. Драгунский «Друг детства» (3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством В. Драгунского и его произведением «Друг детства». Планируемые результаты:Предметные: - уметь читать вслух с постепе...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Г.Остер "Будем знакомы" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией и творчеством Г.Остера; формирование у учащихся целостного представления о главной мысли произведения; развитие творческих способностей де...

Методическая разработка урока литературного чтения. В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»

Цель: формирование у обучающихся способности к осмыслению главной идеи рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».Задачи:- познакомить учащихся с содержанием рассказа- формировать...